Файл: Индивидуальный образовательный маршрут как форма работы с одарёнными детьми в условиях дополнительного образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования дом детского технического творчества «Юный техник» с. Серафимовский муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Индивидуальный образовательный маршрут как форма работы с одарёнными детьми в условиях дополнительного образования


Разработала: методист

Санникова Е.Н.
Г.Туймазы

2023
Структура индивидуального образовательного маршрута

Компоненты

Содержание компонентов

Целевой

Постановка целей, определение задач образовательной работы

Содержательный

Отбор содержания программного материала на основе образовательной программы

Технологический

Определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка

Диагностический

Определение системы диагностического сопровождения

Результативный

Формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий

В центре внимания современного образования стоит процесс познания, ориентирующий учащегося на самостоятельный поиск, исследование, открытие, деятельность. Для реализации индивидуальных особенностей развития и обучения детей необходимо создание интегрированной модели образовательного пространства - индивидуального образовательного маршрута.

Цель индивидуальных образовательных маршрутов: обеспечить формирование и реализацию потребности учащихся в самоактуализации, саморазвитии.

Задачи:

  • создать условия для существенной дифференциации содержания обучения и воспитания учащихся с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ;


  • активизировать познавательную деятельность учащихся, повысить роль самостоятельной творческой исследовательской работы педагога и учащегося;

  • обеспечить развитие целостной структуры личностных свойств ученика, позволяющих наиболее успешными способами осваивать учебный материал и раскрывать свой творческий потенциал.



Этапы реализации

Формы и способы деятельности педагога

Практический выход

Диагностический

Проведение мониторинга -анкетирование, наблюдение, контрольные мероприятия.

Материал для исследования и планирования дальнейшей работы

Аналитико-исследовательский

Анализ диагностических работ, анкетирования, наблюдения. Выявление успешности обучения учащихся по конкретным темам

Информация об индивидуальных особенностях учащихся, сопоставление с реальными учебными возможностями (РУВ)


Организационно – проектировочный

Поиск путей педагогической поддержки. Определение темы, компетентностей учащихся. Выбор форм и способов работы. Сроки. Составление ИОМ (индивидуальный образовательный маршрут) учащегося.

ИОМ (индивидуальный образовательный маршрут учащегося)

Деятельностный

Работа по ИОМ учащегося с целью его развития и поддержки.

Развитие и поддержка творческой одаренности учащегося.

Итоговый

Анализ работы по ИОМ. Выявление положительных и отрицательных моментов. Определение перспектив для дальнейшей работы.

Существует множество методик диагностики уровня развития спо­собностей и одаренности.

Вот некоторые из них:

  • тест «А не живёт ли с вами вундеркинд?»;

  • для детей дошкольного возраста применяются тесты Стенфорда - Бине, Векслера, а также различные методики и их комплексы (Е.П.Торренс, Д.Б.Богоявленская, В.А.Петровский, К.В. Тарасова и др.);

  • диагностика умственных способностей;

  • анкета для родителей;

  • диагностика мышления;

  • методика «оценка общей одарённости»;

  • методика «индивидуальный портрет».


Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с ребенком и его родителя­ми определяет цели и задачи маршрута - 2 этап.

  1. этап «Определение времени»: срок действия маршрута определяется в соответ­ствии с поставленными целями и задачами в индивидуальном порядке по согласова­нию с родителями и самим ребенком.

  2. этап «Определение роли родителей»: предусматривает участие родителей в раз­работке маршрута, определении целей в совместной творческой деятельности со своим ребенком (например, изготовление костюма для выступления на концерте, покупка инструментов и материалов для выполнения заданий и др. Часто родители оказывают именно финансовую помощь).

  3. этап «Разработка учебно-тематического плана»: педагогу необходимо совмест­но с ребенком и родителями подобрать темы занятий дополнительно к темам из ос­новной программы, опираясь на интересы ребенка, его возможности и поставленные цели. Возможно совмещение занятий индивидуального маршрута с основной программой, только в углублённом изучении проблемы затрагиваемой на занятии.

  4. этап «Определение содержания»: определяется сама методика работы с ребен­ком. Педагог подбирает методы работы с одаренным ребенком по ИОМ и добавляет их к традиционным методам из базовой программы. Что касается форм и методов занятий, они разнообразны: игра, эвристическая беседа, экскурсия, наблюдение, практическое занятие, тренинг, творческая мастерская, эксперимент, мозговой штурм, исследование.

Формы подведения итогов: концерт, открытое занятие, демонстрация достижений, зачетная работа, тесты, персональная выставка и др.

  1. этап «Интеграция с другими специалистами»: педагог, проанализировав ре­зультаты диагностики и исходя из содержания учебно -тематического плана, решает, нужно ли для достижения поставленной цели привлечь к работе с данным ребенком других специалистов (например, если по результатам диагностики выяснилось, что у обучающегося психические особенности, то ему необходимо поработать с психоло­гом, или вокалисту необходимо поработать с хореографом).

  2. этап «Определение способов оценки и самооценки успехов ребенка»: лучше проводить оценку успехов на каждом этапе освоения маршрута. Самооценку обучающийся может провести по схеме самоанализа:



Таким образом, обучение детей по индивидуальным образовательным маршру­там требует серьезной и кропотливой предварительной работы.

Переход на обучение детей по индивидуальным образовательным маршрутам позволяет: усилить поисково-исследовательский, проблемный характер содержания обучения, связанный с апробированием, моделированием, экспериментированием в рамках образовательной программы; формировать портфолио обучающегося, сосре­доточить контрольно-оценочную деятельность педагога на анализе и оценке спосо­бов и результатов собственной самостоятельной работы; перевести контрольно- оценочную деятельность педагога на помощь в освоении обучающимися способов учения и на фиксацию их достижений.

Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута в настоящее время нет. Невозможно определить этот маршрут на весь период в объ­единении сразу. Индивидуальный образовательный маршрут должен отражать про­цесс изменения в развитии и обучении ребенка. С помощью индивидуального обра­зовательного маршрута происходит своевременная коррекция педагогического про­цесса.

Изучив и проанализировав литературу по вопросу построения индиви­дуального образовательного маршрута, мною был составлен пример индивидуально­го образовательного маршрута для одаренных обучающихся Центра по разным направлениям деятельности и предложен педагогам (приложение 1).

Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут - это технология бу­дущего, которая способствует самореализации обучающихся и педагогического коллектива, реально становится персональным путем реализации личностного по­тенциала обучающегося в условиях дополнительного образования.

Приложение 1.

Схема самоанализа обучающегося,

реализующего индивидуальный образовательный маршрут.


  1. Какие цели я ставил перед собой в начале учебного года? (Что я хотел?)

______________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие действия я спланировал для достижения цели? (Что я должен сделать?) ______________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Удалось ли мне реализовать задуманное? (Что я сделал для достижения цели?) _______________________________________________________________________________________________________________________________

  3. Какова эффективность моих действий? (Чему научился? Что необходимо еще сделать?)



Приложение 2

Пример индивидуального образовательного маршрута
Обучающего(ей)ся

(название детского объединения)

Художественное направление

  1. Фамилия, имя, отчество обучающего(ей)ся

  2. Возраст: , дата рождения

  3. Год обучения в детском объединении

год вступления в объединение

  1. Характеристика личностных качеств (краткая):

  1. Основания для создания индивидуального образовательного маршрута:

способствовать наиболее полной реализации индивидуальных творческих способностей (наличие дости­жений).

  1. Этапы образовательного маршрута.

Этап / цель

Содержание

Предполагаемый результат

Начальный этап

Цель: выявить индивидуаль­ные интересы и творческие потребности на данном этапе.

  1. Беседы и наблюдения за обучающимся во время заня­тий.

  2. Проведение анкетирования по изучению мотивации и творческих способностей.

  3. Выявление индивидуальных творческих желаний и интере­сов.

  4. Индивидуальные занятия по

1.Развитие индивидуального инте­реса к декоративно-прикладному или изобразительному искусству.

  1. Подготовка к мероприятиям, рас­крывающим творческие возможно­сти.

  2. Участие в конкурсах.

Этап развития

Цель: способствовать даль­нейшему развитию и реализа­ции творческих способностей обучающегося.

  1. Проведение методик по изу­чению уровня самооценки и притязаний, по изучению тем­перамента.

  2. Продолжение индивидуаль­ных занятий.

  3. Усложнение видов творче­ской деятельности, подготовка к участию в конкурсе.

  1. Высокий уровень участия в го­родских, районных и областных конкурсах.

  2. Развитие творческих способно­стей, самооценки и уровня притяза­ний.

Этап саморазвития

Цель: содействовать выходу творческой деятельности обучающегося на новый, более высокий уровень

  1. Совместный подбор и об­суждение нового творческого материала.

  2. Индивидуальная работа над творческим проектом.

  1. Высокий уровень участия в кон­курсах разного уровня.

  2. Развитие субъектной позиции и креативности.