Файл: Методические рекомендации по организации домашнего чтения 12 Список использованных источников 15.docx
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5) Формирование моделей поведения
Через литературные произведения ребенок видит правильную модель поведения и учится применять ее в жизни: как решать конфликты, как строить свои отношения с людьми, поддерживать дружеские отношения, ставить перед собой цели и достигать их. А обсуждение внутри семьи поможет избежать ошибочного понимания этих моделей.
Именно в таких читающих семьях, где и папы принимают активное участие в воспитания ребенка, царит доброжелательная обстановка и гармония. Как правило, в таких семьях низкий уровень насилия и семейных разногласий и они более благополучны.
Как подобрать книгу, соответствующую возрасту ребенка?
Для того чтобы понять какая книга подходит для чтения вашему ребенку, необходимо отталкиваться от его индивидуальных особенностей. Например, некоторые дети уже в 4 года с увлечением слушают рассказы Носова, в то время, как другие в этом же возрасте с трудом понимают обычные сказки. Многое зависит от жизненного опыта ребенка. Если ранее ребенок часто встречался с литературными произведениями, ему много читали и разговаривали с ним о прочитанном, то и, конечно, такому ребенку намного легче адаптироваться от сказки к более серьезным рассказам.
Есть еще один важный фактор, для того чтобы подобрать книгу вашему ребенку, важно учитывать о героях какого возраста в ней рассказывается.
Допустим, в произведениях Н. Носова героям около 7 лет, и читать эти рассказы детям 3-4 лет довольно рано. В целом, ребенок способен понять содержание, особенно ему будут интересны смешные моменты произведения, но в большей степени дети такого возраста не поймут некоторых случаев, так как им просто не достаточно приобретенного опыта.
Если говорить о повести-сказке Астрит Линдгрен «Малыш и Карлсон», где рассказывается о мальчике в возрасте 7 лет. Несмотря на это, данное произведение любят и дошкольники, потому что в ней присутствует элемент сказки, который соответствует и раннему возрасту ребенка. В этом произведении присутствует и другой герой по имени Карлсон, который в свою очередь возраста не имеет.
Есть и другая повесть этого же писателя под названием «Эмиль из Ленеберги», к которой говорится о пятилетнем мальчишке – большом шалуне. Соответственно именно дети пятилетнего возраста так любят это произведение, потому, что полностью понимают действия главного героя.
Во время выбора книги для ребенка, рекомендуется пролистать ее и обратить внимание на возраст героев. Так как персонажи из этой книги поступают так же, как и ребенок в этом возрасте. Поэтому чем более
подходящий возраст героев будет вашему ребенку, тем более понятной и увлекательной будет книга для него.
Если говорить о сказках, то, вроде, она стирает возрастные границы. Однако не все сказки будут понятны пятилетнему ребенку. Допустим сказка «Снежная королева» и «Теремок» очевидно отличаются друг от друга, но первая ему будет сложна для понимания, в то время как вторая уже будет совсем неинтересна ему. Ребятам до двух лет следует читать короткие стишки С. Маршака, Агнии Барто, сказки «Теремок» «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба». С двух лет можно начинать знакомить с автором К. И. Чуковским, с увлекательным миром таких своеобразных сказок, которые так притягивают малышей. «Тараканище», «Мойдодыр», «Доктор Айболит». «Муха-цокотуха» - ребят настолько поглощают эти произведения, что они просят перечитывать их снова и снова, пока не будут повторять его вместе с вами наизусть.
В этом возрасте также следует знакомить детей с русской народной сказкой, а так же различными стихами. Детям до трех лет очень нравится сборник стихов Ю. Мориц под названием «Большой секрет для маленькой компании». Детям в возрасте от трех лет можно начинать читать произведения более объемные по содержанию перед сном каждый вечер. Такие великолепные произведения «38 попугаев» Григория Остера, Э. Успенского «Трое из Простоквашино», «Крокодил Гена и его друзья», «Приключения Буратино» А.Н. Толстого, «Винни-пух и все-все-все» Алана Милна, а так же вышесказанную повесть-сказку Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон».
С четырех лет ребенок начинает осознавать события происходящие в книге и выражать свое мнение. Очень важно этот момент не упустить и вовремя включить в читаемое такие произведения как «Золушка», «Приключения олененка Бэмби», «Белоснежка. В этих книгах затронуты важные для человека чувства как взаимоотношения, сопереживание, боль, которые нужно научиться понимать. Данные книги заставляют плакать даже взрослых, поэтому дети, которые уже научились вслушиваться в содержание произведения, впервые сталкиваются с жизненной несправедливостью и всерьез сопереживают героям. После таких достаточно серьезных книг, необходимо переключить ребенка на веселую и спокойную ноту, чтобы психологически разрядить ребенка.
А вот после пяти лет выбор книг в большей степени остается за ребенком, родители лишь направляют его выбор. С этого времени можно уже начать посещать детскую библиотеку. Накопившийся опыт ребенка уже позволяет сделать выбор для чтения, тем более, если ребенок начал уже читать самостоятельно.
1.3 Методические рекомендации по организации домашнего чтения
Возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами, родители имеют большие возможности для того, чтобы подготовить ребенка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной. В таком случае чтение становится желанным, ожидаемым. Кроме того, в режиме дня необходимо выделить определенное время, чтобы к этому часу малыш настраивался на восприятие книги. Всегда найдется 15-20 минут, чтобы почитать ребенку. Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребенка и окружающие относятся к его занятиям "уважительно".
Полутора-двухгодовалый ребенок может быть сосредоточен на книге 1-2 минуты, но и детям постарше читают не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается. Конечно, речь идет об активном общении с книгой, требующем работы мысли и чувства. Пассивно ребенок может слушать намного дольше. Наслаждаясь общением и близостью с любимым человеком, он то отключается, то слушает вновь.
Помните: ребенок не может быть все время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание! Пусть малыш повторяет за вами слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации. Дети это очень любят. Можно предложить ребенку вместе хором рассказывать сказку.
Особо следует остановиться на детской любви к повторным чтениям. Все знают, что ребенок буквально "доводит" своих близких до изнеможения, требуя читать ещё и ещё раз одно и то же произведение. Дети жаждут повторных чтений, чтобы вновь и с большей силой пережить радостное волнение: их волнует и сюжет, и герои, и образные поэтические слова, и музыка речи. Повторные чтения тренируют память и развивают речь. После многократных чтений ребенок запомнит книгу и сможет проявить столь желанную для него самостоятельность: читать наизусть стихи, пересказывать рассказы и сказки, делать к ним рисунки.
Существуют правила, которые сделают чтение вслух привлекательным для ребенка:
1. Показывайте ребенку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребеное это почувствует и утратит интерес к чтению.
2. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Он должен знать, что книга - это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка. которую можно возить по комнате. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевертывать страницы. После рассматривания убирайте книгу на место.
3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребенком. Взрослый во время чтения должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочитанного. В этом случае ребенок чувствует, что повествование обращено к нему, а нам видно, какие чувства вызывает у него то, о чем вы читаете.
4. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Роль чтеца при организации домашего чтения трудно переоценить. Именно от него зависит, какую атмосферу, какое настроение он создаст, как будет направлять внимание детей, активизировать и успокаивать их. В процессе чтения нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, иногда можно попросить просто молча"слушать себя". Слово "слушать" означает не только физический слух, но и способность чувствовать, ощущать "внутренние звуки" - это ощущения, которые могут быть разными: от легкости, приятного тепла, "мурашек" до покалывания, чувства тяжести, неприятных ошущений.
5. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленее, то громко, то тихо - в зависимости от содержания текста. Читая малышам стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не перебарщивайте.
6. Сокращайте текст, если он слишком длинный. Коротко перескажите окончание. В процессе рассказывания недопустимы пропуски, затянувшиеся паузы.
7. Читайте книги всегда, когда ребенок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него - нет.
8. Читайте малышу вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребенок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители.
9. Не уговаривайте послушать, а "соблазняйте" его. Полезная уловка: позвольте ребенку самому выбрать книгу.
10. С раннего детства ребенку необходимо подбирать его личную библиотеку. Ходите с ребенком в книжный магазин, библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно.
11. Не отрывайте ребенка от чтения или рассматривания книги с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое.
Список использованных источников
-
Алексеева, А.А. Формирование готовности к овладению чтением и письмом проблемы и пути решения [Текст] / А.А. Алексеева // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 2. - С. 72-78. -
Болотская, С. Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе [Текст] / С. Болотская, Т.Сквирер // Детский сад от А до Я. - 2008. - № 4. - С. 150-153. -
Гончарова, Е.Н. Ранние этапы приобщения детей к чтению [Текст] / Е.Н. Гончарова // Воспитание школьников. - 2005. - № 12. - С. 45-56. -
Гриценко, З.А. Ты детям сказку расскажи [Текст]:методика приобщения детей к чтению /З.А. Гриценко. - М.: Линка-Пресс,2003. - 176 с. -
Тимофеев И.Н. Что и как читать Вашему ребенку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением. СПб.: РНБ, 2000.