ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кто работает по 223-ФЗ
Заказчики
Закон устанавливает правила закупок для определенных заказчиков — отдельных видов юридических лиц. Это:
- госкомпании с долей участия государства больше 50%, их «дочки» и «внучки»;
- естественные монополии;
- организации, которые занимаются энергетикой, газо-, тепло- и водоснабжение и др.;
- бюджетные учреждения, ГУПы и МУПы, если закупаются за счет грантов, пожертвований, средств субподряда или тратят самостоятельно заработанные деньги;
- ФГУПы, имеющие важное значение для безопасности России и обеспечения прав ее граждан (перечень устанавливает Правительство);
- компании, реализующие с господдержкой инвестиционные проекты дороже 500 млн рублей;
Каждый заказчик утверждает свое положение о закупке. Оно базируется на принципах закона, но содержит нормы, которые не установлены 223-ФЗ. Например, заказчик может не заключать контракт, если прописал это право в положении о закупке.
Важно:
Читайте положение о закупке каждого конкретного заказчика — в нем основные правила, которые регулируют закупки компании на всех этапах: от планирования тендеров до заключения договора, приемки товаров, работ или услуг.
Заказчики должны следовать следующим принципам: прозрачность и открытость закупок, развитие конкуренции среди участников, эффективное расходование денег, равноправие и неизменяемые требования к участникам.
Поставщики
Поставщиками могут быть любые юридические или физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели и самозанятые. На стороне одного участника могут выступить несколько юридических или физических лиц.
Требования к участникам определяют заказчики и указывают их в положении о закупке и документации о каждой конкретной закупке. Заказчик может проводить предквалификационный отбор. Это помогает отсеять участников без опыта или предостеречься от закупки некачественных работ или услуг. Но заказчик не имеет права своими требованиями ограничивать конкуренцию.
Электронные торговые площадки
Большинство закупок проходит в электронной форме. Заказчик может выбрать любую электронную торговую площадку (ЭТП). Их больше 150 и у каждой — свои правила. Поставщикам нужно регистрироваться на каждой ЭТП отдельно, чтобы участвовать в закупках разных заказчиков. Площадки обычно берут с поставщиков плату за регистрацию или требуют купить абонемент на участие в закупках.
Закупки у МСП проводятся только в электронной форме на восьми основных федеральных площадках госзакупок. Для работы на этих ЭТП обязательна регистрация в Единой информационной системе (ЕИС).
На федеральных ЭТП малый и средний бизнес работает бесплатно. Победитель платит 1% от начальной максимальной цены контракта, но не больше 2000 руб.
Оператор ЭТП обеспечивает:
непрерывную работу площадки и надежность ПО;
обмен электронными документами между заказчиком и поставщиками, неизменность подписанных электронных документов;
равный доступ участников к закупкам и конфиденциальность содержания их заявок.
Для регистрации и обмена электронными документами участникам нужна электронная подпись (ЭП).
Требования к сертификатам ЭП поставщиков определяет каждая конкретная площадка. Это может быть квалифицированная электронная подпись (КЭП) — для работы на восьми федеральных площадках госзакупок. Или КЭП со специальным расширением для определенной площадки — OID-ом.
Преимущества для заказчиков по 223-ФЗ
Закон дает заказчикам больше свободы, чем 44-ФЗ. Они могут выбирать удобный для себя способ закупки и оперативнее менять план закупок. Заказчики сами устанавливают сроки закупок по неконкурентным способам и обосновывают закупки у единственного поставщика. Строгие правила для них действуют только в закупках у малого и среднего бизнеса (МСП).
Преимущества для поставщиков по 223-ФЗ
Закон дает ряд преимуществ отдельным участникам. Для малого бизнеса и самозанятых — это сроки оплаты и фиксированные размеры обеспечения контрактов.
Для поставщиков российских товаров и поставщиков продукции, включенной в специальные реестры, — это приоритет при рассмотрении заявок (согласно Постановлениям Правительства РФ №925 и № 2013).
Для малого и среднего бизнеса — это льготы и преференции.
В 2021 году минимум 20% всех закупок заказчики обязаны провести у малого и среднего предпринимательства (МСП). В 2022 году этот объем увеличится до 25 %.
Что не регулирует 223-ФЗ
- Компании, в уставных капиталах которых доля государства меньше 50%, не попадают под действие 223-ФЗ. Также закон не регулирует:
- куплю-продажу ценных бумаг, долей в хозяйственных товариществах, паев в производственных - кооперативах;
- покупку валюты, драгметаллов и биржевых, товаров;
- закупки в области военно-технического сотрудничества;
- закупки товаров и услуг по международным договорам;
- отбор организаций для бухгалтерского аудита;
- обязательные договоры на рынке обращения электрической энергии и мощности;
- лизинговые и межбанковские операции «ВЭБ.РФ»;
- деятельность владельцев облигаций;
- банковское сопровождение государственных оборонных заказов;
- закупки заказчика у взаимозависимых с ним юридических лиц;
- закупки зарегистрированных за рубежом юридических лиц для целей иностранных государств;
- отбор субъектов оценочной деятельности;
- совместную деятельность по договору инвестиционного товарищества;
- закупки услуг по договорам синдицированного кредита;
- инженерные и строительные работы, которые курирует публично-правовая компания «Единый заказчик в сфере строительства».
Правовая основа 223-ФЗ
Закон опирается на положения Конституции и Гражданского кодекса Российской Федерации. Заказчик утверждает свое положение о закупке в соответствии с ними. Некоторые заказчики — учредители бюджетных организаций и собственники унитарных предприятий — могут утвердить типовое положение о закупке.
Способы закупок и их разновидности
Все способы закупок по 223-ФЗ делятся на конкурентные и неконкурентные.
Конкурентные закупки — это тендеры, в которых участники борются за право заключить договор с заказчиком на условиях, выдвинутых в заявках и предложениях. Для проведения такой закупки заказчик публикует информацию о ней в ЕИС или направляет приглашения к участию в закрытой процедуре минимум двум поставщикам.
Описание объекта конкурентной закупки при этом должно подчиняться строгим правилам (ч. 6.1 ст. 3):
В нем указывают потребительские свойства, технические и качественные характеристики, при необходимости — эксплуатационные характеристики.
Оно не должно содержать требования, которые могут неправомерно ограничить число участников, и указания на товарные знаки (ТЗ) и фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы и страны происхождения товаров — кроме случаев, когда нет другого способа более точно описать предмет закупки.
При указании на товарный знак нужно в скобках добавлять слова «или эквивалент» — кроме случаев несовместимости с товарами других ТЗ, технических ограничений в закупках запчастей и расходных материалов к машинам и оборудованию, закупок для исполнения государственного или муниципального контракта и тендеров с указанием конкретных ТЗ по условиям международных договоров.
Неконкурентные тендеры — это закупки у единственного поставщика или подрядчика, а также другие виды закупок, предусмотренные Положением о закупке заказчика. Такие закупки обычно не признаются торгами и к ним не применяются правила ч.3 ст. 3 223-ФЗ.
Конкурентные способы закупки
Конкурс — вид торгов, где побеждает участник, предложение которого лучше других отвечает требованиям заказчика — в результате сопоставления заявок по указанным заранее критериям.
Аукцион — вид торгов, где побеждает тот, чья заявка отвечает требованиям заказчика и кто предложил самую низкую цену. Участники снижаются от НМЦД на установленную в документации величину — шаг аукциона. Если цена снизится до нуля, борьба пойдет за право заключить договор — тогда победит участник, который предложил наибольшую цену.
Запрос котировок — вид торгов, где победителем становится участник, заявка которого соответствует требованиям и содержит наименьшую цену.
Запрос предложений — вид торгов, где побеждает участник, заявка которого наиболее полно отвечает требованиям заказчика и содержит лучшие условия. В отличие от конкурса здесь участники могут улучшать первоначальные предложения и направлять заказчику окончательные.
Закон предусматривает иные способы, которые заказчик может установить в своем Положении о закупках. Эти способы должны отвечать указанным выше требованиям (ч. 3 ст. 3 223-ФЗ).
Способ закупки | Разновидности | Сроки размещения в ЕИС извещения и документации |
Конкурс | — открытый конкурс, — конкурс в электронной форме, — закрытый конкурс | не менее чем за 15 дней до даты окончания приема заявок |
Аукцион | — открытый аукцион, — аукцион в электронной форме, — закрытый аукцион | не менее чем за 15 дней до даты окончания приема заявок |
Запрос котировок | — запрос котировок в электронной форме, — закрытый запрос котировок | не менее чем за 5 рабочих дней до дня окончания срока приема заявок |
Запрос предложений | — запрос предложений в электронной форме, — закрытый запрос предложений | не менее чем за 7 рабочих дней до дня проведения запроса |
Таблица. Конкурентные способы закупок по 223-ФЗ и их разновидности
Основные документы в закупках по 223-ФЗ
Положение о закупке
Положение о закупке — главный документ, который регламентирует действия заказчика на всех этапах закупочного процесса — от планирования до заключения договора и приемки товаров и работ. Оно должно содержать:
- Основные понятия и термины;
- Область применения;
- Требования к закупке и участникам;
- Порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора (НМЦД);
- Формулу расчета сумм, которые заказчик должен выплатить поставщику по договору;
- Определение и обоснование цены единицы товара, работы или услуги;
- Определение максимального значения цены договора;
- Правила подготовки и проведения закупок, условия использования конкурентных и неконкурентных способов закупки;
- Особенности проведения закупок у малого и среднего бизнеса (МСП) и при предоставлении других преимуществ;
- Содержание извещения и документации о закупке;
- Порядок заключения, исполнения и расторжения договоров;
- Иные положения, связанные с обеспечением закупки.
Положение о закупке утверждается высшим руководством компаний-заказчиков и публикуется в Единой информационной системе (ЕИС) на неопределенный срок — не позднее 15 дней с даты утверждения. Учредители бюджетных организаций и собственники унитарных предприятий могут утвердить типовое положение о закупке.
Если заказчик за календарный год не выполнил требования государства по закупкам у МСП или разместил недостоверные сведения о годовом объеме таких закупок, то положение о закупке этого заказчика с 1 февраля следующего года считается неразмещенным. Заказчик должен будет руководствоваться нормами 44-ФЗ.
План закупки
Планы закупок заказчики также должны публиковать в ЕИС — на календарный год. План закупки должен содержать основные параметры каждой будущей закупки. Правила формирования плана закупки и требования к его форме устанавливаются Правительством РФ.
План закупок у МСП публикуется не менее чем на три года, план закупок инновационной и высокотехнологичной продукции и лекарств размещается на срок от пяти до семи лет.
Извещение о закупке