Файл: Курсовая работа по дисциплине Общесихологический практикум.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский институт бизнеса, управления и психологии»


КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

Курсовая работа

по дисциплине «Общесихологический практикум»

ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ

Выполнил: студент гр. 153

Иванов И.И.

Проверил: Арышева А.П.

«___»____________2016г.

______________________

(оценка, роспись)


Красноярск 2023

СОДЕРЖАНИЕ


Введение 3

I Теоретические подходы к изучению ценностных ориентаций молодёжи 6

1.1 Ценности и ценностные ориентации личности: анализ понятий 6

1.2 Ценностные ориентации: структура, типология, факторы влияния 10

1.3 Исследования ценностных ориентаций в зарубежной и отечественной социологии 14

II Социологическое исследование ценностных ориентаций студенческой молодёжи (на примере СИБУП) 20

2.1 Методические основы изучения ценностных ориентаций молодёжи 20

2.2 Анализ ценностных ориентаций студенческой молодёжи 24

2.3 Пути совершенствования процесса формирования ценностных ориентаций молодёжи 27

Заключение 31

Список использованных источников 34



Введение



Актуальность. Молодёжь является наиболее развивающейся, восприимчивой и современной социальной группой населения. В разных странах по–разному определяется возраст молодёжи. Так, в Российской Федерации в рамки «молодёжи» входят люди с 14 до 35 года. Считается, что именно в этом промежутке молодые люди проходят основной этап интеграции в обществе, социализации и включении в жизнь социума.

Важнейшим воспитательным и образовательным аспектом является формирование системы ценностей и ценностных ориентаций современной молодёжь. Если ещё в середине XX века можно было говорить о более–менее стабильном развитии и трансляции традиционных незыблемых ценностей, например, семьи, брака, образования и др., то в быстро меняющемся скоростном XXI веке вопрос сохранения традиционных ценностей стоит наиболее остро. Проблема заключается в существовании многополярной системы источников, через которые молодые люди получают ценностные ориентиры и знания об обществе. Если ранее основными ретрансляторами ценностей были семья, близкие, друзья, школа, то теперь, наряду с вышеперечисленными, в этом качестве выступают интернет, СМИ, блоггеры, музыканты, деструктивные организации, осуществляющие свою деятельность под видом полезных и благотворительных и т. д. Современному молодому человеку
очень сложно ориентироваться в обществе, в котором слишком много центров ценностных тяжестей.

Важно понимать, что ценностные ориентиры общества – его стержень. Без чётко выстроенной и слаженной системы передачи ценностей и системы «ответов» деструктивным и иным вредным ценностям невозможно выстроить процветающее и быстро развивающееся общество XXI века. Именно этому вопросу и посвящена данная курсовая работа – ценностным ориентирам молодёжи, перспективам их развития и возможным проблемам.

Теоретическая значимость работы заключается в использовании документов и литературных источников за последние 5 лет, обобщение и систематизация актуальной информации. Практическая значимость работы заключается в потенциальном применении полученных результатов работы на практике при осуществлении работы с современной молодежью по формированию ценностных ориентиров.

Целью работы является изучение современного состояния ценностных ориентиров молодёжь.

Для достижения этой цели необходимо обозначить следующие задачи:

– изучить понятия «ценности» и «ценностные ориентации молодёжи», сопоставить их;

– выявить структуру, типологию и факторы влияния на ценностные ориентации молодёжи;

– обобщить исследования зарубежных и отечественных авторов в области ценностных ориентаций молодёжи;

– описать методологию изучения ценностных ориентаций молодёжи;

– проанализировать ценностные ориентации студенческой молодёжи СИБУП;

– описать пути и проблемы формирования ценностных ориентиров современной молодёжи;

– определить пути совершенствования процесса формирования ценностных ориентиров современной молодёжи.

Объектом исследования являются ценностные ориентации молодёжи.

Предметом исследования являются ценности и ценностные ориентиры студенческой молодёжи СИБУП.

Хронологические рамки исследования – первая четверть XXI века.

Источниковой базой данной курсовой работы являются многочисленные учебные пособия, монографии, научные публикации, диссертации, а также результаты социологических исследований, статистических данных и опросов. Можно привести лишь несколько источников, полный список которых приведёт в конце работы. К примеру, интересной по данному вопросу является работа Ф. А. Колбунова, посвящённая особенностям развития ценностей жителей российского мегаполиса. В особенности это важно при сравнении уровня формирования и развития ценностных ориентиров между крупными городами и другими населёнными пунктами [10]. Очень полезной работой является исследований трансляции ценностей в государственной информационной политике, проведённое А. Ю. Арясовой [1]. Н. Н. Волкова провела ряд исследований для изучения ценностей молодёжи в полиэтнической среде Российской Федерации, а их динамику за последние годы показала Герцен С. М. [4; 5]. С. А. Гневашева дополнила данные исследования через освещение культурного аспекта формирования ценностей современной российской молодёжи [7]. Важно отметить знаковую работу С. С. Лукашовой, которая посвятила исследование молодёжных ценностей в музыкальной среде [13]. Это

особо актуально, учитывая информационную среду, в которой растёт современная российская молодёжь. Именитые музыканты сегодня действительно стали лидерами мнений.

Для решения поставленной цели и задач необходимо были применить ряд общенаучных и конкретно–социологических методов. На этапе отбора литературы использовался метод анализа. При формировании и разработке основной части исследовательской работы применялись такие методы, как индукция, дедукция, синтез, анализ и др. На этапе заключения важнейшим методов стало абстрагирование, позволяющее выявить общие моменты из череды фактов.

Структурно работа состоит из введения, трёх основных глав, а также заключения и списка использованных источников.



I Теоретические подходы к изучению ценностных ориентаций молодёжи

1.1 Ценности и ценностные ориентации личности: анализ понятий



Социальные ценности составляют важную часть культуры общества. Ценности определяют стабильность социального порядка. Они обеспечивают общие руководящие принципы социального поведения. Такие ценности, как основные права, патриотизм, уважение человеческого достоинства, рациональность, самопожертвование, индивидуальность, равенство, демократия и т. д. Ценности – это критерии, которые люди используют при оценке своей повседневной жизни; расставляют свои приоритеты и выбирают между альтернативными действиями.

По словам Питера Уорсли, «Ценности–это общие концепции «добра», идеи о том, какие цели люди должны преследовать на протяжении всей своей жизни и во многих различных видах деятельности, которыми они занимаются» [13, с. 95].

Простыми словами, ценности могут быть определены как мера добра или желательности.

Ценности–это стандарты социального поведения, полученные в результате социального взаимодействия и принятые в качестве составляющих фактов социальной структуры. Ценности являются обязательными социальными условиями. К ним относятся и культурно определенные цели, которые включают в себя «чувства и значимость». Они состоят из «желательной ссылки».

Нормы и ценности имеют существенный вес в обществе, но следует различать два этих понятия. Нормы специфичны, ценности–нет. В конкретной ситуации может возникнуть заблуждение относительно норм, но ценности преобладают. Нормы–это правила поведения: они более или менее конкретно говорят о том, что должны или не должны делать определенные типы субъектов в данных обстоятельствах. Ценности–это стандарт желательности, который в большей степени не зависит от конкретных ситуаций [4].

Одно и то же значение может быть точкой отсчета для очень многих конкретных норм; конкретная норма может представлять собой одновременное применение нескольких отдельных значений. Таким образом, ценностная предпосылка “равенство” может войти в нормы отношений между мужем и женой, братом и братом, учителем и учеником и так далее.

С другой стороны, норма «учитель не должен проявлять фаворитизм при выставлении оценок» может, в частности, включать ценности равенства, честности, гуманизма и ряд других. Ценности, как стандарты (критерии) для определения того, что
следует считать желательным, служат основанием для принятия или отклонения конкретной нормы.

Функциональная значимость ценностей [10]:

– ценности обеспечивают цели или цели, к которым должны стремиться участники;

– ценности обеспечивают стабильность и единообразие в групповом взаимодействии. Они удерживают общество вместе, потому что их объединяет общее. Некоторые социологи утверждают, что общие ценности формируют основу социального единства [15; с. 87]. Поскольку они разделяют одни и те же ценности с другими, члены общества, скорее всего, будут воспринимать других как «таких же людей, как они сами». Следовательно, у них будет чувство принадлежности к социальной группе. Они почувствуют себя частью более широкого общества;

– ценности придают легитимность правилам, регулирующим конкретные виды деятельности. Правила принимаются как правила и соблюдаются главным образом потому, что они воплощают ценности, которые принимает большинство людей. Американцы, например, считают, что капиталистическая организация является лучшей, потому что она позволяет людям добиваться успеха в жизни [19; с. 124];

– ценности помогают добиться некоторого соответствия между различными наборами правил. Люди стремятся к одним и тем же целям или целям в разных областях своей жизни. Следовательно, они могут изменять правила, чтобы помочь в достижении этой цели;

Таким образом, под ценностями стоит понимать некие социальные правила, позволяющие ориентироваться между «хорошим» и «плохим» в рамках жизнедеятельности социума.

Концепция социальных ценностных ориентаций (SVO) используется для описания и классификации людей в соответствии с их личным отношением к распределению ресурсов. Концепция широко различает две категории лиц, принимающих решения: людей с более командно–ориентированным подходом называют «просоциальными», а людей с более эгоцентрической направленностью описывают как «защищающих себя». Эти две основные категории можно далее разделить на пять различных типов SVO [16]:

Альтруистический тип: люди, склонные действовать бескорыстно. Они часто ставят интересы других людей выше своих собственных и щедро подходят к распределению ресурсов.

Кооперативный тип: люди с кооперативным SVO–это командные игроки, которые ставят интересы группы выше своих собственных. Они обычно