Файл: Умк В. И. Коровин. Литература 10 класс Учебник в 2 ч. М. Просвещение2022. Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа создана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе.
Курс разработан в соответствии УМК: В.И. Коровин. Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. – М.: Просвещение2022.
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации.
Задачи:
-
Содействовать формированию и воспитанию художественного вкуса; -
Помочь оформлению духовно – нравственных принципов в сознании учащихся; -
Укрепить национальное самосознание, патриотические чувства.
Общая характеристика предмета
Уровень и направленность рабочей программы
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
– Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
– Выразительное чтение.
– Различные виды пересказа.
– Заучивание наизусть стихотворных текстов.
– Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
– Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
– Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
– Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
– Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико - и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Место курса в учебном плане: курс рассчитан на 3 часа в неделю, всего 102 часа.
Система оценивания прописана в школьном положении о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся основного уровня образования в МБОУ «Тиличетская СШ».
Критерии оценивания прописаны в положении о нормах оценивания, умений и навыках обучающихся и количестве контрольных работ в основной школе.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
Виды контрольно-измерительных материалов
№ урока | Вид работы | Вид контроля/ Тема | Дата проведения | |
2.9 | Р.р. Написание эссе | «Мотив воспоминания в лирике А.С. Пушкина» | | |
3.4 | Письменная работа | по творчеству М.Ю. Лермонтова | | |
4.5 | Р.р. Написание сочинения | по литературе первой половины 19 века | | |
10.8 | Исследовательская работа | «Конфликт между мечтой и действительностью» | | |
11.9 | Р.р. Сочинение | по драме А.Н.Островского «Гроза» | | |
13.18 | Р.р. Написание сочинения | по роману «Отцы и дети» | | |
15.14 | Исследовательская работа | «Отечественная война 1812 года в судьбах героев романа» | | |
15.3 | Р.р. Написание сочинения | по роману «Преступление и наказание» | | |
16.3 | Проект | «Материалы к биографии М.Е. Салтыкова-Щедрина» | | |
19.6 | Письменная работа | по творчеству А.П. Чехова | | |
21 | Итоговая контрольная работа по литературе | |
Учебно-тематическое планирование
№ раздела, темы | Наименование разделов, тем | Дата проведения | Дата факт. проведения |
1 | Россия XIX века (2 часа) | | |
1.1 | Вводный инструктаж по ТБ. Россия первой половины XIX века | | |
1.2 | Классицизм. Сентиментализм. Романтизм. | | |
2 | А.С.Пушкин (9 часов) | | |
2.1 | Периодизация жизни и творчества. Детство. Лицей. | | |
2.2 | Петербург. Творчество петербургского периода | | |
2.3 | Южная ссылка. Лирика южного периода | | |
2.4 | Ссылка в Михайловское. Лирика михайловского периода | | |
2.5 | После ссылки. 1830-е годы. | | |
2.6 | После Болдинской осени. | | |
2.7 | «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» | | |
2.8 | Пушкин – создатель русского литературного языка. | | |
2.9* | Р.р. Написание эссе «Мотив воспоминания в лирике А.С. Пушкина» | | |
3 | М.Ю.Лермонтов (3 часа) | | |
3.1 | М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Ранняя и зрелая лирика. | | |
3.2 | Философские и любовные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова | | |
3.3 | Поэмы М. Ю. Лермонтова | | |
3.4* | Письменная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова | | |
4 | Н.В.Гоголь (5 часов) | | |
4.1 | Н.В.Гоголь. Главное литературное оружие Гоголя | | |
4.2 | «Арабески», «Миргород» 1833-1835.Обзор | | |
4.3 | «Петербургские повести». Обзор | | |
4.4* | Р.р. Подготовка к сочинению по литературе первой половины 19 века | | |
4.5* | Р.р. Написание сочинения по литературе первой половины 19 века | | |
5 | Русская литература второй половины XIX века (1 час) | | |
5.1 | Анализ сочинения. Обзор русской литературы второй половины 19 века. Поздний романтизм | | |
6 | Ф. И. Тютчев (1 час) | | |
6.1 | Общий смысл лирика Тютчева | | |
7 | А.А. Фет (1 час) | | |
7.1 | Поэтическая система Фета. Мир как красота. Лирика. | | |
8. | А.К. Толстой (1 час) | | |
8.1 | Общественные и эстетические позиции. Взгляд на русскую историю | | |
9. | Реализм ( 1 час) | | |
9.1 | Реализм как художественный метод и литературное направление | | |
10. | И.А. Гончаров (8 часов) | | |
10.1 | И.А.Гончаров как писатель «натуральной школы». | | |
10.2 | Роман «Обломов». Творческая история романа | | |
10.3 | Система образов романа | | |
10.4 | «Сон Облома». Его место в композиции романа | | |
10.5* | Урок-презентация. Обломов и Ольга Ильинская | | |
10.6 | Трагический конфликт поколений и его развязка | | |
10.7 | Обломов и Штольц | | |
10.8* | Исследовательская работа «Конфликт между мечтой и действительностью» | | |
11 | А.Н.Островский (9 часов) | | |
11.1 | Анализ сочинения. А.Н.Островский. «Отец русской драматургии» | | |
11.2 | Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров | | |
11.3 | Своеобразие конфликта в драме «Гроза». Смысл названия | | |
11.4 | Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» в «темном царстве» | | |
11.5 | Образ Катерины, её душевная трагедия | | |
11.6 | Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы | | |
11.7* | Урок-дискуссия «Гроза» - драма или трагедия? | | |
11.8* | Р.р.Подготовка к сочинению по драме А.Н.Островского «Гроза» | | |
11.9* | Р.р. Сочинение по драме А.Н.Островского «Гроза» | | |
12 | Н.А.Некрасов (5 часов) | | |
12.1 | Анализ сочинения. Н.А. Некрасов. Судьба народа как предмет лирических переживаний поэта | | |
12.2 | «Кому на Руси жить хорошо». История создания. Проблема жанра | | |
12.3 | Авторский замысел. Особенности композиции. | | |
12.4 | Образы крестьян и помещиков в поэме | | |
12.5 | Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо» | | |
13 | И.С.Тургенев (8 часов) | | |
13.1 | И.С.Тургенев. Жизнь и творчество. «Записки охотника» | | |
13.2 | История создания романа «Отцы и дети» | | |
13.3 | Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя | | |
13.4 | «Отцы» и «дети» в романе | | |
13.5 | Любовь в романе «Отцы и дети» | | |
13.6 | Анализ эпизода «Смерть Базаров» | | |
13.7 * | Р.р. Подготовка к написанию сочинения | | |
13.8* | Р.р. Написание сочинения по роману «Отцы и дети» | | |
14 | Л.Н. Толстой (17 часов) | | |
14.1 | Л.Н. Толстой. Этапы творческого пути. Духовные искания | | |
14.2 | Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого | | |
14.3 | История создания романа «Война и мир». Особенности жанра | | |
14.4 | Анализ эпизода «Салон Анны Павловны Шерер» | | |
14.5 | Именины у Ростовых. Лысые горы | | |
14.6 | Изображение войны 1805 – 1807 г.г. | | |
14.7 | Духовные искания Андрея Болконского | | |
14.8 | Духовные искания Пьера Безухова | | |
14.9 | Изображение войны 1812года. Философия войны в романе | | |
14.10 | Партизанская война в романе | | |
14.11 | Кутузов и Наполеон | | |
14.12 | Тема народа в романе «Война и мир» | | |
14.13 | Семья Ростовых и семья Болконских | | |
14.14 | Образ Наташи Ростовой | | |
14.15 | Эпилог романа. Художественные особенности романа «Война и мир» | | |
14.16 | Творчество Л. Н. Толстого после «Войны и мира» | | |
14.17* | Исследовательская работа «Отечественная война 1812 года в судьбах героев романа» | | |
15 | Ф.М.Достоевский (13 часов) | | |
15.1 | Ф. М. Достоевский. Идейные и эстетические взгляды | | |
15.2 | Духовная эволюция писателя в годы каторги и ссылки | | |
15.3 | После ссылки и каторги: мировоззрение и творчество | | |
15.3 | История создания роман «Преступление и наказание». Особенности композиции | | |
15.4* | Урок-конференция. Образ Раскольникова | | |
15.5 | Теория Раскольникова. Истоки его бунта | | |
15.6 | Преступление Раскольникова | | |
15.7 | «Двойники» Раскольникова | | |
15.8 | Страдания и терзания Раскольникова после преступления | | |
15.9 | Значение образа Сони Мармеладовой в романе | | |
15.10 | Роль второстепенных персонажей в романе | | |
15.11 | Разрешение конфликта и развязка сюжета. Эпилог | | |
15.12* | Р.р. Подготовка к написанию сочинения по роману «Преступление и наказание» | | |
15.13* | Р.р. Написание сочинения по роману «Преступление и наказание» | | |
16 | М.Е. Салтыков-Щедрин (3 часа) | | |
16.1 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Этапы жизни и творчества | | |
16.2 | Сатирическое взаимоотражение образов в «Истории одного города» | | |
16.3* | Проект «Материалы к биографии М.Е. Салтыкова-Щедрина» | | |
17 | Н.С.Лесков (3 часа) | | |
17.1 | Анализ сочинений. Н.С. Лесков. Жизнь и творчество | | |
17.2 | Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин | | |
17.3 | Поэтика названия повести «Очарованный странник» | | |
18 | Россия в 1880-1890-е годы. Литература (3 часа) | | |
18.1 | Проза. Литература народов России | | |
18.2 | Символизм в Европе. А.Рембо «Пьяный корабль» | | |
18.3 | Формирование художественных идеалов символизма в русской литературе | | |
19 | А.П.Чехов (6 часов) | | |
19.1 | А.П. Чехов. Происхождение. Детские годы | | |
19.2 | Начало творческого пути. Чехов-юморист | | |
19.3 | Идейно – художественное своеобразие «маленькой трилогии». Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч» | | |
19.4 | Особенности драматургии А.П.Чехова. «Вишневый сад» | | |
19.5 | Система образов пьесы. Разрушение дворянского гнезда | | |
19.6* | Письменная работа по творчеству А.П. Чехова | | |
20 | Из литературы народов России (1 час) | | |
20.1 | К.Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира». | | |
21* | Итоговая контрольная работа по литературе | | |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Наименование раздела | Формы организации учебных занятий, основные виды деятельности |
Литература первой половины XIX века | Формы организации занятий: урок освоения новых знаний, урок закрепления изученного. Здоровьесберегающие технологии, проектная деятельность, системно-деятельностный подход. Виды деятельности: Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изученного предметного содержания, комплексное повторение. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов, действий); изучение содержания учебника, анализ текста. составление статьи, фронтальная беседа, комплексное повторение. |
Обзор русской литературы второй половины XIX века | Формы организации занятий: урок освоения новых знаний. Виды деятельности: Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изученного предметного содержания, Фронтальная беседа, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.), анализ текста. |
Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века | Формы организации занятий: урок освоения новых знаний, повторительно-обобщающий урок, урок контроля, урок закрепления изученного. Виды деятельности: Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изученного предметного содержания, анализ текста. Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции: контроль и самоконтроль, изученных понятий. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изученного предметного содержания, комплексное повторение. |