Файл: Работы по дисциплине Налоги и налогообложение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


министерство науки и ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ российской федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЮРГИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Направление 38.03.01 Экономика

Контрольная работа
Тема работы
по дисциплине «Налоги и налогообложение»


Студент группы З-17Б01 _______________ А.С. Бочкарев

(подпись) (И.О. Фамилия)
Руководитель: ________ _Д. Н. Нестерук______

(подпись) (И.О. Фамилия)

_______________
(дата)


Юрга 2023

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3

  1. Система налогов и сборов в РФ 4

  2. Задача 13

Заключение 16

Список использованных источников 17


Введение
В современных условиях налоги являются неотъемлемым рычагом воздействия государства на рыночную экономику страны. С изменением и развитием государственного устройства всегда следуют изменения и в налоговой системе. Налоговая система базируется на конкретных актах законодательства государства, которые формируют методы построения и взимания налогов, а также определяют элементы системы налогообложения. Благодаря налогам определяется взаимоотношения между предпринимателями, предприятиями разных форм собственности с государственным и местным бюджетами, с различными банками, а также с вышестоящими организациями. Исходя из этого, значение налоговой системы государства и принципы ее организации и функционирования приобретают особую роль.

Объектом исследования является налоговая система РФ.

Целью данной работы является исследование налоговой системы, её значения в жизни государства, определить основные функции и виды налогов.

В данной работе выделены следующие задачи:

1) изучить понятие налоговой системы РФ;

2) проанализировать структуру налоговой системы РФ.

При написании данной работы использовались федеральные законы, методические рекомендации, а также труды ученых, которые положили начало формированию налоговой политики.


1. Система налогов и сборов в РФ
Налоговая система – это совокупность существующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения юридических и физических лиц [1].

Условия, которые характеризуют налоговую систему, включают:

1) виды налогов (система налогов), порядок установления и ввода в действие налогов;


2) порядок распределения налогов между бюджетами различных уровней;

3) права и обязанности налогоплательщиков;

4) формы и методы налогового контроля, ответственность участников налоговых отношений;

5) способы защиты прав и интересов налогоплательщиков.

К основным элементам налоговой системы России относятся:

1) виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные, специальные налоговые режимы, страховые сборы;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) обязанностей по уплате налогов и сборов и порядок исполнения этих обязанностей;

3) основные принципы установления налогов и сборов на региональном и местном уровне;

4) права и обязанности: налогоплательщиков, налоговых органов, других участников налоговых отношений;

5) формы и методы налогового контроля: учет налогоплательщиков, виды проверок, экспертиза;

6) формы ответственности за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Налоговая системе эффективна, когда она не только позволяет государству мобилизовать необходимые финансовые ресурсы, но стимулирует процесс экономического роста, основанный, преимущественно на интенсивных факторах развития. Чтобы этого добиться, необходимо соблюдать следующие условия:

1) налогообложение не должно препятствовать росту сбережений населения и процессу капиталообразования у предприятий;

2) необходима эффективная система взимания и перераспределения налогов между различными уровнями исполнительной власти;

3) система налогообложения должна сохранять неизменность своих базисных принципов формирования на длительный период;

4) необходимо разнообразие применяемых налогов, отражающих разнообразие экономических отношений;

5) необходимо грамотное правовое обеспечение налогообложения.

В соответствии с федеративным типом государственного устройства в РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные [3].

Федеральные налоги и сборы – это налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги – это налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ о налогах.



При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НКРФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Местные налоги – это налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах [4].

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

К местным налогам и сборам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) торговый сбор.

Специальные налоговые режимы. Предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, освобождение по уплате отдельных налогов и сборов.

К специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

4) патентная система налогообложения;

5) налог на профессиональный доход (в порядке эксперимента);

6) «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» (в порядке эксперимента) [1].

В НК РФ определены следующие элементы налога:

1) объект налогообложения – реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Объект налогообложения – то, что облагается налогом (имущество, прибыль и т.д.);


2) налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая база – та характеристика объекта обложения, которая используется при расчете суммы налога (среднегодовая стоимость имущества, денежное выражение прибыли и т.д.);

3) под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате (календарный год, квартал, месяц). Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов;

4) налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Может быть твердой (специфической) – устанавливается в рублях на единицу обложения (5 руб. за 1 тонну) или процентной (адвалорной) – устанавливается в процентах по отношению к налоговой базе (20% от налогооблагаемой прибыли);

5) порядок исчисления;

6) порядок и сроки уплаты налогов. Налог может уплачиваться разовым платежом или несколькими платежами (авансовыми платежами). Уплата налога производится в наличной или безналичной форме. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени [5].

Льготы не относятся к обязательным элементам налога. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

В законодательстве по налогам предусмотрены следующие виды льгот:

1) необлагаемый минимум объекта налога;

2) изъятие из объекта обложения определенных элементов;

3) освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков;

4) понижение налоговых ставок;

5) вычет из налогового платежа за расчетный период;

6) изменение сроков уплаты налога – отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит.

С 01.01.2018 в НК РФ введено понятие страховых взносов, под которыми понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования [6].


Более чем двадцатилетний опыт функционирования современной налоговой системы Российской Федерации выявил недостатки и проблемы этой системы.

Основными недостатками современной налоговой системы являются:

• фискальный крен в налогообложении, что затрудняет реализацию стимулирующей и регулирующей функций налогов;

• высокий уровень налогообложения организаций (особенно налогом на прибыль и НДС);

• неоптимальная шкала ставок налога на доходы физических лиц, вследствие чего основная налоговая нагрузка падает на малообеспеченные слои населения, а не на наиболее богатых;

• нестабильность налогового законодательства, частое внесение изменений в систему налогообложения;

• сложность системы для понимания налогоплательщиком и эффективного управления со стороны налоговых органов, что ведет к лишним административным затратам и порождает изощренные способы ухода от уплаты налогов;

• ориентация не на прямые, а на легко собираемые, косвенные налоги, которые в целом не способствуют стимулированию экономики и увеличению сбора налогов;

• неэффективность существующих льгот и др.

Основное направление совершенствования налоговой системы РФ. Прежде всего — это поддержание такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создает препятствий для устойчивого экономического роста и, с другой стороны, — отвечает потребностям в бюджетных доходах для предоставления важнейших государственных услуг.

Для достижения этой цели предусматривается совершенствование налоговой политики, обеспечивающей:

• создание налоговых стимулов для образования новых производств, развития бизнеса с высокой добавленной стоимостью, развития малого предпринимательства, прежде всего в высокотехнологичных секторах экономики;

• обновление и техническое перевооружение производства, обновление основных производственных фондов;

• финансирование со стороны работодателей образования, здравоохранения и пенсионного обеспечения своих сотрудников;

• развитие российской финансовой инфраструктуры;

• повышение экономической активности населения и др.

Механизмы налоговой политики, в том числе администрирования налогов и сборов, должны предусматривать упрощение налоговой системы, снижение издержек налогоплательщиков, связанных с исполнением налогового законодательства, стимулировать перемещение финансовых центров и центров прибыли корпораций из стран с пониженным налогообложением в Россию.