ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задания суммативного оценивания за 4 четверть по «Русскому языку и литературе», 11 класс
Слушание, [5]
Прослушайте отрывок из романаЧ. Айтматова «И дольше века длится день».Выполните задания.
Транскрипт
Едигейнастоялнатом,чтобыхоронилипокойногонадалёкомродовомкладбищеАна-Бейит.Укладбищабыласвояистория.Преданиегласило,чтожуаньжуаны,захватившие Сары-Озекивпрошлыевека,уничтожалипамятьпленныхстрашнойпыткой:надеваниемна головушири–кускасыромятнойверблюжьейкожи.Высыхаяподсолнцем,ширисти
скивал головурабаподобностальномуобручу,инесчастныйлишалсярассудка,становился манкуртом.Манкуртнезнал,ктоон,откуда,непомнилотцаиматери,—словом,не осознавалсебячеловеком.Оннепомышлялобегстве,выполнялнаиболеегрязную,тяжёлую работуи,каксобака,признаваллишьхозяина.ОднаженщинапоимениНайман-Ананашла своегосына,превращённоговманкурта.Онпасхозяйскийскот.Неузналеё,непомнил своегоимени,именисвоегоотца.«
Вспомни,кактебязовут,–умоляламать.–Твоёимя Жоламан».
Покаониразговаривали,женщинузаметилижуаньжуаны.Онауспеласкрыться,но пастухуонисказали,чтоэта женщина приехала,чтобы отпаритьемуголову (при этихсловах раб побледнел – для манкурта не бываетугрозы страшнее).Парнюоставилилукистрелы.
Найман-Ана возвращаласьксынусмысльюубедитьего бежать. Озираясь, искала... Ударстрелыбылсмертельным.Нокогдаматьстала падатьсверблюдицы,преждеупал
еёбелыйплаток,превратилсявптицуиполетелскриком:
«Вспомни,чейты?Твойотец Доненбай!»Томесто,гдебылапохороненаНайман-Ана,сталоназыватьсякладбищемАна-Бейит– Материнскимупокоем...
https://www.stihi.ru/2016/04/19/5011
1. Кто стирал память пленных, пытая их?
A) жуаньжуаны; B) манкурты; C) пастухи; D) мать
2. Почему сын убил мать? _________________________________________________________
3. Допишите нужные слова вместо пропусков.
A. Женщину звали ________________________
B. Мать возвращалась к сыну, чтобы __________________________________________
4. Определите цель текста.
A). показать опасность манкуртов для общества; B). описать жизнь манкуртов в плену, C). рассказать историю появления кладбища; D). показать жестокость жуаньжуаней
Чтение. Прочитайте два текста и выполните задания.
Текст 1.
У знакомых старая нянька. Из Москвы вывезена.
Плавна, самая настоящая – то
лстая, сердитая, новых порядков не любит, старые блюдёт, умеет ватрушку печь и весь дом в страхе держит.
Вечером, когда дети улягутся и уснут, идет нянька на кухню. Там француженка кухарка готовит поздний французский обед. – Asseyez-vous! {Садитесь (фр.).} – подставляет она табуретку.
Нянька не садится.
– Не к чему, ноги еще, слава Богу, держат. Стоит у двери, смотрит строго.
– А вот скажи ты мне, отчего у вас благовесту не слышно? Церкви есть, а благовесту не слышно. Небось молчишь! Молчать всякий может, молчать очень даже легко. А за свою веру, милая моя, каждый обязан ви