Файл: Отчет по лабораторной работе 1 Классы неорганических соединений название работы по дисциплине.docx
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
ИРКУТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт высоких технологий
наименование института
Кафедра «Химии и пищевой технологии им. профессора В.В. Тутуриной»
наименование выпускающей кафедры
Отчет по лабораторной работе №1
Классы неорганических соединений
название работы
по дисциплине Химия
наименование учебной дисциплины
Выполнил студент | | ЭСбз-22-1 | | | | Камолов А.Ш. угли |
Дата_20.05.2023___ | | Шифр группы | | подпись | | И.О.Фамилия |
Принял к.х.н., доцент | | | | | | Бочкарева С.С. |
Дата_______ | | | | подпись | | И.О.Фамилия |
Иркутск – 2023
Цель работы: изучить классы неорганических соединений, научиться составлять уравнения реакций.
Выполнение работы
Часть 1. ОКСИДЫ
Опыт 1.1. Получение основных оксидов и их взаимодействие с водой
(Проводится в вытяжном шкафу!)
Возьмите пинцетом кусочек магниевой стружки и внесите в пламя спиртовки. После воспламенения сожгите его над фарфоровой чашкой. Отметьте цвет пламени. Напишите уравнение реакции получения оксида металла, укажите цвет и агрегатное состояние оксида.
Полученный оксид поместите в пробирку и добавьте 1-2 мл воды, хорошо перемешайте и добавьте 1-2 капли фенолфталеина. Отметьте изменение окраски индикатора. Напишите уравнение
реакции взаимодействия оксида с водой, сделайте вывод о растворимости оксида магния в воде.
Результаты опыта:
При сжигании магния образуется оксид магния, цвет пламени белый.
Оксид магния – это твердое вещество белого цвета.
2Mg + O2 2MgO
Оксид магния растворяется в воде, при этом образуется гидроксид магния. При добавлении фенолфталеина, раствор окрашивается в малиновый цвет, следовательно, среда щелочная.
MgO + H2O Mg(OH)2
Опыт 1.2. Получение кислотных оксидов и их взаимодействие с водой
(Проводится в вытяжном шкафу!)
Поместите в металлическую ложечку кусочек серы величиной с горошину и нагрейте на пламени спиртовки. Отметьте цвет пламени. Напишите уравнение реакции получения оксида неметалла, укажите цвет и агрегатное состояние оксида.
Когда сера загорится, поднесите к ней влажную индикаторную лакмусовую бумажку. Отметьте изменение окраски индикатора. Напишите уравнение реакции взаимодействия оксида с водой, сделайте вывод об устойчивости образующейся кислоты.
Результаты опыта:
При сжигании серы образуется оксид серы (IV), цвет пламени голубой.
Оксид серы (IV) – это бесцветный газ.
S + O2 SO2
При поднесении к горящей сере влажной индикаторной лакмусовой бумажки, бумага окрашивается в розовый цвет, следовательно, среда кислая.
При взаимодействии оксида серы с водой образуется сернистая кислота:
SO2 + H2O H2SO3
Сернистая кислота является слабой.
Часть 2. ОСНОВАНИЯ
Опыт 2.1. Окраска индикатора в растворах оснований
В три пробирки налейте по 1-2 мл раствора гидроксида натрия и добавьте в первую пробирку фенолфталеин, во вторую – метилоранж, в третью – лакмус. Отметьте изменение цвета индикаторов.
Результаты опыта:
При добавлении к гидроксиду натрия фенолфталеина раствор окрашивается в малиновый цвет. При добавлении к гидроксиду натрия метилоранжа раствор окрашивается в желтый цвет. При добавлении к гидроксиду натрия лакмуса раствор окрашивается в синий цвет.
Опыт 2.2. Взаимодействие оснований с кислотами
Налейте в пробирку 1-2 мл раствора гидроксида натрия, добавьте 1-2 капли фенолфталеина, отметьте изменение окраски индикатора, затем прибавьте столько же соляной кислоты. Объясните исчезновение окраски. Напишите уравнение реакции взаимодействия основания и кислоты (реакция нейтрализации).
Результаты опыта:
При добавлении к гидроксиду натрия фенолфталеина раствор окрашивается в малиновый цвет. При добавлении к гидроксиду натрия соляной кислоты щелочная среда нейтрализуется, и малиновая окраска исчезает.
NaOH + HCl NaCl + H2O
Опыт 2.3. Взаимодействие оснований с растворами солей (способ получения оснований)
Налейте в пробирку 3-4 мл раствора гидроксида натрия и прибавьте столько же раствора сульфата меди. Наблюдайте образование студенистого осадка, отметьте его цвет. Напишите уравнение реакции взаимодействия основания и соли. Осадок сохраните для опыта 2.4.
Результаты опыта:
При взаимодействии гидроксида натрия с сульфатом меди образуется осадок гидроксида меди (II) голубого цвета.
2NaOH + CuSO4 Na2SO4 + Cu(OH)2
Опыт 2.4. Разложение оснований
Пробирку с осадком гидроксида меди (из опыта 2.3) осторожно нагрейте (для избежания выброса содержимого нагревать верхнюю часть осадка). Отметьте происходящие изменения. Напишите уравнение реакции разложения основания.
Результаты опыта:
При нагревании гидроксида меди (II) образуется оксид меди (II) черного цвета.
Cu(OH)2 CuO + H2O
Опыт 2.5. Амфотерные основания
Налейте в пробирку 3-4 мл раствора сульфата хрома и прибавьте раствор гидроксида натрия до выпадения осадка. Отметьте его цвет. Напишите уравнение реакции взаимодействия основания и соли.
Осадок разделите на две пробирки и докажите его амфотерность, добавив в одну пробирку раствор соляной кислоты, а в другую – раствор гидроксида натрия. Отметьте происходящие изменения. Напишите уравнения соответствующих реакций.
Результаты опыта:
При взаимодействии сульфата хрома с гидроксидом натрия образуется осадок гидроксида хрома серо-зеленого цвета.
Cr2(SO4)3 + 6NaOH 2Cr(OH)3 + 3Na2SO4
При взаимодействии гидроксида хрома с соляной кислотой происходит растворение осадка, образуется раствор сине-зеленого цвета.
Cr(OH)3 + 3HCl CrCl3 + 3H2O
При взаимодействии гидроксида хрома с гидроксидом натрия происходит растворение осадка, образуется раствор зеленого цвета.
Cr(OH)3 + NaOH NaCrO2 + 2H2O
Взаимодействие гидроксида хрома с кислотой и основанием доказывает амфотерные свойства гидроксида.
Часть 3. КИСЛОТЫ
Опыт 3.1. Окраска индикатора в растворах кислот
В три пробирки налейте по 1-2 мл раствора соляной кислоты и добавьте в первую пробирку фенолфталеин, во вторую – метилоранж, в третью – лакмус. Отметьте изменение цвета индикаторов.
Результаты опыта:
При добавлении к соляной кислоте фенолфталеина раствор остается бесцветным. При добавлении к соляной кислоте метилоранжа раствор окрашивается в розовый цвет. При добавлении к соляной кислоте лакмуса раствор окрашивается в красный цвет.
Опыт 3.2. Взаимодействие кислот с металлами
Налейте в две пробирки по 1-2 мл раствора соляной кислоты, добавьте в первую кусочек цинка, во вторую – кусочек меди. Отметьте, в каком случае наблюдается выделение газа и объясните, почему в одной пробирке реакция идет, а в другой – нет. Напишите уравнение реакции взаимодействия металла и кислоты.
Результаты опыта:
При взаимодействии цинка с соляной кислотой выделается газ (водород).
2HCl + Zn ZnCl2 + H2
При добавлении к меди соляной кислоты реакция не идет.
Кислоты взаимодействуют с металлами, стоящими в ряду напряжения до водорода.
Опыт 3.3. Взаимодействие кислот с оксидами
В пробирку поместите немного оксида меди, прилейте 1-2 мл раствора соляной кислоты, если оксид не растворяется, пробирку подогрейте. Отметьте цвет образующегося раствора. Напишите уравнение реакции взаимодействия кислоты и оксида.
Результаты опыта:
При взаимодействии оксида меди (II) с соляной кислотой образуется хлорид меди(II), цвет раствора голубой.
CuO + 2HCl CuCl2 + H2O
Опыт 3.4. Взаимодействие кислот с растворами солей (способ получения кислот)
Налейте в пробирку 1-2 мл раствора карбоната натрия и прибавьте столько же раствора соляной кислоты. Наблюдайте выделение газа. Напишите уравнение реакции взаимодействия кислоты и соли. Сделайте вывод об устойчивости угольной кислоты.
Результаты опыта:
При взаимодействии карбоната натрия с соляной кислотой выделяется углекислый газ.
Na2CO3 + 2HCl 2NaCl + CO2 + H2O
Угольная кислота является слабой.
Часть 4. СОЛИ
Опыт 4.1. Взаимодействие растворов солей с металлами
Поместите в пробирку кусочек цинка, отметьте цвет металла, добавьте 1-2 мл раствора сульфата меди. Отметьте появление темного налета меди на поверхности металла. Напишите уравнение реакции взаимодействия металла и соли.
Результаты опыта:
При взаимодействии цинка голубовато-белого цвета с сульфатом меди появляется темный налет меди на поверхности цинка.
CuSO4 + Zn ZnSO4 + Cu
Более активные металлы вытесняют менее активные металлы из солей.
Опыт 4.2. Взаимодействие растворов солей друг с другом
Налейте в пробирку 1-2 мл раствора сульфата магния и прибавьте столько же раствора хлорида бария. Наблюдайте образование осадка. Отметьте цвет осадка. Напишите уравнение реакции взаимодействия солей друг с другом.
Результаты опыта:
При взаимодействии сульфата магния c хлорида бария образуется белый осадок сульфата бария.
MgSO4 + BaCl2 BaSO4 + MgCl2
Опыт 4.3. Получение и свойства основных солей
Налейте в пробирку 1–2 мл раствора хлорида кобальта (II) и добавьте концентрированный раствор щелочи до образования розового осадка гидроксида кобальта (II). К осадку прилейте по каплям раствор соляной кислоты. Наблюдайте образование синего осадка основной соли. Затем добавьте избыток кислоты до растворения осадка. Напишите уравнения соответствующих реакций: получение основания, образование основной соли, взаимодействие основной соли с кислотой.
Результаты опыта:
При взаимодействии хлорида кобальта (II) с гидроксидом натрия образуется розовый осадок гидроксида кобальта (II)
CoCl2 + 2NaOH Co(OH)2 + 2NaCl