Файл: Отчет по лабораторной работе 1 Классы неорганических соединений название работы по дисциплине.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

ИРКУТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
  Институт высоких технологий

наименование института

Кафедра «Химии и пищевой технологии им. профессора В.В. Тутуриной»

наименование выпускающей кафедры

 

Отчет по лабораторной работе №1

Классы неорганических соединений

название работы

по дисциплине Химия

наименование учебной дисциплины

Выполнил студент




ЭСбз-22-1










Камолов А.Ш. угли


Дата_20.05.2023___




Шифр группы




подпись




И.О.Фамилия


Принял

к.х.н., доцент
















Бочкарева С.С.


Дата_______










подпись




И.О.Фамилия

 

Иркутск – 2023

Цель работы: изучить классы неорганических соединений, научиться составлять уравнения реакций.
Выполнение работы

Часть 1. ОКСИДЫ
Опыт 1.1. Получение основных оксидов и их взаимодействие с водой

(Проводится в вытяжном шкафу!)

Возьмите пинцетом кусочек магниевой стружки и внесите в пламя спиртовки. После воспламенения сожгите его над фарфоровой чашкой. Отметьте цвет пламени. Напишите уравнение реакции получения оксида металла, укажите цвет и агрегатное состояние оксида.

Полученный оксид поместите в пробирку и добавьте 1-2 мл воды, хорошо перемешайте и добавьте 1-2 капли фенолфталеина. Отметьте изменение окраски индикатора. Напишите уравнение
реакции взаимодействия оксида с водой, сделайте вывод о растворимости оксида магния в воде.

Результаты опыта:

При сжигании магния образуется оксид магния, цвет пламени белый.

Оксид магния – это твердое вещество белого цвета.

2Mg + O2  2MgO

Оксид магния растворяется в воде, при этом образуется гидроксид магния. При добавлении фенолфталеина, раствор окрашивается в малиновый цвет, следовательно, среда щелочная.

MgO + H2O  Mg(OH)2

Опыт 1.2. Получение кислотных оксидов и их взаимодействие с водой

(Проводится в вытяжном шкафу!)

Поместите в металлическую ложечку кусочек серы величиной с горошину и нагрейте на пламени спиртовки. Отметьте цвет пламени. Напишите уравнение реакции получения оксида неметалла, укажите цвет и агрегатное состояние оксида.

Когда сера загорится, поднесите к ней влажную индикаторную лакмусовую бумажку. Отметьте изменение окраски индикатора. Напишите уравнение реакции взаимодействия оксида с водой, сделайте вывод об устойчивости образующейся кислоты.

Результаты опыта:

При сжигании серы образуется оксид серы (IV), цвет пламени голубой.

Оксид серы (IV) – это бесцветный газ.

S + O2  SO2

При поднесении к горящей сере влажной индикаторной лакмусовой бумажки, бумага окрашивается в розовый цвет, следовательно, среда кислая.

При взаимодействии оксида серы с водой образуется сернистая кислота:

SO2 + H2O  H2SO3

Сернистая кислота является слабой.

Часть 2. ОСНОВАНИЯ
Опыт 2.1. Окраска индикатора в растворах оснований

В три пробирки налейте по 1-2 мл раствора гидроксида натрия и добавьте в первую пробирку фенолфталеин, во вторую – метилоранж, в третью – лакмус. Отметьте изменение цвета индикаторов.

Результаты опыта:

При добавлении к гидроксиду натрия фенолфталеина раствор окрашивается в малиновый цвет. При добавлении к гидроксиду натрия метилоранжа раствор окрашивается в желтый цвет. При добавлении к гидроксиду натрия лакмуса раствор окрашивается в синий цвет.


Опыт 2.2. Взаимодействие оснований с кислотами

Налейте в пробирку 1-2 мл раствора гидроксида натрия, добавьте 1-2 капли фенолфталеина, отметьте изменение окраски индикатора, затем прибавьте столько же соляной кислоты. Объясните исчезновение окраски. Напишите уравнение реакции взаимодействия основания и кислоты (реакция нейтрализации).

Результаты опыта:

При добавлении к гидроксиду натрия фенолфталеина раствор окрашивается в малиновый цвет. При добавлении к гидроксиду натрия соляной кислоты щелочная среда нейтрализуется, и малиновая окраска исчезает.

NaOH + HCl  NaCl + H2O

Опыт 2.3. Взаимодействие оснований с растворами солей (способ получения оснований)

Налейте в пробирку 3-4 мл раствора гидроксида натрия и прибавьте столько же раствора сульфата меди. Наблюдайте образование студенистого осадка, отметьте его цвет. Напишите уравнение реакции взаимодействия основания и соли. Осадок сохраните для опыта 2.4.

Результаты опыта:

При взаимодействии гидроксида натрия с сульфатом меди образуется осадок гидроксида меди (II) голубого цвета.

2NaOH + CuSO4  Na2SO4 + Cu(OH)2
Опыт 2.4. Разложение оснований

Пробирку с осадком гидроксида меди (из опыта 2.3) осторожно нагрейте (для избежания выброса содержимого нагревать верхнюю часть осадка). Отметьте происходящие изменения. Напишите уравнение реакции разложения основания.

Результаты опыта:

При нагревании гидроксида меди (II) образуется оксид меди (II) черного цвета.

Cu(OH)2 CuO + H2O
Опыт 2.5. Амфотерные основания

Налейте в пробирку 3-4 мл раствора сульфата хрома и прибавьте раствор гидроксида натрия до выпадения осадка. Отметьте его цвет. Напишите уравнение реакции взаимодействия основания и соли.

Осадок разделите на две пробирки и докажите его амфотерность, добавив в одну пробирку раствор соляной кислоты, а в другую – раствор гидроксида натрия. Отметьте происходящие изменения. Напишите уравнения соответствующих реакций.

Результаты опыта:

При взаимодействии сульфата хрома с гидроксидом натрия образуется осадок гидроксида хрома серо-зеленого цвета.


Cr2(SO4)3 + 6NaOH  2Cr(OH)3 + 3Na2SO4

При взаимодействии гидроксида хрома с соляной кислотой происходит растворение осадка, образуется раствор сине-зеленого цвета.

Cr(OH)3 + 3HCl  CrCl3 + 3H2O

При взаимодействии гидроксида хрома с гидроксидом натрия происходит растворение осадка, образуется раствор зеленого цвета.

Cr(OH)3 + NaOH  NaCrO2 + 2H2O

Взаимодействие гидроксида хрома с кислотой и основанием доказывает амфотерные свойства гидроксида.

Часть 3. КИСЛОТЫ
Опыт 3.1. Окраска индикатора в растворах кислот

В три пробирки налейте по 1-2 мл раствора соляной кислоты и добавьте в первую пробирку фенолфталеин, во вторую – метилоранж, в третью – лакмус. Отметьте изменение цвета индикаторов.

Результаты опыта:

При добавлении к соляной кислоте фенолфталеина раствор остается бесцветным. При добавлении к соляной кислоте метилоранжа раствор окрашивается в розовый цвет. При добавлении к соляной кислоте лакмуса раствор окрашивается в красный цвет.
Опыт 3.2. Взаимодействие кислот с металлами

Налейте в две пробирки по 1-2 мл раствора соляной кислоты, добавьте в первую кусочек цинка, во вторую – кусочек меди. Отметьте, в каком случае наблюдается выделение газа и объясните, почему в одной пробирке реакция идет, а в другой – нет. Напишите уравнение реакции взаимодействия металла и кислоты.

Результаты опыта:

При взаимодействии цинка с соляной кислотой выделается газ (водород).

2HCl + Zn  ZnCl2 + H2

При добавлении к меди соляной кислоты реакция не идет.

Кислоты взаимодействуют с металлами, стоящими в ряду напряжения до водорода.
Опыт 3.3. Взаимодействие кислот с оксидами

В пробирку поместите немного оксида меди, прилейте 1-2 мл раствора соляной кислоты, если оксид не растворяется, пробирку подогрейте. Отметьте цвет образующегося раствора. Напишите уравнение реакции взаимодействия кислоты и оксида.

Результаты опыта:

При взаимодействии оксида меди (II) с соляной кислотой образуется хлорид меди(II), цвет раствора голубой.


CuO + 2HCl  CuCl2 + H2O
Опыт 3.4. Взаимодействие кислот с растворами солей (способ получения кислот)

Налейте в пробирку 1-2 мл раствора карбоната натрия и прибавьте столько же раствора соляной кислоты. Наблюдайте выделение газа. Напишите уравнение реакции взаимодействия кислоты и соли. Сделайте вывод об устойчивости угольной кислоты.

Результаты опыта:

При взаимодействии карбоната натрия с соляной кислотой выделяется углекислый газ.

Na2CO3 + 2HCl  2NaCl + CO2 + H2O

Угольная кислота является слабой.
Часть 4. СОЛИ
Опыт 4.1. Взаимодействие растворов солей с металлами

Поместите в пробирку кусочек цинка, отметьте цвет металла, добавьте 1-2 мл раствора сульфата меди. Отметьте появление темного налета меди на поверхности металла. Напишите уравнение реакции взаимодействия металла и соли.

Результаты опыта:

При взаимодействии цинка голубовато-белого цвета с сульфатом меди появляется темный налет меди на поверхности цинка.

CuSO4 + Zn  ZnSO4 + Cu

Более активные металлы вытесняют менее активные металлы из солей.
Опыт 4.2. Взаимодействие растворов солей друг с другом

Налейте в пробирку 1-2 мл раствора сульфата магния и прибавьте столько же раствора хлорида бария. Наблюдайте образование осадка. Отметьте цвет осадка. Напишите уравнение реакции взаимодействия солей друг с другом.

Результаты опыта:

При взаимодействии сульфата магния c хлорида бария образуется белый осадок сульфата бария.

MgSO4 + BaCl2  BaSO4  + MgCl2
Опыт 4.3. Получение и свойства основных солей

Налейте в пробирку 1–2 мл раствора хлорида кобальта (II) и добавьте концентрированный раствор щелочи до образования розового осадка гидроксида кобальта (II). К осадку прилейте по каплям раствор соляной кислоты. Наблюдайте образование синего осадка основной соли. Затем добавьте избыток кислоты до растворения осадка. Напишите уравнения соответствующих реакций: получение основания, образование основной соли, взаимодействие основной соли с кислотой.

Результаты опыта:

При взаимодействии хлорида кобальта (II) с гидроксидом натрия образуется розовый осадок гидроксида кобальта (II)

CoCl2 + 2NaOH  Co(OH)2 + 2NaCl