Файл: Теоретические подходы к эстетическому воспитанию младших школьников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………….3-5

Глава 1 Теоретические подходы к эстетическому воспитанию младших школьников ………………………………………………………………….. 6-18

    1. Психолого–педагогическая сущность эстетического воспитания…6-11

    2. Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте………………………………………………………………...11-13

    3. Пути и средства эстетического воспитания младших школьников..14-18

Глава 2 Педагогические условия эстетического воспитания младших школьников…………………………………………………………………...19-32

2.1 Деятельность общеобразовательного учреждения по эстетическому воспитанию младших школьников………………………………………….19-25

2.2 Роль семьи в эстетическом воспитании младших школьников…..25-28

2.3 Рекомендации для родителей по эффективному развитию эстетического воспитания младших школьников…………………………28-32

3. Заключение………………………………………………………………...33-34

4. Литература …………………………..…………………………………….35-36

Введение

Духовное становление личности, которое осуществляется в младших школьном возрасте, является одной из актуальных проблем воспитания. Данный процесс осуществляется комплексно средствами трудового, нравственного, эстетического и других видов воспитания.

Воспитание –

  1. (в широком смысле) – это процесс передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему.

  2. (в узком смысле) – направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей.

Одним из видов воспитания является эстетическое воспитание.

Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать и создавать прекрасное в повседневной жизни и искусстве.

Эстетическое воспитание способствует формированию интеллектуальной и эмоциональной сфер личности, выработке поведения в обществе и взаимодействия ребенка с окружающим миром. Эстетическое воспитание может рассматриваться как показатель сформированности эстетической культуры личности, которая является составляющей духовной культуры.

Огромное значение эстетическое воспитание имеет в воспитательном процессе младших школьников, потому что в этом возрасте осуществляется эмоционально – чувственное развитие, именно оно способствует освоению окружающего мира и общения с людьми.


Большое влияние оказывают различные факторы на эстетическое воспитание младших школьников. Данное влияние исследовалось учеными в теории и практике эстетического воспитания в отечественной педагогике. Большой вклад в разработку теории эстетического воспитания внесли М. А. Верб, С. А. Герасимов, Д. Б. Кабалевский. Б. Т. Лихачев, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, С. Т. и В. Н. Шацкий и многие другие отечественные педагоги. Психологические аспекты эстетического воспитания рассмотрены в работах Н. Н. Волкова, Н. Лазарева и других. Теоретические основы эстетического воспитания представлены в работах Б. Т. Лихачева, Т. Н. Мальковской и других. Вопросами мотивации эстетической деятельности занимались Л. И. Божович, З. П. Морозова, П. М. Якобсон и другими учеными. Вопросами формирования и развития у школьников эстетического воспитания занимались Д. Н. Узнадзе и другие; эстетического интереса и вкуса Н. А. Дмитриева, А. П. Белик и другие.

Круг проблем по эстетическому воспитанию довольно широкий. Проблемы эстетического воспитания актуальны и по сегодняшний день.

Объектом исследования является процесс воспитания детей в условиях сельской школы.

Предметом исследования является особенности эстетического воспитания детей в начальной школе.

Цель работы раскрыть педагогические условия эстетического воспитания младших школьников.

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать теоретические источники по исследуемой проблеме.

  2. Выявить и обобщить проблему эстетического воспитания представленную в работах отечественных педагогов – исследователей.

  3. Выявить существенные особенности эстетического воспитания.

  4. Разработать рекомендации для родителей по эффективному эстетическому воспитанию младших школьников.

Методы: анализ теоретических источников, тестирование, анкетирование, наблюдение, изучение продуктов творчества детей.

Научная и практическая значимость:

  • данную работу использовать для написания глав учебников по проблеме эстетического воспитания;

  • использовать для взаимодействия с родителями по формированию эстетического воспитания у младших школьников.

Структура работы:

Мы рассмотрим вопрос о эстетическом воспитании в такой последовательности:

  • Теоретические подходы к эстетическому воспитанию младших школьников;

  • Педагогические условия эстетического воспитания младших школьников.




Глава 1 Теоретические подходы к эстетическому воспитанию младших школьников


    1. Психолого – педагогическая сущность эстетического воспитания.

Понятие эстетическое воспитание связано с понятием эстетика, которое определяется как наука о прекрасном. Значение слова «эстетика» уходит своими корнями в древний греческий язык. С греческого эстетика – это ощущение, чувство, исходя из этого, эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Прекрасное в эстетике связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное.

На современном этапе возросло внимание к проблеме эстетического воспитания, как средству формирования всестороннее развитой, духовно богатой личности. Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающем мире все это осуществляется и достигается благодаря эстетическому воспитанию. Б. М. Неменский выделил особенности эстетического воспитания для эффективного воздействия системы эстетического воспитания на ребенка «Система эстетического воспитания должна быть, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника». (1, 136)

Идея эстетического воспитания зародилась в глубокой древности. Сущность, задачи, цели эстетического воспитания развивались на протяжении тысячелетий. Эти изменения связаны с развитием эстетики как наука и пониманием сущности ее предмета. На современном этапе проблема эстетического воспитания, формирования эстетической культуры, развития личности – это одна из важных задач общества. Проблема эстетического воспитания личности стоит перед школой.

Что же такое эстетическое воспитание? Существует множество определений «эстетического воспитания». Российский и советский педагог Валентина Николаевна Шацкая дает такую формулировку эстетическому воспитанию «Советская педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности – в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства».


(2, 6).

В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусству» (3, 451). В этих определениях эстетическое воспитание должно вырабатываться и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его.

Б. Т. Лихачев в книге «Теория эстетического воспитания школьников» использует определение данное К. Марксом «Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни, в искусстве, жить и творить «по законам красоты» (4,51) В данном термине автор определяет ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка.

Рассмотрев некоторые определения «эстетического воспитания» можно выделить его сущность.

  1. Это процесс целенаправленного воздействия;

  2. Это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать её;

  3. Это формирование эстетических вкусов и идеалов личности;

  4. Это развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

Исходя из понимания сущности эстетического воспитания различны и подходы к его целям. В. Н. Шацкая определяет цель эстетического воспитания «Служит формированию способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде» (5,73) Автор отводит важное место искусству.

Л. П. Печко видит цель эстетического воспитания в «активизации способности творчески трудиться, достигать высокой степени совершенства своих результатов труда, как духовного, так и физического» (6, 36) Главное – воспитать, развивать способности, которые позволяют быть творцом эстетических ценностей.

Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его знания об окружающем мире, природе. Творческие занятия способствуют развитию психических процессов, организованности, дисциплинированности. Более полно и точно цель эстетического воспитания отразил М. М. Рукавицын «Конечная цель – гармоничная личность, всестороннее развитый человек: образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства» (7, 142)


Цель не может рассматриваться без задач. Педагоги выделяют три основные задачи эстетического воспитания:

  1. Формирование эстетических знаний, впечатлений, без них не может возникнуть интерес к эстетическим предметам и явлениям. Благодаря данной задачи будет формироваться чувственно – эмоциональный опыт у школьников.

  2. Формирование социально – психологических качеств человека, они осуществляют возможность эмоционально переживать и оценивать эстетические предметы и явления. Данные способности развиваются на основе раннее полученных знаний.

  3. Формирование творческой способности у школьников. Необходимо развивать такие качества, потребности и способности школьника, которые прекращают его из пассивного слушателя в активного творца эстетических ценностей.

А. В. Луначарский говорил, что человек научиться всесторонне, понимать красоту тогда, когда будет сам принимать участие в ее создании.

Рассмотрим психологические подходы к пониманию эстетического воспитания. В процессе эстетического воспитания у школьника развивается эстетическое сознание. Эстетическое сознание делится на категории, в которых отражается психологическая сущность эстетического воспитания. Данные категории позволяют говорить о уровне эстетической культуры воспитанника. Выделяют такие категории, как:

  • Эстетического восприятия;

  • Эстетического вкуса;

  • Эстетического идеала;

  • Эстетической оценки.

Российский педагог Борис Тимофеевич Лихачёв выделил дополнительные категории эстетического воспитания. А именно: эстетическое чувство, эстетическая потребность, эстетическое суждение и эстетическое восприятие.

Рассмотрим по – подробнее категории эстетического воспитания.

Эстетическое восприятие – это первый этап приобщения к искусству, этап общения с красотой действительности. От данного этапа зависят все последующие этапы. Борис Тимофеевич характеризовал эстетическое восприятие так: «это способность человека вычленять в явлениях действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства» (8, 74).

Эстетическое явление действительности и искусства, если оно осознается школьниками, то у них возникает эмоциональный отклик. По мнению Бориса Тимофеевича, эмоциональный отклик является основой эмоционального чувства. Лихачёв так же отмечает, что испытывая такие эмоции как: наслаждение или отвращение; переживание или ужас; страх или смех, постоянно, то в школьнике будет формироваться эстетическая потребность. Эстетическая потребность «это устойчивая необходимость в общении с эстетическими ценностями, которое способно вызывать глубокое переживание»(8, 25)