ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.12.2021
Просмотров: 6708
Скачиваний: 8
1 0 8
Глава 2 Организация компьютерных систем
Процесс ввода-вывода
Как мы сказали в начале этой главы, компьютерная система состоит из трех основ-
ных компонентов: центрального процессора, памяти (основной и вспомогатель-
ной) и устройств ввода-вывода (принтеров, сканеров и модемов). До сих пор мы
рассматривали центральные процессоры и память. Теперь мы займемся изучени-
ем устройств ввода-вывода и тем, как они связываются с остальными компонента-
ми системы.
Шины
Большинство персональных компьютеров и рабочих станций имеют физическую
структуру, сходную с той, которая изображена на рис. 2.23. Обычное устройство
представляет собой металлический корпус с большой интегральной схемой на дне,
которая называется
материнской
платой. Материнская плата содержит микросхе-
му процессора, несколько разъемов для модулей DIMM и различные микросхемы
поддержки Она также содержит шину, протянутую вдоль нее, и несколько разъе-
мов для подсоединения плат устройств ввода-вывода. Иногда может быть две шины
одна с высокой скоростью передачи данных (для современных плат устройств
ввода-вывода), а другая с низкой скоростью передачи данных (для старых плат
устройств в вода-вывода).
Контроллер SCSI
Звуковая ка
Модем
Корпус печатной платы
Краевой разъем
Рис. 2.23. Физическая структура персонального компьютера
Логическая структура обычного персонального компьютера показана на рис. 2.24.
У данного компьютера имеется одна шина для соединения центрального процес-
сора, памяти и устройств ввода-вывода, однако большинство систем содержат две
и более шин Каждое устройство ввода-вывода состоит из двух частей: одна из
них
содержит большую часть электроники и называется
контроллером,
а другая пред-
ставляет собой само устройство ввода-вывода, например дисковод. Контроллер
обычно содержится на плате, которая втыкается в свободный разъем. Исключение
представляют контроллеры, являющиеся обязательными (например, клавиатура),
которые иногда располагаются на материнской плате. Хотя дисплей (монитор) и не
является факультативным устройством, соответствующий контроллер иногда рас-
Процесс ввода-вывода
109
полагается на встроенной плате, чтобы пользователь мог по желанию выбирать
платы с графическими ускорителями или без них, устанавливать дополнительную
память и т. д. Контроллер связывается с самим устройством кабелем, который под-
соединяется к разъему на задней стороне корпуса.
Монитор
Клавиатура
Контроллер
гибкого
диска
Контроллер
жесткого
диска
ч
Центральный
процессор
Память
Контроллер
видеоизображения
Контроллер
клавиатуры
Контроллер
гибкого
диска
Контроллер
жесткого
диска
Шина
Рис. 2.24.
Логическая структура обычного персонального компьютера
Контроллер управляет своим устройством ввода-вывода и регулирует доступ к
шине для этого. Например, если программа запрашивает данные с диска, она по-
сылает команду контроллеру диска, который затем отправляет команды поиска и
другие команды на диск. После нахождения соответствующей дорожки и сектора
диск начинает передавать контроллеру данные в виде потока битов. Задача кон-
троллера состоит в том, чтобы разбить поток битов на куски и записывать каждый
такой кусок в память по мере их накопления. Отдельный кусок обычно представ-
ляет собой одно или несколько слов. Если контроллер считывает данные из памя-
ти или записывает их в память без участия центрального процессора, то говорят,
что осуществляется
прямой доступ к памяти (Direct Memory Access,
сокращенно
DMA).
Когда передача данных заканчивается, контроллер вызывает
прерывание,
вынуждая центральный процессор приостановить работу текущей программы и
начать выполнение особой процедуры. Эта процедура называется
программой
обработки прерывания
и нужна, чтобы проверить ошибки, произвести необходи-
мые действия в случае их обнаружения и сообщить операционной системе, что
процесс ввода-вывода завершен. Когда программа обработки прерывания завер-
шена, процессор возобновляет работу программы, которая была приостановлена
в момент прерывания.
Шина используется не только контроллерами ввода-вывода, но и процессором
для передачи команд и данных. А что происходит, если процессор и контроллер
ввода-вывода хотят получить доступ к шине одновременно? В этом случае особая
микросхема, которая называется
арбитром шины,
решает, чья очередь первая.
Обычно предпочтение отдается устройствам ввода-вывода, поскольку работу дис-
ков и других движущихся устройств нельзя прерывать, так как это может привес-
ти к потере данных. Когда ни одно устройство ввода-вывода не функционирует,
центральный процессор может полностью распоряжаться шиной для связи с па-
1 1 0 Глава 2. Организация компьютерных систем
мятью. Однако если какое-нибудь устройство ввода-вывода находится в действии,
оно будет запрашивать доступ к шине и получать его каждый раз, когда ему это
необходимо. Такой процесс называется
занятием цикла памяти
и замедляет рабо-
ту компьютера.
Такая система успешно использовалась в первых персональных компьютерах,
поскольку все их компоненты работали примерно с одинаковой скоростью. Одна-
ко как только центральные процессоры, память и устройства ввода-вывода стали
работать быстрее, возникла проблема: шина больше не могла справляться с такой
нагрузкой. В случае с закрытыми системами, например рабочими станциями, ре-
шением данной проблемы стала разработка новой шины с более высокой скорос-
тью передачи данных для следующей модели машины. Поскольку никто никогда
не переносил устройства ввода-вывода со старой модели на новую, такой подход
работал успешно.
И все же в мире персональных компьютеров многие заменяли процессор более
усовершенствованным, но при этом хотели подсоединить свой старый принтер,
сканер
и
модем
к
новой системе. Кроме того, существовала целая обширная от-
расль промышленности, которая выпускала широкий спектр устройств ввода-вы-
вода для шины IBM PC, и производители этих устройств были совершенно не за-
интересованы в том, чтобы начинать все разработки заново. Компания IBM прошла
этот тяжелый путь, выпустив после серии IBM PC серию PS/2. У PS/2 была но-
вая шина с более высокой скоростью передачи данных, но большинство произво-
дителей клонов продолжали использовать старую шину PC, которая сейчас назы-
вается шиной
ISA (Industry Standard Architecture — стандартная промышленная
архитектура).
Большинство производителей дисков и устройств ввода-вывода
также продолжали выпускать контроллеры для старой модели, поэтому
IBM
ока-
залась в весьма неприятной ситуации, поскольку она в тот момент была единствен-
ным производителем персональных компьютеров, несовместимых с серией IBM.
В конце концов компания была вынуждена вернуться к производству компьюте-
ров на основе шины ISA. Отметим, что ISA также может быть сокращением от
Instruction Set Architecture (архитектура набора команд), если речь идет об уров-
нях компьютера. А если речь идет о шинах, аббревиатура ISA означает Industry
Standard Architecture (стандартная промышленная архитектура).
Тем не менее, несмотря на то, что из-за влияния рынка никаких изменений не
произошло, старая шина работала слишком медленно, поэтому что-то нужно было
предпринять. Данная ситуация привела к тому, что другие компании начали произ-
водить компьютеры с несколькими шинами, одна из которых была старой шиной
ISA или
EISA (Extended ISA — расширенная архитектура промышленного стан-
дарта).
EISA — последователь ISA, совместимый со старыми версиями. В настоя-
щее время самой популярной из них является шина
PCI (Peripheral Component
Interconnect — взаимодействие периферийных компонентов).
Она была разрабо-
тана компанией Intel, при этом было решено сделать все патенты всеобщим досто-
янием, чтобы вся компьютерная промышленность (в том числе и конкуренты ком-
пании) могла перенять эту идею.
Существует много различных конфигураций шины PCI. Наиболее типичная
из них показана на рис. 2.25. В такой конфигурации центральный процессор об-
Процесс ввода-вывода
111
щается с контроллером памяти по специальному средству связи с высокой скоро-
стью передачи данных. Контроллер соединяется с памятью и шиной PCI непо-
средственно, и таким образом, передача данных между центральным процессо-
ром и памятью происходит не через шину PCI. Однако периферийные устройства
с высокой скоростью передачи данных, например SCSI-диски, могут подсоединять-
ся прямо к шине PCI. Кроме того, шина PCI имеет параллельное соединение с ши-
ной ISA, чтобы можно было использовать контроллеры ISA и соответствующие
устройства. Машина такого типа обычно содержит 3 или 4 пустых разъема PCI и
еще 3 или 4 пустых разъема ISA, чтобы покупатели имели возможность вставлять
и старые карты ввода-вывода ISA (для медленно работающих устройств), и новые
карты PCI (для устройств с высокой скоростью работы
1
).
В настоящее время существует много разных видов устройств ввода-вывода.
Некоторые наиболее распространенные из них описываются ниже.
Шина SCSI
Процессор
Кэш-
память
Шина памяти
Шина
PCI
Сканер
SCSI
Диск
SCSI
_| Контроллер
SCSI
Основная
память
Контроллер
видеоизображения
Контроллер
сети
Шина PCI
Звуковая
карта
Контроллер
принтера
Мост
ISA
Модем
Шина ISA
Рис. 2.25. Обычный современный персональный компьютер с шиной PCI и шиной ISA.
Модем и звуковая карта — устройства ISA; SCSI-контроллер — устройство PCI
Терминалы
Терминалы компьютера состоят из двух частей: клавиатуры и монитора. В боль-
ших компьютерах эти части соединены в одно устройство и связаны с самим ком-
пьютером обычным или телефонным проводом. В авиакомпаниях, банках и раз-
личных отраслях промышленности, где работают с такими компьютерами, эти
устройства до сих пор широко применимы. В мире персональных компьютеров
клавиатура и монитор — независимые устройства. Но и в том и в другом случае
технология этих двух частей одна и та же.
1
Необходимо отметить, что в настоящее время существующие стандарты на персональный компьютер
уже не содержат шину ISA. —
Примеч. научн. ред.
1 1 2 Глава 2. Организация компьютерных систем
Клавиатуры
Существует несколько видов клавиатур. У первых компьютеров IBM PC под каж-
дой клавишей находился переключатель, который давал ощутимую отдачу и щел-
кал при нажатии клавиши. Сегодня у самых дешевых клавиатур при нажатии кла-
виш происходит лишь механический контакт с печатной платой. У клавиатур
получше между клавишами и печатной платой кладется слой из эластичного мате-
риала (особого типа резины). Под каждой клавишей находится небольшой купол,
который прогибается в случае нажатия клавиши. Проводящий материал, нахо-
дящийся внутри купола, замыкает схему. У некоторых клавиатур под каждой кла-
вишей находится магнит, который при нажатии клавиши проходит через катушку
и таким образом вызывает электрический ток. Также используются другие мето-
ды, как механические, так и электромагнитные.
В персональных компьютерах при нажатии клавиши происходит процедура
прерывания и запускается программа обработки прерывания (эта программа яв-
ляется частью операционной системы). Программа обработки прерывания считы-
вает регистр аппаратного обеспечения в контроллер клавиатуры, чтобы получить
номер клавиши, которая была нажата (от 1 до 102). Когда клавишу отпускают,
происходит второе прерывание. Так, если пользователь нажимает клавишу
SHIFT,
затем нажимает и отпускает клавишу «М>, а затем отпускает клавишу SHIFT, опе-
рационная система понимает, что ему нужна заглавная, а не строчная буква «М».
Обработка совокупности клавиш SHIFT, CTRL и ALT совершается только программ-
ным обеспечением (сюда же относится известное сочетание клавиш CTRL-ALT-DEL,
которое используется для перезагрузки всех компьютеров IBM PC и их клонов).
Мониторы с электронно-лучевой трубкой
Монитор представляет собой коробку, содержащую
электронно-лучевую трубку
и ее источники питания. Электронно-лучевая трубка включает в себя электрон-
ную пушку, которая выстреливает пучок электронов на фосфоресцентный экран в
передней части трубки, как показано на рис. 2.26,
а.
(Цветные мониторы содержат
три электронные пушки: одну для красного, вторую для зеленого и третью для си-
него цвета.) При горизонтальной развертке пучок электронов (луч) развертывает-
ся по экрану примерно за 50 мкс, образуя почти горизонтальную полосу на экране.
Затем луч совершает горизонтальный обратный ход к левому краю, чтобы начать
следующую развертку. Устройство, которое так, линия за линией, создает изобра-
жение, называется устройством
растровой развертки.
Горизонтальная развертка контролируется линейно возрастающим напряжени-
ем, которое воздействует на пластины горизонтального отклонения, расположен-
ные слева и справа от электронной пушки. Вертикальная развертка контролирует-
ся более медленно возрастающим напряжением, которое воздействует на пластины
вертикального отклонения, расположенные под и над электронной пушкой. По-
сле определенного количества разверток (от 400 до 1000) напряжение на пластинах
вертикального и горизонтального отклонения спадает, и луч возвращается в верх-
ний левый угол экрана. Полное изображение возобновляется от 30 до 60 раз в се-
кунду
1
. Движения луча показаны на рис. 2.26,
6.
Хотя мы описали работу элект-
1
Современные электрон но-лучевые мониторы могут иметь рефреш (частоту обновления изображения,
вычерчиваемого лучом на экране) до 150 и более раз в секунду. Эта частота, естественно, обратно про-
порционально зависит от количества строк, из которых строится изображение. —
Примеч. научн. ред.