ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.12.2021
Просмотров: 6710
Скачиваний: 8
118
Глава 2. Организация компьютерных систем
Если компьютер и терминал разделены, чаше всего их можно соединить только
по телефонной сети. К несчастью, телефонная сеть не может передавать сигналы,
требуемые стандартом RS-232-C, поэтому для преобразования сигнала между
компьютером и телефоном, а также между терминалом и телефоном помещается
устройство, называемое модемом (модулятор-демодулятор). Ниже мы кратко рас-
смотрим устройство модемов.
На рис. 2.29 показано расположение компьютера, модемов и терминала при
использовании телефонной линии. Если терминал находится достаточно близко
от компьютера, так, что их можно связать обычным проводом, модемы не подсое-
диняются, но в этом случае используются те же кабели и разъемы RS-232-C, хотя
выводы, связанные с модемом, не нужны.
Серийная карта
ввода-вывода
Центральный
процессор Память
Универсальный
асинхронный
приемопередатчик
Разъем RS-232-C
Телефонная линия
(аналоговая)
Передача
ABC
„
Клавиатура / S i
Некоторые сигналы
Защитное заземление (1)
—
* ~
Передача (2)
- * — Прием (3)
-—
*•*
Запрос на передачу (4)
- * — Разрешение на передачу (5)
- * — Данные готовы (6)
Общий обратный провод (7)
- * — Обнаружение несущей (8)
—
* -
Терминал готов (20)
Рис. 2.29.
Соединение терминала RS-232-C с компьютером.
В списке сигналов в скобках указаны номера выводов
Чтобы обмениваться информацией, и компьютер, и терминал должны содер-
жать микросхему UART (Universal Asynchronous Receiver Transmitter — универ-
сальный асинхронный приемопередатчик), а также логическую схему для доступа
к шине. Чтобы отобразить на экране символ, компьютер вызывает этот символ из
основной памяти и передает его UART, который затем отправляет его по кабелю
RS-232-C бит за битом. В UART поступает сразу целый символ (1 байт), который
преобразуется в последовательность битов, и они передаются один за другим с
определенной скоростью. UART добавляет к каждому символу начальный и ко-
нечный биты, чтобы отделить один символ от другого. При скорости передачи
110 бит/с используется 2 конечных бита.
Процесс ввода-вывода 119
В терминале другой
UART
получает
биты и
восстанавливает целый символ,
который затем отображается на экране. Входная информация, которая поступает
с клавиатуры терминала, преобразуется в терминале из целых символов в по-
следовательность битов, а затем UART в компьютере восстанавливает целые сим-
волы.
Стандарт RS-232-C определяет около 25 сигналов, но на практике используют-
ся только некоторые из них (большинство из которых может опускаться, если тер-
минал непосредственно соединен с компьютером проводом, без модемов). Штыри 2
и 3 предназначены для отправки и получения данных соответственно. По каж-
дому выводу проходит односторонний поток битов (один в одном направлении,
а другой в противоположном). Когда терминал или компьютер включен, он выда-
ет сигнал готовности терминала (то есть устанавливает 1), чтобы сообщить моде-
му, что он включен. Сходным образом модем выдает сигнал готовности набора дан-
ных, чтобы сообщить об их наличии. Когда терминалу или компьютеру нужно
послать данные, он выдает сигнал запроса о разрешении пересылки. Если модем
разрешает пересылку, он должен выдать сигнал о том, что путь для пересылки сво-
боден. Другие выводы выполняют различные функции определения состояний,
проверки и синхронизации.
Мыши
Время идет, а люди работают за компьютером, все меньше и меньше вдаваясь в прин-
ципы его работы. Компьютеры серии ENIAC использовались только теми, кто их
конструировал. В 50-е годы с компьютерами работали только высококвалифици-
рованные программисты. Сейчас за компьютерами работают многие люди, при этом
они не знают (или даже не хотят знать), как работают компьютеры и как они про-
граммируются.
Много лет назад у большинства компьютеров был интерфейс с командной стро-
кой, в которой набирались различные команды. Поскольку многие неспециалис-
ты считали такие интерфейсы недружелюбными или даже враждебными, компью-
терные фирмы разработали специальные интерфейсы с возможностью указания
на экран. Для создания такой возможности чаще всего используется мышь.
Мышь
— это маленькая пластиковая коробка, которая лежит на столе рядом с
клавиатурой. Если ее двигать по столу, курсор на экране тоже будет двигаться,
позволяя пользователям указывать на элементы экрана. У мыши есть одна, две
или три
кнопки, нажатие на которые дает возможность пользователям выбирать
строки меню. Было очень много споров по поводу того, сколько кнопок должно
быть у мыши. Наивные пользователи предпочитали одну (так как в этом случае
невозможно нажать не ту кнопку), но более продвинутые предпочитали несколь-
ко кнопок, чтобы можно было на экране выполнять сложные действия.
Существует три типа мышей: механические, оптические и оптомеханические.
У мышей первого типа снизу торчат резиновые колесики, оси которых расположе-
ны перпендикулярно друг к другу. Если мышь передвигается в вертикальном на-
правлении, то вращается одно колесо, а если в горизонтальном, то другое. Каждое
колесико приводит в действие резистор (потенциометр). Если измерить измене-
ния сопротивления, можно узнать, на сколько провернулось колесико, и таким
образом вычислить, на какое расстояние передвинулась мышь в каждом направле-
120
Глава 2. Организация компьютерных систем
нии. В последние годы такие мыши были практически полностью вытеснены но-
вой моделью, в которой вместо колес используется шарик, который слегка высо-
вывается снизу. Такая мышь изображена на рис. 2.30.
Управляемый мышью курсор
Окно
\
Меню
/
Кнопки мыши
Мышь
±
Вырезать
Вставить
Колировать
Резиновый шарик
Рис. 2.30.
Использование мыши для указания на строки меню
Следующий тип — оптическая мышь. У нее нет ни колес, ни шарика. Вместо
этого используются светодиод и фотодетектор, расположенный в нижней части
мыши. Оптическая мышь перемещается по поверхности особого пластикового ков-
рика, который содержит прямоугольную решетку с линиями, близко расположен-
ными друг к другу. Когда мышь двигается по решетке, фотодетектор воспринима-
ет пересечения линий, наблюдая изменения в количестве света, отражаемого от
светодиода. Электронное устройство внутри мыши подсчитывает количество пе-
ресеченных линий в каждом направлении.
Третий тип — оптомеханическая мышь. У нее, как и у более современной меха-
нической мыши, есть шарик, который вращает два вывода, расположенных пер-
пендикулярно друг к другу. Выводы связаны с кодировщиками. В каждом коди-
ровщике имеются прорези, через которые проходит свет. Когда мышь двигается,
выводы вращаются и световые импульсы воздействуют на детекторы каждый раз,
когда между светодиодом и детектором появляется прорезь. Число воспринятых
детектором импульсов пропорционально количеству перемещения.
Хотя мыши можно устанавливать по-разному, обычно используется следую-
щая система: компьютеру передается последовательность из 3 байтов каждый раз,
когда мышь проходит определенное минимальное расстояние (например, 0,01 дюй-
ма). Обычно эти характеристики передаются в последовательном потоке битов.
Первый байт содержит целое число, которое указывает, на какое расстояние пере-
местилась мышь в направлении х с прошлого раза. Второй байт содержит ту же
информацию для направления у. Третий байт указывает на текущее состояние кно-
пок мыши. Иногда для каждой координаты используются два байта.
Процесс ввода-вывода 1 2 1
Программное обеспечение принимает эту информацию по мере поступления и
преобразует относительные движения, передаваемые мышью, в абсолютную пози-
цию. Затем оно отображает стрелочку на экране в позиции, соответствующей
расположению мыши. Если указать стрелочкой на определенный элемент экрана
и щелкнуть кнопкой мыши, компьютер может вычислить, какой именно элемент
компьютерной информации, соответствующий данному элементу на экране, был
выбран.
Принтеры
Иногда пользователю нужно напечатать созданный документ или страницу, полу-
ченную из World Wide Web, поэтому компьютеры могут быть оснащены принте-
ром. В этом разделе мы опишем некоторые наиболее распространенные типы мо-
нохромных (то есть черно-белых) и цветных принтеров.
Монохромные принтеры
Самыми дешевыми являются
матричные принтеры,
у которых печатающая го-
ловка последовательно проходит каждую строку печати. Головка содержит от 7 до
24 игл, возбуждаемых электромагнитным полем. Дешевые матричные принтеры
имеют 7 игл для печати, скажем, 80 символов в строке в матрице 5x7. В результате
строка печати состоит из 7 горизонтальных линий, а каждая из этих линий состоит
из 5x80=400 точек. Каждая точка может печататься или не печататься в зависимо-
сти от того, какая нужна буква. На рис. 2.31,
а
показана буква «А*>, напечатанная
на матрице 5x7.
Качество печати можно повышать двумя способами: использовать большее
количество игл и создавать наложение точек. На рис. 2.31,
б
показана буква «А»,
напечатанная с использованием 24 игл, в результате чего получилось пересечение
точек. Для получения таких пересечений обычно требуется несколько проходов
по одной строке печати, поэтому чем выше качество печати, тем медленнее работа-
ет принтер. Большинство принтеров можно настраивать, создавая различные ва-
рианты соотношения качества и скорости.
о
о о
о о
о о
о о о о о
о о
о о
Рис. 2 . 3 1 . Буква «А» на матрице 5x7 (а); буква «А», напечатанная с использованием 24 игл.
Получается наложение точек (б)
1 2 2 Глава 2. Организация компьютерных систем
Матричные принтеры дешевы (особенно в отношении расходных материалов)
и очень надежны, но работают медленно, шумно, и качество печати очень низкое.
Однако они широко применимы, по крайней мере, в трех областях. Во-первых, они
очень популярны для печати на больших листах (более 30 см). Во-вторых, ими
очень удобно пользоваться при печати на маленьких отрезках бумаги (например,
кассовых чеках, уведомлениях о снятии денег с кредитных карт, посадочных тало-
нах в авиакомпаниях). В-третьих, они используются для распечатывания одно-
временно нескольких листов с вложенной между ними копировальной бумагой,
и эта технология самая дешевая.
Дома удобно использовать недорогие
струйные принтеры.
Подвижная печата-
ющая головка содержит картридж с чернилами. Она двигается горизонтально над
бумагой, а чернила в это время выпрыскиваются из крошечных выпускных отвер-
стий. Внутри каждого отверстия капля чернил нагревается до критической точки
и в конце концов вырывается наружу Единственное место, куда она может попасть
из отверстия, — лист бумаги. Затем выпускное отверстие охлаждается, в результа-
те создается вакуум, который втягивает следующую каплю. Скорость работы прин-
тера зависит от того, насколько быстро повторяется цикл нагревания/охлажде-
ния. Струйные принтеры обычно имеют разрешающую способность от 300 dpi (dots
per inch — точек на дюйм) до 720 dpi, хотя существуют струйные принтеры с разре-
шающей способностью 1440 dpi. Они достаточно дешево стоят, работают бесшум-
но и дают хорошее качество печати, однако отличаются низкой скоростью, исполь-
зуют очень дорогие картриджи и производят распечатки, смоченные чернилами.
Вероятно, самым удивительным изобретением в области печатных технологий
со времен Иоганна Гутенберга, который изобрел подвижную литеру в XV веке,
является
лазерный принтер.
Это устройство сочетает хорошее качество печати,
универсальность, высокую скорость работы и умеренную стоимость. В лазерных
принтерах используется почти такая же технология, как в фотокопировальных
устройствах. Многие компании производят устройства, совмещающие свойства
копировальной машины, принтера и иногда также факса.
Основное устройство принтера показано на рис. 2.32. Главной частью этого
принтера является вращающийся барабан (в некоторых более дорогостоящих сис-
темах вместо барабана используется лента). Перед печатью каждого листа барабан
получает напряжение около 1000 вольт и окружается фоточувствительным мате-
риалом. Свет лазера проходит вдоль барабана (по длине) почти как пучок элект-
ронов в электронно-лучевой трубке, только вместо напряжения для сканирования
барабана используется вращающееся восьмиугольное зеркало. Луч света модули-
руется, и в результате получается определенный набор темных и светлых участ-
ков. Участки, на которые воздействует луч, теряют свой электрический заряд.
После того как нарисована строка точек, барабан немного поворачивается для
создания следующей строки. В итоге первая строка точек достигает резервуара с то-
нером (электростатически чувствительным черным порошком). Тонер притяги-
вается к тем точкам, которые заряжены, и так формируется визуальное изображе-
ние строки. Через некоторое время барабан с тонером прижимается к бумаге,
оставляя на ней отпечаток изображения. Затем лист проходит через горячие вали-
ки, и изображение закрепляется. После этого барабан разряжается, и остатки тонера
счищаются с него. Теперь он готов к печатанию следующей страницы.