Файл: Методика изучения самооценки личности (Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ

(Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн)


  • нормирована на выборках учащихся 7 – 9 кл.

  • дает представление о самооценке школьника, дает возможность судить об уровне притязаний

учащегося, его адекватности.

ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ: каждому школьнику предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

ИНСТРУКЦИЯ: каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер и т.п.

Уровень развития каждого качества можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет, символизировать самое низкое развитие, а верхняя - наивысшее. На следующей странице нарисовано 7 таких линий.

Они обозначают: 1 – здоровье

2 – способности

3 – характер

4 – авторитет у сверстников

5 – умение многое делать своими руками, «умелые руки»

6 – внешность

7 – уверенность в себе.

/под. каждой линией написано, что она обозначает/.




Здоровье

ум, способ ности

характер

авторитет

у сверстников

умение многое делать своими руками

внешность

уверенность

в себе


На каждой линии черточкой отметь то как ты оцениваешь у себя развитие этого качества в настоящий момент.

После этого крестиком (X) отметь, при какого уровне развития этих качеств, сторон, ты был бы удовлетворён собой или почувствовал гордость за себя.

Итак: (—) - уровень развития у Вас качества, стороны личности в настоящий момент.


(X)- такой уровень развития качества, к которому Вы стремитесь, достигнув которого. Вы будете удовлетворены собой

Вертикальная линия условно обозначает развитие определенного качества, стороны человеческой: личности от низшего уровня /нижняя точка/ до наивысшего /верхняя точка/.

НАПРИМЕР: в линии "здоровье" нижняя точка указывает на совершенно больного человека, а верхняя - абсолютно здорового.

ЗАДАНИЕ: далее изображено 7 линий, длина каждой - 100 мм., с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными черточками, середина – едва заметной точкой.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ:

методика может проводиться как фронтально /с целым классом или группой/, так и индивидуально. При фронтальной работе надо проверить, как каждый из учащихся заполнил первую шкалу: пройдя по классу посмотреть, правильно ли используются предложенные значки, ответить на вопросы школьников. После этого учащиеся работают самостоятельно и больше ни на какие вопросы не отвечать. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции длится обычно 10-12_минут. Целесообразно наблюдать, как разные школьники выполняют задание:

– сильное возбуждение,

  • демонстративные высказывания о том, что работа "глупая",

  • "я это, не обязан делать",

  • отказ выполнять задание,

стремление задать экспериментатору дополнительные вопросы, привлечь внимание, а также очень быстрое и медленное выполнение задания /с разницей не менее 5 минут/ - все это служит полезной дополнительной информацией при интерпретации результатов.

ОБРАБОТКА РЕ3УЛЬТАТ0В:

Обработке подлежат ответы на 6-ти линиях /шкалах/. Шкала "здоровье" рассматривается как тренировочная и не учитываются, или в случае необходимости анализируется отдельно. Как. уже отмечалось размеры каждой шкалы равны 100 .мм: в соответствии с этим ответы испытуемых получают количественную характеристику, для удобства выражаемую в баллах /например, 54мм.= 54 балла/
Обработка включает в себя следующие этапы:

1. По каждой из 6-ти шкал определяются:

а) уровень притязания /УП/ в отношении данного качества, по расстоянию – в мм. от нижней точки шкалы /"0"/ до знака "X".

б/ высота самооценки /СО/ - от "О" до знака—“

в/ величина расхождения между уровнем притязание и самооценкой - разность между величинами

характеризующими уровень притязаний и самооценку, или расстояние от знака "X" до знака "—", в тех случаях, когда УП ниже СО, результат выражается отрицательным числом.

Записывается значение каждого их 3-х показателе (УП, СO, величина расхождения между ними) в баллах по каждой шкале.

2. Определяется средняя мера каждого из показателей у школьника. Ее характеризует медиана каждого из показателей по всем шкалам

3. Определяется степень дифференцированности УП и СО:

их получают, соединяя на бланке испытуемого все значки "—" (для определения дифференцированности СО) и все значки "X" (для определения дифференцированности УП). Получаемые профили /см. рис.1/ наглядно демонстрируют различия в оценке школьником сторон своей личности. В тех случаях, когда необходима качественная характеристика дифференцированности (н-р, при сопоставлении результатов школьника с результатами всего класса), можно использовать разность между МАКС. И МИНИМ. значением. Последнее, однако, не является достаточно точным, и для анализа результатов конкретного школьника лучше пользоваться первым вариантом.

Следует отметить, что чем выше дифференцированность показателя, тем более условной оказывается средняя мера и соответственно тем меньшей значение она имеет. При очень сильной дифференцированности, когда некоторые стороны своей личности школьник оценивает очень высоко, а другие - очень низко, анализ средней меры по существу, теряет смысл и может быть использован лишь для ориентировки.

4. Особое внимание обращается на такие случаи, когда притязания оказываются ниже СО, некоторые шкалы пропускаются или заполняются не полностью (указывается только СО или только УП), ответы выходят да пределы шкалы (знак становиться выше верхней точки и немного ниже нижней), используются знаки, не предусмотренные инструкцией, ответы комментируются и т.п.


ОЦЕНКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОТДЕЛЬНЫХ


РЕЗУЛЬТАТОВ /ПАРАМЕТРОВ/

Для оценки данные испытуемого /его результаты по каждой шкале/ сравниваются, со стандартными значениями, приведенными далее. Отметим, что различий между учащимися разных параллелей, а также между юношами и девушками не обнаружено.

1. УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЯ: Норму, реалистический УП характеризует результат от 60 до 89 баллов ="средние” и "высокие" притязания. При этом наиболее оптимальный является сравнительно высокий уровень – от 75 до 89 баллов, что свидетельствующий об оптимистическом представлении о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат - от 90 до 100 баллов = очень высокий УП – обычно свидетельствует о нереалистическом, некритическом отношении школьника к собственным возможностям. Особого внимания в этом плане заслуживают такие случаи, когда УП отмечается выше максимально возможного значения, крайней верхней точки шкалы /100 б/. Нереалистический уровень УП часто свидетельствует о том, что школьник не умеет правильно ставить перед собой цели. Для старшего школьного возраста это неблагоприятный показатель, поскольку, как известно, основное психологическое содержание данного периода составляет самоопределение, предъявляющее к такому умению достаточно высокие требования. Наличие нереалистического УП может свидетельствовать о личностной незрелости.

Результат - менее 60 баллов = "низкие", притязания - свидетельствует о заниженном УП. Если такой результат характеризует средний показатель УП испытуемого, то он является индикатором неблагоприятного развития личности. Естественно, что чем ниже УП, тем более данный показатель свидетельствует о неблагополучии.

Если очень высокий или очень низкий УП отмечен по какой-либо одной шкале, то это может характеризовать повышенную значимость /или декларируемое пренебрежение/ того или иного качества для школьника. Следует отметить, что по количеству баллов оцениваются только те случаи, когда УП оказывается выше уровня СО. О других вариантах говориться далее.

2. ВЫСОТА. САМООЦЕНКИ: Количество баллов от 45 до 74 = «средний» и «высокий». СО – свидетельствует о реалистичной, адекватной СО. При этом также как и при оценке УП оптимальным для личностного развития следует признать результат, находящийся в верхней части этого интервала от 60 до 74 б. (высокая СО). Кол-во баллов от 75 до 100 /и выше предлагаемого максимума /свидетельствует о завышенной СО /переоценке себя/ и указывает на определенные
отклонения в формировании личности. Такая завышенная СО может свидетельствовать о личностной незрелости, неумении правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими. Кроме того, завышенная СО может указывать на существенные искажения в формировании личности - "закрытость для опыта", нечувствительность к своим ошибкам.", неуспехам, замечаниям и оценкам окружающих.

Кол-во баллов ниже 45 указывает на заниженную СО /недооценивание себя/ и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Людей с такой СО очень мало. Они, как правило, составляют с точки зрения личностного развития "группу риска", заслуживают пристального внимания со стороны психолога.

За низкой СО могут скрываться 2 совершенно разных психологических явления:

- подлинная неуверенность в себе, т.е. отношение к себе как, ни к чему и не на что не способному, неумелому, никому ненужному;

-"защитная", когда декларирование /в том числе и самому себе/ собственного неумения, отсутствия способностей, того, что «все равно ничего не выйдет», позволяет не прилагать никаких усилий, или "подменить деятельность отношением к ней" /Мясищев/,.

3. РАСХОЖДЕНИЕ МЕЖЛУ УРОВНЕМ ПРИТЯЗАНИЙ И УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ.

за норму здесь принимается расхождение от 8 до 22 баллов, свидетельствующее, что школьник ставит перед собой такие цели которые он действительно стремиться достичь. Притязания в значительной части случаев основываются на оценке им своих возможностей и служат стимулом личностного развития.

Расхождение от 1 до 7 б. и особенно случаи полного совпадения УП и уровня СО, указывают на то, что притязания не служат стимулов, личностного развития, становления той или иной. стороны личности. Контрольная оценка этого расхождения различия в зависимости от того, в какой части шкалы находятся эти показатели. Так, в верхней, части шкалы /76-I00 б./ они свидетельствуют о завышенной СО. В средней /46-75 б./ - указывают на то, что отношение школьника к. себе не носит -конструктивного характера. И, наконец, в нижней части /0-45б/ могут являться показателем предельно заниженного представления о себе. В том случае, если школьник заполняет таким образом все или большинство шкал, можно говорить о том, что он как бы "смирился" со своей... "никчемностью", даже не надеясь исправить положение/. Если таким образом заполняется одна или, две шкалы, это указывает:, на не значимость для учащихся той или иной стороны личности