Файл: Самостоятельная работа по теме 6 Цель занятия закрепление знаний о связи философии и религии, формирование умений применять их.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.03.А Педагогика дополнительного образования (в области социально-педагогической деятельности)
Дисциплина: Основы философии
Самостоятельная работа по теме 3.6
Цель занятия: закрепление знаний о связи философии и религии, формирование умений применять их.
Задания для самостоятельной работы:
Задание 1. Составьте сравнительную таблицу отличий философской, научной и религиозной истины
Философская истина | Научная истина | Религиозная истина | |
Понятие | Адекватное отражение объекта познающим субъектом, содержание которого не зависит от познающего субъекта. | В науке истина с одной стороны есть цель научного познания, с другой - это ценность, обеспечивающая принципиальную возможность научного знания совпадать с объективной реальностью. | В христианстве истина – это спасительная Личность Иисуса Христа. |
Связь с субъектом | Объективная истина | Объективная истина | Субъективная истина |
Виды истины | Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание о действительности, которое выступает как цель научного познания. К абсолютным истинам относятся сведения, которые правильно отражают те или иные свойства исследуемых объектов и не могут быть опровергнуты с дальнейшим развитием науки, а также твёрдо установленные факты и знания о свершившихся событиях. Относительная истина – неполнота знаний, их незавершённость, знания, содержание которых может быть уточнено или пересмотрено дальнейшим развитием науки. | Абсолютная истина – « Я есть путь, истина и жизнь » сказал Иисус (Ин. 14:6) | |
Метод исследования (приём, средство, способ познания) | Диалектический метод. Прагматический метод (то что полезно). Функциональный анализ, системный подход. | Анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование. | Переживание, озарение, самоуглубление, духовный авторитет, религиозное свидетельство (священные писания) |
Критерии истины (Разрешающая процедура, позволяющая оценивать знание либо как истинное, либо как ложное) | Всеобщность необходимость очевидность, логическая не противоречивость, эмпирическая и практическая подтверждаемость ( в сенсуализме - ощущения, в эмпиризме – опыт). Единство философской теории и философской практики. | Эксперимент, верифицируемость теории (т.е. заключение об её истинности на основании практического подтверждения) вышедших из неё опытных следствий логическая непротиворечивость аксиом (т.е. невыводимость одних исходно принятых допущений (аксиом, постулатов) теории из других). Когерентность знания – т.е. требование системной упорядоченности, взаимосогласованности положений внутри самой теории. Критерий простоты. Красота как истина | Религиозная практика- практика коллективного совершенствования. Синтетичность- органическое единение теорий и духовных отличий. Личностность- чем нравственнее и ответственнее человек живёт, тем более глубокие знания открываются ему. |
Свойства (признаки) истины. | Объективность по своему внешнему признаку и субъективность по своему идеальному внутреннему содержанию и форме. Процессуальный характер. Единство абсолютного и устойчивого (вечные истины) и относительного, изменчивого в её содержании- взаимосвязь абстрактного и конкретного (истина всегда конкретна) | | |
Задание 2. Ответьте на вопрос: чем различаются между собой философия, религия и наука.
Ответ: Различие философии, религии и науки
И все же между философией, религией и наукой существует не только сходства, но и различия.
Религиозные воззрения подразумевают жизнь в единении с Богом. Цель такого духовного общения нередко состоит в отыскании путей для спасения души и нахождении прочной жизненной основы. Те, кто постоянно пребывают в религии, часто обретают радость и душевный покой, испытывают умиротворение и удовлетворенность. Философия - это наука о наиболее общих законах бытия, общества и человеческого мышления. Она стоит выше личных интересов. Конечная цель философского знания состоит в установлении и постижении взаимосвязей между объективно существующими явлениями материального и духовного мира.
Постижение религиозных истин не требует от человека логических построений и четко выведенных доказательств бытия Бога, являющегося, по мнению богословов, основой мироздания. Догматы церкви требуют веры, а не научных поисков и строго выверенных обоснований. Философия же стремится отыскать объективную первооснову мира, опираясь на достижения современных наук и эмпирические данные, которые можно измерить и систематизировать. Если религия подразумевает главенство веры, то философия строится на прочном фундаменте объективного и проверяемого знания.
Качественно различаются философия и религия и по общему складу и характеру соответственно философского и религиозного сознания и мышления, используемых для достижения выдвигаемых ими целей и задач, и по способам и средствам получения и обоснования своего знания. В отличие от религии философия как форма ценностного нормативного сознания избрала своим ориентиром, прежде всего и главным образом познавательную установку, опирающуюся на максимально возможное использование в поисках предельных, последних оснований бытия всех тех духовных и душевных сил и способностей, которые органически присущи самой природе человека. Это установка, ориентирующая на сознательный поиск подобных представлений, на их критическое осмысление, на принятие каких-либо из них на основе тщательного анализа и аргументации. Специфика философии как особого вида духовной деятельности может быть понята только с учетом плюрализма (множественности) философских установок, предпочтений и ориентаций.
Проблема «философия и наука» возникла относительно недавно, в XIX веке, когда отдельные научные дисциплины - физика, химия, биология, математика и др. - окончательно отделились от философии. В настоящее время естественные науки, а не философия создают объективно-истинное знание о мире. Различие философского и научного познания определяется концептуальными установками по отношению к действительности: они "смотрят" на мир с помощью разных систем координат. Для философских учений характерно рассмотрение мира в тесном единстве с человеком, его потребностями, интересами, идеалами, возможностями. Наука же опирается на опыт, естественнонаучные данные. "Естественнонаучная картина мира" в этом смысле всегда объективна, философское же понятие "мира в целом" включает в свое содержание объективную данность через исторически развивающиеся способности человеческого освоения мира, как его "жизненное пространство", проецирующее его деятельно-познавательные, смысло-созидательные возможности и установки. Философия в противоположность специальным наукам не только не обособляется от человека, но вопрос о сущности "истинно человеческого" является одним из основополагающих центров философской мысли. В силу этого философия несводима к научному знанию - многие ее проблемы недоступны естественнонаучным, опытно-эмпирическим методам исследования. К ним, например, можно отнести проблемы нравственности, смысла жизни, духовной сферы и другие. Мир философии -- это особый мир, где действуют свои критерии, своя шкала "точности", свой "масштаб" измерений. Понятия и категории философских теорий не выводятся только лишь дедуктивным методом и также не являются результатом опытных обобщений. Критерием философского знания не может служить научно-экспериментальная практика, связанная с фактами опыта. Таким образом, философия не является ни религией, ни наукой, ее нельзя свести ни к одной из форм общественного сознания; она формирует свой специфический взгляд на мир, опираясь на совокупный интеллектуальный опыт человечества. Вальяно М.В. История и философия науки: Учебное пособие - ("Магистратура. Аспирантура") (ГРИФ) ,2015.-С.38
Фридрих Энгельс утверждал: «Наука и религия -- антиподы, в корне противоположные, взаимно исключающие друг друга формы общественного сознания. Наука -- это система достоверных знаний о природе, обществе, мышлении и объективных законах их развития, правильное, соответствующее действительности отображение в головах людей предметов, явлений, закономерностей природы и общественной жизни. Религия же является не соответствующим действительности, от начала до конца извращенным, «фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, -- отражением, в котором земные силы принимают форму неземных». Ф. Энгельс, Анти-Дюринг.Госполитиздат,1953.- С .299
И действительно - наука опирается на факты, на научные опыты и строго проверенные, подтвержденные практикой выводы. Религия опирается исключительно на слепую веру людей в разного рода чудеса, сверхъестественные силы, на фантастические вымыслы и библейские предания. Наука содействует повышению сознательности и росту культуры людей, возвышению человека над окружающими его условиями, превращению его в хозяина и вершителя своей собственной судьбы.
Менее всего религия отражает логическую рассудочность. Её задачей является воспитание в человеке понимания мира как единого, гармоничного целого, составляющие которого органично взаимосвязаны, в котором малейшие изменения локального масштаба приводят к значительным последствиям глобального масштаба.
Научное познание объясняет мир из него самого, в отличие от религиозных концепций, не прибегая к внеприродным, сверхъестественным силам, в этом их основное различие. Получается, что религия и наука развиваются в противоположных направлениях, т. е. наука, исходя из отдельных фактов, событий, закономерностей восстанавливает общую картину мира, в то время как религия, исходя из общего представления, пытается объяснить отдельные закономерности, события, факты.
Поэтому становится ясна противоположность религии и науки в воспитании индивидуума: от общего к частному или от уникального к универсальному. Их противонаправленность приводит к их борьбе. Таким образом, наука и религия являют собой яркий пример борьбы и единства противоположностей, что, согласно законам диалектики, приводит к постоянному движению, т. е. постоянной борьбе за идеалы, что является причиной и следствием совершенствования человеческого сознания, мышления, закладывает основы миропонимания и миропознания, не дает исчерпывающие ответы, тем самым заставляя стремиться к совершенству, объективно и субъективно заставляя продолжаться течению истории и развиваться человечество, является одной из основ бытия.
Задание 3. Объясните гносеологическую и аксиологическую сущность идеи двух истин — разума и веры.
размышления о мире, о Боге и их познании, даже в рамках геоцентрической картины мира, приводили средневековых философов к противоречию с принципами тогдашней католической ортодоксии. Это противоречие усугублялось тем, что с ХII в. через арабскую средневековую мысль в лице Ибн Сины, Ибн Рошда, Аль Фараби в средневековую Европу проникают оригинальные работы древнегреческих философов (и прежде всего Аристотеля), ранее неизвестных средневековым мыслителям.
Необходимость освоения идейного материала работ Аристотеля и несовместимость этого материала с установками католической ортодоксии заставляла средневековых философов искать выход из создавшегося положения. Таковы были предпосылки возникновения знаменитой теории двойственной истины, наиболее основательно представленной в работах Сигера Брабантского (1240—1284 гг.). Совет парижских теологов, осудивших Сигера Брабантского и его последователей, очень четко выразил сущность теории двойственной истины в следующих словах: «Они заявляют, что существуют вещи истинные с философской точки зрения, хотя они не будут таковыми с точки зрения веры, как если бы были две противоположные истины». Пользуясь этой теорией, философы четко отделяли теологические спекуляции от научного знания, в котором разум и только разум мог быть единственным критерием истинности.
Конечно, можно было осудить последователей Сигера Брабантского, можно было сжечь его сочинения, но все это не снимало перед представителями католической теологии тех проблем, которые были вызваны как внутренними противоречиями самой схоластической мысли, так и необходимостью освоить философское наследие Аристотеля, столь противоречащее основам ортодоксии. Их решил один из выдающихся философов средневековья — Фома Аквинский.
Философ исходит из мысли о том, что все человеческое знание состоит из истин разумных и сверхразумных. Причем, о так называемых истинах сверхразумных, человеческий разум не может сказать ничего определенного. К сверхразумным истинам относятся прежде всего наиболее фундаментальные принципы ортодоксального вероучения: творение мира Богом, мысль о единой троице и т. д. Поскольку разум бессилен подтвердить или опровергнуть эти идеи, их познание возможно лишь через Священное писание.
Однако разум и рациональное познание, по мнению Аквината, необходимы в практической деятельности человека, поскольку душа человека «не имеет по своей природе врожденных знаний истины подобно ангелам, но вынуждена по крупицам собирать ее из разделенных вещей через посредство чувственного восприятия». Но рациональное познание, опирающееся на чувственное восприятие, не может противоречить Священному писанию, поскольку Бог является одновременно и Творцом мира и источником откровения. Или, как высказывается Аквинский, «бог есть первая причина, приводящая в движение как естественные причины, так и причины доброй воли».