Файл: Webтехнологии в бизнесе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УДК 33
Экономические науки
Давыдова Мария Андреевна,
студентка 4курса направления подготовки 38.03.05 бизнес-информатика
экономического факультета НИ МГУ им. Н.П. Огарёва, г. Саранск
WEB-ТЕХНОЛОГИИ В БИЗНЕСЕ
Аннотация: данная статья посвящена использованию web-технологий в бизнесе. В статье приведено понятие web-сайта, отмечены цели, с которыми интернет-ресурс создается для бизнеса. Перечислены самые распространенные виды web-сайтов, использующихся в бизнесе, и приведены примеры сайтов каждого вида. На основе проведенного исследования автор дает рекомендации по выбору вида web-сайта для организации и подчеркивает аспекты, важные для разработки концепции сайта.
Ключевые слова: web-технологии, web-сайт, бизнес, функции web- сайтов, виды web-сайтов, web-представительство.
Annotation: this article is devoted to the use of web-technologies in business.
The article presents the concept of a web site, marks the purposes with which the
Internet resource is created for business. It also lists the most common types of web- sites used in business, and provides examples of each type of site. On the basis of the study, the author gives recommendations on the choice of the type of web-site for the organization and emphasizes the aspects important for the development of the concept of the site.
Key words: web-technologies, web-site, business, web-site functions, types of web-sites, web-representation.
Каждый день миллиарды человек пользуются сетью Интернет, с ее помощью общаясь и черпая информацию из Всемирной паутины, которая
практически полностью окутала нашу планету. И многие люди часто не задумываются, какие технологии стоят за столь простым процессом поиска и обмена данными в Сети, и на чем, собственно, он основан.
World Wide Web (англ. web – паутина) состоит из огромного множества страниц, связанных между собой посредством ссылок и содержащих различную по своему виду информацию, начиная от обычной текстовой и заканчивая достаточно большими видеофайлами [5, с. 194]. Основной единицей данной паутины является веб-сайт.
Различные авторы, такие как Безручко В. Т. [2, с. 398], Гуриков С. Р. [4, c. 142], Макдональд М. [6, c. 30], а также интернет-источники, например,
Википедия [14], дают свое определение веб-сайта. Объединив их в одно общее понятие, можно сказать, что веб-сайт – это совокупность, связанных между собой веб-страниц (документов, написанных на языке HTML и расположенных в едином хранилище – сервере), которые становятся доступны для обычных пользователей с помощью сети Интернет и специальных программ – браузеров.
Существует большое количество определений веб-сайта, но, объединив их в одно общее понятие, можно сказать, что веб-сайт – это совокупность, связанных между собой веб-страниц (документов, написанных на языке HTML и расположенных в едином хранилище – сервере), которые становятся доступны для обычных пользователей с помощью сети Интернет и специальных программ – браузеров.
Самый первый веб-сайт был запущен 6 августа 1991 года и принадлежал
Европейской организации по ядерным исследованиям (ЦЕРН). Он представлял из себя страницу, на которой ее создатель, Тим Бернерс-Ли, опубликовал информацию о придуманной им двумя годами ранее новой технологии World
Wide Web [7, с. 30]. Также на сайте были описаны принципы работы серверов и браузеров, а позже он стал первым интернет-каталогом, так как Бернерс-Ли разместил на нем список из ссылок на другие сайты.
Количество веб-сайтов во Всемирной паутине превысило 1 миллиард уже в 2014 году. На сегодняшний день их существует около 1,24 миллиарда [9].


Конечно же, не все из них являются действующими, но такие большие цифры говорят о том, что создание и использование сайтов является очень актуальным в наше время.
Веб-сайты создаются с самыми различными целями: предоставление информации (тематические сайты и порталы), общение (социальные сети, форумы, блоги), предоставление сервисов и услуг (доски объявлений, видеохостинги, интернет-магазины, файлообменные, почтовые, поисковые сервисы) и т. д. Большой сегмент занимают сайты для бизнеса, о которых и пойдет речь в данной статье.

Для чего же сайты так необходимы практически всем компаниям и как они могут помочь развитию бизнеса?
Во-первых, веб-сайт позволяет предоставить полную, подробную и структурированную информацию о работе организации любому пользователю сети Интернет в любое время и в любом месте. При этом объем информации может быть довольно большим.
Во-вторых, если для компании создается сайт, то он автоматически становится рекламным инструментом. Он позволяет привлечь именно ту целевую аудиторию, которая заинтересована в деятельности компании. При этом реклама может быть организована еще и с помощью баннеров и текстовых ссылок, размещенных на других сайтах, почтовых рассылок и т.д. Стоит отметить, что с каждым днем обычные СМИ все больше отступают на второй план, а реклама в Интернете, наоборот, становится актуальнее, и это нельзя упускать из вида.
В-третьих, веб-сайт является средством повышения имиджа организации.
Конечно же, у всех крупных компаний давно имеются персональные сайты, но еще не все предприятия среднего и малого бизнеса создали свой веб-ресурс.
Поэтому наличие сайта у компании позволяет ей выделиться среди конкурентов, показать свою уникальность, вызвать доверие потребителей и, тем самым, повысить свой авторитет и имидж.

В-четвертых, с помощью веб-сайта организация может осуществлять обратную связь с клиентами. С помощью сайта можно проводить опросы и получать данные по любой статистике, узнавать мнения и отзывы клиентов.
Также взаимодействие с клиентом можно осуществлять с помощью электронной почты (если сайт предусматривает такую функцию), где можно сортировать полученные данные и вести историю переписки [8].
И, в-пятых, сайт может служить для компании платформой для электронной торговли. С помощью него клиенты могут оформлять заказы на товары или услуги и оплачивать их в любое удобное им время. Причем некоторые предприятия осуществляют продажи только таким способом.
К разработке сайта каждой компании нужно подходить индивидуально, исходя из тех целей, которые она преследует, и задач, которые веб-сайт должен будет выполнять. Очень важно правильно выбрать тот вид сайта, который подходит данной организации.
Далее будут рассмотрены самые распространенные виды веб-сайтов для бизнеса.
1) Сайт-визитка. Данный сайт обычно состоит из нескольких страниц, на которых дается краткая информация о компании, предоставляемых ей услугах и контактах [13]. Также на данном сайте часто бывают такие разделы как
«Новости», «Цены» и «Акции». Основными преимуществами сайта-визитки являются низкая стоимость создания и быстрый запуск, а недостатками – низкий функционал и бедный дизайн. Но на сегодняшний день «визитки» не столь примитивны, и у многих имеются дополнения, не типичные для данного вида.
К интернет-визиткам можно отнести сайт компании ООО «АСНА-
Центр», которая является производителем гидравлического оборудования для автомобилей и с/х техники (http://asna-center.ru/index.php). Очень простой дизайн и малое количество информации о компании и ее услугах играют не в пользу организации, но у сайта есть преимущество – через сайт можно вызвать звонок оператора, а также связаться с руководством.


Еще один веб-ресурс данного вида – сайт магазина «Антиквариат»
(http://antik-rm.ru/istoriya-saranska.html).
Он имеет небольшой объем информации по спецификации и деятельности магазина и простой, но достаточно приятный дизайн. Нетипичный для сайта-визитки отдел –
«Галерея», где можно посмотреть фотографии различного антиквариата.
Интернет-ресурс компании
ООО
«Три-Р»
(http://3r- saransk.ru/index.php/pages/page/main) также является сайтом-визиткой, при чем довольно высокого уровня. Удобный и приятный дизайн, наличие галереи товаров, а также возможность оформления заказа через сайт – те достоинства, которые могут привлечь клиента. Но все же из-за не слишком обширного контента и небогатого функционала данный ресурс не дотягивает до корпоративного сайта, о котором пойдет речь дальше.
2) Корпоративный сайт. Это многофункциональный сайт компании, создающийся как для информирования клиентов, так и для непосредственного преследования коммерческих целей. Как правило, такие веб-сайты содержат максимально полную и раскрытую информацию об организации, ее миссии, истории и услугах [15]. Корпоративный сайт – это улучшенная версия сайта- визитки. На нем обычно присутствуют своевременно обновляющаяся лента новостей, функция поиска, фотогалереи, формы для обратной связи с клиентами (отзывов, заявок). Часто присутствует раздел «Вакансии», чтобы компания могла производить набор сотрудников посредством веб-ресурса.
Практически все сайты данного вида имеют свой электронный почтовый ящик.
Один из таких сайтов был создан для ООО ПФ «Арко-Газ», которая занимается реализацией через сеть собственных заправочных станций жидкого моторного топлива и сжиженного углеводородного газа (http://arko-gaz.ru/).
Выступает под общероссийским брендом «РОСНЕФТЬ». У сайта удобный и стильный интерфейс, имеется раздел отзывов и предложений, возможность поиска по сайту, ссылка на сообщество в социальной сети «Вконтакте» и множество полезной информации по сфере деятельности организации. Плюсом является возможность создания для пользователей личного кабинета.

Корпоративный веб-сайт автосервиса «Бригада» (http://avtoservis- brigada.ru/) также имеет эргономичный дизайн, и полную информацию о возможностях сервиса. Здесь можно оставить отзыв или записаться на обслуживание. Предусмотрен поиск по сайту.
У медицинского центра «Диамед» сайт кроме вышеперечисленных функций содержит функцию «Вопрос доктору» (http://www.diamedlab.ru/).
У сайтов корпоративного типа обычно нет явных недостатков - они хорошо выполняют свои функции привлечения новых клиентов и поддержки уже существующих, но все же не имеют такого полного функционала, как следующий вид веб-сайтов.
3) Портал. Это, фактически, улучшенный до максимума корпоративный сайт. Портал располагается более, чем на одном интернет-ресурсе, функционируя в различных системах и различных социальных сетях, так же оно интегрируется в несколько систем управления [1, с. 2]. Такой вид сайта ориентирован на обеспечение удобства клиентов всеми возможными способами. К функциональности портала относятся размещение фото, аудио и видео в виде специальных галерей, просмотр и прослушивание онлайн, форумы, блоги, рейтинги и голосования, система управления комментариями и обменом сообщениями между пользователями и так далее. Главная черта портала – очень активное взаимодействие с пользователем.
Примером портала является образовательный ИТ-портал «GeekBrains»
(https://geekbrains.ru/), на котором учат людей с нуля осваивать программирование, веб-дизайн и маркетинг. Для этого на сайте проводятся онлайн-курсы со стажировкой и бесплатные мастер классы.
Зарегистрировавшись на сайте, пользователи могут проходить тесты, смотреть вебинары, пользоваться форумом и вести свой блог. В разделе блога можно голосовать за лучшие статьи и самому набирать рейтинг, а также оставлять комментарии. И, как и все порталы, данный сайт имеет все черты корпоративного сайта. ИТ-портал очень удобен для людей, желающих получить знания в сфере ИТ.


Интернет-портал есть и у информационного агентства «МФД-
ИнфоЦентр», которое специализируется на финансовой информации и создании современных высокотехнологичных программных продуктов для банков, инвестиционных компаний, корпоративных и индивидуальных инвесторов (http://mfd.ru/). И на этом портале есть буквально все, что касается его сферы: курсы валют (включая курс биткоина), котировки акций, мировые индексы, последние финансовые новости, анонсы финансовых событий. При этом на сайте представлены продукты и услуги агентства, ссылки на онлайн- семинары, которое оно проводит. Конечно же имеются форум, блог и личный кабинет для пользователей (для них также ведется рейтинг и даже проводятся конкурсы). Данный сайт представляет собой качественный и удобный портал, предоставляющий для своих клиентов максимум возможностей.
И стоит отметить, что, так как интернет-порталы являются сайтами с огромным функционалом, они часто имеют черты следующего вида сайтов.
4) Сайт-сервис. Такой сайт сконцентрирован на решении конкретной потребности клиента, либо нескольких однотипных потребностей. Типичным примером сервиса являются онлайн-консультанты, которые отвечают на вопрос введенный в всплывающем окне. Но такие функции сегодня встроены на каждом портале и на многих корпоративных сайтах [11]. Порталы, речь о которых шла выше, также имели возможность оказания онлайн-услуг – обучение.
Есть же веб-ресурсы, полностью посвященные оказанию какой-либо услуги. Например, онлайн-школы, как школа английского языка «Skyeng»
(https://skyeng.ru/). В ней работают профессионалы, помогающие жителям современных мегаполисов выучить английский язык в условиях недостатка времени. Школа проводит курсы английского языка, предоставляет возможность заниматься с репетитором онлайн, проводить обучение по скайпу.
Уроки регулярные, преподавателя может выбрать сам пользователь. После окончания курса и сдачи экзамена клиенту выдается сертификат, и даются рекомендации для трудоустройства.

Также существует огромное количество различных онлайн-курсов различных областей знаний, тренингов и семинаров, курсов переподготовки специалистов.
5) Сайт-каталог. Под каталогом понимается ресурс с витриной из товаров, где приводится их подробное описание, цена, зачастую даже существует возможность оставить отзывы о конкретных позициях, но нет возможности добавить товар в «корзину» и оформить заказ [13].
Компания кухонной мебели «Зов» на своем сайте (http://zov-v- saranske.ru/), представила каталог своих изделий, где можно посмотреть фото кухонь, их описание и параметры, примерную цену, а также поставить оценку.
Известный сетевой магазин одежды «Zolla» тоже выбрал для своего веб- ресурса вид каталога (http://zolla.com/). Кроме фотографий изделий и цены на сайте для удобства поиска нужной вещи есть удобный фильтр. Также имеется возможность выбрать размер вещи и посмотреть, есть ли она в наличии в конкретном магазине. После регистрации можно добавлять изделия в список избранного.
Сайт-каталог является разновидностью сайта-визитки или корпоративного сайта. По концепции он похож на вид сайтов, который будет рассмотрен далее, но каталогу не хватает очень важной в наше время функции – возможности купить товар в любое время, не выходя из дома.
6) Интернет-магазин. Это самый популярный на данный момент вид коммерции в Интернете. Основная задача электронного магазина — это представление широкого ассортимента и возможности купить товар или услугу непосредственно на сайте. Чем сильнее компания облегчает клиенту жизнь, тем больше клиентов у нее становится [10].
По своей форме все интернет-магазины очень похожи. Они очень напоминают портал: там также есть личный кабинет, возможность взаимодействия с другими пользователями, обратная связь и большое количество информации о компании и ее сфере деятельности. Но, конечно же,

то что отличает интернет-магазин от всех других сайтов – факт покупки товара непосредственно на сайте.
Оформление заказа осуществляется по типичной схеме: клиент выбирает товар, «складывает» его в Корзину, оформляет заказ, выбирает способ доставки и способ оплаты (оплата иногда осуществляется непосредственно при получении, а не на самом сайте).
Примерами интернет-магазинов являются сайты всеми известных компаний: магазин электроники и бытовой техники «Эльдорадо»
(https://www.eldorado.ru/), магазин одежды и обуви
«Lamoda»
(https://www.lamoda.ru/women-home/), книжный магазин
«Читай-город»
(https://www.chitai-gorod.ru/) и многие другие.
7) Лендинг. Промо-сайт или лендинг используют в качестве эффективного инструмента продвижения какого-то одного продукта, услуги, акции, мероприятия. Это одностраничный тип сайта для захвата внимания клиента для последующего выполнения им целевого действия. Минимум всего отвлекающего: на лендинге размещается только ключевая информация, которая способна заинтересовать и побудить сделать покупку товара или заказать услуги [12, с. 227]. Их, как правило, отличает эффектный дизайн, наличие видеопрезентаций, качественных изображений продукта, его 3D-моделей.
Примерами промо-сайтов являются сайт с рекламой компании по производству и монтажу пластиковых окон «Окна Саранска» (http://xn--
80aaaa0cdrddyje.xn--p1ai/) и реклама юридических услуг (http://saransk- advokat.ru/).
8) Социальные сети. Мало какая компания может позволить себе собственную социальную сеть, но у любой фирмы есть возможность создать страницу или сообщество в уже существующих. Так делают множество организаций малого бизнеса, у которых нет возможности создать собственный сайт, и даже все те компании, у которых есть довольно хорошие веб-ресурсы, имеют представительства во многих социальных сетях, непременно указывая на основном сайте ссылки на них.

Социальная сеть – это бесплатный и довольно эффективный инструмент маркетинга, ведь большинство людей проводит в них очень много времени. К тому же социальные сети предоставляют возможность более интерактивного общения компаний со своими клиентами, ведь основу этих сетей составляют именно коммуникации людей друг с другом [3, с. 78-80].
Примеры представительств компаний в социальной сети «Вконтакте»:
- группа ювелирного магазина «Sunlight»: https://vk.com/sunlightbrilliant;
-сообщество книжного магазина «Читай-город»: https://vk.com/chitaigorod;
-группа кинотеатра
«Мадагаскар» в г.
Саранск: https://vk.com/clubmadagackarkino.
Кажется, что при таком разнообразии видов сайтов, сделать выбор для своей компании будет очень сложно. Но это не так. Все зависит от функционального назначения планируемого сайта. То есть, сначала нужно определить цель, для которой создается веб-ресурс, а уже потом выбрать его вид, структуру, функции, дизайн и т.д.
Если нужно проинформировать людей о вашей организации, тогда стоит выбрать сайт-визитку, корпоративный сайт или даже портал. Компания занимается продажей товаров или услуг? Значит, стоить обратить внимание на сайт-каталог, интернет-магазин или же лендинг. Если вы хотите оказывать услуги онлайн, непосредственно через сайт, значит, вам нужен сайт-сервис.
Очень важно отметить, что все классификации, даже которая была приведена в этой статье, условные. Чтобы создать сайт, не нужно следовать конкретному шаблону, можно совмещать различные виды веб-ресурсов в одном. Как правило, почти все веб-сайты сочетают в себе признаки нескольких видов сайтов, что и можно было заметить в примерах, перечисленных выше.
Грамотное совмещение функционала, структуры, дизайна и контента – вот, что действительно важно для интернет-представительства любого вида бизнеса.
Библиографический спиок: