Файл: Анализ сходств и различий между международным судом оон и международным уголовным судом.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 207

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АНАЛИЗ СХОДСТВ И РАЗЛИЧИЙ МЕЖДУ МЕЖДУНАРОДНЫМ СУДОМ ООН И МЕЖДУНАРОДНЫМ УГОЛОВНЫМ СУДОМ
На текущий момент в мире существует несколько международных судебных органов, и я хотел бы более подробно рассмотреть их компетенции в своем докладе. Особое внимание будет уделено Международному суду Организации Объединенных Наций (МС ООН) и Международному уголовному суду (МУС), а также анализу сходств и различий в их структуре, организации и процессе судопроизводства.

Одной из основных целей моего исследования является определение роли Международного суда ООН и Международного уголовного суда в контексте международного правосудия. Я намерен проанализировать их функции и полномочия, исследовать, какие виды дел рассматриваются каждым из них, и какие механизмы применяются для принятия решений.

Важно начать с истории создания этих судов. Международный Суд был учрежден Уставом Организации Объединенных Наций в 1946 году в качестве замены Постоянной палаты международного правосудия. Его деятельность основывается на Статуте, который является частью Устава ООН, что означает, что все 182 страны-члена ООН автоматически подпадают под юрисдикцию Международного Суда. Главная цель этого органа, определенная в Уставе ООН, заключается в использовании мирных средств и согласно принципам справедливости и международного права для улаживания или разрешения международных споров или ситуаций, которые могут нарушить мир. Первое дело, рассмотренное Международным Судом, состоялось в мае 1947 года и касалось спора между Албанией и Великобританией. С другой стороны, Международный уголовный суд (МУС) является независимым органом, отделенным от ООН, и был создан для пресечения безнаказанности тяжких преступлений в XXI веке. Деятельность МУС основывается на Римском статуте, принятом в июле 1998 года в Риме, и начал функционировать в 2002 году после его ратификации 60 государствами. Государства подпадают под юрисдикцию МУС только после ратификации Римского статута [Римский статут Международного уголовного суда... 1998]. На сегодняшний день в 123 государствах Римский статут ратифицирован. И Международный Суд, и Международный уголовный суд расположены в Нидерландах, в Гааге. Однако, в случае необходимости или при особых обстоятельствах, слушания могут быть проведены в любой точке мира.


В МУСе официальными рабочими языками являются английский, французский, арабский, испанский, китайский и русский. Однако, в процессе судопроизводства преимущественно используются английский и французский языки. Вместе с тем, по желанию сторон, язык процедуры может быть изменен на один из официальных языков. В Международном Суде ООН рабочими языками являются только английский и французский.

Относительно организации судов, Международный суд ООН состоит из Председателя, Вице-председателя и 15 постоянных судей. Во время судебного процесса могут быть назначены судьи ad hoc (специально назначенные для конкретного дела) и асессоры. Секретариат осуществляет все действия по подготовке заявлений, ходатайств и других документов. [Устав Организации Объединенных Наций]. Структура Международного уголовного суда (МУС) включает Президиум, который возглавляется Председателем и двумя Вице-председателями. Также в составе структуры присутствуют Апелляционное отделение, судебное отделение и отделение предварительного производства, канцелярия прокурора и секретариат [Римский статут Международного уголовного суда... 1998]. Существуют существенные различия в структурах этих двух судов, которые объясняются их компетенциями. Несмотря на то, что оба органа действуют в соответствии с международным правом, Римский статут, который лежит в основе Международного уголовного суда (МУС), предусматривает индивидуальную уголовную ответственность конкретных физических лиц. С другой стороны, в Международном суде ООН сторонами процесса могут быть только государства. Другими словами, главная цель Международного суда ООН заключается в разрешении споров между государствами, в то время как цель МУСа состоит в наказании конкретного лица за совершение преступления. В результате этого возникают различия в порядке инициирования дела. В Международный суд ООН два или более государства могут представить соглашение, в котором четко указывается спорный вопрос, с целью получения решения по этому вопросу. Возможна также односторонняя подача заявления. Большинство дел, рассматриваемых в Международном суде ООН, связаны с территориальными спорами. Кроме того, суд дает толкование вопросам международного права и выполняет консультативную функцию. Заявление о консультативном заключении по вопросам международного права может быть подано не только государствами, но и международными организациями и учреждениями. Таким образом, каждое решение или заключение, принятое Международным судом ООН, оказывает влияние на все страны-участницы ООН и дополняет международное право в целом. МУС обладает совершенно другой юрисдикцией. Данный

орган занимается исключительно делами, относящимися к преступлениям, перечисленным в статье 5 Римского статута. Эти преступления включают геноцид, преступления против человечности, военные преступления и преступления агрессии. Однако определение преступления агрессии все еще находится в процессе разработки, поэтому до сих пор не было разрешено ни одно дело, связанное с этим вопросом1.Существуют два способа инициирования расследования. Первый способ заключается в том, что информация о совершенном преступлении передается Прокурору со стороны государства-участника. Второй способ связан с тем, что Совет Безопасности ООН предоставляет Прокурору информацию о конкретной ситуации в определенном государстве, которая имеет сходство с преступлениями, определенными в Римском статуте. В таких случаях может быть арестован любой гражданин, независимо от того, является ли его государство участником Статута2. После получения предоставленной информации Прокурор принимает решение о возбуждении расследования, которое требует одобрения от Палаты предварительного производства. Однако и государство-участник, и обвиняемое лицо имеют возможность однократно оспорить допустимость дела или юрисдикцию Суда до начала производства3.В Международном суде ООН возможно заключение новых договоров, соглашений и конвенций, как с возмещением ущерба, так и без него. Таким образом, создаются новые источники международного права. В отличие от этого, решения Международного уголовного суда (МУС) не имеют силы создавать новые правила или дополнять уже существующие. Важно отметить, что лицо, признанное виновным в ходе судебного процесса перед МУСом, может быть наказано лишением свободы на срок до 30 лет или пожизненно. Кроме того, возможны дополнительные наказания, такие как штрафы и конфискация всего имущества и активов.4 Однако, если решение Международного суда ООН не подлежит пересмотру и обжалованию, то приговор Международного уголовного суда (МУСа) может быть обжалован Прокурором или лицом, которое было признано виновным. Апелляция может быть подана в случае допущения процессуальной ошибки, ошибки в факте или ошибки в праве. Апелляционная палата имеет полномочия отклонить апелляцию, отменить или изменить приговор, а также назначить новое судебное разбирательство
5.Основываясь на этом, можно сделать вывод о том, что эти международные юстициальные органы выполняют различные задачи и достигают разнообразных результатов.

На сегодняшний день 193 государства находятся в составе ООН, соответственно данные государства попадают под юрисдикцию Международного Суда ОНН. В 137 странах действует Римский статут, при этом ратифицировали его только 123. Наша страна стала участником Римского статута 13 сентября 2000 г6. Однако, согласно распоряжению Президента Российской Федерации от 16 ноября 2016 года под названием "О намерении Российской Федерации не присоединяться к Римскому статуту Международного уголовного суда", Россия прекратила свое участие и подчинение данному органу7.Стоит отметить, что такие страны, как США, КНР, Израиль и Индия, никогда не присоединялись к Римскому статуту. Одной из причин отказа от подписания Римского статута является воспринимаемая неэффективность Международного уголовного суда. Во-первых, в настоящее время суд ведет 11 расследований и имеет 10 дел в стадии предварительного рассмотрения. Во-вторых, начало судебного процесса возможно только при присутствии обвиняемого, а задержание и арест обвиняемого могут занять многие годы. Главным недостатком является то, что деятельность Международного уголовного суда воспринимается как вмешательство во внутренний суверенитет государства, поскольку данный орган имеет право арестовывать лицо независимо от его гражданства, что фактически заменяет правоохранительные органы этих государств. Таким образом, вопрос о необходимости существования двух крупных судов в области международного правосудия остается спорным.



1 Сидоров В. В. Международный уголовный суд и проблемы его имплементации // Международное уголовное право и международная юстиция. 2016. № 3. С. 6–8.

2 Симонова Н. С. Факультативность обязательности в дискуссии о юрисдикции Международного суда ООН // Российская юстиция. 2016. № 8. С. 23–25.

3 Гуласарян А. С. К вопросу о правовом статусе агентов, поверенных и адвокатов государств в Международном суде ООН // Адвокатская практика. 2017. № 6. С. 59–64.

4 Исполинов А. С. Исполнение решений международных судов: теория и практика // Международное правосудие. 2017. № 1. С. 45–67.

5 Баязитов А. А. Проблемы обжалования решений международных уголовных судебных органов // Международное уголовное право и международная юстиция. 2017. № 5. С. 29–32.


6 Есаков Г. А. Россия и Римский статут: к истории отношений // Закон. 2018. № 2. С. 133–143.

7 Распоряжение Президента РФ от 16 ноября 2016 № 361–рп «О намерении Российской Федерации не стать участником Римского статута Международного уголовного суда».