ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.12.2021
Просмотров: 5240
Скачиваний: 8
Перспективы совершенствования архитектуры ВМ и ВС 49
запоминающих устройств основной памяти. Проблема постоянно усугубляется
несоответствием темпов роста тактовой частоты процессоров и быстродействия па-
мяти, и особых перспектив в этом плане пока не видно, что иллюстрирует рис. 1.14.
Абсолютные темпы снижения длительности цикла памяти, начиная с
года,
показаны на рис. 1.15. Общая тенденция:
на двукратное уменьшение длительно-
сти цикла динамического ЗУ уходит примерно 15 лет.
1000
1 4
1975 1980 1985 1990 1995 2000
Год
Рис.
Быстродействие микросхем динамической памяти
В плане снижения стоимости СБИС памяти перспективы весьма
ющие (рис. 1.16). В течение достаточно длительного времени
стоимость в пере-
счете на один бит снижается примерно на 25-40% в год.
Ю
5
1960 1970 1980 1990 2000 2010 2020
Год
Рис.
Тенденции снижения стоимости СБИС динамической памяти в пересчете на 1 Мбит
50 Глава Становление и эволюция цифровой вычислительной техники
Перспективные направления исследований
в области архитектуры
Основные направления исследований в области архитектуры ВМ и ВС можно ус-
ловно разделить на две группы: эволюционные и революционные. К первой груп-
пе следует отнести исследования, целью которых является совершенствование
методов реализации уже достаточно известных идей. Изыскания, условно назван-
ные революционными, направлены на создание совершенно новых архитектур,
принципиально отличных от уже ставшей традиционной фон-неймановской ар-
хитектуры.
Большинство из исследований, относимых к эволюционным, связано с совер-
шенствованием архитектуры микропроцессоров (МП). В принципе кардинально
новых архитектурных подходов в микропроцессорах сравнительно мало. Основ-
ные идеи, лежащие в основе современных МП, были выдвинуты много лет тому
назад, но из-за несовершенства технологии и высокой стоимости реализации на-
шли применение только в больших универсальных ВМ (мэйнфреймах) и
ЭВМ. Наиболее значимые из изменений в архитектуре МП связаны с повышением
уровня параллелизма на уровне команд (возможности одйовременного выпол-
нения нескольких команд). Здесь в первую очередь
упомянуть
зацию, суперскалярную обработку и архитектуру с командными словами сверхболь-
шой длины (VLIW). После успешного переноса на МП глобальных архитектурных
подходов «больших» систем основные усилия исследователей теперь направлены
на частные архитектурные изменения. Примерами таких эволюционных архитек-
турных изменений могут служить: усовершенствованные методы предсказания
переходов в конвейере команд, повышение частоты успешных обращений к кэш-
памяти за счет усложненных способов буферизации и т. п.
Наблюдаемые нами достижения в области вычислительных средств широкого
применения пока обусловлены именно «эволюционными» исследованиями. Од-
нако уже сейчас очевидно, что, оставаясь в рамках традиционных архитектур, мы
довольно скоро натолкнемся на технологические ограничения. Один из путей пре-
одоления технологического барьера лежит в области
подходов.
Исследования, проводимые в этом направлении, по нашей классификации отне-
сены к
Справедливость такого утверждения подтверждается
первыми образцами ВС с нетрадиционной архитектурой.
Оценивая перспективы эволюционного и революционного развития вычисли-
тельной техники, можно утверждать, что на ближайшее время наибольшего про-
гресса можно ожидать на пути использования идей параллелизма на всех его уров-
нях и создания эффективной иерархии запоминающих устройств.
Контрольные вопросы
1. По каким признакам можно разграничить понятия «вычислительная машина»
и «вычислительная система»?
2. В чем состоит различие между «узкой» и «широкой» трактовкой понятия «ар-
хитектура вычислительной машины»?
Контрольные вопросы 51
3. Какой уровень детализации вычислительной
позволяет определить,
можно ли данную ВМ причислить к фон-неймановским?
4. Какие закономерности в эволюции вычислительных машин породили появле-
ние нового научного направления — «Теория эволюции компьютеров»?
5. По каким признакам выделяют поколения вычислительных машин?
6. Поясните определяющие идеи для каждого из этапов эволюции вычислитель-
ной техники.
7. Какой из принципов фон-неймановской концепции вычислительной машины
можно рассматривать в качестве наиболее существенного?
8. Оцените достоинства и недостатки архитектур вычислительных машин с не-
посредственными связями и общей шиной.
9. Сформулируйте основные тенденции развития интегральной схемотехники.
10. Какие выводы можно сделать, исходя из закона Мура?
Охарактеризуйте основные направления в дальнейшем развитии архитектуры
вычислительных машин и систем.
Глава 2
Архитектура системы
команд
Системой команд
вычислительной машины называют полный перечень команд,
которые способна выполнять данная ВМ. В свою очередь, под
архитектурой сис-
темы команд
(АСК) принято определять те средства вычислительной машины,
которые видны и доступны программисту. АСК можно рассматривать как линию
согласования нужд разработчиков программного обеспечения с возможностями
создателей аппаратуры вычислительной машины
2.1).
Рис.
Архитектура системы команд как интерфейс между программным
и аппаратным обеспечением
В конечном итоге, цель тех и других — реализация вычислений наиболее эф-
фективным образом, то
за минимальное время, и здесь важнейшую роль играет
правильный выбор архитектуры системы команд.
В упрощенной трактовке время выполнения программы (
T
выч) можно опреде-
лить через число команд в программе
среднее количество тактов процессо-
ра, приходящихся на одну команду
(CPI),
и длительность тактового периода:
Архитектура системы команд 53
Каждая из составляющих выражения зависит от одних аспектов архитектуры
системы команд и, в свою очередь, влияет на другие (рис. 2.2), что свидетельствует
о необходимости чрезвычайно ответственного подхода выбору АСК.
Рис. 2.2. Взаимосвязь между системой команд и факторами, определяющими
эффективность вычислений
Общая характеристика архитектуры системы команд вычислительной маши-
ны складывается из ответов на следующие вопросы:
1. Какого вида данные будут представлены в вычислительной машине и в какой
форме?
2. Где эти данные могут храниться помимо основной памяти?
3. Каким образом будет осуществляться доступ к данным?
4. Какие операции могут быть выполнены над данными?
5. Сколько операндов может присутствовать в команде?
6. Как будет определяться адрес очередной команды?
7. Каким образом будут закодированы команды?
Предметом данной главы является обзор наиболее распространенных архитек-
тур системы команд, как в описательном плане, так и с позиций эффективности.
В главе приводятся доступные статистические данные, позволяющие дополнить
качественный анализ различных АСК количественными показателями. Большин-
ство представленных статистических данных почерпнуто из общепризнанного ис-
точника — публикаций Д. Хеннеси и Д. Паттерсона. Данные были получены в ре-
зультате реализации на вычислительной машине DEC VAX трех программных
продуктов: компилятора с языка С GCC, текстового редактора ТеХ и системы ав-
томатизированного проектирования Spice. Считается, что GCC и ТеХ показатель-
ны для программных приложений, где превалируют целочисленные вычисления
и обработка текстов, a Spice может рассматриваться как типичный представитель
вычислений с вещественными числами. С учетом того, что архитектура вычисли-
тельной машины VAX в известном смысле уже устарела, Хеннеси и Паттерсоном,
а также приверженцами их методики были проведены дополнительные исследо-
вания, где программы GCC, Spice и ТеХ выполнялись на более современной ВМ,
в частности MIPS R2000. Доступные данные для этого варианта также приводятся.