ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Комратский Государственный Университет
Факультет Национальной Культуры
Кафедра Педагогики
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Познание мира»
На тему: «Проблема целеполагания на уроке»
Выполнила:
Студентка гр.ЗНДП-19
Мутаф Г.Ф.
Проверила:
Преподаватель
Ямбогло Е. И.
Комрат-2022
Содержание
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей целеполагания в педагогической науке………………………………………………………….. 4
1.1. Сущность, значение цели и целеполагания……………………………. 4
1.2. Классификация целей и целеполагания……………………………… .. 6
1.3. Многоуровневая система целеполагания……………………………….8
Заключение…………………………………………………………………...11
Список литературы…………………………………………………………..12
Введение
Педагогика как наука заключает в себе многолетний опыт воспитания и обучения подрастающего поколения. Эта наука является результатом многовековых исследований закономерностей формирования личности. Знание этой науки освобождает педагога от различных проб и ошибок.
В настоящее время одной из самых актуальных проблем педагогики является проблема постановки цели воспитания. Определение цели вообще и цели воспитания в общем виде необходимо для того, чтобы эти идеи сознательно и грамотно использовать в практической учебно-воспитательной деятельности, в профессиональной работе педагога, то есть в целеобразовании и целеполагании [7, с. 30].
Целеобразование и целеполагание представляют неотъемлемую часть профессиональной деятельности педагога. Целеполагание имеет свою структуру, иерархию и классификации целей педагогической деятельности.
Целеполагание относится к формированию и разработке цели на конкретно-педагогическом уровне. Оно предполагает программирование целей воспитательной деятельности на разных его этапах [3, с. 13].
Этот момент подчеркивает актуальность выбранной темы контрольной работы «Целеполагание в педагогике».
Цель исследования – изучить особенности целеполагания в педагогической науке.
Задачи:
1. Раскрыть сущность и значение цели и целеполагания.
2. Описать классификацию целей и целеполагания.
3. Рассмотреть многоуровневую систему целеполагания.
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей целеполагания в педагогической науке
1.1. Сущность, значение цели и целеполагания
Цель - это осознанное, выраженное в словах предвосхищение будущего результата педагогической деятельности. Цель также понимают как формальное описание конечного состояния, задаваемого любой системе.
Педагоги несут ответственность за правильность, своевременность и актуальность цели. Неправильно поставленная цель является причиной многих неудач и ошибок в педагогической работе.
В воспитательном процессе важна не только сама цель, но и то, как она определяется, вырабатывается. В этом случае необходимо идет речь о целеполагании, целеполагающей деятельности педагога. Цель становится движущей силой воспитательного процесса, если она значима для всех участников этого процесса, присвоена ими. Последнее достигается в результате педагогически организованного целеполагания [4, с. 34-35].
В педагогической науке целеполагание характеризуют как трехкомпонентное образование, которое включает в себя: а) обоснование и выдвижение целей; б) определение путей их достижения; в) проектирование ожидаемого результата.
Целеполагание - это система профессионального осмысления объективной социально-психологической и культурологической необходимости некоторого уровня развития личности современного человека, способного жить в контексте современной культуры и творить жизнь; это поиск максимально точной формулировки общего идеального образа такого человека; это аналитическая оценка природы детства, сущности развития личности и природы индивидуальности как условий, допускающих принятие цели воспитания; это система анализа конкретных обстоятельств, в которых находится конкретный ребенок, и соотнесение их с содержанием и поставленной цели воспитания [6, с. 130].
Целеполагание является непрерывным процессом. От того, как осуществляется целеполагание, зависит характер совместной деятельности педагогов и учащихся, тип их взаимодействия (сотрудничество или подавление), формируется позиция детей и взрослых, которая проявляется в дальнейшей работе.
Целеполагание может быть успешным, если оно осуществляется с учетом следующих требований:
1) Диагностичность, то есть выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников педагогического процесса, а также условий воспитательной работы.
2) Реальность, то есть выдвижение и обоснование целей с учетом возможностей конкретной ситуации. Педагогу необходимо соотнести желаемую цель, проектируемые результаты с реальными условиями.
3) Преемственность, которая означает:
- осуществление связей между всеми целями и задачами в воспитательном процессе (частных и общих, индивидуальных и групповых и т.д.).
- выдвижение и обоснование целей на каждом этапе педагогической деятельности.
4) Идентификация целей, которая достигается через включенность в процесс целеполагания всех участников деятельности.
5) Направленность на результат, «замер» результатов достижения цели, что возможно, если четко, конкретно определены цели воспитания [2, с. 15-17].
Исследования показывают, что если целеполагающая деятельность организована и пронизывает весь педагогический процесс, то у детей вырабатывается потребность в самостоятельном целеполагании на уровне групповой и индивидуальной деятельности. Школьники приобретают такие
важнейшие качества, как целеустремленность, ответственность, деловитость, у них развиваются прогностические умения.
1.2. Классификация целей и целеполагания
В воспитательном процессе педагогу приходится участвовать в целеполагании разного уровня. Существует большое разнообразие целей и подходов к их классификации.
Прежде всего, различают общие, групповые и индивидуальные цели воспитания.
1) Общая цель воспитания выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей.
2) Групповая цель воспитания - у людей, которые участвуют в совместной группе.
3) Индивидуальная цель воспитания формулируется, когда предполагается воспитание отдельного человека [5, с. 123].
Важно, чтобы в определении целей воспитания участвовали педагоги, учащиеся, а родители имели возможность выразить свой запрос.
По способу достижения целей в группе выделяют:
1) свободное целеполагание: участники взаимодействия вырабатывают, конструируют свои собственные цели, составляют план действий в процессе интеллектуального общения и совместного поиска; целеполагание дает многообразие целей по содержанию для личности и для группы. Эти цели отражают индивидуальные потребности и возможности каждого, ориентируются на индивидуальное саморазвитие;
2) жесткое целеполагание: цели и программы действий школьникам задаются извне, идет лишь конкретизация заданий и их распределение в процессе взаимодействия; цели однотипны, но для одних они могут оказаться заниженными, для других - недоступными, хотя внешне могут объединять участников совместной деятельности;
3) интегрированное целеполагание, сочетающее элементы первых двух: цели группы могут быть заданы извне педагогом, руководителем группы, но способы их достижения, распределение действий осуществляются в процессе совместного поиска с учетом интересов и потребностей детей [4, с. 35-36].
Во всех организованных группах на первом этапе общая цель, как правило, задается извне педагогами, организаторами работы. Она является основой для объединения школьников в данную группу. Далее возможен переход от жесткого к интегрированному, а затем и свободному целеполаганию.
Опираясь на исследование В.В. Горшковой, можно представить процесс целеполагания как межсубъектного, партнерского взаимодействия с помощью двух моделей:
1 модель:один партнер приобщает к своему способу мышления, опыту отношений, ценностям другого по его желанию, ищет в его личности «точку опоры» для установления контакта с ним и развития в себе готовности понять и принять от него и в нем что-то незнакомое для себя.
2 модель:индивид пытается приобщиться к способу мышления, ценностям, установкам другого индивида, выражает уверенность в наличии у партнера сложившихся личностных установок, стремится их адекватно понять и процесс приобщения к ценностям своего партнера сделать способом своего собственного движения, изменения.
Реализация этих моделей, согласование деятельности субъектов в процессе целеполагания возможны, если участники ориентированы на общечеловеческие ценности, имеют высокую культуру общения [2, с. 21].
Итак, для конкретных групп и условий их деятельности реальны все типы целеполагания. Тип целеполагания будет зависеть от особенностей объединения: возрастного, количественного и качественного состава группы, длительности существования, способа возникновения, доступности содержания деятельности, а также мастерства педагогов. Безусловно, что наиболее эффективным является свободное целеполагание.
1.3. Многоуровневая система целеполагания
На практике педагогу часто приходится решать проблему органичного сочетания групповых и индивидуальных целей, а также их взаимодействия при организации групповой деятельности детей, родителей на каждом этапе работы.
Разнообразие целей, множество их типов обуславливают многоаспектность, многоуровневость процесса целеполагания. Организуя целеполагание в конкретной ситуации, педагог должен учитывать уже достигнутые и перспективные, более общие и частные, групповые и индивидуальные цели, устанавливать взаимосвязь между ними, осуществлять композицию и декомпозицию целей и задач на разных уровнях.
Под композицией имеется в виду процесс логического построения и составления, расположения и соотношения подцелей в общую цель. Декомпозиция - это разъединение цели на составные части, подцели. Однако в процессе декомпозиции не должна нарушаться целостность цели, все части общей цели должны представлять собой иерархическую структуру. Гармония и согласованность целей - это показатель успешного целеполагания совместной деятельности участников педагогического процесса [6, с. 140-141].
Одна из реальных практических проблем, возникающих перед педагогом, - определение не только целей, но и задач воспитания. Цель и задачи соотносят как целое и часть. Задачи можно определить как частное выражение цели. Цель воспитания рассматривают и как систему решаемых воспитательных задач. Задачи возникают и ставятся в ходе достижения целей [7, с. 13].
Из всего многообразия типологии целей и организации соответствующих уровней целеполагания рассмотрим следующие: общие цели и задачи педагогов и учащихся; цели и задачи учащихся; цели и задачи педагогов.
Общие цели и задачи педагогов и учащихся вырабатываются на этапе планирования совместной деятельности учителей и детей и условно называются жизненно-практическими. Хотя они выражают общие потребности и интересы участников взаимодействия, но при этом определяющими являются интересы и потребности детей. По содержанию и формулировке жизненно-практические цели и задачи могут быть самыми различными, сориентированы на преобразование окружающей действительности, отношений в коллективе, на совершенствование самих себя.
Общие цели и задачи, выработанные в процессе взаимодействия педагогов и школьников, становятся основой для объединения их усилий в дальнейшей совместной работе. Учитывая это, педагоги определяют цели и задачи, которые сориентированы на развитие учащихся и их отношений, то есть жизненно-практические задачи выполняют роль основных средств в решении конкретных задач. В то же время воспитательные задачи педагоги декомпозируют в профессиональные, связанные с организацией воспитательного процесса (организационно-педагогические задачи) и ростом своего педагогического мастерства [1, с. 164-165].