Файл: Новые подходы к воспитанию личности и развитию способностей.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Комратский Государственный университет

Факультет национальной культуры

Кафедра педагогики

Контрольная работа

По дисциплине: Педагогическая этика и основы педагогического мастерства

Тема: Новые подходы к воспитанию личности и развитию способностей.

Работу выполнила:

Студентка группы ЗНДП-15

Ришилян Ф.И.

Работу проверила:

Ст. преподаватель

Левинтий Г.Г.
КОМРАТ 2017

Современная педагогика требует новаторских подходов к решению задач воспитания личности ребенка. Наряду с демократизацией методов обучения и воспитания использую и метод креативности – ориентации на творческие процессы в педагогике, на формирование творческой личности ребенка. Задания творческого характера даю для всего класса, что ставит детей в равные условия. Педагог настраивает детей на успех, при выполнении задания оцениваю успешное выполнение. Подходя к каждому обучающемуся при этом индивидуально. Часы учебы и свободные от учебы занятий заполняя интересными делами, дающими выход энергии детей, развивающими их творческие и познавательные силы, расширяющими их кругозор и общительность. Для этого предлагаются разные формы деятельности, из которых каждый ученик выбирает то, что ему нравится и что он умеет. Школа обеспечивает практические возможности активного и творческого участия школьников во всех видах деятельности. У каждого ребенка есть разного вида дарование. Исследования выявили у школьников большие возможности усваивать изучаемое в привычной и нестандартной ситуации. Проявление элементов творчества наблюдаю и развиваю у детей в труде, игре, учебной деятельности. Метод проблемного обучения используют при выполнении детьми поставленной задачи под руководством учителя или самостоятельно путем рассуждений, гипотез, поиска способов решения. Такое обучение развивает творческое мышление, формирует элементы исследовательской деятельности. Метод проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Педагог при этом пересматривает свою учебно-воспитательную работу и действия обучающихся. В проектной деятельности предлагаются разнообразные виды самостоятельной деятельности творческого и исследовательского характера. Работа над проектом в сочетании с информационными технологиями позволяет педагогам давать знания школьникам на интегративной основе. Метод проектов показывает, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью. Проектное обучение – это дополнение к классно-урочной системе обучения, наряду с другими методами применяю в начальных классах для развития творческих способностей учащихся. Важное значение в начальной школе, особенно в 1 – 2 классах, имеет такая форма обучения и воспитания, как игра. воспитание личность учитель общеобразовательный


Добровольно подчиняясь правилам игры, дети укрепляют в себе сознательную дисциплину, воспитывают волевые качества. Всякая игра нацелена сплотить коллектив участников, активизировать детей, обеспечить мыслительную активность участников игры. Цель игры в обучении и воспитании: пробудить интерес к процессу игры, учить общению, культуре поведения, развивать творческие способности детей

Характер учебного процесса влияет на конечный уровень полученных знаний, умений, навыков. Всю работу по развитию творческих способностей веду в системе на протяжении всех лет обучения с учетом творческих индивидуальных особенностей каждого ребенка, в сотрудничестве учителя и обучающегося. Цель работы педагога – формирование и раскрытие творческой индивидуальности обучающегося. Задачи: 1. Создать условия для успешного и плодотворного развития творческих способностей детей в различных сферах деятельности. 2. Обеспечить формирование творчески - активной личности в решении поставленных перед учащимися задач. 3.Способствовать повышению роли ученического самоуправления в каждодневной жизнедеятельности класса, раскрыть способности обучающегося в подходе к выполнению традиционных дел в классе.

На сегодняшний день различаем несколько подходов к педагогическому процессу. Во всех новых концепциях в той или иной степени наличествуют идеи осуществления воспитания в контексте культуры; создания открытых воспитательных систем; возврата воспитания в лоно семьи; поддержки и развития индивидуальности; гуманизации образования; поисков альтернативности и гибкости педагогических стратегий и тактик.

Один из таких подходов предлагает реализовывать воспитание, основываясь на общечеловеческих ценностях. Воспитание базируется на вечных ценностях. Земля воспринимается как общий дом всех живых существ; Отечество - уникальная родина каждого гражданина; Семья - родной очаг.

Другой подход предполагает осуществление воспитания в духе демократизма и гуманизма. Данный подход выдвигает на передний план взаимопонимание, взаимоуважение, сотрудничество. Учитель призван исполнять свой профессиональный долг, воспринимая личность ребенка как субъекта педагогического процесса, уникальное природное создание, защищая его права, помогая развиваться с

учетом его реальных возможностей, способствуя тому, чтобы учение было ему в радость. Знания, усвоенные под принуждением - бесполезны. Данный подход ориентирует систему образования на реализацию идей эмоционального стимулирования и взаимного обучения.

Культуроведческий подход рассматривает воспитание как процесс овладения достоянием общечеловеческой культуры. Данное направление в педагогике зиждется на утверждении, что мир цивилизованного человека - это мир культуры. А усвоение ее продуктов станет наивысшим уровнем возможностей для личности. Сторонники данной теории предлагают окультуривать личность ученика. Последнему необходимо овладеть базовой ее частью, куда входит культура: знаний и творческих действий, чувств и общения.

В психолого-педагогической науке ведется разработка проблем развития культуры личности, что подчеркивает ее теоретическую и практическую важность для реального учебно-воспитательного процесса. Переход к многоуровневой системе образования предполагает новую педагогическую концепцию. В ее основе лежит идея целостности образа личности - выпускника педагогического университета, интефированного в культуру и способного сообразно ей к обустройству как собственной жизни, так и - своих учеников. Такому учителю должны быть присущи качества: свободомыслия, гуманности, креативности, ответственности.

Культура личности - это комплекс характеристик (знаний, качеств, привычек, способов достижения задуманного, ценностных ориентации, творческих успехов), который позволяет личности жить в гармонии с общечеловеческой и национальной культурой, развивая свою индивидуальность, и, тем самым, внося свой вклад в развитие общества в целом.

Каждая эпоха и каждый этап развития общества ставит свои акценты на новое содержание в культуре личности. Так, в XX веке педагогика стремилась сформировать всесторонне развитую личность. Возможно ли достижение этой цели? Она выражает идеал, к которому надо постоянно стремиться, но реализовать его невозможно. Существует более реальная цель - сформировать гармонически развитую личность. А это значит: развивать у ребенка позитивное отношение к себе как биологическому и социальному уникальному
явлению; признавать наивысшими ценностями: жизнь, свободу и здоровье; стимулировать стремление к физическому, духовному, моральному совершенствованию и саморазвитию. В связи с этим должен вырабатывается у ученика базовый минимум, под которым понимается внешние и внутренние общекультурные предпосылки, необходимые для воспитания его личности, здорового его сосуществования с окружающей средой. А так же необходимо создать условия, исключающие насилие и антагонизм в воспитании.

Самоопределение личности предполагает и его самостоятельность, и определенную личностную позицию, и конкретную направленность на воплощение своих убеждений в реальности.

Культуроведческий подход в системе образования предполагает самоопределение ученика и формирование его мировоззрения. Он призван обеспечить ученику гармонию с самим собой через определение им гармонии с другими людьми, обществом, природой, материальными и духовными продуктами человеческой деятельности; способствовать нравственному и психическому здоровью подрастающего поколения.

Учителя, родители, и любой взрослый, духовно зрелый человек обязаны брать на себя задачу нравственного наставничества. Тем более - учитель-профессионал. Важно и само желание учащегося развивать свои способности, которое зарождается под влиянием не только общества в целом, но, прежде всего семьи и школы. Ненасилие и насилие, – этические понятия, характеризующие способы отношения человека к миру в целом, к природе ко всему живому, к другим людям с позиции добра и зла как нравственных категорий, регулирующих его жизнедеятельность.

Насилие, как его обычно определяют, - форма принуждения со стороны первой группы людей (одного человека) по отношению к другой группе (одному человеку) с целью приобретения или сохранения определенных выгод и привилегий, завоевания политического или другого господства.

Насилие, как мы его понимаем, - это идеологический, жизненный этический принцип, в основе которого лежит признание ценности всего живого, человека и его существования, отрицающий принуждение как способ решения политически.

В процессе воспитания и развития будущих учителей принимаются во внимание и такие свойства личности, как богатство эмоционально-чувственной сферы, уровень культуры, интеллектуальная развитость, логическое мышление, стремление к знаниям, интерес к профессиональным знаниям, ценностные ориентации, постоянное стремление к повышению уровня профессионализма, социальная активность, коммуникативная культура, потребность самовоспитания, личного совершенствования.


Воспитание и развитие будущего учителя - одна из важных проблем в психологии. Данная проблема является составной частью общей и возрастной психологии, рассматривающей вопросы, связанные с развитием склонностей, воспитанием характера, формированием поведения личности в конкретных условиях.

Процесс воспитания и развития будущего учителя связан с изменением его личности и поведения, проявлением себя в общественной жизни, с его ценностными ориентациями, поступками и привычками в повседневной жизни – со всем, что относится к психологии личности.

Понятие “личность” в психологии трактуется по-разному. Одно из определений сводится к тому, что личность и ее качества формируются по мере участия индивидуума в общественных отношениях, то есть личность рассматривается как субъект общественных отношений.

Исходя из этого определения, личность занимает особое место в системе реальных жизненных отношений. Личность вступает в определенные отношения и сотрудничество с другими членами общества, в результате чего развиваются личностные качества.

Другая точка зрения, близкая к первой, также определяет личность не только субъект общественных отношений, но и как субъект сознательной деятельности.

Применительно к рассматриваемой нами проблеме данное утверждение означает, что будущий учитель должен осознанно подходить к своей деятельности, иметь определенное представление о материальной стороне профессии, четко представлять свои перспективы, планировать будущую деятельность и постоянно совершенствовать профессионально-личностные качества.

Подготовленный таким образом будущий учитель проявляет себя в профессионально-общественном плане. Он постоянно занимается самообразованием и особенно повышением профессиональных знаний. У таких специалистов можно наблюдать осознанную деятельность, соблюдение этических и правовых норм, высокий уровень педагогического сотрудничества (то есть отношений учитель-ученик), устойчивый интерес к избранной профессии.

Формирование профессионализма у будущих учителей связано с усвоением духовных и культурных ценностей, овладением общепедагогическими знаниями и одновременно с развитием и совершенствованием личностно-профессиональных качеств. Организуя учебный процесс и внеаудиторную работу со студентами следует ориентироваться именно на комплексную подготовку будущих учителей к профессиональной деятельности.