Файл: Новые подходы к воспитанию личности и развитию способностей.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В настоящее время в общеобразовательных учреждениях страны наметились позитивные тенденции, направленные на соблюдение и защиту прав ребенка в рамках образовательного процесса. Вместе с тем ряд исследований показал, что права ребенка в образовании соблюдаются не в полной мере. К основным причинам не позволяющим современному школьнику чувствовать себя равноправно и комфортно в учебном заведении, относятся недостаточное внимание к социально-личностному развитию ребёнка в образовательном процессе, отсутствие правовых гарантий защиты от учебных, эмоциональных, психологических перегрузок, завышенные требования при поступлении в школу и по ее окончании, авторитаризм учителей и родителей по отношению к детям.

Эффективное решение указанных проблем невозможно без изменения профессиональной позиции педагога, его взглядов на взаимоотношения между учениками и учителями. К сожалению, на сегодняшний день учитель по ряду объективных и субъективных причин не чувствует себя ответственным за то, что он должен и может защитить ребенка в школе.

Во многом это связано с правовой неграмотностью самих учителей. Однако дело заключается не в том, чтобы посмотреть текст и узнать, какие права имеет ребенок, – смысл международных документов состоит в том, чтобы помочь всем осознать и признать ребенка, прежде всего личностью.

Другая причина, по которой учитель не чувствует себя защитником прав детей, связана с его профессиональным статусом. На сегодняшний день совершенно изменились функции учителя. Необходимо совершенно по-другому строить учебный процесс, используя активные и интерактивные методики, Интернет.

И наконец, еще одна причина, по которой учитель оказывается не готов к реализации прав ребенка в школе, – это недостаточное внимание к правовому воспитанию и обучению в практике педагогических вузов. Инновационные процессы, связанные с модернизацией всей системы образования, предъявляют особые требования к профессиональной деятельности педагогов. Обществу нового тысячелетия нужен учитель, который не только владеет специальными знаниями и навыками, но и наделен определенными личностными качествами, такими как достоинство, благородство, любовь к детям, активная гражданская позиция, а также обладает знаниями из разных отраслей российского права. Учитель должен уметь применять их на практике, пользоваться своими правами, вести работу по профилактике правонарушений среди учащихся. Таким образом, правовая культура будущего педагога становится неразрывной составляющей его профессиональной подготовки.


Важнейшим компонентом формирования правового пространства школы является реализация прав и свобод всех участников образовательного процесса. Взаимное наделение ученика и учителя, как правами, так и обязанностями выступает одним из характерных признаков демократического типа педагогической культуры. Педагог обязан соблюдать права и свободы учащегося, обеспечивать охрану его жизни и здоровья, уважать личность ребенка, его право на выражение мнений и убеждений, поддерживать дисциплину на основе уважения человеческого достоинства. Он вправе осуществлять обучающее и воспитывающее воздействие на учащихся, но лишь в рамках, определенных нормами действующего законодательства. Ученик же, со своей стороны, вправе использовать законодательные механизмы для защиты от педагогического произвола.

И наконец, поскольку большинство выпускников педагогического вуза будут не только преподавателями-предметниками в школе, лицее, гимназии, но и классными руководителями, им придется вести работу по просвещению родителей в деле соблюдения и защиты прав ребенка.

Таким образом, особенностью профессиональной подготовки будущих педагогов должно стать четкое осознание условий реализации прав ребенка в школе, знание международных нормативных актов, определяющих статус ребенка и учителя в современном мире, а также овладение навыками и технологиями деятельности по защите и обеспечению прав ребенка в условиях современной школы.

Чтобы создать условия для формирования необходимых старшекласснику социальных навыков, надо иметь в виду его основные потребности, возможности.

Профилактическая деятельность в школе должна:

  • быть плановой;

  • иметь долгодействующий характер;

  • давать возможность привлекать новые действия к существующим проблемам (учитывая ситуационные требования).

Стратегия и тактика профилактики сложного явления несвободы и насилия над личностью воображаемого ученика, угроза которого исходит из семьи:

1. обучение будущих родителей методам ненасильственной педагогики и оказание психолого-педагогической помощи нуждающимся в этом семьям. Следует побуждать взрослых внимательно относиться к потребностям детей, при необходимости проводя коррекцию завышенных ожиданий и снижая потолок требований родителей, моделировать позитивные подходы к ребенку и предлагая варианты решения возникающих проблем;



2. систематическое освещение в средствах массовой информации проблемы насилия над детьми с целью воздействия на общественное мнение и трансформации стереотипов воспитания;

3. разработка действенной процедуры и реального механизма защиты прав и интересов ребенка по личному обращению;

4. повсеместное открытие "горячих линий" для оперативного оказания помощи детям – жертвам насилия, в том числе при их личном обращении;

5. создание системы взаимодействия учреждений здравоохранения, образования, органов внутренних дел и социальной защиты населения для оказания помощи детям, страдающим от семейного насилия;

6. усиление контроля за выявлением и учетом детей школьного возраста, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в общеобразовательных учреждениях;

7. формирование безопасной образовательной среды, в том числе посредством стимулирования педагогических работников к переосмыслению профессиональных и личностных ценностей, а также оказания психологической и иной поддержки педагогам, испытавшим ранее жестокое обращение, во избежание превращения их в агрессоров по отношению к учащимся;

8. информирование представителей педагогических коллективов о сущности и последствиях насилия для ретрансляции в дальнейшем педагогами полученных знаний родителям;

9. активное внедрение в школьную практику новейших педагогических технологий, психологических тренингов, ориентированных на организацию совместной деятельности школьников и взрослых, способной изменить систему сложившихся взаимоотношений;

10. формирование у детей правовой грамотности в отношении преступлений против личности, расширение социально-психологической компетентности в целях снижения латентного домашнего насилия;

11. обучение несовершеннолетних безопасному поведению в целях защиты от агрессии окружающих, а также для налаживания партнерских отношений со сверстниками и в будущей собственной семье.
Заключение
В настоящее время идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство.

Общие тенденции развития образования – это не только значительное расширение сферы знаний и умений школьников, но и повышение их культуры, максимальное развитие способностей, творческого потенциала и индивидуальности, формирование у них гуманистической системы ценностей.


Любить своих учеников, находить истину, вести постоянный диалог между прошлым и настоящим, воспитывать учащихся в духе свободы и творчества.
Библиография
1. Акимов М.К., Козлов В. Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. М., 1992.

2. Ахматов А.Ф. Педагогика гуманизма. М., 1992.

3. Лещинский В.М. Учимся управлять собой и детьми. М., 1995.

4. Маралов В.Г., Ситаров В.А. Педагогика ненасилия.

Размещено на Allbest.ru