Файл: Развитие революционной ситуации в России (февральиюнь 1917 г.). Двоевластие (февраль июнь 1917 г.).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 162

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Референдум 1991 года о сохранении СССР

В марте 1991 года состоялся референдум, на котором проголосовало за сохранение СССР подавляющее большинство населения в каждой из республик. В шести союзных республиках (Литва, Эстония, Латвия, Грузия, Молдавия, Армения), которые ранее объявили о независимости или о переходе к независимости, всесоюзный референдум фактически не проводился (властями этих республик не были сформированы Центральные избирательные комиссии, всеобщего голосования населения не было) за исключением некоторых территорий (Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье), но в другое время проводились референдумы о независимости. На основе концепции референдума предполагалось заключение 20 августа 1991 нового союза — Союза Суверенных Государств (ССГ) как мягкой федерации. Однако, хотя на референдуме подавляющее количество голосов было отдано за сохранение целостности СССР.

Роль органов власти РСФСР в распаде Советского Союза

Россия также входила в СССР как одна из союзных республик, представлявшая подавляющее большинство населения СССР, его территории, экономического и военного потенциала. Центральные органы РСФСР также находились в Москве, как и общесоюзные, однако традиционно воспринимались как второстепенные по сравнению с органами власти СССР. С избранием Бориса Ельцина главой этих органов власти РСФСР постепенно взяла курс на провозглашение собственной независимости, и на признание независимости остальных союзных республик, что создавало возможность сместить Михаила Горбачёва, распустив все общесоюзные учреждения, которые он мог бы возглавить. 12 июня 1990 Верховный Совет РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете, установив приоритет республиканских законов над союзными. С этого момента общесоюзные органы власти начали терять контроль над страной; «парад суверенитетов» усилился. 12 января 1991 Ельцин подписывает с Эстонией договор об основах межгосударственных отношений, в котором РСФСР и Эстония признают друг друга суверенными государствами. На посту Председателя Верховного Совета Ельцин смог добиться учреждения поста Президента РСФСР, и 12 июня 1991 выиграл всенародные выборы на эту должность.

ГКЧП и его последствия Ряд государственных и партийных деятелей для сохранения единства страны предприняли попытку государственного переворота и смещения лиц, находящихся у власти в СССР и ведущих антисоветскую политику, действия направленные против своего ? же народа (ГКЧП, известную также как «августовский путч» 19 августа 1991). Поражение путча фактически привело к краху центральной власти СССР, переподчинению властных структур республиканским лидерам и распаду Союза. В течение месяца после путча объявили о независимости одна за другой власти почти всех союзных республик. Некоторые из них для придания легитимности этим решениям провели референдумы о независимости. Ни одна из
республик не выполнила при этом всех процедур, предписываемых законом СССР от 3 апреля 1990 года «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из состава СССР». Государственный Совет СССР (созданный 5 сентября 1991 орган, состоящий из глав союзных республик под председательством Президента СССР) формально признал независимость лишь трёх балтийских республик (6 сентября 1991, постановления Госсовета СССР №№ ГС-1, ГС-2, ГС-3). 4 ноября В. И. Илюхин возбудил уголовное дело против Горбачёва по статье 64 УК РСФСР (измена Родине) в связи с данными постановлениями Госсовета. По мнению Илюхина, Горбачёв, подписав их, нарушил присягу и Конституцию СССР и нанёс ущерб территориальной неприкосновенности и государственной безопасности СССР. После этого Илюхин был уволен из прокуратуры СССР. Что доказывает его правоту.

Подписание Беловежских соглашений. Основание СНГ 8 декабря 1991 года главы 3 республик — Белоруссия, Россия и Украина — на встрече в Беловежской пуще (Белоруссия) констатировали, что СССР прекращает своё существование, объявили о невозможности образования ССГ и подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 11 декабря Комитет конституционного надзора СССР выступил с заявлением, осуждавшим Беловежское соглашение. Практических последствий это заявление не имело, так как у власти находились те, кто своими действиями уже нарушили Конституцию СССР, пошли против страны, предали интересы государства, которые они же и должны были отстаивать, фактически не выполняя свои должностные обязанности, и в конечном итоге добились своей цели: распада СССР. 16 декабря последняя республика СССР — Казахстан — провозгласила свою независимость. Таким образом, в последние 10 дней своего существования СССР, ещё не упразднённый юридически, фактически был государством без территории.

Завершение распада. Ликвидация властных структур СССР

25 декабря Президент СССР М. С. Горбачев объявил о прекращении своей деятельности на посту Президента СССР «по принципиальным соображениям», подписал указ о сложении с себя полномочий Верховного главнокомандующего Советских Вооружённых Сил и передал управление стратегическим ядерным оружием Президенту России Б.Ельцину. 26 декабря сессия верхней палаты Верховного Совета СССР, сохранившей кворум — Совета Республик (образованной Законом СССР от 05.09.1991 N 2392-1), — из которой на тот момент не были отозваны только представители Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана, приняла под председательством А. Алимжанова декларацию № 142-Н о прекращении существования СССР, а также ряд других документов (постановление об освобождении от должности судей Верховного и Высшего арбитражного судов СССР и коллегии Прокуратуры СССР (№ 143-Н), постановления об освобождении от должности председателя Госбанка В. В. Геращенко (№ 144-Н) и его первого заместителя В. Н. Куликова (№ 145-Н)).



73. Внутрення политика России на современном этапе.
Первым шагом реформ стала либерализация цен с января 1992 года на большинство товаров и продуктов. Цены возросли за 6 месяцев в 10–12 раз. Все сбережения населения моментально обесценились. Большинство населения тем самым оказывалось за чертой бедности.Правительство видело выход в проведении «монетаристской» полит, согласно которой вмешательство гос. в эконом должно быть минимальным. Эконом надо лечить «шокотерапией» – нерентабельные предприятия обанкротятся, а те, которые выживут, перестроятся на выпуск дешевой и качественной продукции. Однако под угрозой банкротства к лету 1992 года оказались целые отрасли.Центральный банк России вынужден был предоставить предприятиям значительные кредиты. Это решение фактически похоронило план «шокотерапии». Начался рост инфляции. В декабре 1992 года VII съезд народных депутатов России потребовал отставки правительства Гайдара. Новым главой правительства был утвержден  Черномырдин.

Следующим этапом реформ стала приватизация гос. предприятий. Концепция приватизации была разработана Госкомимуществом России во главе с  Чубайсом. Согласно ей было проведено акционирование государствен­ных предприятий, Этап ваучерной приватизации завершился в 1994 г. Удалось создать слой крупных частных собственников. Второй этап приватизации начался в 1995 году. Цель его была в «создание эффективного собственника». От ваучерной приватизации перешли к денежной. К этому времени расслоение общества резко усилилось. Доходы от денежной приватизации оказались ниже, чем ожидалось. К началу 1996 года темпы спада производства снизились, но лишь за счет экспортно-ориентированных отраслей сырьевой и перерабатывающей промышленности. Новые собственники приватизированных предприятий резко сократили объемы вложений в долгосрочные программы развития производства.

Приватизация не привела к росту производства. Однако удалось снизить темпы падения производства. За 1991–1999 гг. валовой внутренний продукт упал на 50%, промыш производство на 51,5%, с\х производство на 40%. Государственный долг страны – внешний и внутренний – достиг 150 млрд. долларов, и расходы по его обслуживанию достигли в 1999 году 30% государственного бюджета.

Экономическая реформа, предполагавшая быстрое преодоление кризиса и его последствий, в итоге зашла в тупик и была подменена стратегией выживания. Отражением ее стала частая сменяемость глав правительств, федеральных министров. За период с 1992-2000 гг. сменилось 6 премьеров: Гайдар, Черномырдин, Степашин, Кириенко, Примаков, Путин, средняя продолжительность работы министра составила два месяца.


  При президенте Р. были созданы – Совет Безопасности и Президентский Совет, введена должность Гос секретаря. На местах вводился институт представителей Президента, которые осуществляли властные полномочия в обход местных Советов. Непосредственно президентом формировалось и Правительство Р., все назначения проводились по прямому указанию Ельцина, управление осуществлялось на основании указов.

В апреле 1993 года был проведен Всероссийский референдум, на который были вынесены вопросы о доверии Президенту и поддержании его курса. Большинство участников референдума высказались за доверие Президенту. 12 декабря 1993 года состоялись выборы в Федеральное Собрание и референдум по принятию новой Конституции. За новую конституцию проголосовало 58%.Вслед за выборами в Федеральное собрание были проведены выборы в местные законодательные собрания и Думы, созданных вместо распущенных советов.Права Государственной Думы были значительно меньше по сравнению с полномочиями распущенного Верховного Совета и ограничены функцией принятия законов.

В апреле–июне 1994 года принят меморандум о гражданском мире и общественном согласии, подписанный всеми думскими фракциями, большинством полит партий и движений Р. Подписание этих документов способствовало прекращению гражданского противостояния в обществе. Сразу же после подведения итогов думских выборов началась борьба за президентский пост. Кандидатами в президенты стали:  Жириновский (ЛДПР),  Зюганов (КПРФ), Лебедь, Явлинский, Брынцалов, Горбачев, Ельцин.

Основными лозунгами избирательной компании Ельцина стало «Зюганов – это гражданская война». Имелось в виду, что переход власти к коммунистам будет означать новый передел собственности. Постоянное противостояние законодательной и президентской властей привело к тому, что важнейшие экономические вопросы не решались. Реальная политическая власть все в большей степени сосредотачивается в руках крупнейших финансовых групп, возникших в ходе приватизации и раздела гос. собственности. Основная масса населения России была полностью отчуждена от власти. Вслед за выборами в Думу 31 декабря 1999 г.  Ельцин выступил с заявлением о передаче полномочий Президента действующему Премьеру В. Путину. На высший пост страны выдвинули свои кандидатуры 11 человек. В их числе В. Путин,  Зюганов,  Явлинский,  Тулеев,  Панфилова,,, премьер-министром стал М. Касьянов.


74. Внешняя политика России на современном этапе.

Приоритетным направлением внешней политики Р. становились отношения с ближним зарубежьем. Однако понимание этого пришло не сразу. Первоначально российская дипломатия уделяла первоочередное внимание улучшению отношений с Зап.

Р. потеряла свободный выход к рынкам Европы и Центр Азии и вынуждена была платить за транзит своих товаров через территории гос. СНГ. Сокращение товарооборота со странами СНГ привело и к переориентации их эконом на сотрудничество с др. партнерами. Весной 1996 года в рамках СНГ было подписано соглашение о более тесной интеграции четырех его участников – Р. Бел, Казахс и Кирг, весной 1998 года к ним присоединился Таджикистан. В декабре 1999 года был подписан договор об объединении Бел и Р. Росс проводила политику уступок, шла навстречу стратегическим интересам западных стран. Руководители России не хотели мириться с потерей статуса великой державы и питали иллюзии о возможности равноправных отношений с США. Президент Ельцин официально заявил, что ядерные ракеты России не нацелены больше на объекты на территории США. В январе 1993 года между Р. и США был заключен новый договор об ограничении стратегических наступательных вооружении (ОСНВ-2), согласно которому к 2003 году должно быть достигнуто сокращение ядерного потенциала обеих стран на 2/3 по сравнению с уровнем, определенным договором ОСНВ-1.

Российская дипломатия в своих решениях послушно следовала в фарватере внешней политики США. Р. поддержала эконом санкции против Ирака, присоединилась к международным эконом санкциям против Югославии. Во многом такая уступчивость российской дипломатии объяснялась и надеждами на широкомасштабную помощь Зап.

США не стремились рассматривать Р. страну как равноправного партнера. В 1994 году ряд бывших социалистических стран, а так же страны Балтии, заявили о своем намерении вступить в НАТО. В январе 1996 года вместо Козырева министром иностранных дел Р. стал  Примаков. Под давлением Р. Совет Безопасности ООН отменил эконом санкции против Югославии. Р. осудила американскую бомбардировку Ирака в сентябре 1996 года. Российская дипломатия пыталась восстановить свои позиции в урегулировании арабо-израильского конфликта на Ближнем Вост. В феврале 1996 года Р. была принята в Совет Европы.

Более успешно развивались эконом связи Р. с западными странами. На первых этапах существования Р. они осуществлялось в виде предоставления ей кредитов, гуманитарной помощи продуктами, медикаментами. Из всех международных эконом организаций Р. включил в свой состав лишь международный валютный фонд (МВФ). При правительстве России был создан Консультативный Совет по иностранным инвестициям для содействия притоку капиталов.