Файл: Учреждение высшего образования Тульский государственный университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Этические и коммуникативные нормы можно разделить лишь условно. Они очень тесно взаимосвязаны. Этические нормы во многом определяют коммуникативные, поскольку в первую очередь регулируют моральную и содержательную стороны общения. Коммуникативные нормы обеспечивают и регулируют прежде всего сам процесс общения. В то же время этические нормы коммуникативно ориентированы. Их коммуникативность проявляется и в том, что они диктуют необходимость нести ответственность за слова и речевые поступки, и в том, что нарушения этических норм рождают неприятие, а значит, служат барьерами в общении. В свою очередь, коммуникативные нормы этичны, потому что они регулируют процесс общения, предписывают достижение целей общения таким образом, чтобы в нем не нарушались этические нормы. В связи с этим мы рассматриваем этические и коммуникативные нормы отдельно друг от друга и от других видов норм только для удобства их описания.

Этические нормы воплощают систему защиты нравственных ценностей в каждой культуре и регулируют формы их проявления в речи. Этические нормы предписывают необходимость соответствия речи моральным законам общества, а также внутреннему миру человека, его восприятию других людей, пониманию своего места в жизни и в данном обществе. Поэтому этическая сторона культуры речи отражает аксиологический (ценностный) компонент культуры в целом.

Главными моральными ценностями считаются Истина, Добро, Красота, которые соответственно проявляются как критерии при оценке этичности речи и речевого поведения в целом. Истинность, правдивость - эти качества определяют многое в речи именно в этическом плане, поскольку благодаря им возникает доверие к говорящему, без которого невозможно общение. Добро и желание добра другим также лежат в основе общения, поэтому все этические правила содержат «доброжелательность» как норму общения. Понятие Красоты в данном случае связано не с эстетическими, а с этическими законами, по которым несоответствующее им действие (в том числе и речевое) расценивается как некрасивое.

С этих позиций для выявления этических достоинств речи и этических норм необходимо определить основные моральные качества личности, которые проявляются в общении. Это честность, правдивость, уважительность к другим, справедливость, доброта, забота о других, доброжелательность, одобрение других, искренность в проявлении своих чувств и оценок, высокий общий уровень знаний и культуры, вежливость как проявление этой культуры и т.д. В соответствии с этими качествами личности основными этическими достоинствами речи и этическими нормами являются: правдивость, понятность (речь должна быть доступна адресату, речь не должна заставлять его прилагать излишние усилия на ее расшифровку), содержательность, целесообразность, краткость в меру необходимости (речь не должна отнимать у адресата лишнего времени), логичность, вежливость и т.д.


Различие между этическим достоинством и этической нормой состоит в этом случае главным образом в степени проявления этого качества в речи. Если в норме оно должно присутствовать в меру возможностей общающейся личности, то как достоинство оценивается высокий уровень проявления в речи этого качества.

Этические ошибки в большей степени связаны с недостатком общей культуры человека, чем, собственно, с культурой речи, но проявляются они именно в речи. На перечень и степень обязательности этических норм оказывают влияние и общечеловеческие ценности, и сфера общения, и то окружение человека, чьим мнением он дорожит, поэтому в первую очередь этические нормы направлены на предупреждение этических ошибок, того, что недопустимо в общении.

С этих позиций можно оценить степень обязательности соблюдения этических норм. К обязательным для исполнения при любых условиях коммуникации и в любой сфере общения относится запрет на причинение ущерба другому человеку (не обязательно участвующему в данной ситуации общения). Причем принцип «не навреди!» в этом плане касается в первую очередь морального ущерба. В эти нормы входят предписания сдерживать негативные эмоции и смягчать негативную информацию, не допускать унижения и оскорбления человеческого достоинства, грубости, зависти и т.п. Кроме того, к обязательным для исполнения нормам относится и требование всемерно проявлять уважение к другим людям и т.п. Другие этические нормы можно отнести к рекомендуемым. В первую очередь это касается позиции говорящего (пишущего) относительно себя и своего места в общении. Этично иметь чувство собственного достоинства, быть скромным, не противопоставлять себя другим, не восхвалять себя и т.д.

Из этого следует и уважительное отношение к другим: уважение чувства собственного достоинства других, умение видеть в людях прежде всего их достоинства, поддерживать его в партнерах по общению, - то есть этично проявлять к людям уважение всеми средствами.

Основные правила, вытекающие из этических норм, воплощены в современном речевом этикете, который предписывает конкретные формы поведения, в том числе и речевого, с учетом соблюдения этических и коммуникативных норм в типичных ситуациях общения. Подчеркнем, что речевой этикет предполагает в первую очередь внешнее, поведенческое соблюдение этических норм, в отличие от этики, в которой воплощаются нравственные нормы.

Таким образом, этические законы лежат в основе всех проявлений культуры общения. Их соблюдение помогает осуществить конструктивное общение, их нарушение создает помехи, барьеры в общении, снижает эффективность речи или делает запланированный результат недостижимым.



Коммуникативные нормы ориентированы на обеспечение максимально возможной эффективности общения в любой коммуникативной ситуации с учетом всех ее особенностей. По сути, коммуникативные нормы направлены на регулирование процесса общения. Именно они позволяют структурировать общение и реализовать общую этическую задачу. Коммуникативные нормы определяют целенаправленность и целесообразность всего общения. Соединяя в себе стратегические и тактические элементы, они обеспечивают непрерывность и успешность процесса общения.

К стратегическим элементам речевого общения можно отнести выбор цели, ситуации общения, партнеров, предмета речи и условий общения. А в процессе реализации той или иной стратегии в рамках определившейся ситуации общения проявляются тактические элементы речи: структурирование ее процесса, конкретное воплощение плана речи и регулирование процесса общения.

Коммуникативные нормы касаются прежде всего выбора видов, форм, уровней и средств общения. Они действуют на всех этапах речевой деятельности - от постановки цели, через нейтрализацию барьеров общения до достижения запланированного результата.

При этом коммуникативные нормы более других вариативны. В них, в отличие от этических и языковых, почти невозможны строгие предписания (кодификация), поэтому коммуникативные нормы в большей степени представляют собой рекомендации. А самое главное - коммуниканты действуют не только в предлагаемых обстоятельствах, но и активно моделируют нужные им ситуации общения и выбирают нужные им сценарии общения. И рекомендации для коммуникантов возможны как по выбору ситуации общения, так и по ее моделированию.

В то же время нарушение коммуникативных норм обычно не остается незамеченным. В зависимости от того, насколько грубым было это нарушение, наказания выражаются в отказе адресата от коммуникации вообще, в прерывании общения, в недостижении цели общения (или лишь в частичном ее достижении), в высказывании коммуникантами замечаний друг другу в случае незначительных нарушений и т. д.

Коммуникативные нормы неоднородны. Главными среди них являются такие нормы, которые можно назвать принципами: это принцип кооперации, принцип целесообразности, принцип гармоничности общения, принцип структурирования общения. Нормы, вытекающие из этих принципов, носят более частный и менее обязательный -скорее, рекомендательный характер. Они в основном соотносятся с теми или иными компонентами ситуации общения: коммуникантами, содержанием речи и т. д. Например, относительно текста со структурированием информации связаны и самые известные рекомендации по этому поводу - постулаты Г.П. Грайса. Это постулаты количества, качества, отношения и способа информации. Эти постулаты и конкретные правила, из них вытекающие, определяют основные рекомендации в плане информативности речи.


Более конкретные рекомендации относительно проявления этических и коммуникативных норм при создании высказываний проявляются в речевых и языковых нормах: коммуникативных качествах речи. Их также очень условно можно систематизировать по основным слагаемым ситуации общения применительно к самой важной в коммуникативном плане функции этих качеств речи.

Коммуникативные нормы, как правило, воспринимаются как совершенно естественные, поэтому они осознаются прежде всего при их несоблюдении. Формы нарушения этих норм могут существенно различаться: от незначительных промахов до нарушений основных принципов общения. В этом случае коммуникативные нормы служат и средством устранения тех помех, которые возникают в процессе коммуникации.

Основные неудачи в коммуникации могут быть вызваны нарушениями главных коммуникативных принципов: принципа кооперации, принципа целесообразности, принципа гармонии и принципа структурирования.

Кроме того, коммуникация может не состояться из-за помех в канале связи. Например, физических (шумы, неполадки технического канала (телефона и т.п.)); физиологических (нечеткость артикулирования; дефекты органов слуха, зрения, артикуляции); психологических (невнимательность, отсутствие коммуникативной целеустановки); лингвистических (частичное несовпадение кодов)

Источниками коммуникативных неудач могут быть расхождения в тезаурусах коммуникантов (в их словарном запасе, в смысле, который вкладывается в то или иное слово (понятие), в знании возможностей языка и т.д.). Кроме того, коммуникативные помехи возникают в случае несоблюдения постулатов общения или неудачного воплощения речи. В этом случае возникают речевые или коммуникативные барьеры общения. Частные коммуникативные неудачи вызывают временные задержки в развитии диалога, когда коммуниканты вынуждены отклоняться от главной линии диалога, чтобы их преодолеть.

Нарушением коммуникативных норм будет и недостаточно развернутая и полная речь. Человека с высокой культурой речи отличает и выделяет как раз то, насколько полно развернута его монологическая (без вербальных вопросов и подсказок) речь в ситуации общения и насколько она зависит от условий этого общения.

Крайняя форма нарушения этических и коммуникативных норм (очень часто - и языковых одновременно), связанная с несоблюдением принципа кооперации, - это эпатирование. По сути, эпатаж - это форма саботажа общения. В этом случае прежде всего нарушаются нормы этические - демонстрируется неуважение к существующим правилам поведения и людям. И как следствие - нарушаются коммуникативные нормы: не выполняется установка на сотрудничество, на совместность, на гармонизирующий диалог. При этом часто используется невербальная форма эпатажа (или сочетание вербальной и невербальной).


Более конкретные рекомендации относительно проявления этических и коммуникативных норм при создании высказываний проявляются в речевых и языковых нормах: коммуникативных качествах речи и языковой правильности. Их также очень условно можно систематизировать по основным слагаемым ситуации общения применительно к самой важной в коммуникативном плане функции этих качеств речи.

Так, выразительность речи служит для целесообразного и гармоничного самовыражения, говорящего или пишущего, и в этом плане она всегда следует коммуникативным нормам. Уместность позволяет оценить целесообразность использования каждого речевого и языкового средства и речи вообще относительно конкретной ситуации общения. Доступность помогает гармонизировать уровень сложности речи с возможностями конкретного адресата. Чистота речи диктуется прежде всего этическими нормами и, как следствие, предупреждает помехи в коммуникации. Правильность обеспечивает общность кода между партнерами. Точность и логичность способствуют передаче правдивого и хорошо структурированного сообщения.

В культуре речи каждый вид норм (этических, коммуникативных, языковых и речевых) предполагает свою шкалу для оценки общения в целом и конкретных его сторон (особенно речи) в частности. Этические нормы оцениваются по шкале прилично-неприлично, хорошо-плохо. Коммуникативные - удачно-неудачно, эффективно-неэффективно и т.д. Этикетные (в рамках этических и коммуникативных) - принято-не принято. Языковые -правильно-неправильно.

Речевые - по каждому из достоинств: логично-нелогично, точно-неточно, уместно-неуместно, доступно-недоступно, разнообразно-однообразно, выразительно-невыразительно и т.д.

Таким образом, основой коммуникативной культуры личности является владение всеми видами норм, но особенно - этическими и коммуникативными. Разнообразие и рекомендательный характер постулатов и правил свидетельствует о важности и неисчерпаемости вариантов ситуаций общения и о том, что соблюдение норм необходимо для достижения целей общения.

Понимание культуры речи как культуры речевой деятельности, регулируемой этическими, коммуникативными и подчиненными им речевыми и языковыми нормами, позволяет построить обучение этим нормам и совершенствовать культуру речи школьников и студентов максимально эффективно.

Заключение


С литературным языком тесно связано понятие культуры речи. Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи - своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, работников радио и телевидения, менеджеров, журналистов.