Файл: Учреждение высшего образования Тульский государственный университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Тульский государственный университет»
Интернет-институт
Кафедра Общетеоретические дисциплины и русский язык как

иностранный»

Контрольно-курсовая работа

по дисциплине:

«Деловая коммуникация»

«Этические нормы как один из критериев хорошей речи.»

Выполнил:

Студент группы ИБ751221




Голубятников В.А.

Подпись:

__________________

Проверил:


Игнатьева Ольга Петровна








Тула 2023

Оглавление


Введение 4

1.Этические нормы их понятие 5

2.Этические нормы как один из критериев хорошей речи 7

Заключение 18

Список использованных источников 21


Введение


Система этических норм является важнейшим элементом нормативной системы общества. В отличие от прочих правил и социальных стандартов, этические нормы неразрывно связаны с представлениями о добре и зле. С позиций данных представлений осуществляется, соответственно, и этическая оценка поступков, поэтому далеко не каждое отклонение от существующих норм подлежит этической оценке. Например, человек, сидя на светском банкете, может неправильно пользоваться вилкой и ножом.

Очевидно, что это будет нарушением существующих в этой группе норм этикета, однако даже самый строгий хранитель традиций вряд ли увидит в этом аморальный поступок. Кроме того, в отличие от остальных норм, которые могут сильно отличаться друг от друга в различных группах и кругах в пределах одного общества, этические нормы носят более устойчивый и общий характер. Именно поэтому можно говорить о том, что эти нормы связаны с доминирующей культурой и являются неотъемлемым элементом ее функционирования.


1.Этические нормы их понятие


Этика является сводом правил, которые определяют степень адекватности поведения во время какого-либо взаимодействия с другим человеком. Этические нормы, в свою очередь, как раз и представляют нормы, благодаря которым человеческие контакты становятся приятными для каждого. Конечно, если этикет не соблюдать, в тюрьму не попадешь, да и штраф платить не придется, так система правосудия не работает. Но порицание окружающих тоже способно стать своего рода наказанием, действующим с моральной стороны.

Работа, школа, университет, магазин, общественный транспорт, родной дом — во всех этих местах случается взаимодействие хотя бы с одним человеком или более. При этом обычно используются следующие способы общения:

  • мимика;

  • движения;

  • разговорная речь.

Каждое из действий оценивают посторонние люди, даже если они не имеют отношения к происходящему. Главное — понимать, что нельзя целенаправленно оскорблять, унижать и грубить окружающим, а также причинять им боль, в особенности — физическую.

Этические нормы общения разделяются в условном порядке на два типа: обязательные и рекомендуемые. Первый нравственный принцип запрещает наносить людям вред. Противопоказанные действия во время общения — создание негативной энергии и подобных чувств у собеседника.

Чтобы не создавать предпосылок для конфликта, следует сдерживать отрицательные эмоции и понимать, что у каждого человека имеется личное мнение, а правовые нормы не запрещают его высказывать. Такое отношение должно касаться всех людей, а особенно — подростков, которые склонны к возникновению чрезмерных эмоциональных всплесков в споре или ссоре.

Понятие «этика» и ее правила должны знать все уважающие себя люди. Тем более, основы хорошего тона достаточно просты – запоминание и соблюдение их не составит труда.

Общение в собственном доме с родными людьми может быть любого приемлемого для конкретной семьи характера, однако при выходе в общество поведение с другими людьми должно отвечать общепринятым нормам. Многие придерживаются утверждения, что есть всего одна возможность произвести должное впечатление на незнакомого человека, и об этом вспоминают при каждом новом знакомстве. Чтобы все прошло хорошо, важно не забывать про выполнение нескольких несложных правил.



Неважно, происходит ли дело в веселой компании или на официальном мероприятии, незнакомые люди должны быть для начала представлены друг другу.

Имена — очень важная деталь, поэтому каждое необходимо постараться запомнить.

Когда знакомятся мужчина и женщина, представитель сильного пола, как правило, начинает говорить первым, однако может быть и исключение, если он является известной личностью или же происходит встреча делового характера.

2.Этические нормы как один из критериев хорошей речи


Культура речи охватывает не всю речь, а только ту культура устной и письменной речи, культура создания ее часть, которая ограничена рамками культуры общения и преимущественно литературным языком, то есть речь, регулируемую определенными правилами и нормами. Тем самым культура речи противостоит антикультуре, то есть сознательному и намеренному нарушению или искажению принятых в культуре данного общества правил речевого поведения.

Культура речи как часть культуры в целом совмещает в себе все формы культуры - физическую, материальную и духовную, поскольку включает культуру мыслительной деятельности, культуру исполнения речи, коммуникативно-речевую культуру в целом (в том числе ее этическую и эстетическую составляющие), культуру создания письменных текстов и культуру их издания, хранения и пользования ими, и, конечно же, духовную культуру как содержание и цель речевой деятельности.
Культуре речи, так же, как и всем сферам культуры, свойственна многослойность и многоуровневость: это текста, произнесения и восприятия текста; это разные уровни владения людьми русской речью и т.д.

Культура речи, как и любая культура, предполагает стремление к совершенствованию, а значит и поискам наилучшего варианта из всех возможных в плане использования языковых или речевых средств. Осознанный выбор — это та творческая задача, которая и служит средством привнесения культуры в пользование речью.

Культура создает и задает некоторую систему ценностей в каждой своей области, исходя из общекультурных ценностей. По отношению к речи это проявляется в той разветвленной системе критериев, по которым речь оценивается, и по оценке значимости, ценности культуры речи в общей культуре.

Но самое главное в культуре речи - то, что это культура осуществления специфической деятельности - речевой.


Культура речи как часть культуры в целом и культуры общения в частности реализуется в речи данного общества и конкретного человека как такое речевое поведение, которое одобряется и культивируется данным обществом. Компетентность в этом отношении — это знание того, как и о чем нужно говорить или о чем нельзя (не принято) говорить в рамках данной культуры в той или иной ситуации.

По каким же критериям нужно оценивать культуру речи?

Конечно же, по тем, которые в наибольшей степени соответствуют природе речи и речевой деятельности.

Трудность описания культуры речи состоит в разнородности, разноуровневой и разно масштабности входящих в нее составляющих. Речь - это своеобразный сплав, и очень важно наметить основные направления, критерии, уровни, по которым можно, с одной стороны, оценить культуру речи данного общества, конкретного человека или проанализировать с этой точки зрения определенный текст; с другой стороны - использовать эти направления, критерии и уровни не только для констатации каких-то плюсов и минусов речи, но и для того чтобы они служили рабочими инструментами, эффективными механизмами для дальнейшего культивирования речи, то есть для ее постоянного совершенствования.

Главный критерий оценки любой деятельности - ее эффективность и степень этой эффективности, то есть оценка того, достигла деятельность цели или нет, а если да, то в какой степени. Такое понимание культуры речи требует и иного подхода к ее оценке и к проявлению нормативности в ней.

Норма отражает прежде всего традиции, установления, обычаи. В этом плане норма всегда коммуникативна - она упорядочивает общение, делает его узнаваемым и предсказуемым. Кроме того, норма — это всегда средство разграничения «своих» и «чужих». Норма помогает выделить главное, предпочтительное и уже его культивировать.

Важно подчеркнуть, что применительно к культуре речи сложилась традиция понимать под нормами, с одной стороны, нормы языковые (соотносимые с уровнями языка), а с другой - во многом приравнивать норму к кодификации. В этом проявляется прежде всего языковедческое «узкое» понимание культуры речи как культуры языка.

В то же время понятие «норма» применяется в различных сферах знания и деятельности человека, поскольку нормированность является одним из механизмов культуры в целом. Мы придерживаемся «широкого» подхода к культуре речи как составной части культуры общения и культуры в целом, и, соответственно, аналогичного подхода и к норме.


Из этого подхода логически следует, что базовую культуру речи формируют не языковые и собственно речевые нормы (коммуникативные качества речи), а нормы общения: этические и коммуникативные. При этом собственно речевые и языковые нормы являются средствами их реализации в тексте.

Предпосылки такого понимания норм культуры речи сложились еще в античности относительно риторики, а как таковые этические и коммуникативные нормы ввели в понятийно-терминологическое поле культуры речи Л.И. Скворцов, Е.Н. Ширяев и другие исследователи. В то же время мы не вполне удовлетворены недостаточно функциональными характеристиками этических и коммуникативных норм, которые были предложены, а по некоторым принципиальным положениям (например, сводящим этические нормы к этикетным) и не согласны с уважаемыми лингвистами, а поэтому предлагаем свою трактовку этих терминов (более подробно о системе норм оценки речи - в учебнике для студентов «Русский язык и культура речи» под ред. Н.А. Ипполитовой) .

Мы также полагаем, что установление отношений равноправия между языковыми, этическими и коммуникативными нормами, которое стало для лингвистов (придерживающихся «широкого» подхода к пониманию культур речи) господствующим в последнее десятилетие, также не отвечает особенностям культуры речи и ее отличиям от культуры языка.

Этические и коммуникативные нормы вытекают из законов оптимального, гармоничного, эффективного общения, вырабатывавшихся тысячелетиями, являются своеобразным итогом осмысления речевой практики людей разных культур.

Этические и коммуникативные нормы — это механизмы, помогающие согласовать все стороны общения. Это предписания, рекомендации, советы, предостережения, запреты и т. д., которые формировались на основе понимания законов общения. Главным законом общения является закон объединения партнеров, в соответствии с которым общение должно быть конструктивным, неконфликтным, гармонизирующим и т. д. По сути, механизмом обеспечения действия этого закона выступает все то, что делает возможным возникновение контакта, поддержание процесса общения и достижение его эффективности в целом -как процесса и как результата.

Этические и коммуникативные нормы существуют в разных речевых формах и формулах. Они нашли отражение в фольклоре - в пословицах и поговорках о речи, об общении, где и проявилась культура народа. Осмысление речевого опыта на современном этапе привело к выработке постулатов и максим общения, в которых выражены и систематизированы основные правила речевого общения, свойственные многим культурам. Эти правила сформулированы как запреты, предписания, предостережения, советы, рекомендации и т. д.