Файл: Цель занятия приобретение и закрепление знаний о контроле знаний по естествознанию средствах и методах педагогического контроля результатов учебной деятельности обучающихся на уроках естествознания, формирование умения применять их..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самостоятельная работа по теме 2.5

Цель занятия: приобретение и закрепление знаний о контроле знаний по естествознанию; средствах и методах педагогического контроля результатов учебной деятельности обучающихся на уроках естествознания, формирование умения применять их.

Задания для самостоятельной работы:

Задание 1. Заполните таблицу «Контроль знаний на уроках естествознания»

Виды контроля

Описание и характеристика

 Устный опрос

 это диалог учителя с одним учеником (индивидуальный опрос) 

 фронтальный опрос

 Это диалог учителя со всем классом

 полилог 

 коллективное обсуждение поставленного учителем вопроса.

Письменный опрос

ставит своею целью проверить, как идет формирование знаний и умений по теме курса, изучение которой еще не закончено

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа творческого характера позволит не только проверить определенные знания, умения, но и развивать творческие способности учащихся.

Письменные диктанты 

используется как форма опроса для контроля за усвоением проходимого материала, его обобщения и систематизации и выявления готовности учащихся к восприятию нового. Диктант обычно проводится в самом начале урока. Текст вопросов простой, легко воспринимаемый на слух, требующий краткого ответа. Пауза между следующими друг за другом вопросами должна быть достаточной для записи ответов учащимися.

Контрольная работа


Необходимость тематического контроля обусловлена тем, что для каждого ученика характерен определенный темп овладения учебным материалом. А потому обычные проверочные работы, в которых трудно учесть должным образом индивидуальные особенности учащихся, могут оказаться недостаточными для того, чтобы судить, достигнуты ли планируемые результаты обучения. Тематический и итоговый контроль проверяет не старательность ученика, а учебные достижения (степень обученности).


Практические работы 

в отличии от лабораторных проводится для закрепления теоретических знаний и отработки навыков и умений, способности применять знания при решении конкретных задач.

Лабораторная работа

достаточно необычная форма контроля, она требует от учащихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Используется лабораторная работа для закрепления определенных навыков с программными средствами, когда кроме алгоритмических предписаний в задании учащийся может получать консультации учителя. Так как лабораторная работа может проверить ограниченный круг деятельности, ее целесообразно комбинировать с другими формами контроля.

Тесты

 хороший прием проверки знаний школьников. Но очень важно, чтобы тесты достижений были грамотно составлены.

Решение кроссвордов 

занятие увлекательное и полезное, позволяет тренировать память. Кроссворды, применяемые для контроля знаний, подразделяются на кроссворды для текущей, тематической или обобщающей проверки. 

Викторина 

это совокупность не менее десяти вопросов по определенной тематике, на которые необходимо дать краткие и емкие ответы. Викторины как средство обучения имеет смысл включать в учебный процесс на начальной стадии урока или на стадии его завершения. 


 

Задание 2. Составьте проектное задание для младших школьников по теме «Круговорот воды в природе».

Цели:

  • формировать понятие о круговороте воды в природе, о превращении воды (переход из одного состояния в другое);

  • развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность;

  • повышать познавательную активность, расширять кругозор

  • учащихся;

  • воспитывать бережное отношение к водным ресурсам; прививать

  • основы экологических знаний, интерес к окружающему миру.

План урока

Формируемые ууд

1. Организационный момент.

Доброе утро , ребята! Говорят, как начнёшь день таким он будет до вечера. Так пусть же сегодня он будет плодотворным и вы узнает много нового полезного для себя.


Личностные ууд

формирование мотивации к учению и целенаправленной познавательной деятельности.


2. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы Постановка целей урока.

Сегодня на уроке окружающего мира мы будем говорить об удивительном

веществе. Вот такие высказывания о нём можно встретить сегодня в

журналах, энциклопедиях, услышать в познавательных передачах: «Это

необыкновенное вещество, главное из веществ в природе, одно из её

чудес».
- Как вы думаете , ребята, что это за чудесное вещество?( слайд1)


А вот что говорит русская пословицаМать-водица – всему царица»

( слайд 2)

Ребята как вы понимаете смысл этой пословицы?

( Высказывания детей)

- Какой воды на Земле больше? Многие люди на планете уже испытывают недостаток в пресной воде. А человеку в день требуется только на питьё от 1,5 до 3 литров воды. Поэтому к запасам пресной воды нужно относиться очень бережно, экономно.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В супе, в чае, в каждой капле.

Вы согласны ? Это так ли?

Можно ли сказать, что вода находится везде?

-Где можно встретить воду в природе?

( Высказывания детей)

_ Ребята сегодня на наш урок пришла капелька . будет помогать вам

добывать новые знания .

Капля:

Ребята, посмотрите. что я вам принесла на урок. ( показывает стакан с водой)

-А что вы уже знаете о воде? Какая она?

( Дети называют свойства воды)

Верно ребята!

-Свои знания вы можете проверить по слайду( Слайд 3)
Учитель:


_ Вы ребята наверное уже догадались . что на уроке мы будем говорить о

воде, о её чудесных превращениях?

- О воде вы уже знаете много , но хотели бы знать больше?

- Тема сегодняшнего урока « Круговорот воды в природе». ( слайд 4)

- Какие цели мы поставим перед собой сегодня на уроке?

( дети формулируют цели урока)

Цели: ( слайд 5)

Повторить: свойства воды, 3 состояния воды в природе;

Узнать: как вода совершает круговорот в природе;

Применять знания : применять полученные знания на практике;
-Ребята , почему воду называют путешественницей?

а). Повторение 3 состояний воды.

-Что ей в этом помогает? ( 3 состояния воды)

-В каких состояниях может находиться вода в природе?

( жидком, твёрдом и газообразном) ( слайд 6 )

- Приведите примеры когда вода находится в природе жидком, твёрдом и газообразном состоянии.

-Отчего зависит состояние воды?

( от расстояния между молекулами)

б).Моделирование. Работа в парах.

( липкие полоски и « частицы» воды ( кружочки голубого цвета)

- Изобразите модели воды: в жидком., газообразном и твёрдом состоянии.

1 ребёнок работает на магнитной доске и потом объясняет что происходит с «молекулами воды» в различных состояниях воды.


Личностные УУД

аргументировано отстаивать свою точку зрения, выражать свои эмоции;


Коммуникативные ууд

Участие в диалоге, общей беседе, выполнять правила речевого поведения;
Личностные УУД

-самостоятельно определять общие для всех людей правила бережного обращения с водой

Познавательные ууд

отвечать на вопросы учителя, используя свой жизненный опыт в области «вода в природе», «свойства воды», «три состояния воды»

Личностные УУД

-осознать потребность в изучении темы, проявляя интерес к поставленной проблеме;

Регулятивные ууд

-делать предположение и определять цели урока;

Коммуникативные ууд

-сотрудничество, контролирование действий друг друга, оформлять свои мысли в устной форме;

Познавательные ууд

умение моделировать

3.Физминутка ( в группах по 4 человека)

Представьте , что каждый из вас» молекула воды», что происходит с молекулами.

- в паре над кипящим чайником;

- в стакане воды, которую поставили в холодильник;

- в ведре с водой;


Коммуникативные ууд

-сотрудничество, планирование совместной

деятельности, контролирование действий друг друга;

4. Работа над новой темой.
а) Демонстрация опыта
-Мы сейчас с капелькой проведём опыт .Будем нагревать воду в колбочке.

-Что с ней происходит? ( испаряется)

-Что значит испаряется?( переходит из жидкого состояния в газообразное)

-Переход воды из жидкого состояния в газообразное называется – испарением.

(слайд7)

Теперь над пробиркой подержим холодное стекло. –

-Что происходит с водой?

- Откуда появились капли на стекле?

пар превратился в воду)

-Почему это произошло?

(пар соприкасается с холодным предметом и превращается в воду)

-Переход воды из газообразного состояния в жидкое называется – конденсацией.

(слайд 8)

-А в природе такое бывает?( выпадение осадков в виде дождя в тёплое время года и снега зимой)

-Можно ли сказать, что вода совершает путешествие по кругу? Круговорот.

( слайд 9)

Что обозначает слово круговорот расскажет Ваня Толмосов он нашёл объяснение этого слова в толковом словаре.

(Круговорот состоит из двух слов «круг» и « ворот»- вращение. Получается вращение по кругу т.е. « круговорот».

Капелька:

-А как же происходит круговорот воды в природе?

б) Работа с учебником. ( с.78-79)( работа в группах)

- Ответ на этот вопрос вы найдёте в учебнике на с. 78-79.

Капелька раздаёт карточки с заданиями.

1 группа работает с 1 абзацем на с.78.

2 группа работает с абзацем 2.на с. 78.

3 группа работает с абзацем 3.на с. 79.

Задание:

Прочтите свой абзац , перескажите для класса. А потом задайте 1 вопрос для класса.

( слайд 10)

(Предполагаемые вопросы)

  1. _ Что происходит с водой при нагревании Земли солнцем?

  2. - Что происходит с водяным паром высоко над землёй?

  3. - Что происходит с накопившейся водой в тучах?

  4. Первичное закрепление. Работа с рисунком. ( учебник с. 79)

Ребята , вы рассказали . что вода сначала испарилась, потом потом снова превратилась в воду и в виде осадков выпала на землю.

- По смотрите на рисунок и подумайте , что же происходит с водой дальше?

- Как она продолжает своё путешествие по земле?

( На земле вода продолжает своё движение. Капли дождя стекают с гор, холмов превращаясь в ручьи . А ручьи текут в реки , а реки в моря и океаны. А потом вода снова испаряется. В природе постоянно совершается круговорот воды.

- Кто хочет по рисунку показать и повторить как происходит круговорот воды в природе?

Коммуникативные ууд

-сотрудничество, умение вступать в диалог,

оформление своих мыслей в устной форме;

Познавательные ууд

добывать информацию из практики, анализировать. делать выводы, приводить свои примеры из практики;

Познавательные ууд

добывать информацию из словарей;

Личностны ууд

ценить и принимать ценности: «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»;

Коммуникативные ууд

-сотрудничество, планирование совместной

деятельности, распределение ролей контролирование действий друг друга и умение договариваться, задавать вопросы и слушать не перебивая;

Познавательные ууд

ориентироваться в учебнике,

работать с информацией, обрабатывать и делать выводы, передавать содержание текста в соответствии с познавательной целью, работать с рисунком- схемой и строить речевые высказывания;

Регулятивные ууд

работать по предложенному учителем плану, оценивать свои действия и своих товарищей;


5.Проверка реальных результатов обучения.

А) Тест( распечатан на листах)

Выбери правильный ответ и подчеркни его.

1.Дождь- это вода…

в твёрдом в жидком газообразном состоянии.

2. При температуре ниже нуля вода находится в …

в твёрдом в жидком газообразном состоянии.

3. В воздухе всегда находится вода в …

в твёрдом в жидком газообразном состоянии.

4. Вода в природе постоянно совершает …

нагревание круговорот

5.Под действием солнечных лучей происходит …

охлаждение испарение выпадение осадков

6.Превращение водяного пара в мельчайшие капельки воды называется …

Испарением конденсацией выпадением росы

Б) Самопроверка (слайд 11 )


Регулятивные ууд

оценивать свою работу по критериям предложенным учителем( самопроверка и самооценка)


6. Итог урока

Ребята, вспомните какие цели вы ставили перед собой на уроке ? ( слайд 12)

-Добились ли мы своей цели?

( Повторили свойства воды и 3 состояния воды. Узнали что такое круговорот воды в природе. Научились применять свои знания на практике)

-Что происходит с водой под действием солнечных лучей?

-Что происходит с водяным паром высоко над поверхностью земли?

-Что происходит с облаками , когда скапливается большое количество водяных капель или льдинок?

Как называется явление в природе , которое объединяет все эти процессы?

-Подсчё т баллов выставление оценок по таблице « Оцени себя»


Личностные ууд

-оценивать на основе критериев успешности свою учебную деятельность


7.Домашнее задание.

а) Прочитать в учебнике с 76- 80. , ответить на вопросы

б) в тетради на печатной основе зад. 40 на с. 28.


Коммуникативные ууд

Ставит перед собой новые учебные задачи

8.  Рефлексия Коммуникативные ууд

владение монологической Продолжите мои предложения. речью , умение полно

-Сегодня на уроке я узнал … выражать свои мысли

-Я сам теперь смогу объяснить …. Регулятивные ууд

На уроке мне понравилось … оценка результатов работы

-Я ещё хотел бы узнать про воду … : что усвоено





Тема урока : «Круговорот воды в природе»

Предмет Окружающий мир

Оборудование:

-персональный компьютер для учителя

-мультимедийный проектор (интерактивная доска)

Краткая аннотация урока

Урок изучения нового материала проводится с использованием средств ИКТ

Использование ИКТ позволяет обеспечить максимальную наглядность на уроке, разнообразить деятельность учащихся.

Цель урока

-дать представление о круговороте воды в природе

Задачи урока

-сформировать понятие "круговорот воды в природе"

-расширить и закрепить знания обучающихся о трёх состояниях воды

-учить детей бережно относиться к воде и экономить её

Планируемые результаты

Личностные УУД

Умение:

-ценить и принимать ценности: «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»

-аргументировано отстаивать свою точку зрения

-оценивать на основе критериев успешности свою учебную деятельность

-осознать потребность в изучении темы, проявляя интерес к поставленной проблеме

-самостоятельно определять общие для всех людей правила бережного обращения с водой

Предметные

-В познавательной (интеллектуальной) сфере: свойства воды, круговорот воды в природе.

-В ценностно-ориентационной сфере: бережное отношение к воде, ее экономия.

Метапредметные

Познавательные УУД:

Умение:

-ориентироваться в учебнике;

-отвечать на вопросы учителя, используя свой жизненный опыт в области «вода в природе», «свойства воды», «три состояния воды»

-передавать содержание текста в соответствии с поставленной целью

-работать с информацией

-самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи

-собирать информацию, обрабатывать и делать выводы

-называть свойства воды

-решать проблемы в нестандартных ситуациях, опираясь на имеющиеся знания

Регулятивные УУД:

Умение:

-определять цель учебной деятельности самостоятельно

-работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке

-аргументировано находить и объяснять свои ошибки


-определять степень успешности выполнения своей работы и работы других обучающихся

Коммуникативные УУД:

Умение:

-задавать вопросы

-слушать, не перебивая

-выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с поставленными задачами

Презентация к уроку "Круговорот воды в природе"-корректировать ответы и действия своего товарища, давать им оценку

Виды совместной деятельности

-Исследование личного опыта участников совместной деятельности

-Впечатления и переживания

-Пробное действие в особо организованном пространстве

-Рефлексия

-Образование личных смыслов участников совместной деятельности

Материалы по оцениванию

-"Продолжи фразу" (самоанализ)

Формы работы

-фронтальная (Ф)

-в группе (Г)

-в паре (П)

-индивидуальная

Дидактические материалы

- Тест

- Карточки с заданием