Файл: Цель занятия приобретение и закрепление знаний о контроле знаний по естествознанию средствах и методах педагогического контроля результатов учебной деятельности обучающихся на уроках естествознания, формирование умения применять их..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самостоятельная работа по теме 2.5
Цель занятия: приобретение и закрепление знаний о контроле знаний по естествознанию; средствах и методах педагогического контроля результатов учебной деятельности обучающихся на уроках естествознания, формирование умения применять их.
Задания для самостоятельной работы:
Задание 1. Заполните таблицу «Контроль знаний на уроках естествознания»
Виды контроля | Описание и характеристика |
Устный опрос | это диалог учителя с одним учеником (индивидуальный опрос) |
фронтальный опрос | Это диалог учителя со всем классом |
полилог | коллективное обсуждение поставленного учителем вопроса. |
Письменный опрос | ставит своею целью проверить, как идет формирование знаний и умений по теме курса, изучение которой еще не закончено |
Самостоятельная работа | Самостоятельная работа творческого характера позволит не только проверить определенные знания, умения, но и развивать творческие способности учащихся. |
Письменные диктанты | используется как форма опроса для контроля за усвоением проходимого материала, его обобщения и систематизации и выявления готовности учащихся к восприятию нового. Диктант обычно проводится в самом начале урока. Текст вопросов простой, легко воспринимаемый на слух, требующий краткого ответа. Пауза между следующими друг за другом вопросами должна быть достаточной для записи ответов учащимися. |
Контрольная работа | Необходимость тематического контроля обусловлена тем, что для каждого ученика характерен определенный темп овладения учебным материалом. А потому обычные проверочные работы, в которых трудно учесть должным образом индивидуальные особенности учащихся, могут оказаться недостаточными для того, чтобы судить, достигнуты ли планируемые результаты обучения. Тематический и итоговый контроль проверяет не старательность ученика, а учебные достижения (степень обученности). |
Практические работы | в отличии от лабораторных проводится для закрепления теоретических знаний и отработки навыков и умений, способности применять знания при решении конкретных задач. |
Лабораторная работа | достаточно необычная форма контроля, она требует от учащихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Используется лабораторная работа для закрепления определенных навыков с программными средствами, когда кроме алгоритмических предписаний в задании учащийся может получать консультации учителя. Так как лабораторная работа может проверить ограниченный круг деятельности, ее целесообразно комбинировать с другими формами контроля. |
Тесты | хороший прием проверки знаний школьников. Но очень важно, чтобы тесты достижений были грамотно составлены. |
Решение кроссвордов | занятие увлекательное и полезное, позволяет тренировать память. Кроссворды, применяемые для контроля знаний, подразделяются на кроссворды для текущей, тематической или обобщающей проверки. |
Викторина | это совокупность не менее десяти вопросов по определенной тематике, на которые необходимо дать краткие и емкие ответы. Викторины как средство обучения имеет смысл включать в учебный процесс на начальной стадии урока или на стадии его завершения. |
Задание 2. Составьте проектное задание для младших школьников по теме «Круговорот воды в природе».
Цели:
-
формировать понятие о круговороте воды в природе, о превращении воды (переход из одного состояния в другое); -
развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность; -
повышать познавательную активность, расширять кругозор -
учащихся; -
воспитывать бережное отношение к водным ресурсам; прививать -
основы экологических знаний, интерес к окружающему миру.
План урока | Формируемые ууд |
1. Организационный момент. Доброе утро , ребята! Говорят, как начнёшь день таким он будет до вечера. Так пусть же сегодня он будет плодотворным и вы узнает много нового полезного для себя. | Личностные ууд формирование мотивации к учению и целенаправленной познавательной деятельности. |
2. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы Постановка целей урока. Сегодня на уроке окружающего мира мы будем говорить об удивительном веществе. Вот такие высказывания о нём можно встретить сегодня в журналах, энциклопедиях, услышать в познавательных передачах: «Это необыкновенное вещество, главное из веществ в природе, одно из её чудес». - Как вы думаете , ребята, что это за чудесное вещество?( слайд1) А вот что говорит русская пословица:«Мать-водица – всему царица» ( слайд 2) - Ребята как вы понимаете смысл этой пословицы? ( Высказывания детей) - Какой воды на Земле больше? Многие люди на планете уже испытывают недостаток в пресной воде. А человеку в день требуется только на питьё от 1,5 до 3 литров воды. Поэтому к запасам пресной воды нужно относиться очень бережно, экономно. Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В супе, в чае, в каждой капле. Вы согласны ? Это так ли? Можно ли сказать, что вода находится везде? -Где можно встретить воду в природе? ( Высказывания детей) _ Ребята сегодня на наш урок пришла капелька . будет помогать вам добывать новые знания . Капля: Ребята, посмотрите. что я вам принесла на урок. ( показывает стакан с водой) -А что вы уже знаете о воде? Какая она? ( Дети называют свойства воды) Верно ребята! -Свои знания вы можете проверить по слайду. ( Слайд 3) Учитель: _ Вы ребята наверное уже догадались . что на уроке мы будем говорить о воде, о её чудесных превращениях? - О воде вы уже знаете много , но хотели бы знать больше? - Тема сегодняшнего урока « Круговорот воды в природе». ( слайд 4) - Какие цели мы поставим перед собой сегодня на уроке? ( дети формулируют цели урока) Цели: ( слайд 5) Повторить: свойства воды, 3 состояния воды в природе; Узнать: как вода совершает круговорот в природе; Применять знания : применять полученные знания на практике; -Ребята , почему воду называют путешественницей? а). Повторение 3 состояний воды. -Что ей в этом помогает? ( 3 состояния воды) -В каких состояниях может находиться вода в природе? ( жидком, твёрдом и газообразном) ( слайд 6 ) - Приведите примеры когда вода находится в природе жидком, твёрдом и газообразном состоянии. -Отчего зависит состояние воды? ( от расстояния между молекулами) б).Моделирование. Работа в парах. ( липкие полоски и « частицы» воды ( кружочки голубого цвета) - Изобразите модели воды: в жидком., газообразном и твёрдом состоянии. 1 ребёнок работает на магнитной доске и потом объясняет что происходит с «молекулами воды» в различных состояниях воды. | Личностные УУД аргументировано отстаивать свою точку зрения, выражать свои эмоции; Коммуникативные ууд Участие в диалоге, общей беседе, выполнять правила речевого поведения; Личностные УУД -самостоятельно определять общие для всех людей правила бережного обращения с водой Познавательные ууд отвечать на вопросы учителя, используя свой жизненный опыт в области «вода в природе», «свойства воды», «три состояния воды» Личностные УУД -осознать потребность в изучении темы, проявляя интерес к поставленной проблеме; Регулятивные ууд -делать предположение и определять цели урока; Коммуникативные ууд -сотрудничество, контролирование действий друг друга, оформлять свои мысли в устной форме; Познавательные ууд умение моделировать |
3.Физминутка ( в группах по 4 человека) - Представьте , что каждый из вас» молекула воды», что происходит с молекулами. - в паре над кипящим чайником; - в стакане воды, которую поставили в холодильник; - в ведре с водой; | Коммуникативные ууд -сотрудничество, планирование совместной деятельности, контролирование действий друг друга; |
4. Работа над новой темой. а) Демонстрация опыта -Мы сейчас с капелькой проведём опыт .Будем нагревать воду в колбочке. -Что с ней происходит? ( испаряется) -Что значит испаряется?( переходит из жидкого состояния в газообразное) -Переход воды из жидкого состояния в газообразное называется – испарением. (слайд7) - Теперь над пробиркой подержим холодное стекло. – -Что происходит с водой? - Откуда появились капли на стекле? ( пар превратился в воду) -Почему это произошло? (пар соприкасается с холодным предметом и превращается в воду) -Переход воды из газообразного состояния в жидкое называется – конденсацией. (слайд 8) -А в природе такое бывает?( выпадение осадков в виде дождя в тёплое время года и снега зимой) -Можно ли сказать, что вода совершает путешествие по кругу? Круговорот. ( слайд 9) - Что обозначает слово круговорот расскажет Ваня Толмосов он нашёл объяснение этого слова в толковом словаре. (Круговорот состоит из двух слов «круг» и « ворот»- вращение. Получается вращение по кругу т.е. « круговорот». Капелька: -А как же происходит круговорот воды в природе? б) Работа с учебником. ( с.78-79)( работа в группах) - Ответ на этот вопрос вы найдёте в учебнике на с. 78-79. Капелька раздаёт карточки с заданиями. 1 группа работает с 1 абзацем на с.78. 2 группа работает с абзацем 2.на с. 78. 3 группа работает с абзацем 3.на с. 79. Задание: Прочтите свой абзац , перескажите для класса. А потом задайте 1 вопрос для класса. ( слайд 10) (Предполагаемые вопросы)
Ребята , вы рассказали . что вода сначала испарилась, потом потом снова превратилась в воду и в виде осадков выпала на землю. - По смотрите на рисунок и подумайте , что же происходит с водой дальше? - Как она продолжает своё путешествие по земле? ( На земле вода продолжает своё движение. Капли дождя стекают с гор, холмов превращаясь в ручьи . А ручьи текут в реки , а реки в моря и океаны. А потом вода снова испаряется. В природе постоянно совершается круговорот воды. - Кто хочет по рисунку показать и повторить как происходит круговорот воды в природе? | Коммуникативные ууд -сотрудничество, умение вступать в диалог, оформление своих мыслей в устной форме; Познавательные ууд добывать информацию из практики, анализировать. делать выводы, приводить свои примеры из практики; Познавательные ууд добывать информацию из словарей; Личностны ууд ценить и принимать ценности: «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»; Коммуникативные ууд -сотрудничество, планирование совместной деятельности, распределение ролей контролирование действий друг друга и умение договариваться, задавать вопросы и слушать не перебивая; Познавательные ууд ориентироваться в учебнике, работать с информацией, обрабатывать и делать выводы, передавать содержание текста в соответствии с познавательной целью, работать с рисунком- схемой и строить речевые высказывания; Регулятивные ууд работать по предложенному учителем плану, оценивать свои действия и своих товарищей; |
5.Проверка реальных результатов обучения. А) Тест( распечатан на листах) Выбери правильный ответ и подчеркни его. 1.Дождь- это вода… в твёрдом в жидком газообразном состоянии. 2. При температуре ниже нуля вода находится в … в твёрдом в жидком газообразном состоянии. 3. В воздухе всегда находится вода в … в твёрдом в жидком газообразном состоянии. 4. Вода в природе постоянно совершает … нагревание круговорот 5.Под действием солнечных лучей происходит … охлаждение испарение выпадение осадков 6.Превращение водяного пара в мельчайшие капельки воды называется … Испарением конденсацией выпадением росы Б) Самопроверка (слайд 11 ) | Регулятивные ууд оценивать свою работу по критериям предложенным учителем( самопроверка и самооценка) |
6. Итог урока - Ребята, вспомните какие цели вы ставили перед собой на уроке ? ( слайд 12) -Добились ли мы своей цели? ( Повторили свойства воды и 3 состояния воды. Узнали что такое круговорот воды в природе. Научились применять свои знания на практике) -Что происходит с водой под действием солнечных лучей? -Что происходит с водяным паром высоко над поверхностью земли? -Что происходит с облаками , когда скапливается большое количество водяных капель или льдинок? Как называется явление в природе , которое объединяет все эти процессы? -Подсчё т баллов выставление оценок по таблице « Оцени себя» | Личностные ууд -оценивать на основе критериев успешности свою учебную деятельность |
7.Домашнее задание. а) Прочитать в учебнике с 76- 80. , ответить на вопросы б) в тетради на печатной основе зад. 40 на с. 28. | Коммуникативные ууд Ставит перед собой новые учебные задачи |
8. Рефлексия Коммуникативные ууд владение монологической Продолжите мои предложения. речью , умение полно -Сегодня на уроке я узнал … выражать свои мысли -Я сам теперь смогу объяснить …. Регулятивные ууд - На уроке мне понравилось … оценка результатов работы -Я ещё хотел бы узнать про воду … : что усвоено |
Тема урока : «Круговорот воды в природе»
Предмет Окружающий мир
Оборудование:
-персональный компьютер для учителя
-мультимедийный проектор (интерактивная доска)
Краткая аннотация урока
Урок изучения нового материала проводится с использованием средств ИКТ
Использование ИКТ позволяет обеспечить максимальную наглядность на уроке, разнообразить деятельность учащихся.
Цель урока
-дать представление о круговороте воды в природе
Задачи урока
-сформировать понятие "круговорот воды в природе"
-расширить и закрепить знания обучающихся о трёх состояниях воды
-учить детей бережно относиться к воде и экономить её
Планируемые результаты
Личностные УУД
Умение:
-ценить и принимать ценности: «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»
-аргументировано отстаивать свою точку зрения
-оценивать на основе критериев успешности свою учебную деятельность
-осознать потребность в изучении темы, проявляя интерес к поставленной проблеме
-самостоятельно определять общие для всех людей правила бережного обращения с водой
Предметные
-В познавательной (интеллектуальной) сфере: свойства воды, круговорот воды в природе.
-В ценностно-ориентационной сфере: бережное отношение к воде, ее экономия.
Метапредметные
Познавательные УУД:
Умение:
-ориентироваться в учебнике;
-отвечать на вопросы учителя, используя свой жизненный опыт в области «вода в природе», «свойства воды», «три состояния воды»
-передавать содержание текста в соответствии с поставленной целью
-работать с информацией
-самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи
-собирать информацию, обрабатывать и делать выводы
-называть свойства воды
-решать проблемы в нестандартных ситуациях, опираясь на имеющиеся знания
Регулятивные УУД:
Умение:
-определять цель учебной деятельности самостоятельно
-работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке
-аргументировано находить и объяснять свои ошибки
-определять степень успешности выполнения своей работы и работы других обучающихся
Коммуникативные УУД:
Умение:
-задавать вопросы
-слушать, не перебивая
-выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с поставленными задачами
Презентация к уроку "Круговорот воды в природе"-корректировать ответы и действия своего товарища, давать им оценку
Виды совместной деятельности
-Исследование личного опыта участников совместной деятельности
-Впечатления и переживания
-Пробное действие в особо организованном пространстве
-Рефлексия
-Образование личных смыслов участников совместной деятельности
Материалы по оцениванию
-"Продолжи фразу" (самоанализ)
Формы работы
-фронтальная (Ф)
-в группе (Г)
-в паре (П)
-индивидуальная
Дидактические материалы
- Тест
- Карточки с заданием