ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: очно-заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Общая психология
Группа 21П111В
Студент М.А. Тавакалян
МОСКВА 2023
Семинарско-практическое занятие № 13 по теме «Личность, направленность личности»
II. Подготовьте небольшое сообщение по одной из тем (письменно, можно с презентацией):
Концепция структуры личности К.К. Платонова
Большинство отечественных психологов включает в понятие личности комплекс природных свойств, психологическая многозначность которых определяется системой общественных отношений, в которую включен человек.
К. К. Платонов выделяет в структуре личности следующие уровни:
1. социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества);
2. биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности);
3. опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек);
4. индивидуальные особенности различных психических процессов.
Как отмечает К.К. Платонов, за период с 1917 по 70-е годы в советской психологии можно выделить, по меньшей мере, четыре доминирующие теории личности:
1917-1936 гг. – личность как профиль психологических черт;
1936-1950 гг. – личность как опыт человека;
1950-1962 гг. – личность как темперамент и возраст;
1962-1970 гг. – личность как совокупность отношений, проявляющихся в направленности
Данная концепция наиболее яркий пример реализации идей структурного подхода к пониманию личности человека
К.К. Платонов понимал личность как динамическую систему, т.е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функции.
В которой выделял следующие подструктуры(4):
Направленность личности. Черты личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственно врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное групповое общественное сознание. Данная подструктура формируется путем воспитания и включает в себя убеждения, мировоззрения, стремления, интересы, идеалы, желания. В этих формах направленности личности проявляются и отношения, и моральные качества личности, и различные виды потребностей. Подструктура направленности личности тесно связана с правосознанием, особенно в той части, которая определяет отношение субъекта к соблюдению норм права (нравственные принципы, ценностные ориентации, мировоззрение). Изучение направленности личности индивида позволяет определить его социальные воззрения, образ мыслей, ведущие мотивы, уровень его нравственного развития и во многом прогнозировать его поведение и поступки.
Социальный опыт. Эта подструктура объединяет знания, навыки, умения, привычки, приобретенные на основе личного опыта путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности (например, способность к быстрому запоминанию, физические данные, лежащие в основе образования двигательных навыков и т.п.).
Индивидуальные особенности психических процессов. Данная подструктура объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций: памяти, ощущений, восприятия, мышления, эмоций, чувств, воли, которые формируются в процессе социальной жизни. Психические познавательные процессы и другие формы отражения действительности вместе с приобретенными человеком знаниями и опытом во многом определяют такого сложное интегративное образование личности, как интеллект, положительно коррелирующий с умственным развитием. Процесс формирования и развития индивидуальных особенностей психических процессов осуществляется путем упражнений.
Биопсихические свойства. Это биологически обусловленная подструктура объединяет типологические свойства личности, ее половые, возрастные особенности и патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических морфологических особенностей мозга. Процесс формирования данной подструктуры осуществляется путем тренировки.
Различные черты и свойства личности, входящие во все названные подструктуры
, образуют две наиболее общие подструктуры: характер и способности, понимаемые как общие интегративные качества личности.
Все эти подструктуры тесно связаны между собой и проявляются в виде единого целого, выражающего такое сложное интегративное понятие, как личность.
Личность – человек как носитель сознания (К.К. Платонов).
III. Кратко раскройте суть теории личности, направленности личности (выбрать и выполнить письменно одно из заданий):
Концепция личности П. Жане
Психология поведения – общепсихологическая концепция личности начала XX в., разработанная Жане. П. п. примыкает к теориям социальной обусловленности психики VI развития личности, а также к франц. социолог, школе, представители которой рассматривали личности прежде всего как продукт социального развития. Стремясь преодолеть разрыв психики и поведения, психология поведения была направлена против ассоциативной психологии и бихевиоризма. Основана на категориях – «активность», «деятельность», «действие», «психическая энергия», «психическое напряжение», «психологические уровни», «психологический автоматизм», «психическая сила» и др. В этих понятиях П. п. объясняет неврозы, психастении, истерии, травматичности реминисценции и др., которые трактует, исходя из единства эволюции психических функций в фило- и онтогенезе.
В основу понимания и развития личности в психологии поведения положено учение о поведении. Психика чел. развивается в сотрудничестве с др. людьми прежде всего благодаря общению. Для доказательства социальной обусловленности психики П. п. рассматривает процесс памяти. Если на ранних этапах развития ребенка наиболее представлена ассоциативная память, то у зрелого чел. более развит опосредствованный характер мнестической деятельности.
В психологии поведения различаются извне наблюдаемая активность организма и образ действия как осмысленная, наполненная психол. содержанием деятельность чел. Поведение чел. включает не только видимую активность, но и внутренние психическое содержание, которое становится неотъемлемой частью поведения, его регулирующим звеном. Основой клеточкой социальной жизни является социальное действие, понимаемое как отношение сотрудничества, при котором один индивид выполняет первую часть действия, а другой – вторую. Психическое рассматривается как составная часть поведения, действия. Различные психические процессы представляют собой явления, подготавливающие и регулирующие действия. Так, психическое может выступать «подготавливающей» частью действия (желание), регулятором действия (чувства), «неполным» действием (мышление).
Выделяются семь уровней поведения человека. К первому, самому низкому, уровню поведения относятся рефлекторные акты. Ко второму, на котором поведение приобретает опосредованное двухфазное строение (фаза подготовки и фаза завершения действия), относятся отсроченные перцептивные действия. Третий уровень включает в себя элементарные социальные акты (напр., акты подражания). К четвертому уровню Жане относит элементарные интеллект, акты. На пятом манипуляция с реальными объектами приводит к формированию т. н. интеллект. объектов. Шестой уровень поведения – это умственная деятельность, мышление, которое Жане считал производным от практические действия. В качестве высшего, седьмого, уровня поведения наз. созидательная, трудовая деятельность чел. Именно она формирует произвольность внимания и волевое усилие.
Способность к саморегуляции, к опосредованию своего поведения в психологии поведения считается наивысшим критерием развития личности. В регуляции поведения большая роль отводится речи, в частности процессу перехода от низшего уровня к высшему, совершаемому при помощи речи. Действия, проговариваясь человеком, начинают функционировать в речевой форме, а затем, по мере того, как речь становится все более неслышной, они превращаются в умственные процессы, в идеи.
Психология поведения
Развитие субъекта Жане понимает как последовательное формирование сложных личностное образований – персонажа, «Я», субъективности, индивидуальности, которые формируются в ответ на необходимость совершенствовать социальные отношения чел. с обществом, с др. людьми. В противоположность термину «роль» выдвигается термин «персонаж», предполагающий преходящую стадию развития личности. Личность возникает только тогда, когда внеш. требования, предъявляемые персонажу, становятся внутренние требованиями самого субъекта – основой его инициативного поведения, осуществляющегося без идущего извне вызова. Высшую степень развития личности. Жане называл стадией «индивидуальности», которая характеризуется появлением у чел. чувства личной ответственности, оригинальности и прогрессивных тенденций, понимаемых как стремление чел. содействовать прогрессу и совершенствованию общества.
Личность – это интегрированная психол. система, отвечающая всегда как единое целое на воздействия ситуаций. Поддержание этой системы в состоянии динамические расновесия требует, согласно П. п., значит, силы и напряжения. В психологии поведения выдвинуто положение о психическом напряжении и психической силе как доминантах действия. Состояние напряжения, обозначаемое как сознательная психическая активность личности, предоставляет личности возможность регулировать свое поведение и определяется как активация высших потребностей. Предполагается, что способность к усилию является основным критерием оценки личности, а ценность личности
измеряется ее способностью выполнять работу, требующую усилия. Психол. сила означает определенное свойство, проявляющееся в скорости и длительности отдельных действий, а напряжение предполагает способность к концентрации и распределению силы. Если напряжение падает, происходят различные нарушения в функционировании личностной системы, образующие основу неврозов. Значит, снижение напряжения является следствием тяжелых соматические заболеваний, врожденной слабости нервной системы, неожиданных и тяжелых фрустраций и стрессов. Низкий уровень психол. напряжения обусловливает диссоциацию личностной системы. Личность оказывается неспособной включить в свою систему аффективные ситуации, а мнемический след их входит в область бессознательного.
Периодически резкие колебания психологические напряжения могут приводить к образованию двух и более личностных систем, каждая из которых функционирует на своем уровне напряжения, с чем связано раздвоение личности. Падение психол. силы и напряжения в психологии поведения вызывает также симптом «потери чувства реальности», выражающейся в том, что свою неспособность реагировать на окружающую действительность человек переживает как схематизм, обеднение окружающих предметов и людей, как их нереальность.
Семинарско-практическое занятие № 14 по теме «Темперамент»
II. Дайте краткий обзор учений о темпераменте по одной из тем (письменно, можно с презентацией):
Учение о темпераменте Гиппократа, Галена
Темперамент (лат. temperamentum – надлежащее соотношение черт, от tempero – смешиваю в надлежащем соотношении) – характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности составляющих эту деятельность психических процессов и состояний (Стреляу, 1982).
Анализ внутренней структуры темперамента представляет значительные трудности, обусловленные отсутствием у темперамента (в его обычных психологических характеристиках) единого содержания и единой системы внешних проявлений. Попытки такого анализа приводят к выделению трех главных, ведущих компонентов темперамента, относящихся к сферам общей активности индивида, его моторики и эмоциональности. Каждый из этих компонентов, в свою очередь, обладает весьма сложным, многомерным строением и разными формами психологических проявлений.