Файл: Учебнометодический комплекс для студентов психологопедагогического факультета специальности 101 02 01 Начальное образование.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кафедра общеобразо- вательных дисциплин и методик их преподавания
Начало
Содержание
J
I
JJ
II
Страница 1 из 110
Назад
На весь экран
Закрыть
Учреждение образования
«Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина»
В. В. Шималов
ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Электронный учебно-методический комплекс для студентов психолого-педагогического факультета специальности 1-01 02 01 «Начальное образование»
Брест
БрГУ имени А. С. Пушкина
2020
Кафедра общеобразо- вательных дисциплин и методик их преподавания
Начало
Содержание
J
I
JJ
II
Страница 2 из 110
Назад
На весь экран
Закрыть
УДК 502.171 (075.8)
ББК 20.1я73
Ш 61
Рецензенты:
кафедра природообустройства
УО «Брестский государственный технический университет»
директор Полесского аграрно-экологического института НАН Беларуси кандидат биологических наук, доцент
Н. В. Михальчук
Шималов В. В.
Основы рационального природопользования и охраны окружающей среды : элек- трон. учеб.-метод. комплекс / В. В. Шималов ; Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина. –
Брест : БрГУ, 2020. – 110 с.
Приводится элементы учебной программы по дисциплине «Основы рационально- го природопользования и охраны окружающей среды», курс лекций, планы практи- ческих занятий, задания к управляемой самостоятельной работе, вопросы к зачету,
список литературы, приложения, включающие тематику внеклассных мероприятий и исследовательских проектов по охране природы, информацию об административ- ной и уголовной ответственности за правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, а также о биоиндикаторах. Особо обращено внимание на значение, рациональное использование и охрану природных ресурсов, а также правовые аспекты охраны природы и природопользования.
Электронный учебно-методический комплекс адресуется студентам психолого- педагогического факультета специальности 1-01 02 01 «Начальное образование».
Кафедра общеобразо- вательных дисциплин и методик их преподавания
Начало
Содержание
J
I
JJ
II
Страница 3 из 110
Назад
На весь экран
Закрыть
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
5
Содержание учебного мтериала
8
Тематический план
10
Курс лекций
12
Тема 1. Введение. Природные ресурсы и основы природопользования
12
Тема 2. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов
21
Тема 3. Правовые аспекты охраны природы и рационального природополь- зования
41
Тема 4. Планирование и прогнозирование природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов
52
Планы практических занятий
59
Практическое занятие № 1, 2. Охрана и рациональное использование атмо- сферного воздуха
59
Практическое занятие № 3. Охрана и рациональное использование вод
62
Практическое занятие № 4. Охрана и рациональное использование почв,
недр и ландшафтов
64
Практическое занятие № 5, 6. Охрана и рациональное использование расти- тельного и животного мира
66
Практическое занятие № 7, 8. Экологический мониторинг. Биоиндикаторы
68
Управляемая самостоятельная работа
69
Тема 2. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов
69
Вопросы к зачету
70
Список литературы
72
Приложения
77
Приложение А. Примерная тематика внеклассных мероприятий и исследо- вательских проектов по охране природы с учащимися начальных классов
77
Кафедра общеобразо- вательных дисциплин и методик их преподавания
Начало
Содержание
J
I
JJ
II
Страница 4 из 110
Назад
На весь экран
Закрыть
Приложение Б. Законодательство Республики Беларусь об административ- ной и уголовной ответственности за правонарушения в области охраны окру- жающей среды и природопользования
79
Приложение В. Биоиндикаторы
110
Кафедра общеобразо- вательных дисциплин и методик их преподавания
Начало
Содержание
J
I
JJ
II
Страница 5 из 110
Назад
На весь экран
Закрыть
ПРЕДИСЛОВИЕ
Рациональное природопользование и охрана окружающей среды – важные на- правления жизнедеятельности человечества. Используя ресурсы биосферы, необхо- димо сохранить их и благоприятную окружающую среду для будущих поколений.
Рациональное природопользование, сохранение и возобновление природных ре- сурсов, охрана окружающей среды имеют мировое значение и относятся к одним из приоритетных направлений политики Республики Беларусь. Интенсивное антропо- генное воздействие на природу приводит к постоянному увеличению использования природных ресурсов на фоне их постепенного истощения и загрязнения. В связи с этим возникает острая необходимость в рациональном природопользовании, опти- мизации системы природопользования с учетом охраны окружающей среды.
У учителя начальных классов имеется хорошая возможность с младшего школь- ного возраста учить подрастающее поколение основам рационального природополь- зования и необходимости охранять природу, чтобы в будущем, подросший школьник знал, что следует делать для того, чтобы сохранять, используя, все богатства при- роды, делать все возможное для недопущения загрязнения окружающей среды.
В начальной школе закладываются основы знаний о природе и ее значении в жизни людей, о том, что человек – это часть природы, о положительном и отрица- тельном воздействии человека на природу и природы на человека, об экологическом значении природных компонентов (воздух, вода, почва для растений, животных и человека. Школьники получают представления о природных ресурсах, их рацио- нальном использовании и охране.
При изучении такого предмета, как «Человек и мир» младшие школьники зна- комятся с объектами и явлениями неживой и живой природы, объектами и пред- метами, созданными человеком. Раскрываются связи между явлениями неживой и живой природы, формируются представления о сообществах и природных зонах,
растениях и животных различных сообществ и природных зон, об охране растений
Кафедра общеобразо- вательных дисциплин и методик их преподавания
Начало
Содержание
J
I
JJ
II
Страница 6 из 110
Назад
На весь экран
Закрыть и животных, Красной книге. Дети узнают об охраняемых природных территориях
(заповедники, национальные парки, заказники). Учитель может знакомить младших школьников с законами об охране окружающей среды своей страны и ответственно- сти за нарушения в области охраны природы и природопользования.
Содержание учебной дисциплины «Основы рационального природопользования и охраны окружающей среды» является конкретизацией, дальнейшим углублением и расширением базовых знаний дисциплин психолого-педагогического цикла, созда- ет условия для развития личностно-профессиональных компетенций студентов. Этот курс является неотъемлемой частью системы экологических знаний, в нем рассмат- риваются проблемы оптимизации природной среды с точки зрения использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Изучение учебной дисциплины «Основы рационального природопользования и охраны окружающей среды» основывается на системно-деятельностном, компетент- ностном подходах к образовательному процессу и его коммуникативную стратегию
(принцип диалогизма). Этот курс тесно связан с такими учебными дисциплинами,
как «Естествознание», «Безопасность жизнедеятельности человека» и «Методика преподавания предмета «Человек и мир»».
Цель курса – формирование знаний об особенностях рационального природо- пользования и правовых аспектах охраны природы.
Цель обуславливает решение следующих задач:
– создать условия для формирования у студентов знаний об основных понятиях природопользования и охраны природы;
– обеспечить формирование знания об основных направлениях рационального использования и охраны природных ресурсов, о правовых аспектах охраны природы;
– способствовать развитию умений анализировать основные региональные про- блемы Беларуси, основные причины их возникновения и пути по оптимизации экологических ситуаций.
Кафедра общеобразо- вательных дисциплин и методик их преподавания
Начало
Содержание
J
I
JJ
II
Страница 7 из 110
Назад
На весь экран
Закрыть
В результате изучения учебной дисциплины студенты должны:
знать:
– особенности рационального использования природных ресурсов, правовые ас- пекты охраны природы;
уметь:
– оценивать современное состояние природных ресурсов и уровень их использования;
– анализировать основные региональные проблемы Беларуси, основные причины их возникновения и пути по оптимизации экологических ситуаций;
владеть навыками :
– работы с нормативно-правовыми документами.
При изучении дисциплины используются такие формы обучения, как лекция и практические занятия. Основные методы обучения – рассказ, беседа, практиче- ская работа. Проверка усвоения материала и аттестация осуществляется по итогам работы в форме сдачи зачета.
Электронный учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требо- ванием ОСВО 1-01 02 01-2013, на основе учебного плана (регистрационный
№ Пп-25-13/уч. от 17.07.2013) и учебной программы (регистрационный № УД-40-
002-15/уч. от 30.06.2015).
Разработанный электронный учебно-методический комплекс по учебной дисци- плине включает элементы учебной программы
,
курс лекций
,
планы практических занятий
,
задания к управляемой самостоятельной работе
,
вопросы к зачету
,
список литературы
, а также приложения с тематикой внеклассных мероприятий и иссле- довательских проектов по охране природы
,
сведения об административной и уго- ловной ответственности за правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования
, а также о биоиндикаторах
. Содержащаяся в нем информация будет способствовать повышению знаний студентов о природопользовании и охране окружающей среды, и улучшению профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов.
Кафедра общеобразо- вательных дисциплин и методик их преподавания
Начало
Содержание
J
I
JJ
II
Страница 8 из 110
Назад
На весь экран
Закрыть
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Тема 1. Введение. Природные ресурсы и основы природопользования
Понятие, объект и задачи природопользования. Природные ресурсы. Классифи- кация природных ресурсов.
Рациональное и нерациональное природопользование, основные принципы раци- онального природопользования.
Управление природопользованием, планирование и прогнозирование использова- ния природных ресурсов.
Тема 2. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов
Охрана природы в системе рационального природопользования. Правила охра- ны природы.
Охрана и рациональное использование атмосферного воздуха, вод, почв, недр,
ландшафтов, растительного и животного мира.
Актуальные проблемы рационального природопользования. Роль экологических организаций в контроле за охраной природы и рациональным природопользовани- ем. Международное сотрудничество в области охраны природы и рационального использования ее ресурсов. Современные проблемы международного сотрудниче- ства в решении природоохранных задач. Международные организации, программы и проекты в области охраны окружающей среды.
Кафедра общеобразо- вательных дисциплин и методик их преподавания
Начало
Содержание
J
I
JJ
II
Страница 9 из 110
Назад
На весь экран
Закрыть
Тема 3. Правовые аспекты охраны природы и рационального природопользования
Правовые аспекты охраны природы и рационального природопользования. Меж- дународное экологическое право. Природоохранный надзор. Экологическая экспер- тиза и сертификация, их роль в защите окружающей среды от антропогенного за- грязнения.
Понятие экологического мониторинга. Биоиндикаторы. Мониторинг с помощью биоиндикаторов. Национальная система мониторинга окружающей среды в Беларуси.
Ответственность за нарушение экологического законодательства. Экологическое правонарушение: понятие и виды. Административная ответственность за экологиче- ские правонарушения. Уголовная ответственность за экологические преступления.
Особенности применения гражданской ответственности. Роль правоохранительных органов в борьбе с экологическими правонарушениями.
Тема 4. Планирование и прогнозирование природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов
Система планирования и прогнозирования природоохранной деятельности и ра- ционального использования природных ресурсов. Основные направления государ- ственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования в
Республике Беларусь. Государственное планирование, прогнозирование и админи- стративный механизм природопользования и охраны окружающей среды в Беларуси.
Кафедра общеобразо- вательных дисциплин и методик их преподавания
Начало
Содержание
J
I
JJ
II
Страница 10 из 110
Назад
На весь экран
Закрыть
Тематический план
№
п/п
Темы занятий
Дневная форма получения высшего образования
Заочная форма получения высшего образования
Количество аудиторных часов
Количество аудиторных часов
Всего
В том числе
Всего
В том числе лекций практи- ческих занятий
УРС
лекций практи- ческих занятий
1.
Введение. Природ- ные ресурсы и ос- новы природополь- зования
4 4
–
–
1 1
–
2.
Охрана природы и
рациональное использование при- родных ресурсов
22 6
12 4
5 1
4 3.
Правовые аспекты охраны природы и рационального при- родопользования
6 2
4
–
1 1
–
4.
Планирование и прогнозирование природоохранной деятельности и рационального использования при- родных ресурсов
2 2
–
–
1 1
–
Всего
34 14 16 4
8 4
4
Кафедра общеобразо- вательных дисциплин и методик их преподавания
Начало
Содержание
J
I
JJ
II
Страница 11 из 110
Назад
На весь экран
Закрыть
Перечень рекомендуемых средств диагностики
1. Устный опрос во время занятий.
2. Оценка во время практических занятий, разработанных внеклассных меропри- ятий или исследовательских проектов.
3. Зачет.
Кафедра общеобразо- вательных дисциплин и методик их преподавания
Начало
Содержание
J
I
JJ
II
Страница 12 из 110
Назад
На весь экран
Закрыть
КУРС ЛЕКЦИЙ
Тема 1. Введение. Природные ресурсы и основы природопользования
План
1.
Понятие, объект и задачи природопользования.
2.
Рациональное и нерациональное природопользование.
3.
Природные ресурсы.
4.
Принципы и правила рационального природопользования.
1. Понятие, объект и задачи природопользования
Природопользование – совокупность всех форм эксплуатации природных ре- сурсов и мер по их сохранению. То есть это деятельность человеческого общества,
направленная на удовлетворение своих потребностей путем использования природ- ных ресурсов.
Природопользование рассматривается:
1) как целенаправленная деятельность по обеспечению потребностей общества в природных ресурсах и сохранению необходимого качества окружающей среды;
2) как система отношений между обществом и природой, возникающих в процессе их взаимодействия.
С правовой точки зрения природопользование осуществляется в двух видах: об- щем и специальном. Общее природопользование не требует какого-либо специаль- ного разрешения. Оно осуществляется гражданами в силу принадлежащих им есте- ственных прав, возникающих в результате их рождения и существования. Специ- альное природопользование реализуется гражданами и хозяйственными субъекта- ми (предприятиями, фирмами, организациями) на основе законов, постановлений