Файл: Учебнометодический комплекс для студентов психологопедагогического факультета специальности 101 02 01 Начальное образование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кафедра общеобразо- вательных дисциплин и методик их преподавания
Начало
Содержание
J
I
JJ
II
Страница 22 из 110
Назад
На весь экран
Закрыть
Правила природоохранного поведения:
1) Не рубите, не пилите, не уничтожайте, не ломайте, не сорите, не жгите, не повреждайте, не рвите, не сбивайте, не разоряйте, не ловите, не убивайте, не топчите, не шумите (запрещающие глаголы).
2) Наблюдайте, любуйтесь, восхищайтесь (разрешающие глаголы).
Принципы охраны природы. Одними из основных принципов охраны при- роды, согласно Закону Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» от
26 ноября 1992 г. (в редакции Закона от 17 июля 2002 г.) являются:
– принцип соблюдения права граждан на благоприятную окружающую среду и возмещение вреда, причиненного нарушением этого права;
– принцип охраны, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
– принцип государственного регулирования охраны окружающей среды и при- родопользования;
– принцип платности специального природопользования и возмещения вреда,
причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду;
– принцип сохранения биологического разнообразия;
– принцип снижения вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду на основе использования технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, с учетом эко- номических и социальных факторов;
– принцип запрещения хозяйственной и иной деятельности, которая может при- вести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или)
уничтожению генетического фонда объектов растительного и животного мира,
истощению природных ресурсов и иным отрицательным изменениям окружа- ющей среды;

Кафедра общеобразо- вательных дисциплин и методик их преподавания
Начало
Содержание
J
I
JJ
II
Страница 23 из 110
Назад
На весь экран
Закрыть
– принцип гласности в работе государственных органов, общественных объеди- нений по вопросам охраны окружающей среды и обеспечения граждан полной,
достоверной и своевременной информацией о состоянии окружающей среды;
– принцип ответственности за нарушение законодательства Республики Бела- русь об охране окружающей среды;
– принцип организации и развития системы образования, воспитания в области охраны окружающей среды и формирования экологической культуры;
– принцип международного сотрудничества Республики Беларусь в области охраны окружающей среды;
– принцип обеспечения благоприятных условий для жизни и здоровья граждан.
2. Значение, охрана и рациональное использование атмосферного воздуха
Функции атмосферы:
– регулирует климат планеты Земля (предохраняет ее от чрезмерного нагрева- ния и охлаждения, поддерживая среднюю температуру поверхности Земли око- ло +14

С);
– защищает планету Земля:
а) от падающих метеоритов;
б) от ультрафиолетовых лучей Солнца, так как содержит озоновый слой,
обеспечивающий жизнь на планете Земля;
– содержит определенный газовый состав воздуха, необходимый для жизни.
Состав воздуха около поверхности Земли: азот около 78,1 %; кислород около 21 %;
аргон около 1 %; углекислый газ около 0,03 %; неон, гелий, метан, водород и другие газообразные вещества около 0,015 %. Здесь присутствуют пары воды, частички пыли.


Кафедра общеобразо- вательных дисциплин и методик их преподавания
Начало
Содержание
J
I
JJ
II
Страница 24 из 110
Назад
На весь экран
Закрыть
Воздух влияет на организмы:
1) Газовым составом.
Наибольшее значение для большинства организмов имеет кислород (необхо- дим для дыхания – участвует в окислительно-восстановительных процессах в организме). Есть организмы аэробные, которым нужен свободный кислород в качестве окислителя (все позвоночные животные и человек, растения), и анаэ- робные, которым не нужен свободный кислород в качестве окислителя (многие бактерии, грибы дрожжи, животные эндопаразиты).
При содержании кислорода в воздухе 14-16 % и ниже у человека начинается кислородное голодание, или кислородная недостаточность. Без воздуха чело- век может прожить примерно 5 мин.
Растениям для фотосинтеза необходим углекислый газ.
2) Движением (ветер).
Ветер усиливает отдачу растениями, животными и человеком влаги и тепла.
При ветре легче переносится жара и тяжелее – мороз, скорее наступает иссуше- ние и охлаждение организма. Ветер, иссушая почву летом, приводит к летнему листопаду у деревьев, изгибает ветви и стволы деревьев, распространяет се- мена растений, споры микроорганизмов, цисты протистов, расселяет пауков,
насекомых, способствует миграции птиц, летучих мышей (например, медонос- ная пчела летает только при силе ветра до 7-9 м/с, а комары – до 3,6 м/с).
3) Влажностью. Высокая и низкая влажность воздуха могут вызывать недомога- ния у людей.
4) Различными загрязнителями (примесями).
Природные загрязнители атмосферного воздуха: вулканические газы, пе- пел, частички почвы и горных пород (пыль), пыльца растений, остатки метеоритов,
морские соли, которые попадают в воздух при разрушении волн ветром.

Кафедра общеобразо- вательных дисциплин и методик их преподавания
Начало
Содержание
J
I
JJ
II
Страница 25 из 110
Назад
На весь экран
Закрыть
Вследствие огромных выбросов техногенных газов и других веществ, достигаю- щих многих миллиардов тонн в год (антропогенный фактор) происходит нарушение газового состава атмосферы.
Некоторые газообразные вещества, накапливаясь в атмосфере, способствуют со- зданию глобальных экологических проблем:
– Углекислый газ (метан, пары воды, другие газообразные вещества) – парни- ковому эффекту. Ежедневно в атмосферу выбрасывается около 5 млрд. тонн углекислого газа. Последствия: повышение температуры приземной части ат- мосферы, таяние ледников, повышение уровня мирового океана и всемирный потоп, а также опустынивание территорий. Решение проблемы: уменьшение выбросов в атмосферу углекислого газа и других парниковых газов; озелене- ние территорий (леса планеты Земля исчезают сегодня со скоростью 20 га/мин;
объем атмосферного воздуха уменьшается на 10 млрд. тонн в год; за 1 час 1 га леса поглощает 8 м
3
углекислого газа, то есть столько, сколько выдыхает его
200 человек). Тревогу экологов вызывает интенсивный процесс исчезновения арктического льда, который, по их мнению, предотвратить не получится, даже если удастся ограничить глобальное потепление. Они предполагают, что Север- ный Ледовитый океан будет оставаться свободным ото льда в летние месяцы каждые 4 года, а площадь ледяного покрытия составит менее 1 млн. м
2
– Оксиды серы и азота – кислотным осадкам. Соединяясь в атмосфере с парами воды, они образуют серную и азотную кислоты, которые в виде осадков выпа- дают на поверхность планеты Земля. Мировые выбросы оксидов серы и азота превышают 200 млн. тонн в год. Оксиды серы поступают в атмосферу при сжи- гании ископаемых углей, мазута на промышленных предприятиях, тепловых электростанциях, а оксиды азота – при сжигании топлива в двигателях назем- ного, воздушного и водного транспорта. Последствия: гибель растительности,
изменение состава почв, повышение кислотности водоемов, снижение урожай- ности и качества сельскохозяйственных культур, разрушение строительных материалов и памятников архитектуры. Решение проблемы: совершенствова-


Кафедра общеобразо- вательных дисциплин и методик их преподавания
Начало
Содержание
J
I
JJ
II
Страница 26 из 110
Назад
На весь экран
Закрыть ние технологий производства, использование нетоксичных источников энергии
(солнечная, ветровая, водная).
– Хлор- и фторуглеводороды (фреоны, хладоны) – разрушение озонового слоя.
Они используются человеком в качестве хладагентов в холодильных камерах,
в огнетушителях, при производстве пластмасс и пенопластов. Молекулы газа фреона распадаются, выделяя хлор и фтор, которые реагируют с озоном, раз- рушая его. Каждый атом хлора способен уничтожить 100 тыс. молекул озона.
Озон образуется из кислорода при грозовых разрядах и под воздействием уль- трафиолетовых лучей Солнца (то есть в атмосфере происходят фотохимиче- ские превращения кислорода в озон). Среднее время жизни озона в атмосфере составляет около 50 суток. Озон также разрушается хлором, поступающим в атмосферу в результате извержения вулканов (ежегодно в атмосферу поступа- ет 10-100 тыс. тонн хлора). Последствия: гибель живых организмов на планете
Земля (ежегодно плотность озонового слоя уменьшается на 1,5 %, что уве- личивает количество заболеваний раком кожи человека на 7-9 %). Решение проблемы: совершенствование технологий производства (современное челове- чество ежегодно за счет сжигания топлива потребляет около 20 млрд. тонн атмосферного кислорода), озеленение территорий (1 га зеленых насаждений в течение года очищает около 18 млн. м
3
воздуха; деревья на 1 га смешанного леса выделяют 300 кг кислорода; 1 га смешанного леса за летний период погло- щает 280 кг углекислого газа и выделяет 220 кг кислорода), запрет на вырубку тропических лесов (сегодня тропические леса покрывают лишь 5 % земной по- верхности, а еще 100 лет назад покрывали 12 %; каждый год вырубается или сжигается участок леса, по площади превосходящий Англию – 130 тыс. м
2
).
Основные загрязнители атмосферного воздуха в Беларуси:
– автотранспорт (более 70 % загрязняющих веществ);
– промышленные предприятия;
– объекты энергетики.

Кафедра общеобразо- вательных дисциплин и методик их преподавания
Начало
Содержание
J
I
JJ
II
Страница 27 из 110
Назад
На весь экран
Закрыть
Мероприятия по охране атмосферного воздуха:
1. Законодательные. Принятие законов, ограничивающих загрязнение окружаю- щей среды. Законодательство об охране атмосферного воздуха основывается на Конституции Республики Беларусь (статья 55: Охрана природной среды –
долг каждого) и состоит из актов Президента Республики Беларусь, Закона
Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха» (16.12.2008 г.), иных актов законодательства об охране атмосферного воздуха, в том числе междуна- родных договоров Республики Беларусь. Государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха осуществляют: Министерство природных ресур- сов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальные органы; иные государственные органы в пределах их компетенции, определен- ной законодательством (статья 39 Закона Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха»).
2. Архитектурно-планировочные. Строительство предприятий, планирование за- стройки населенного пункта с учетом экологических соображений, рациональ- ное расположение дорожной сети, а также качество дорог, озеленение территорий.
3. Технологические и санитарно-технические. Рационализация процессов сжига- ния топлива, использование очистных устройств, установка газопылеочистного оборудования, герметизация технологического и транспортного оборудования,
сооружение сверхвысоких дымовых труб, контроль за чистотой выхлопных га- зов автотранспорта, установление нормативов предельно-допустимых концен- траций и нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него.
Необходимо учитывать, что атмосферный воздух относится к неисчерпаемым природным ресурсам, а его движение (ветер) используется человеком для получения энергии (ветровая энергетика; ветроэлектростанции).


Кафедра общеобразо- вательных дисциплин и методик их преподавания
Начало
Содержание
J
I
JJ
II
Страница 28 из 110
Назад
На весь экран
Закрыть
3. Значение, охрана и рациональное использование вод
Общий объем воды на планете Земля примерно 1,5 млрд. м
3
. Если бы этой водой равномерно покрыть земной шар, то ее слой составил бы около 4 км.
Более 97 % – это соленая морская вода, и только немногим более 2,5 % – прес- ная вода, причем около 70 % ее сконцентрировано в ледниках и снеге. Если бы расто- пить все льды на планете Земля, то уровень мирового океана поднялся бы более чем на 60 м.
Вода – среда обитания для многих организмов (гидробионтов), главный компо- нент и источник жизни организмов. Считается, что жизнь зародилась в воде. Все жизненные процессы в организмах протекают с использованием воды, в том числе фотосинтез.
Человек на 65–70 % состоит из воды, рыбы и слоны – на 70 %, лягушки – на 90 %
(они пьют воду кожей), водоросли – на 96–98 %, медузы – на 99 %.
Без воды вянут и засыхают растения, гибнут животные и люди. Человек может не пить 5–8 дней. За всю свою жизнь он выпивает приметно 35 тонн воды. Когда человек теряет всего 2 % воды от массы своего тела, то у него возникает сильная жажда. Если доля потерянной воды возрастает до 10 %, то у человека начнутся галлюцинации. При потере организмом человека 12 % воды перестает биться сердце и человек не сможет восстановиться без медицинской помощи. Человек для питья и с пищей употребляет 2,5–3 л воды в сутки. С учетом гигиенических потребностей расход ее в городах может достигать 250–300 л, а иногда и 500 л на человека в сутки.
Человеку, как и многим живым организмам для жизни нужна пресная вода опре- деленного качества. Недостаток воды, ее плохое качество влияют на здоровье лю- дей. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), примерно 5 млн.
детей в мире ежегодно болеет по причине употребления некачественной питьевой воды. Примерно 85 % всех известных человечеству заболеваний в мире передается с помощью воды. Порядка 25 млн. человек ежегодно умирает от этих заболеваний.
Заболевания, передающиеся через воду, уносят жизни 3 млн. человек в год.

Кафедра общеобразо- вательных дисциплин и методик их преподавания
Начало
Содержание
J
I
JJ
II
Страница 29 из 110
Назад
На весь экран
Закрыть
Источники воды для организмов:
– вода естественных и искусственных водоемов и водотоков;
– подземные воды, ледники, атмосферные осадки (дождь, снег, град, иней, ту- ман, роса);
– растения (подумайте и приведите примеры);
– животные (подумайте и приведите примеры);
– метаболическая вода, то есть вода, образующаяся в процессе обмена веществ в результате расщепления жира.
Проблемы, связанные с пресной водой:
– ограниченные запасы пресной воды на планете Земля (за последние 40 лет количество пресной воды на каждого человека в мире уменьшилось на 60 %);
– загрязнение пресной воды, ее низкое качество;
– использование пресной воды в сельском хозяйстве и промышленности, особен- но химической.
Решение проблем:
– экономия питьевой воды, рациональное ее использование;
– очистка воды (существует 3 основных метода очистки воды: механический,
химический и биологический; учеными был предложен механический способ очистки воды от разлитой нефти, основанный на наблюдениях за птицами,
которые оказались в плену нефти; как вы считаете, что легло в основу этого способа);
– очистные сооружения, препятствующие загрязнению воздуха, почвы, воды;
– многоразовое использование воды в системах замкнутого водообеспечения (на- пример, для охлаждения промышленного оборудования);
– запрещение перепахивания земли под сельскохозяйственные наделы до уреза воды рек и других водотоков и водоемов, размещения на их берегах складов минеральный удобрений, химических веществ, горюче-смазочных материалов;


Кафедра общеобразо- вательных дисциплин и методик их преподавания
Начало
Содержание
J
I
JJ
II
Страница 30 из 110
Назад
На весь экран
Закрыть
– организация жесткого контроля за сбрасыванием в воду канализационных и других стоков (в том числе с животноводческих комплексов), мытьем машин около водоемов и водотоков;
– создание водоохранных зон и прибрежных охранных полос.
Самыми значительными водопользователями в Республике Беларусь остаются город Минск и Минская область. На их долю приходится 37 % от всей забираемой из водных источников воды, 42 % поверхностных вод и 33 % подземных вод.
Благодаря реконструкции и введению в эксплуатацию очистных сооружений уда- лось значительно снизить уровень антропогенной нагрузки на водные объекты в
Республике Беларусь.
Законодательство Республики Беларусь об охране водных ресурсов:
– Водный кодекс (15.07.1998 г.);
– Закон Республики Беларусь «О питьевом водоснабжении» (24.06.1999 г.);
– Положение о порядке установления размеров и границ водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов и режиме ведения в них хозяйственной и иной деятельности (21.03.2006 г.);
– Положение о водоохранных зонах и прибрежных полосах больших и средних рек (05.03.2002 г.)
– Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения
(04.07.1988 г.).
4. Значение, охрана и рациональное использование почв, недр,
ландшафтов, растительного и животного мира
Почва, полезные ископаемые и минералы, добываемые из недр Земли, имеют огромное стратегическое значение, составляют важный ресурс, от которого во мно- гом зависит независимость государства.

Кафедра общеобразо- вательных дисциплин и методик их преподавания
Начало
Содержание
J
I
JJ
II
Страница 31 из 110
Назад
На весь экран
Закрыть
Почва – это главный фундамент жизни на планете Земля. 1 см чернозема (почва,
богатая гумусом) планета Земля накапливает 100–300 лет, а человек может разру- шить (уничтожить) за день, за час, а то и за минуты.
Почва:
– среда обитания для живых организмов (укореняются растения, живут микро- организмы, земляные черви, почвенные круглые черви, личинки майского и июньского хрущей, жука-щелкуна – проволочники, кроты);
– место укрытия и зимовки животных (обитатели нор – суслики, сурки, тушкан- чики, кролики, барсуки);
– обеспечивает водой и минеральными веществами растения и грибы (по цве- ту шляпки подберезовика можно определить влажность почвы, где рос гриб:
беловатая шляпка – сырые места, темная шляпка – сухие места);
– влияет на видовой состав организмов:
1) механическим составом
∙ сосновые боры приурочены к песчаным почвам, ельники – к супесча- ным, суглинистым и глинистым;
∙ кроты предпочитают не песчаные почвы, а почвы, богатые органиче- скими веществами;
∙ дождевые черви – индикаторы плодородия почвы;
2) химическим составом
∙ куры перестают нести яйца в известковой скорлупе, если в почве мало кальция;
∙ на почвах, богатых азотом, растут крапива, малина, хмель; на кислых почвах – вереск, щавель, хвощ; на щелочных – лиственница, ясень;
– участник всех природных круговоротов веществ и основа для производства биомассы (например, человек использует почву под пашню для выращива- ния сельскохозяйственных растений, под пастбище – для сельскохозяйствен- ных животных).