Файл: В. И. Слободчиков.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Современные тенденции в решении проблемы периодизации психического развития

Вопросы возрастной периодизации развития психики подробно рассматривались в работах А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович, В. В. Давыдова, М. И. Лисиной, А. В. Петровского, Д. И. Фельдштейна и др.

В. И. Слободчиков и Г. А. Цукерман проанализировали две наиболее авторитетные модели возрастной периодизации – концепцию Эриксона и концепцию Эльконина[1]. По их мнению, обе эти концепции страдают "несбалансированностью" и "неполнотой". Эриксон выдвигает на первый план внутренние источники развития, а Эльконин – внешние, средовые. Авторы предложили положить в основу теории общего психического развития и периодизации понятие "со-бытийная общность", одновременно схватывающее две стороны развития – его объект и источник.

В построении любой человеческой (со-бытийной) общности участвуют, по крайней мере, двое, и смена формы и содержания общности сопровождается сменой партнера. В самом общем виде интегральная периодизация психического развития представляет собой ступени развития человека как субъекта собственного развития в разных типах базисных общностей. Каждая ступень имеет сложное строение: выделяются стадия становления событийности и стадия становления самобытности, кризисы рождения (переходы в новую общность) и кризисы развития (освоения новой общности). Не претендуя на полноту раскрытия подхода, кратко перечислим выделенные стадии.

  • 1. Оживление (от рождения до 12 месяцев) – общность с родным взрослым. Ребенок осваивает собственную телесную, психосоматическую индивидуальность.

  • 2. Одушевление (11 месяцев – 6,5 лет) – общность с близким взрослым. Ребенок впервые открывает для себя свою собственную самость (знаменитое "Я сам!"), осознает себя субъектом собственных хотений и умений.

  • 3. Персонализация (5,5–18 лет). Партнером растущего человека становится общественный взрослый в таких культурных позициях, как учитель, мастер, наставник и др. Человек впервые осознает себя потенциальным автором собственной биографии, принимает персональную ответственность за свое будущее, уточняет границы самотожде- ствсиности внутри совместного бытия с другими людьми.

  • 4. Индивидуализация (17–42 года). Партнером человека становится (в пределе) человечество, с которым он вступает в деятельностные отношения, опосредствованные системой общественных ценностей и идеалов. Суть данной ступени развития субъекта – индивидуализация общественных ценностей по мерке личностной позиции человека. Человек становится ответственным за собственную самость.

  • 5. Универсализация (39 лет и старше) – выход за пределы сколь угодно развитой индивидуальности и одновременно вход в пространство обще- и сверхчеловеческих, экзистенциальных ценностей как в "свое другое". Богочеловечество рассматривается как соучастник в построении и собеседник в осмыслении универсального со-бытия.


Слободчиков и Цукерман уверены в большой практической ценности схем периодизации, сравнивая их значение с эволюционным древом в биологии или таблицей Менделеева в химии: "Если общая карта развития будет построена, психологи и педагоги смогут увидеть белые пятна, пустоты в том культурно-образовательном пространстве, которое они строят для обеспечения оптимальных (с точки зрения определенных культурных ценностей) путей развития для людей разных возрастов"[2].

В последние годы получила дальнейшее теоретическое и экспериментальное изучение идея кризисов в психическом развитии. Новообразования критических периодов были проанализированы Л. И. Бершедовой как формы психологической готовности к переходу на новый этап возрастного развития[3]. В работах К. Н. Поливановой показано, что в онтогенетическом развитии в критические возрастные периоды происходит взаимопереход реальной и идеальной форм, вскрыт сложный внутренний механизм этого взаимодействия[4]. В этой логике критический возраст с необходимостью включает целый ряд последовательных этапов.

Обращается внимание на то, что в поле зрения психологов должны попасть не только новообразования возраста, но и "исчезновения" (признаки нормальной возрастной инволюции); возрастная динамика должна рассматриваться не только с точки зрения взрослого (с позиции достигнутого ребенком соответствия культурной норме возраста и психофизиологической норме созревания), но и с учетом детских критериев "самочувствования"[5].

Все чаще современные психологи обращают внимание на новые тенденции общественной жизни в постиндустриальную информационную эпоху. Конец XX – начало XXI в. характеризуется размыванием устойчивых возрастных ориентиров и границ традиционных периодов жизни.

События-вехи все более индивидуализируются во времени и пространстве, варьируются в весьма широком диапазоне и время поступления в школу, и студенческая пора, и начало работы по специальности, а также вступление в брак, рождение ранних и поздних детей и пр. Категории "идея возраста", "культурный возраст", по мнению Поливановой, пока сохраняют свое значение как инструмент отношения к человеку, определения его места в обществе

, предъявления ему неких ожиданий и требований, однако современная ситуация представляется переходной от единой "лестницы возрастов" к неопределенности индивидуального развития.

Некоторые исследователи в качестве альтернативы периодизациопному подходу предлагают развивать психологию жизненных событий.

Многое в этой проблеме остается еще не изученным, но путь ее исследования теоретически освещен достаточно отчетливо.