Файл: Научные подходы к исследованиям систем управления (ису).doc
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
системное объединение частей, синтез — процесс творческий; характер развития как процесса в рамках диалектики подразумевает последовательное и параллельно-последовательное использование анализа и синтеза); принцип единства логического и исторического (исторический метод — описание и исследование объектов и их свойств в хронологическом порядке; логический метод заключается в способах отражения действительности с использованием взаимосвязанных абстракций); принцип выявления в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия.
Все предопределяет в процессе исследования постоянное накопление знаний и достижение с течением времени новых уровней развития. Это в свою очередь обеспечивается использованием в диалектическом подходе следующих принципов: непрерывного движения и развития всех явлений; требования использования всего нового и прогрессивного (это обеспечивает в свою очередь возможность прогнозирования явления и, следовательно, что немаловажно, использование результатов исследования); взаимодействия (что, следовательно, дает возможность использования много вариантности в сочетании связей и как результат обеспечивает целостность отображения исследования явлений); объективности; противоречивости; относительности; исторической определенности (как отражение единства логического и исторического); преемственности.
Таким образом, при проведении исследования в рамках диалектического подхода нам необходимо рассмотреть причины создания и историю развития системы управления, смену жизненных циклов системы, т.е. проследить логику развития системы. Понятно, что система не существует сама по себе, она находится в непрерывном взаимодействии с окружающей средой, с другими системами. Эти аспекты также рассматриваются с позиции диалектического подхода — рассмотрения системы со всех ее сторон и с учетом всех связей.
Преимущества данного подхода заключаются в: 1) его универсальности, так как он дает общую методологическую базу для исследований разного рода; 2) том, что заложенный в подходе принцип использования всего нового и прогрессивного делает его незаменимым в настоящих условиях стремительного научно-технического прогресса и 3) нацеливании исследователя на всестороннее исследование конкретной действительности, проблемы, на выяснение связей между явлениями и процессами, на синтез различных элементов, что в свою очередь создает широкое поле для деятельности и творчества и, следовательно, не только помогает находить верные варианты действий в самых сложных ситуациях, но также является надежным способом отыскания новых результатов (используя принцип движения от известного к неизвестному).
Рассмотрим эти подходы в применении к исследованию систем управления.
Предметный подход в исследовании является продуктом развития естественно-научной (позитивистской) методологии, ее проекцией на изучаемую социальную реальность. Несмотря на разнообразие представлений, созданных в рамках указанного подхода, можно выделить некоторые общие положения, составляющие его основу:
— взгляд на объект изучения и воздействия через призму узкопредметных представлений, составляющих предмет данной науки;
— рассмотрение объекта изучения как существующего помимо и независимо от субъекта познания (деятельности), функционирующего и развивающегося по своим законам независимо от специфики восприятия его субъектом;
— признание принципиальной возможности выявления описания объективных свойств изучаемого объекта;
— признание принципиальной, хотя и ограниченной возможности воссоздания (пусть и в приближенных мифологизированных формах) строения и механизмов функционирования объекта в концептуальных моделях и теоретических схемах;
— принятие традиционной субъектно-объектной логики познания и практической деятельности и как следствие стремление субъекта диагностики максимально дистанцироваться от изучаемого объекта;
— рассмотрение науки и практической деятельности как единой взаимосвязанной системы, в которой состояние одной из подсистем во многом предопределяет состояние другой;
— стремление к максимальной строгости исходных концептуальных схем, максимальной формализации, алгоритмизации познавательных и преобразовательных процессов, ориентация на использование объективных критериев проверки исходных концептуальных схем.
Разработка эффективных исследовательских средств при таком подходе базируется на развитии концептуальных и эмпирических модельных представлений об изучаемой реальности. Она предусматривает логическое обоснование, проработку и проверку концептуальных схем, показателей, эмпирических индикаторов, введение эмпирических критериев проверки адекватности указанных представлений и схем, развитие логико-методологической и методико-процедурной стороны диагностики.
Заключение
Исследование систем управления выступает актуальным направлением современной науки о развитии сложных общественно экономических систем. Концептуальной основой методологической базы, используемой в исследованиях систем управления предприятиями, являются системный подход, общая теория систем управления и системный анализ.
Итак, исследование представляет собой процесс изучения какого-либо объекта и получение новых знаний. Его также можно рассматривать, как научный труд, вид познавательной деятельности; научное изучение некоего предмета, какого-либо явления (объектов) с целью определения законов и закономерностей его возникновения, функционирования, совершенствования, развития, особенностей и тенденций перехода из одного состоянии в другое, получения и применения новых знаний в теории и на практике.
Подход к исследованию является одной из ведущих характеристик его методологии. Но было бы неправильно думать, что в практике исследования проблема заключается только в выборе наиболее подходящего подхода. В действительности каждый исследователь комбинирует различные подходы, выстраивая свою методологию проведения исследований. В этом находит свое выражение и искусство исследования. Нередко здесь возникают и ошибки, ведущие к промахам и неэффективности.
Ведь принципы и методы не действуют сами по себе, даже тогда, когда они известны. Их много и действительность богата разнообразием. В сопоставлении разнообразия всегда существуют приоритеты. А количество сочетаний различных факторов, методов, приемов бесконечно.
Знание ускоряет опыт, но не устраняет его необходимости. Опыт экономит усилия и повышает вероятность успеха. Знания без опыта не много значат, и опыт без знаний не всегда эффективен и, как правило, недальновиден.
Список использованных источников
Все предопределяет в процессе исследования постоянное накопление знаний и достижение с течением времени новых уровней развития. Это в свою очередь обеспечивается использованием в диалектическом подходе следующих принципов: непрерывного движения и развития всех явлений; требования использования всего нового и прогрессивного (это обеспечивает в свою очередь возможность прогнозирования явления и, следовательно, что немаловажно, использование результатов исследования); взаимодействия (что, следовательно, дает возможность использования много вариантности в сочетании связей и как результат обеспечивает целостность отображения исследования явлений); объективности; противоречивости; относительности; исторической определенности (как отражение единства логического и исторического); преемственности.
Таким образом, при проведении исследования в рамках диалектического подхода нам необходимо рассмотреть причины создания и историю развития системы управления, смену жизненных циклов системы, т.е. проследить логику развития системы. Понятно, что система не существует сама по себе, она находится в непрерывном взаимодействии с окружающей средой, с другими системами. Эти аспекты также рассматриваются с позиции диалектического подхода — рассмотрения системы со всех ее сторон и с учетом всех связей.
Преимущества данного подхода заключаются в: 1) его универсальности, так как он дает общую методологическую базу для исследований разного рода; 2) том, что заложенный в подходе принцип использования всего нового и прогрессивного делает его незаменимым в настоящих условиях стремительного научно-технического прогресса и 3) нацеливании исследователя на всестороннее исследование конкретной действительности, проблемы, на выяснение связей между явлениями и процессами, на синтез различных элементов, что в свою очередь создает широкое поле для деятельности и творчества и, следовательно, не только помогает находить верные варианты действий в самых сложных ситуациях, но также является надежным способом отыскания новых результатов (используя принцип движения от известного к неизвестному).
Рассмотрим эти подходы в применении к исследованию систем управления.
Предметный подход в исследовании является продуктом развития естественно-научной (позитивистской) методологии, ее проекцией на изучаемую социальную реальность. Несмотря на разнообразие представлений, созданных в рамках указанного подхода, можно выделить некоторые общие положения, составляющие его основу:
— взгляд на объект изучения и воздействия через призму узкопредметных представлений, составляющих предмет данной науки;
— рассмотрение объекта изучения как существующего помимо и независимо от субъекта познания (деятельности), функционирующего и развивающегося по своим законам независимо от специфики восприятия его субъектом;
— признание принципиальной возможности выявления описания объективных свойств изучаемого объекта;
— признание принципиальной, хотя и ограниченной возможности воссоздания (пусть и в приближенных мифологизированных формах) строения и механизмов функционирования объекта в концептуальных моделях и теоретических схемах;
— принятие традиционной субъектно-объектной логики познания и практической деятельности и как следствие стремление субъекта диагностики максимально дистанцироваться от изучаемого объекта;
— рассмотрение науки и практической деятельности как единой взаимосвязанной системы, в которой состояние одной из подсистем во многом предопределяет состояние другой;
— стремление к максимальной строгости исходных концептуальных схем, максимальной формализации, алгоритмизации познавательных и преобразовательных процессов, ориентация на использование объективных критериев проверки исходных концептуальных схем.
Разработка эффективных исследовательских средств при таком подходе базируется на развитии концептуальных и эмпирических модельных представлений об изучаемой реальности. Она предусматривает логическое обоснование, проработку и проверку концептуальных схем, показателей, эмпирических индикаторов, введение эмпирических критериев проверки адекватности указанных представлений и схем, развитие логико-методологической и методико-процедурной стороны диагностики.
Заключение
Исследование систем управления выступает актуальным направлением современной науки о развитии сложных общественно экономических систем. Концептуальной основой методологической базы, используемой в исследованиях систем управления предприятиями, являются системный подход, общая теория систем управления и системный анализ.
Итак, исследование представляет собой процесс изучения какого-либо объекта и получение новых знаний. Его также можно рассматривать, как научный труд, вид познавательной деятельности; научное изучение некоего предмета, какого-либо явления (объектов) с целью определения законов и закономерностей его возникновения, функционирования, совершенствования, развития, особенностей и тенденций перехода из одного состоянии в другое, получения и применения новых знаний в теории и на практике.
Подход к исследованию является одной из ведущих характеристик его методологии. Но было бы неправильно думать, что в практике исследования проблема заключается только в выборе наиболее подходящего подхода. В действительности каждый исследователь комбинирует различные подходы, выстраивая свою методологию проведения исследований. В этом находит свое выражение и искусство исследования. Нередко здесь возникают и ошибки, ведущие к промахам и неэффективности.
Ведь принципы и методы не действуют сами по себе, даже тогда, когда они известны. Их много и действительность богата разнообразием. В сопоставлении разнообразия всегда существуют приоритеты. А количество сочетаний различных факторов, методов, приемов бесконечно.
Знание ускоряет опыт, но не устраняет его необходимости. Опыт экономит усилия и повышает вероятность успеха. Знания без опыта не много значат, и опыт без знаний не всегда эффективен и, как правило, недальновиден.
Список использованных источников
-
Мишин В.М. Исследование систем управления. М., 2003. -
Подходы к исследованиям систем управления // Отечественная социология: обретение будущего через прошлое: Тез. докл. IV Всероссийской научной конференции "Сорокинские чтения-2008". ЦФО. Рязань, 2008. -
Рабочая книга социолога. М., 2003. -
Судас Л.Г., Юрасова М.В. Маркетинговые исследования в социальной сфере. М., 2004. -
Сурмин Ю.П. Теория систем и системный анализ. Киев, 2003. -
Щедровицкий Г.П. Путеводитель по основным понятиям и схемам методологии // Организации, руководства и управления: Хрестоматия по работам Г.П. Щедровицкого. М., 2004. -
Щербина В.В. Средства социологической диагностики в системе управления. М., 1993. -
Юрасова М.В. Управленческое консультирование: социологические методы и технологии. М., 2001.