Файл: Тк 10. Итоговое контрольное задание по темам Раздела I.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТК – 10. Итоговое контрольное задание по темам Раздела I

«Философия и ее исторические типы»

Вариант 1.

  1. Заполните таблицу по этапам развития античной философии, указав наименования этапов, хронологические рамки, представителей и примеры, обсуждаемых философских проблем:



Этапы развития античной философии и их хронологические рамки.

Основные философы, представители этого периода

Основные проблемы, обсуждаемые в этот период.

1

Досократовский (VII-V вв. до н.э.)

Фалес, Гераклит, Зенон, Пифагор

Проблема архэ – единая основа мироздания. Проблема интегрального единства множественных миров.

2

Антропологический (V в. До н.э.)

Сократ, Протагор

Главный предмет исследования - человек

3

Систематический (середина V – конец IV в. До н.э.)

Платон, Аристотель

Формирование основных философ. Проблем

4

Эллинистический (III в до н.э. - I в н.э.)

Теофраст, Эпикура, Карекада

Философия – нравственное учение о нормах и правилах жизни

5

Религиозный (I-VI вв н.э.)

Марк Аврелий, Эмпирик,

Главный объект философии – познание божественного.




  1. Что общего и отличительного в философии средних веков и эпохи Возрождения?

Философия средних веков

Философия эпохи Возрождения

Теоцентризм

Антропоцентризм

Акцент на посмертной судьбе человека

Акцент на земной жизни человека

Любовь к Богу

Гуманизм

Монашество

Эстетическая деятельность



У философии обеих эпох есть свои сходства и различия. Философия Средневековья — это философия феодального общества, которому характерно господство религии, теократия. Существовал запрет на занятие рядом наук. Философию эпохи Возрождения же характеризует неприятие официальной католической религиозности и интересом к человеческой личности. Происходило бурное развитие науки и искусства. Средневековье относилось к античности как к авторитету, Возрождение — как к идеалу. Принципиальным отличием является снижение роли церкви. Философская мысль эпохи Возрождения признает ценность человека как личности, его права и свободное развитие, проявление своих способностей. Благодаря сломленной диктатуры церкви в этот период времени произошёл расцвет культуры и науки.

Основными чертами эпохи Возрождения является отрицание «книжной мудрости». Именно благодаря этом факторам философия этой эпохи в итоге приведёт к философской мысли Нового времени. Вторым немаловажным отличием является политический переход к абсолютизму. Религия являлась господствующей идеологией феодального общества, происходившей во времени Средневековья. Так, в эпоху Возрождения появляются новые экономические и социальные отношения. Появляется «третье сословие», исключающие привилегированное общество.

Сходствами эпох является то, что несмотря на противоречие взглядов эпохи Возрождения политике и церкви, она всё равно играла большое значение как в Средневековье, так и позже. Логика присутствовала и в той, и в той философии. Значение образования было велико во все время, только в Средние века образованным считалось практически только духовенство. Как было сказано мной ранее, к сходствам эпох так же относится жизнь после смерти.


  1. Что такое экзистенциализм, каковы его основные идеи и вклад в развитие философии и культуры 20 века?

Экзистенциализм - философское выражение глубоких потрясений, постигших общество во время кризисов 20-х, 40-х гг. Экзистенциалисты пытались постигнуть человека в критических, кризисных ситуациях. Они сосредоточились на проблеме духовной выдержки людей, заброшенных в иррациональный

, вышедший из-под контроля поток событий.

Главная идея наиболее точно сформирована Сартром: «основе бытия не сущность, а существование, а это существование создает сущность». Для сравнения, у Гегеля, философа 19 века было так: «В основе всего есть сущность, что есть истинное бытие, потом она проявляется в существовании». Экзистенциализм — обратная трактовка сущности и существования.

Экзистенциализм стремитея понять бытие как нечто непосредственно данное. Для такого понимания бытия требуется преодолеть интеллектуализм, рационализм и другие философские традиции. Постигнуть бытие можно только интуитивно, вжившись в него.

В центре философии экзистенциализма лежит понятие свободы. Для данного философского направления характерно отрицание рациональной традиции, сводящей свободу к осознанию необходимости. Экзистенциализм провозглашает гуманистически-натуралистический принцип в понимании человеческой свободы. Свобода для экзистенциализма состоит в раскрытии природных задатков человека, в его раскрепощении, в развитии его «сущностных» сил.

Свобода должна происходить из экзистенции, а поскольку экзистенция ориентирована на трансцен-дентальность, т.е. на выход за пределы наличной ограниченности бытия, то понимание свободы разными представителями экзистенциализма сводится к разным трактовкам трансцендентальности.

Экзистенциализм отрицательно относится к разным формам человеческой коллективности. Все это ложное, а не подлинное бытие. Мнимым является и человеческое общение. Оно лишь подчеркивает одиночество каждого.