Файл: Тк 10. Итоговое контрольное задание по темам Раздела I.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 13
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТК – 10. Итоговое контрольное задание по темам Раздела I
«Философия и ее исторические типы»
Вариант 1.
-
Заполните таблицу по этапам развития античной философии, указав наименования этапов, хронологические рамки, представителей и примеры, обсуждаемых философских проблем:
№ | Этапы развития античной философии и их хронологические рамки. | Основные философы, представители этого периода | Основные проблемы, обсуждаемые в этот период. |
1 | Досократовский (VII-V вв. до н.э.) | Фалес, Гераклит, Зенон, Пифагор | Проблема архэ – единая основа мироздания. Проблема интегрального единства множественных миров. |
2 | Антропологический (V в. До н.э.) | Сократ, Протагор | Главный предмет исследования - человек |
3 | Систематический (середина V – конец IV в. До н.э.) | Платон, Аристотель | Формирование основных философ. Проблем |
4 | Эллинистический (III в до н.э. - I в н.э.) | Теофраст, Эпикура, Карекада | Философия – нравственное учение о нормах и правилах жизни |
5 | Религиозный (I-VI вв н.э.) | Марк Аврелий, Эмпирик, | Главный объект философии – познание божественного. |
-
Что общего и отличительного в философии средних веков и эпохи Возрождения?
Философия средних веков | Философия эпохи Возрождения |
Теоцентризм | Антропоцентризм |
Акцент на посмертной судьбе человека | Акцент на земной жизни человека |
Любовь к Богу | Гуманизм |
Монашество | Эстетическая деятельность |
У философии обеих эпох есть свои сходства и различия. Философия Средневековья — это философия феодального общества, которому характерно господство религии, теократия. Существовал запрет на занятие рядом наук. Философию эпохи Возрождения же характеризует неприятие официальной католической религиозности и интересом к человеческой личности. Происходило бурное развитие науки и искусства. Средневековье относилось к античности как к авторитету, Возрождение — как к идеалу. Принципиальным отличием является снижение роли церкви. Философская мысль эпохи Возрождения признает ценность человека как личности, его права и свободное развитие, проявление своих способностей. Благодаря сломленной диктатуры церкви в этот период времени произошёл расцвет культуры и науки.
Основными чертами эпохи Возрождения является отрицание «книжной мудрости». Именно благодаря этом факторам философия этой эпохи в итоге приведёт к философской мысли Нового времени. Вторым немаловажным отличием является политический переход к абсолютизму. Религия являлась господствующей идеологией феодального общества, происходившей во времени Средневековья. Так, в эпоху Возрождения появляются новые экономические и социальные отношения. Появляется «третье сословие», исключающие привилегированное общество.
Сходствами эпох является то, что несмотря на противоречие взглядов эпохи Возрождения политике и церкви, она всё равно играла большое значение как в Средневековье, так и позже. Логика присутствовала и в той, и в той философии. Значение образования было велико во все время, только в Средние века образованным считалось практически только духовенство. Как было сказано мной ранее, к сходствам эпох так же относится жизнь после смерти.
-
Что такое экзистенциализм, каковы его основные идеи и вклад в развитие философии и культуры 20 века?
Экзистенциализм - философское выражение глубоких потрясений, постигших общество во время кризисов 20-х, 40-х гг. Экзистенциалисты пытались постигнуть человека в критических, кризисных ситуациях. Они сосредоточились на проблеме духовной выдержки людей, заброшенных в иррациональный
, вышедший из-под контроля поток событий.
Главная идея наиболее точно сформирована Сартром: «основе бытия не сущность, а существование, а это существование создает сущность». Для сравнения, у Гегеля, философа 19 века было так: «В основе всего есть сущность, что есть истинное бытие, потом она проявляется в существовании». Экзистенциализм — обратная трактовка сущности и существования.
Экзистенциализм стремитея понять бытие как нечто непосредственно данное. Для такого понимания бытия требуется преодолеть интеллектуализм, рационализм и другие философские традиции. Постигнуть бытие можно только интуитивно, вжившись в него.
В центре философии экзистенциализма лежит понятие свободы. Для данного философского направления характерно отрицание рациональной традиции, сводящей свободу к осознанию необходимости. Экзистенциализм провозглашает гуманистически-натуралистический принцип в понимании человеческой свободы. Свобода для экзистенциализма состоит в раскрытии природных задатков человека, в его раскрепощении, в развитии его «сущностных» сил.
Свобода должна происходить из экзистенции, а поскольку экзистенция ориентирована на трансцен-дентальность, т.е. на выход за пределы наличной ограниченности бытия, то понимание свободы разными представителями экзистенциализма сводится к разным трактовкам трансцендентальности.
Экзистенциализм отрицательно относится к разным формам человеческой коллективности. Все это ложное, а не подлинное бытие. Мнимым является и человеческое общение. Оно лишь подчеркивает одиночество каждого.