ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области социально-педагогической деятельности)
Дисциплина: Психология
Практическое занятие 2
Выполнил:
Обучающийся Афанасьев Евгений Александрович
Преподаватель:
Беликова Татьяна Валентиновна
Задание 1. Напишите психологическую характеристику ребенку младшего школьного возраста. При написании характеристики укажите методики диагностики (название методики, авторы, на какие психические процессы направлена).
Ответ: Психологическая характеристика
Афанасьева Ксения 8 лет. Обучается во 2-м классе в МБОУ «Лицей №89» г.Кемерово
Физически развита, здорова, никаких хронических заболеваний не имеет.
Воспитывается в интеллигентной семье в приемлемых бытовых условиях. В семье Ксения второй ребенок. Со стороны родителей окружена систематической заботой, они имеют на нее влияние. Много времени проводят вместе.
По характеру – сангвиник. Наблюдается выразительная мимика, энергичная жестикуляция, быстрая речь. Слезы появляются мгновенно, но быстро утешается, не злопамятна. Может быстро переключаться с одного занятия на другое, но если ей интересно – может заниматься одним делом, не отвлекаясь и не утомляясь. Любит как подвижные игры, так и спокойные. Добрая, не жадная.
На замечание учителя реагирует молчанием. Видно, что переживает. При необходимости принятия быстрого решения, действует уверенно.
В структуре личности учащейся не нуждается в коррекционном воздействии.
Использовала литературу: Б. С. Волков и Н. В. Волкова
« Психология общения в детском возрасте » 3-е издание.
Метод использования для диагностики: « Метод Б.С. Волкова, Н. В. Волковой ».
Цель: Определить психологические черты характера ребенка младшего школьного возраста. Тип его темперамента.
Задание 2. Составьте подборку игр-упражнений, которые способствуют развитию общения и правил поведения в среде (группе) сверстников. При составлении подборки необходимо опираться на возрастные и психологические особенности данного возраста.
1. Давай поговорим
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Возраст: любой.
Количество играющих: 2 или больше человек.
Описание игры: играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать ... (волшебником, волком, маленьким). Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предположение и завязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться.
Комментарий: эта игра полезна для замкнутых и застенчивых, так как в игровой форме учит ребенка не бояться общения, ставит в ситуацию необходимости вступления в контакт.
На начальных этапах дети могут отказываться задавать вопросы или вступать в игру. Тогда инициативу на себя должен взять взрослый.
Важный момент! В игре взрослый должен находиться на одном уровне с ребенком, а в случае трудностей — ниже него.
2. Ладонь в ладонь
Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.
Возраст: любой
Количество играющих: 2 или больше человек.
Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.
Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.
Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста
Комментарий: в этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.
Задание 3. Назовите ошибки, возникающие при организации взаимодействия с детьми во время проведения занятий. Составьте рекомендации по эффективному взаимодействию с воспитанниками.
Внешний порядок и дисциплина являются следствием строгой проверки и контроля воспитанников со стороны воспитателя. Это создает напряженность во взаимоотношениях между педагогом и детьми. Часто приводит к конфликтам между ними.
Взаимодействие – это согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задач. Оно происходит только тогда, когда воспитатель и воспитанник понимают и уважают друг друга, а значит и доверяют друг другу.
Основные рекомендации для эффективного взаимодействия педагога с воспитанниками:
- соблюдать дистанцию в межличностных отношениях. Педагог должен сохранять свою ведущую роль по отношению к подрастающему поколению.
- сочетать требовательность с уважением к человеку, независимо от возраста, статуса, успехов и неудач
- не зацикливаться на ошибках и недостатках, а наоборот, стараться открывать положительное в своих подопечных, обращать на это внимание.
- с добром относиться ко всем детям, оптимистично смотреть на их возможности прогрессивного развития.
- сохранять и поощрять дружелюбные отношения в детском коллективе.
- стараться в ходе занятий, чтобы дети были участниками, а не присутствующими.
Задание 4. Разработайте проект интерактивной группы для родителей и педагогов для решения задач обучения, воспитания и развития, где родители и педагоги могли бы эффективно общаться по возникающим проблемам педагогического взаимодействия.
Создаем группу в любой социальной сети или мессенджере
Я создал группу «Telegram», добавила туда родители учеников и классного руководителя класса.
Задание 5. Составьте и запишите правила психологически эффективного взаимодействия с родителями при проведении индивидуальных консультаций.
1-е правило. Особенный подход.
Индивидуальный подход необходим в работе с родителями. Ведь педагог, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей. Именно тут пригодится педагогическое умение. Все фразы должны быть корректны. Категоричные высказывания всегда настораживают родителей и настраивают против вас.
2-е правило. Сотрудничество
Современные родители осведомленные, хорошо знающие как воспитывать своё чадо. Поэтому эффективным будет создать атмосферу взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь. Не навязывайте родителям свою точку зрения и не «учите жизни» их.
3-е правило. Подготовка.
Любые мероприятия. Независимо от масштаба их проведения, должны быть серьёзно подготовлены. Главное качество.
Задание 6. Опишите основные индивидуально-типологические различия мальчиков и девочек младшего школьного возраста.
В начальных классах все дети в начальной школе чувствуют себя взрослыми и стремятся проявлять это: они играют в профессии и семью, интересуются всем новым, ищут для себя пример поведения среди взрослых.
Девочки в младшем школьном возрасте обычно имеют лучше развитую речь, часто они сильнее мальчиков по физическому состоянию или физически. Их биологический возраст выше, формируется критическое мышление.
Среди мальчиков больше вариантов индивидуальности, они нестандартно и интересно мыслят, но их внутренний мир часто скрыт от окружающих. Мальчики чаще рисуют технику, их рисунки наполнены действиями, движениями. Также мальчишки больше ориентированы на информацию. В неблагоприятной ситуации стараются уйти из – под контроля, т.к., адаптироваться к несвойственным им видам деятельности мальчикам исключительно трудно. Для мальчиков сейчас важно расти рядом с достойным мужчиной. Мужчина с достойным поведением и взглядом на мир собственным примером сможет научить мальчика личностному росту, ведь именно сейчас формируется самооценка ребенка.
Пермь - 2023