Файл: Обучающийся Светельская Сарра Игоревна Преподаватель Акмаев Владислав Антонович Практическое занятие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Веселый счет

Описание игры: ведущий называет какое-либо число, не превышающее количество человек в группе. Названное количество участников встает. В выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, участники не должны совещаться.

Психологический смысл упражнения: упражнение позволяет участникам почувствовать другого, понять его мысли с целью более эффективного выполнения задания.

Обсуждение: почему сначала не получалось выполнить задание? Что помогло в выполнении задания?

Мастер и подмастерья

Воспитатель делит группу на подгруппы по три-четыре человека. Один ребенок мастер, остальные подмастерья. Воспитатель говорит: «В нашем городе объявлен конкурс на самую лучшую аппликацию, в котором принимают участие самые знаменитые мастера. У каждого мастера есть свои подмастерья, которые в точности должны выполнять все его инструкции. Аппликация должна быть создана как можно быстрее. Мастер придумывает сюжет и распределяет обязанности: один должен вырезать детали нужной формы, другой искать нужные цвета, третий намазывать клей. Мастер будет наклеивать детали на лист бумаги». После того как работы готовы, устраивается выставка.

Общая картина

Воспитатель приносит большой лист ватмана и говорит: «Помните, в самом начале мы с вами играли в зверей в лесу? В нашем лесу жили добрые животные, которые друг друга очень любили, всегда были готовы прийти на помощь другому и никогда не ссорились. Сегодня мы с вами все вместе нарисуем этот лес и всех его обитателей, ведь мы так на них похожи: мы тоже любим друг друга, всегда помогаем и никогда друг с другом не ссоримся!»

Закончи рисунок

Дети сидят в кругу. У каждого – набор фломастеров или карандашей и листок бумаги. Взрослый говорит: «Сейчас каждый из вас начнет рисовать свою картинку. По моему хлопку вы прервете рисование и тут же отдадите свою незаконченную картинку соседу слева. Он продолжит рисовать вашу картинку, затем по моему хлопку прервется и отдаст ее своему соседу. И так до тех пор, пока тот рисунок, который вы начинали рисовать в начале, не вернется к вам». Дети начинают рисовать любую картинку, затем по хлопку воспитателя передают ее одному соседу и одновременно получают от другого соседа его картинку. После того как картинки обошли полный круг и вернулись к своим первоначальным авторам, можно обсудить, что в результате получилось и кто из ребят что нарисовал на каждом рисунке. Такое же задание можно организовать на материале лепки или аппликации.

 


Задание 3. Назовите ошибки, возникающие при организации взаимодействия с детьми во время проведения занятий. Составьте рекомендации по эффективному взаимодействию с воспитанниками.
Ответ:

Ошибки, связанные с нарушением логики целеполагания

1. Воспитательные задачи не соответствуют целям. Например, задача развития познавательных интересов не соответствует цели формирования у школьников активной гражданской позиции, поскольку решение задачи напрямую не связано с достижением поставленной цели.

2. Содержание мероприятия не соответствует целям и задачам. Например, цели и задачи мероприятия связаны с патриотическим воспитанием, а его содержанием является развлекательно-игровая деятельность учащихся, слабо связанная (или никак не связанная) с формированием любви к родине, гордости за неё, знания истории Отечества и родного края, а также с другими компонентами, входящими в понятие «патриотическое воспитание».

3. Форма воспитательного мероприятия не соответствует целям и задачам.

Пример. Цель – «воспитывать культуру общения, формировать навыки общения». Форма построена на монологическом информировании: сначала учитель рассказывает классу о культуре общения, затем заранее подготовленные ученики рассказывают одноклассникам о культуре общения, наконец, педагог вопрошает класс – и дети снова рассказывают, что они узнали на мероприятии о культуре общения. Возможно, что при такой форме воспитанники много узнают о нормах культурного общения, но они не получат навыков, отвечающих этим нормам: избранная форма просто не позволяет достичь поставленной цели.

4. Цели и задачи не соответствуют возрасту воспитанников.

Пример. В 5 классе цель «Помочь учащимся в выборе профессии» неактуальна, потому что преждевременна для данного возраста, а в 11 классе цель «Познакомить с миром профессий» неактуальна, потому что от «знакомства» давно пора перейти к выбору профессии. В этом примере правильней было бы поменять цели местами.

5. Цели и задачи заведомо невыполнимы на одном-единственном мероприятии.

Например, бессмысленно ставить на мероприятии цели типа «воспитать коллективизм», «научить демократии», «сформировать толерантность» и т.п.

Вышеперечисленные ошибки возникают из-за отсутствия у педагога чётких представлений о цели мероприятия и способах её достижения, т. е. фактически мероприятие лишено цели и не рассчитано на достижение какого-либо прогнозируемого результата.


Ошибки в содержании и форме:

1. Форма мероприятия не соответствует его содержанию.

Например, если основным содержанием мероприятия являются размышления воспитанников о важных жизненных ценностях, то форма игровой шоу-программы помешает в достижении поставленных целей.

2. Форма слишком необычна, непривычна для детей. Например, если Вы разработали деловую игру с множеством правил и условий, которые лично Вам кажутся ясными, логичными и жизненно-правдивыми, то это ещё не значит, что воспитанники сразу разберутся во всех правилах. Возникшая в ходе мероприятия организационная неясность может свести на нет имеющиеся достоинства новизны и оригинальности.

3. Форма избитая, надоевшая или слишком примитивная для детей данного возраста и уровня развития, а значит неинтересная для них.

Из всех форм самая распространённая в школьной практике (следовательно, самая банальная и скучная) – так называемая «беседа», при которой педагог бóльшую часть времени что-то рассказывает, а дети в лучшем случае тихо подрёмывают. (Отметим, что при методически грамотном проведении беседа предполагает активность детей, реализуемую посредством их участия в диалоге. Если такой активности нет, значит в методике организации беседы допущены серьёзные ошибки.)

4. Содержание не несёт в себе новизны для детей, неинтересно им.

Пример. Если в 6 классе проводить беседу о правилах вежливости, с которыми дети знакомы с начальной школы, то о какой новизне и интересе учащихся к содержанию мероприятия может идти речь? Реакция воспитанников на такую ошибку: «Мы это давно знаем и умеем», «Понимаем, мы же не маленькие».

5. Содержание мероприятия недоступно детям данного уровня развития, слишком сложно для них.

Пример. На мероприятии в 8 классе, посвящённом Дню космонавтики, педагог оперирует астрофизическими понятиями и формулами на уровне выпускника физико-математического факультета.

Ошибки в организации деятельности воспитанников:

1. Однообразие видов деятельности, утомляющее воспитанников, вызывающее у них скуку.

2. Педагог не регулирует отношения между детьми.

Следствия этой ошибки – нездоровая конкуренция, унижение одних воспитанников другими, ссоры между детьми, искажение результатов деятельности.

3. Педагог не ставит перед детьми задачи деятельности.

Непонятно, зачем надо выполнить ту или иную работу. Интересны ли воспитанникам эти задачи? Готовы ли они немедленно приступить к их решению?


4. Не организуется подведение итогов деятельности.

Непонятно, кто и как справился с работой, справились ли вообще, соответствует ли полученный результат поставленным задачам, была ли какая-либо польза от деятельности.

5. Педагог неинструктивно, непонятно для детей объясняет содержание деятельности.

Следствие: дети не понимают, что и как им делать, переспрашивают, возникает шум, неразбериха, снижается продуктивность деятельности.

6. Нерациональная организация деятельности.

Например, педагог нерационально использует индивидуальные и фронтальные формы работы, объясняя отдельно каждому то, что можно сообщить сразу всем, и не делает индивидуальных разъяснений тогда, когда это действительно необходимо.


 

Задание 4. 

Разработайте проект интерактивной группы для родителей и педагогов для решения задач обучения, воспитания и развития, где родители и педагоги могли бы эффективно общаться по возникающим проблемам педагогического взаимодействия.
 Ответ:

Цель проекта – создание условий для эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе.

Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Раскрыть сущность, структуру, специфику, психолого-педагогические условия эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе.

2. Выявить интересы, потребности участников взаимодействия и определить необходимые условия для организации успешной совместной деятельности.

  1. Разработать и реализовать программу взаимодействия семьи и школы.

4. Оценить результативность реализации программы эффективного взаимодействия учителе и родителей в начальной школе

Гипотеза

Если включение семьи в деятельность воспитательной системы школы основано на:

  • гуманистическом стиле общения и взаимодействия;

  • уважительном отношении семьи и школы к ребенку и друг к другу;

  • систематическом повышение психолого-педагогического уровня (учителей и родителей);

  • умение конструктивно подходить к разрешению конфликтов,

то эффективная реализация указанных психолого-педагогических условий взаимодействия учителя и родителей в начальной школе будет состоять в:

- повышении уровня взаимодействия учителя и родителей младших школьников;

- формировании у младших школьников положительной самооценки, становлении мотивации учения, положительного эмоционального отношения к школе.

Критерии эффективности проекта: