Файл: Обучающийся Светельская Сарра Игоревна Преподаватель Акмаев Владислав Антонович Практическое занятие.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Анализируя результаты, пришли выводу, что опыт в проектной деятельности не только позволил понять специфику разработки и реализации проекта, но доставил участникам удовлетворение результатами и процессом взаимодействия.
В третьем классе поток информации, с которым сталкиваются учащиеся достаточно внушительный, и залог качества успеваемости ребенка состоит в умении эту информацию накапливать обрабатывать, систематизировать. Иными словами создавать «копилку знаний», которая всегда была бы «под рукой». Мы еще в первом классе имели опыт в создании опорных таблиц и схем для представления информации, и родителям это было большой поддержкой, поскольку знание фонетики не у многих осталось на уровне необходимом, при изучении успешности ребенка в процессе его обучения. Поэтому этот опыт мы решили продолжить в рамках содержания взаимодействия, целью которого было изучение способов работы с информацией.
Формы работы были определены по различным направлениям: проектная деятельность «Моя родословная», индивидуальное взаимодействие при создании «копилок знаний», просвещение родителей о способах систематизации информации, презентация домашних библиотек и др.
В рамках поставленных целей мы начали с формирования умения обобщать и представлять свою жизненную историю в виде фото отчетов: «Как я провел каникулы», «Осень года, осень жизни» - рассказ о дедушках и бабушках, «Какими мы были». Продолжением этого взаимодействия должна быть рефлексия всего этапа обучения в начальной школе: «Каким я был, и каким я стал» глазами самого ребенка и «Мой ребенок растет и меняется» глазами родителя; «Выпускник четвертого класса – каким он должен быть» совместный анализ ребенка – родителя – учителя.
5. Оценка результативности реализации программы эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе
Критерии оценки эффективности проекта позволяют оценить результативность реализации программы взаимодействия семьи и школы по двум аспектам:
1)Удовлетворенность родителей, их ориентация на сотрудничество изучалась посредствам анкетирования
2) Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в школе изучалась на основе анкетирования.
Подробный анализ диагностик представлен в таблицах (Приложение)
Анализируя полученные результаты, мы определяли удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в школе в его качественном выражении используя шкалу 1, при совпадении с ключом ставили 1 балл, средний балл по шкале – 3, если показатель ребенка ниже, значит у него есть проблемы в данной области. Соответственно уровень – низкий.
При анкетировании родителей использовали 7 критериев, одни оценивали удовлетворенность родителей, а другие готовность к сотрудничеству, анализировали каждый критерий исходя из результата положительно, отрицательно, средне, что позволило дать не только общую оценку, но и увидеть динамику по каждому критерию в отдельности.
Данные, полученные при выявлении актуального уровня удовлетворенности родителей, их ориентации на сотрудничество и уровня удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью в школе (первичная диагностика) и данные полученных при оценке уровня удовлетворенности родителей, их ориентации на сотрудничество и уровня удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью в школе (контрольная диагностика) помогут проанализировать динамику.
Динамика уровня
удовлетворенности родителей, их ориентации на сотрудничество и уровня удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью в школе
(сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного диагностического обследования), n= 21 чел.
Динамика развития уровня удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью в школе отражена в диаграммах (Приложение).
При анализе результатов видим положительную динамику уровня удовлетворенности родителей, их ориентации на сотрудничество и уровня удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью в школе, что позволяет нам сделать вывод: программа эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе результативна, и способствует эффективному взаимодействию участников процессе обучения и воспитания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Родители учеников являются основными участниками образовательного процесса, с которыми делятся усилия и ответственность за итоги педагогической работы.
Родители нуждаются не только в информировании со стороны школы. Родитель должен чувствовать, что он нужен школе и что школа работает с ним постоянно и системно. Это не должен быть просто перечень мероприятий по работе с семьёй, а комплексное и планомерное взаимодействие с ней.
Работа должна строиться не от праздника к празднику, а иметь своеобразный круг дел, когда родители вместе с педагогом постепенно становятся готовыми к взаимодействию.
Таким образом, результат взаимодействия учителя и родителей в начальной школе будет состоять в:
- повышении уровня взаимодействия учителя и родителей младших школьников;
- формировании у младших школьников положительной самооценки, становлении мотивации учения, положительного эмоционального отношения к школе.
Задание 5.
Составьте и запишите правила психологически эффективного взаимодействия с родителями при проведении индивидуальных консультаций.
Ответ:
Составьте и запишите правила психологически эффективного взаимодействия с родителями при проведении индивидуальных консультаций.
Ответ:
Правила психологически эффективного взаимодействия с родителями при проведении индивидуальных консультаций.
Устанавливать контакт с родителями,
понимать их, сопереживать им, проявлять к ним внимание,
предвидеть результаты общения, возможные трудность;
управлять своим поведением,
предупреждать и педагогически грамотно решать конфликтные ситуации;
проявлять гибкость в общении с родителями;
создавать в процессе общения с родителями атмосферу совместного творчества;
Владеть этикетными нормами речи и поведения;
Организовывать содержательное общение с родителями;
Осуществлять индивидуальный подход на основе знания их конкретных особенностей.
Что же можно сделать для того, чтобы как можно больше родителей стали настоящими партнерами школы в деле воспитания детей?
- Поднимать авторитет семьи;
- Воспринимать ошибки в воспитании, как создание новых возможностей для развития;
- Учитывать интересы родителей;
- Опираться на жизненный опыт родителей;
- Не концентрироваться на недостатках в семейном воспитании;
- Верить, что любая семья имеет сильные стороны.
Перечислим факторы, препятствующие эффективной организации работы с родителями:
- ожидание быстрого и легкого успеха (желание быстро найти легкие ответы на трудные вопросы);
- отсутствие опыта группового взаимодействия;
- закрытость родителей;
- завышенные ожидания от взаимодействия с учителем.
Другая трудность в организации работы с родителями заключается в том, что родители – взрослые люди, которые имеют свои взгляды, закрепленные стереотипы, например, такие как: “я и так все знаю” - отрицание возможности приобретения нового опыта; “чему вы можете меня научить, я старше вас” - демонстрация превосходства возраста; “вы учитель, вы и занимайтесь с ребенком” - долженствование и др.
Многие учителя, особенно начинающие, могут испытывать высокий уровень напряженности и тревоги, когда оказываются перед необходимостью участия в родительском собрании, а также когда анализируют результаты своей встречи с родителями.
Задание 6.
Опишите основные индивидуально-типологические различия мальчиков и девочек младшего школьного возраста.
Ответ:
Индивидуально - психологические различия мальчиков и девочек.
В первые три года жизни существенных различий по длине и массе тела, а также по окружности грудной клетки нет. Мальчики немного превосходят девочек в длине тела - до 10 лет, а в массе - примерно до 8,5 лет. Однако в связи с более м (на 1-1,5 года) началом полового созревания у девочек они начинают превосходить мальчиков в длине тела (с 10 до 13 лет) и в массе (с 9 до 14 лет). После 12 лет у девочек снижаются темпы увеличения роста, а с 14 лет - и темпы увеличения массы тела. У мальчиков же в этот период физическое развитие протекает весьма интенсивно. В результате в 17 лет масса тела юношей превышает таковую девушек на 12 %, а рост и окружность грудной клетки - на 9 %. Формируются мужские пропорции тела: широкие плечи и спина, таз существенно уже, чем плечи, сравнительно длинные конечности, центр тяжести находится выше тогда как у женщин — ниже. Мышечная ткань у мужчин развита значительно, чем жировая, в связи с чем хорошо выражен обычно и рельеф мышц. М.В. Антропова приводит данные темпов изменения антропометрических показателей у детей по отношению к данным взрослых (дефинитивным показателям, из которых следует, что в каждый возрастной период детства девочки морфологически развиваются большими темпами, чем мальчики]
В третьем классе поток информации, с которым сталкиваются учащиеся достаточно внушительный, и залог качества успеваемости ребенка состоит в умении эту информацию накапливать обрабатывать, систематизировать. Иными словами создавать «копилку знаний», которая всегда была бы «под рукой». Мы еще в первом классе имели опыт в создании опорных таблиц и схем для представления информации, и родителям это было большой поддержкой, поскольку знание фонетики не у многих осталось на уровне необходимом, при изучении успешности ребенка в процессе его обучения. Поэтому этот опыт мы решили продолжить в рамках содержания взаимодействия, целью которого было изучение способов работы с информацией.
Формы работы были определены по различным направлениям: проектная деятельность «Моя родословная», индивидуальное взаимодействие при создании «копилок знаний», просвещение родителей о способах систематизации информации, презентация домашних библиотек и др.
В рамках поставленных целей мы начали с формирования умения обобщать и представлять свою жизненную историю в виде фото отчетов: «Как я провел каникулы», «Осень года, осень жизни» - рассказ о дедушках и бабушках, «Какими мы были». Продолжением этого взаимодействия должна быть рефлексия всего этапа обучения в начальной школе: «Каким я был, и каким я стал» глазами самого ребенка и «Мой ребенок растет и меняется» глазами родителя; «Выпускник четвертого класса – каким он должен быть» совместный анализ ребенка – родителя – учителя.
5. Оценка результативности реализации программы эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе
Критерии оценки эффективности проекта позволяют оценить результативность реализации программы взаимодействия семьи и школы по двум аспектам:
1)Удовлетворенность родителей, их ориентация на сотрудничество изучалась посредствам анкетирования
2) Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в школе изучалась на основе анкетирования.
Подробный анализ диагностик представлен в таблицах (Приложение)
Анализируя полученные результаты, мы определяли удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в школе в его качественном выражении используя шкалу 1, при совпадении с ключом ставили 1 балл, средний балл по шкале – 3, если показатель ребенка ниже, значит у него есть проблемы в данной области. Соответственно уровень – низкий.
При анкетировании родителей использовали 7 критериев, одни оценивали удовлетворенность родителей, а другие готовность к сотрудничеству, анализировали каждый критерий исходя из результата положительно, отрицательно, средне, что позволило дать не только общую оценку, но и увидеть динамику по каждому критерию в отдельности.
Данные, полученные при выявлении актуального уровня удовлетворенности родителей, их ориентации на сотрудничество и уровня удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью в школе (первичная диагностика) и данные полученных при оценке уровня удовлетворенности родителей, их ориентации на сотрудничество и уровня удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью в школе (контрольная диагностика) помогут проанализировать динамику.
Динамика уровня
удовлетворенности родителей, их ориентации на сотрудничество и уровня удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью в школе
(сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного диагностического обследования), n= 21 чел.
| Уровни удовлетворенности родителей, их ориентации на сотрудничество | Уровни удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью в школе | ||||
низкий | средний | высокий | низкий | средний | высокий | |
Первичная диагностика | 3% | 27% | 70% | 9% | 37% | 54% |
Контрольная диагностика | 3% | 13% | 84% | 5% | 29% | 67% |
Динамика развития уровня удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью в школе отражена в диаграммах (Приложение).
При анализе результатов видим положительную динамику уровня удовлетворенности родителей, их ориентации на сотрудничество и уровня удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью в школе, что позволяет нам сделать вывод: программа эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе результативна, и способствует эффективному взаимодействию участников процессе обучения и воспитания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Родители учеников являются основными участниками образовательного процесса, с которыми делятся усилия и ответственность за итоги педагогической работы.
Родители нуждаются не только в информировании со стороны школы. Родитель должен чувствовать, что он нужен школе и что школа работает с ним постоянно и системно. Это не должен быть просто перечень мероприятий по работе с семьёй, а комплексное и планомерное взаимодействие с ней.
Работа должна строиться не от праздника к празднику, а иметь своеобразный круг дел, когда родители вместе с педагогом постепенно становятся готовыми к взаимодействию.
Таким образом, результат взаимодействия учителя и родителей в начальной школе будет состоять в:
- повышении уровня взаимодействия учителя и родителей младших школьников;
- формировании у младших школьников положительной самооценки, становлении мотивации учения, положительного эмоционального отношения к школе.
Задание 5.
Составьте и запишите правила психологически эффективного взаимодействия с родителями при проведении индивидуальных консультаций.
Ответ:
Составьте и запишите правила психологически эффективного взаимодействия с родителями при проведении индивидуальных консультаций.
Ответ:
Правила психологически эффективного взаимодействия с родителями при проведении индивидуальных консультаций.
-
Уметь преодолевать психологические барьеры общения с родителями, осуществлять индивидуальный подход к ним в процессе общения.
-
Владеть методами изучения семьи и образовательных потребностей родителей. -
Уметь прогнозировать результаты развития ребёнка в семье, определять оптимальные пути его развития. -
Уметь ориентироваться в информации, отбирать необходимые для собственной работы с родителями, оценивать эффективность применяемых родителями методов воспитания детей в семье. -
Уметь конструировать программу деятельности с родителями, отбирать содержание и методы её осуществления, моделировать ход и характер предстоящего общения с родителями. -
Уметь организовывать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями, осуществлять педагогическое руководство и оказывать им действенную помощь.
-
Коммуникативные умения и навыки педагога:
Устанавливать контакт с родителями,
понимать их, сопереживать им, проявлять к ним внимание,
предвидеть результаты общения, возможные трудность;
управлять своим поведением,
предупреждать и педагогически грамотно решать конфликтные ситуации;
проявлять гибкость в общении с родителями;
создавать в процессе общения с родителями атмосферу совместного творчества;
Владеть этикетными нормами речи и поведения;
Организовывать содержательное общение с родителями;
Осуществлять индивидуальный подход на основе знания их конкретных особенностей.
Что же можно сделать для того, чтобы как можно больше родителей стали настоящими партнерами школы в деле воспитания детей?
- Поднимать авторитет семьи;
- Воспринимать ошибки в воспитании, как создание новых возможностей для развития;
- Учитывать интересы родителей;
- Опираться на жизненный опыт родителей;
- Не концентрироваться на недостатках в семейном воспитании;
- Верить, что любая семья имеет сильные стороны.
Перечислим факторы, препятствующие эффективной организации работы с родителями:
- ожидание быстрого и легкого успеха (желание быстро найти легкие ответы на трудные вопросы);
- отсутствие опыта группового взаимодействия;
- закрытость родителей;
- завышенные ожидания от взаимодействия с учителем.
Другая трудность в организации работы с родителями заключается в том, что родители – взрослые люди, которые имеют свои взгляды, закрепленные стереотипы, например, такие как: “я и так все знаю” - отрицание возможности приобретения нового опыта; “чему вы можете меня научить, я старше вас” - демонстрация превосходства возраста; “вы учитель, вы и занимайтесь с ребенком” - долженствование и др.
Многие учителя, особенно начинающие, могут испытывать высокий уровень напряженности и тревоги, когда оказываются перед необходимостью участия в родительском собрании, а также когда анализируют результаты своей встречи с родителями.
Задание 6.
Опишите основные индивидуально-типологические различия мальчиков и девочек младшего школьного возраста.
Ответ:
Индивидуально - психологические различия мальчиков и девочек.
В первые три года жизни существенных различий по длине и массе тела, а также по окружности грудной клетки нет. Мальчики немного превосходят девочек в длине тела - до 10 лет, а в массе - примерно до 8,5 лет. Однако в связи с более м (на 1-1,5 года) началом полового созревания у девочек они начинают превосходить мальчиков в длине тела (с 10 до 13 лет) и в массе (с 9 до 14 лет). После 12 лет у девочек снижаются темпы увеличения роста, а с 14 лет - и темпы увеличения массы тела. У мальчиков же в этот период физическое развитие протекает весьма интенсивно. В результате в 17 лет масса тела юношей превышает таковую девушек на 12 %, а рост и окружность грудной клетки - на 9 %. Формируются мужские пропорции тела: широкие плечи и спина, таз существенно уже, чем плечи, сравнительно длинные конечности, центр тяжести находится выше тогда как у женщин — ниже. Мышечная ткань у мужчин развита значительно, чем жировая, в связи с чем хорошо выражен обычно и рельеф мышц. М.В. Антропова приводит данные темпов изменения антропометрических показателей у детей по отношению к данным взрослых (дефинитивным показателям, из которых следует, что в каждый возрастной период детства девочки морфологически развиваются большими темпами, чем мальчики]