Файл: Обучающийся Светельская Сарра Игоревна Преподаватель Акмаев Владислав Антонович Практическое занятие.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.Удовлетворенность родителей, их ориентация на сотрудничество;
2.Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в школе.
Ожидаемые результаты:
1. Повышении уровня взаимодействия учителя и родителей младших школьников.
2. Формировании у младших школьников положительной самооценки, становлении мотивации учения, положительного эмоционального отношения к школе.
Проект долгосрочный.
Сроки реализации проекта 4 года (2018-2023г.г) . Планирование работы
Таблица 1
№ п\п | Этапы работы | Содержание работы | Сроки |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Организационно -подготовительный | Раскрыть сущность, структуру, специфику, психолого-педагогические условия эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе. | Август |
2 | Организационно – практический | Выявить интересы, потребности участников взаимодействия и определить необходимые условия для организации успешной совместной деятельности. Разработать и реализовать программу взаимодействия семьи и школы. | Сентябрь Сентябрь (2019 г.) -- май (2023 г.) |
3 | Обобщающе-аналитический | Проанализировать результативность реализации программы эффективного взаимодействия учителе и родителей в начальной школе | Май (2023 г.) |
2. Сущность, структура, специфика, психолого-педагогические условия эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе
Взаимодействие учителя и родителей может быть эффективным и неэффективным. Эффективное взаимодействие учителя и родителей в начальной школе — устойчивый, действенный, результативный процесс общения, отношений, связи между субъектами воспитательного процесса.
Эффективное взаимодействие учителя с родителями обладает следующими признаками.
Общение: знание учителем законов и структуры педагогического общения; знания об особенностях педагогического общения в деятельности учителя начальных классов; знание способов и приемов педагогического общения; наличие сформированных коммуникативных умений; постоянный двусторонний обмен информацией между учителем и родителями; конструктивное разрешение конфликтов.
Отношение: признание ценности семьи как педагогической системы; опора на положительный опыт родителей; повышение авторитета семьи и семейных традиций; демократический стиль взаимодействия; гуманизация межличностных отношений.
Связь: постоянный двусторонний контакт; умение анализировать (рефлексировать) педагогическое взаимодействие с семьей.
Специфика процессуальной стороны взаимодействия учителя и родителей в начальных классах состоит в отборе содержания, методов, форм взаимодействия, способов и характера осуществляемых воздействий.
Психолого-педагогическими условиями эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе являются:
- осознание учителем необходимости формирования эффективного взаимодействия с родителями младших школьников как цели и критерия эффективности воспитательного процесса;
- реализация личностно-деятельностного, диалогического, индивидуально-творческого подходов к взаимодействию с родителями;
- высокий уровень коммуникативных умений учителя;
- способность учителя к эмпатии и рефлексии.
Структурно-содержательная модель эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе включает в себя взаимозависимые и взаимосвязанные элементы: общение, отношение, связь.
3. Организация взаимодействия учителя и родителей
Взаимодействие учителя начальных классов и родителей в школе осуществляется по следующим направлениям:
• Изучение семьи учащихся, ее воспитательных возможностей, атмосферы и характеры семейного воспитания;
• Педагогическое просвещение родителей;
• Вовлечение родителей в подготовку и проведение коллективных дел в классе;
• Педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса;
• Индивидуальная работа с родителями;
• Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.
Методы изучения семей.
Информация о семье необходима школе для решения оперативных педагогических задач: для точного целеполагания, адекватного образовательным потребностям семьи; для понимания истоков и причин сценария развития личности учащихся, в том числе и отклоняющегося развития; для выработки индивидуальной тактики взаимодействия с родителями.
-
Наблюдение. -
Подключенное наблюдение (подключение родителей, актива класса, соц. педагога). -
Индивидуальные беседы. -
Тестирование. -
Анкетирование -
Диагностика. -
Деловые игры. -
Анализ детских рассказов и рисунков.
Механизмы реализации взаимодействия учителя и родителей
Отбор содержания, методов, форм взаимодействия, способов и характера осуществляемых воздействий
Формы взаимодействия педагога и родителей:
-
тематические родительские собрания; -
праздники семьи и класса, семейные гостиные; -
Читай-город -
дни открытых дверей в ОУ; -
выставки семейного творчества; -
фотоконкурсы и фотопанорамы "Семейный альбом"; "Профессии моей семьи", "Один день моей мамы"; -
индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей; -
тематические беседы; -
лектории для родителей; -
проектная деятельность; -
родительская конференция.
Технология формирования эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе включает в себя содержательный, процессуальный и диагностический компоненты.
Содержательный компонент технологии предполагает описание целей и содержания взаимодействия.
Процессуальный компонент технологии представлен через конструирование методов, форм, принципов взаимодействия.
Диагностический компонент технологии понимается как обязательная подструктура целостного процесса формирования взаимодействия учителя и родителей, представляющая собой способ и процесс получения стратегической и оперативно-тактической информации о том, каковы результаты взаимодействия учителя и родителей.
4. Разработка и реализация программы эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе.
Обоснование программы эффективного взаимодействия учителя и родителей начальной школы
В ранний школьный периоды родители и семейная атмосфера является наиболее важным фактором в развитии детей. Некоторым родителям могут понадобиться соответствующая подготовка и одобрение педагога в их стремлении помочь детям. В свою очередь, учитель должен осознать, что его работа в классе не принесёт больших результатов без активного участия родителей. Важно начать эту работу именно в начальной школе, так как активные формы работы с родителями с самого начала обучения ребенка в школе позволяют им осознавать необходимость приобретения новых знаний для формирования и
развития здоровой и полноценной личности, формируют потребность общения со школой.
Цель программы: создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания и стремлений работать в одном направлении школы и семьи в развитии личности ребенка, мотиве его учения, ценностных ориентаций, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала и т.д.
Задачи: в сфере общения - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей;
в сфере отношения - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков;
в сфере связи - научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми, делиться своими наблюдениями, проводить рефлексию деятельности.
Основной принцип программы – это диалогичность, который рассматривается как условие реализации субъект-субъектных отношений между учителем и родителями. При этом принцип предполагает активность всех участников взаимодействия, и эта активность направлена на предмет общения, а не на личность одного из участников.
Условия:
-
родители – не просто помощники педагогов, а равноправные участники процесса развития детей: интеллектуального, нравственного, физического, психического; -
переход школы от доминирующих сегодня форм массовой работы с семьёй к групповым и индивидуальным формам взаимодействия, построенным на диалоговой основе; -
осуществление на практике дифференцированного и индивидуального подхода к семьям; -
систематическое и целенаправленное оказание разнообразной психолого-педагогической поддержки семьям; -
установление эффективного контроля, основанного на диагностике, и поэтапного анализа процессов обучения и воспитания детей, -
обеспечение своевременной их коррекции в связи с возникающими трудностями и отклонениями в развитии детей.
Таблица 2
Структура программы эффективного взаимодействия учителя и родителей начальной школы
Компоненты взаимодействия | Содержание компонента взаимодействия | Адекватные методы и формы взаимодействия | Механизм реализации программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Общение | Педагогическое просвещение родителей; Вовлечение родителей в подготовку и проведение коллективных дел в классе; Проектная деятельность. | Тематические родительские собрания; Праздники семьи и класса, семейные гостиные; «Читай город»; Проектная деятельность; Родительская конференция. | Технология формирования эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе: 1. Описание целей и содержания взаимодействия. 2.Конструирование методов, форм, принципов. 3. Получение информации о том, каковы результаты взаимодействия учителя и родителей. |
Отношение | Педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса; Индивидуальная работа с родителями. | Индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей; Тематические беседы. | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Связь | Изучение семьи учащихся, ее воспитательных возможностей, атмосферы и характеры семейного воспитания; Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся. | Наблюдение. Индивидуальные беседы. Тестирование. Анкетирование. Диагностика. Деловые игры. Анализ детских рассказов и рисунков. | |
Разработанная программа эффективного взаимодействия семьи и школы (Приложение) реализовывалась на базе МОУ гимназия №41 с 2018 - 2021 учебного года и была рассчитана на период обучения класса в начальной школе.
В начале каждого учебного года необходимо было проводить исследование семей с целью выявления проблем, которые определяли содержание взаимодействия учителя и родителей класса. Совместно с родителями мы пытались использовать наиболее эффективные способы решения проблем, определить содержание и формы педагогического просвещения, составлять план взаимодействия на год.
В 2018 – 2019 учебном году основным направлением для анализа и исследования являлась адаптация учащихся 1 класса их психологическая и физиологическая готовность к школе, поэтому взаимодействие учителя и родителей основывалось на способах сопровождения учеников в процессе обучения и воспитания. Целью такого взаимодействия было: просвещение родителей в сфере психологических особенностей детей данного возраста и специфики адаптации их в начальной школе; подробный анализ особенностей адаптации каждого ученика и класса в целом; проблемы в адаптации, причины и способы решения.
В процессе анализа результатов адаптации первоклассников выявили основную проблему: 2 % учащихся класса имели повышенный уровень тревожности. Способом решения этой проблемы стало систематическое взаимодействие ребенок – родитель – учитель посредствам индивидуальных занятий, игр, специальных упражнений дома и в школе в трех направлениях:
-
повышение самооценки учащихся через поощрение похвалу, беседы с классным коллективом; -
обучение умению снимать мышечное напряжение посредством игры; -
отработка навыка уверенного поведения в конкретных ситуациях через игры.
В результате анализа выявили понижение уровня тревожности у учащихся. Что позволило нам сделать вывод о результативности взаимодействия между участниками процесса обучения и воспитания.
На втором году обучения ученикам и родителям нашего класса впервые предлагается участвовать в проектной деятельности, что в свою очередь определило для нас ряд задач: создать условия для получения практического опыта участия в проектной деятельности всех участников процесса обучения и воспитания; просвещения родителей и учащихся в специфике данной работы.
Адекватным решением поставленных задач стало участие в совместном проекте учеников и родителей 2В класса по разработке и проведению экскурсии по памятным местам города Люберцы (Приложение), работа над которым планировалась на период с сентября по апрель 2020-2021 учебного года. Определены были группы: организаторы, экскурсоводы, корреспонденты, в состав которых входили и ученики, и их родители. Работа велась по составленному плану проектной деятельности с четкими временными рамками, и требовала взаимодействия всех участников проекта. Продуктом этой деятельности стала экскурсия, которую мы провели в апреле.