Файл: Обучающийся Светельская Сарра Игоревна Преподаватель Акмаев Владислав Антонович Практическое занятие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1.Удовлетворенность родителей, их ориентация на сотрудничество;

2.Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в школе.

Ожидаемые результаты:

1. Повышении уровня взаимодействия учителя и родителей младших школьников.

2. Формировании у младших школьников положительной самооценки, становлении мотивации учения, положительного эмоционального отношения к школе.

Проект долгосрочный.

Сроки реализации проекта 4 года (2018-2023г.г) . Планирование работы

Таблица 1

№ п\п

Этапы работы

Содержание работы

Сроки

1

2

3

4

1

Организационно -подготовительный

Раскрыть сущность, структуру, специфику, психолого-педагогические условия эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе.


Август

2

Организационно – практический

Выявить интересы, потребности участников взаимодействия и определить необходимые условия для организации успешной совместной деятельности.

Разработать и реализовать программу взаимодействия семьи и школы.

Сентябрь

Сентябрь (2019 г.) -- май (2023 г.)

3

Обобщающе-аналитический

Проанализировать результативность реализации программы эффективного взаимодействия учителе и родителей в начальной школе

Май (2023 г.)



2. Сущность, структура, специфика, психолого-педагогические условия эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе

Взаимодействие учителя и родителей может быть эффективным и неэффективным. Эффективное взаимодействие учителя и родителей в начальной школе — устойчивый, действенный, результативный процесс общения, отношений, связи между субъектами воспитательного процесса.

Эффективное взаимодействие учителя с родителями обладает следующими признаками. 


Общение: знание учителем законов и структуры педагогического общения; знания об особенностях педагогического общения в деятельности учителя начальных классов; знание способов и приемов педагогического общения; наличие сформированных коммуникативных умений; постоянный двусторонний обмен информацией между учителем и родителями; конструктивное разрешение конфликтов.

Отношение: признание ценности семьи как педагогической системы; опора на положительный опыт родителей; повышение авторитета семьи и семейных традиций; демократический стиль взаимодействия; гуманизация межличностных отношений.

Связь: постоянный двусторонний контакт; умение анализировать (рефлексировать) педагогическое взаимодействие с семьей.

Специфика процессуальной стороны взаимодействия учителя и родителей в начальных классах состоит в отборе содержания, методов, форм взаимодействия, способов и характера осуществляемых воздействий.

Психолого-педагогическими условиями эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе являются:

- осознание учителем необходимости формирования эффективного взаимодействия с родителями младших школьников как цели и критерия эффективности воспитательного процесса;

- реализация личностно-деятельностного, диалогического, индивидуально-творческого подходов к взаимодействию с родителями;

- высокий уровень коммуникативных умений учителя;

- способность учителя к эмпатии и рефлексии.

Структурно-содержательная модель эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе включает в себя взаимозависимые и взаимосвязанные элементы: общение, отношение, связь.

3. Организация взаимодействия учителя и родителей

Взаимодействие учителя начальных классов и родителей в школе осуществляется по следующим направлениям:

• Изучение семьи учащихся, ее воспитательных возможностей, атмосферы и характеры семейного воспитания;
• Педагогическое просвещение родителей;
• Вовлечение родителей в подготовку и проведение коллективных дел в классе;
• Педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса;
• Индивидуальная работа с родителями;
• Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.

Методы изучения семей.


Информация о семье необходима школе для решения оперативных педагогических задач: для точного целеполагания, адекватного образовательным потребностям семьи; для понимания истоков и причин сценария развития личности учащихся, в том числе и отклоняющегося развития; для выработки индивидуальной тактики взаимодействия с родителями.

  1. Наблюдение.

  2. Подключенное наблюдение (подключение родителей, актива класса, соц. педагога).

  3. Индивидуальные беседы.

  4. Тестирование.

  5. Анкетирование

  6. Диагностика.

  7. Деловые игры.

  8. Анализ детских рассказов и рисунков.

Механизмы реализации взаимодействия учителя и родителей

Отбор содержания, методов, форм взаимодействия, способов и характера осуществляемых воздействий

Формы взаимодействия педагога и родителей:

  • тематические родительские собрания;

  • праздники семьи и класса, семейные гостиные;

  • Читай-город

  • дни открытых дверей в ОУ;

  • выставки семейного творчества;

  • фотоконкурсы и фотопанорамы "Семейный альбом"; "Профессии моей семьи", "Один день моей мамы";

  • индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей;

  • тематические беседы;

  • лектории для родителей;

  • проектная деятельность;

  • родительская конференция.

Технология формирования эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе включает в себя содержательный, процессуальный и диагностический компоненты.

Содержательный компонент технологии предполагает описание целей и содержания взаимодействия.

Процессуальный компонент технологии представлен через конструирование методов, форм, принципов взаимодействия.

Диагностический компонент технологии понимается как обязательная подструктура целостного процесса формирования взаимодействия учителя и родителей, представляющая собой способ и процесс получения стратегической и оперативно-тактической информации о том, каковы результаты взаимодействия учителя и родителей.

4. Разработка и реализация программы эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе.

Обоснование программы эффективного взаимодействия учителя и родителей начальной школы

В ранний школьный периоды родители и семейная атмосфера является наиболее важным фактором в развитии детей. Некоторым родителям могут понадобиться соответствующая подготовка и одобрение педагога в их стремлении помочь детям. В свою очередь, учитель должен осознать, что его работа в классе не принесёт больших результатов без активного участия родителей. Важно начать эту работу именно в начальной школе, так как активные формы работы с родителями с самого начала обучения ребенка в школе позволяют им осознавать необходимость приобретения новых знаний для формирования и
развития здоровой и полноценной личности, формируют потребность общения со школой.

Цель программы: создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания и стремлений работать в одном направлении школы и семьи в развитии личности ребенка, мотиве его учения, ценностных ориентаций, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала и т.д.

Задачи: в сфере общения - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей;

в сфере отношения - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков;

в сфере связи - научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми, делиться своими наблюдениями, проводить рефлексию деятельности.

Основной принцип программы – это диалогичность, который рассматривается как условие реализации субъект-субъектных отношений между учителем и родителями. При этом принцип предполагает активность всех участников взаимодействия, и эта активность направлена на предмет общения, а не на личность одного из участников.

Условия:

  • родители – не просто помощники педагогов, а равноправные участники процесса развития детей: интеллектуального, нравственного, физического, психического;

  • переход школы от доминирующих сегодня форм массовой работы с семьёй к групповым и индивидуальным формам взаимодействия, построенным на диалоговой основе;

  • осуществление на практике дифференцированного и индивидуального подхода к семьям;

  • систематическое и целенаправленное оказание разнообразной психолого-педагогической поддержки семьям;

  • установление эффективного контроля, основанного на диагностике, и поэтапного анализа процессов обучения и воспитания детей,

  • обеспечение своевременной их коррекции в связи с возникающими трудностями и отклонениями в развитии детей.

Таблица 2

Структура программы эффективного взаимодействия учителя и родителей начальной школы

Компоненты взаимодействия

Содержание компонента взаимодействия

Адекватные методы и формы взаимодействия

Механизм реализации программы

1

2

3

4

Общение

Педагогическое просвещение родителей;
Вовлечение родителей в подготовку и проведение коллективных дел в классе;

Проектная деятельность.



Тематические родительские собрания;

Праздники семьи и класса, семейные гостиные;

«Читай город»;

Проектная деятельность;

Родительская конференция.

Технология формирования эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе:

1. Описание целей и содержания взаимодействия.

2.Конструирование методов, форм, принципов.

3. Получение информации о том, каковы результаты взаимодействия учителя и родителей.


Отношение

Педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса;
Индивидуальная работа с родителями.

Индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей;

Тематические беседы.


1

2

3

4

Связь

Изучение семьи учащихся, ее воспитательных возможностей, атмосферы и характеры семейного воспитания;

Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.

Наблюдение. Индивидуальные беседы. Тестирование. Анкетирование.

Диагностика.

Деловые игры.

Анализ детских рассказов и рисунков.





 

Разработанная программа эффективного взаимодействия семьи и школы (Приложение) реализовывалась на базе МОУ гимназия №41 с 2018 - 2021 учебного года и была рассчитана на период обучения класса в начальной школе.

В начале каждого учебного года необходимо было проводить исследование семей с целью выявления проблем, которые определяли содержание взаимодействия учителя и родителей класса. Совместно с родителями мы пытались использовать наиболее эффективные способы решения проблем, определить содержание и формы педагогического просвещения, составлять план взаимодействия на год.

В 2018 – 2019 учебном году основным направлением для анализа и исследования являлась адаптация учащихся 1 класса их психологическая и физиологическая готовность к школе, поэтому взаимодействие учителя и родителей основывалось на способах сопровождения учеников в процессе обучения и воспитания. Целью такого взаимодействия было: просвещение родителей в сфере психологических особенностей детей данного возраста и специфики адаптации их в начальной школе; подробный анализ особенностей адаптации каждого ученика и класса в целом; проблемы в адаптации, причины и способы решения.

В процессе анализа результатов адаптации первоклассников выявили основную проблему: 2 % учащихся класса имели повышенный уровень тревожности. Способом решения этой проблемы стало систематическое взаимодействие ребенок – родитель – учитель посредствам индивидуальных занятий, игр, специальных упражнений дома и в школе в трех направлениях:

  1. повышение самооценки учащихся через поощрение похвалу, беседы с классным коллективом;

  2. обучение умению снимать мышечное напряжение посредством игры;

  3. отработка навыка уверенного поведения в конкретных ситуациях через игры.

В результате анализа выявили понижение уровня тревожности у учащихся. Что позволило нам сделать вывод о результативности взаимодействия между участниками процесса обучения и воспитания.

На втором году обучения ученикам и родителям нашего класса впервые предлагается участвовать в проектной деятельности, что в свою очередь определило для нас ряд задач: создать условия для получения практического опыта участия в проектной деятельности всех участников процесса обучения и воспитания; просвещения родителей и учащихся в специфике данной работы.

Адекватным решением поставленных задач стало участие в совместном проекте учеников и родителей 2В класса по разработке и проведению экскурсии по памятным местам города Люберцы (Приложение), работа над которым планировалась на период с сентября по апрель 2020-2021 учебного года. Определены были группы: организаторы, экскурсоводы, корреспонденты, в состав которых входили и ученики, и их родители. Работа велась по составленному плану проектной деятельности с четкими временными рамками, и требовала взаимодействия всех участников проекта. Продуктом этой деятельности стала экскурсия, которую мы провели в апреле.