Файл: 1. Правовое регулирование в области энергетической безопасности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 227
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В случае если потребитель, осуществляющий эксплуатацию электроустановки, является индивидуальным предпринимателем, обязанность по организации эксплуатации электроустановок, организации проведения всех видов работ в электроустановках возлагается непосредственно на такого индивидуального предпринимателя.
Для потребителей - физических лиц, осуществляющих эксплуатацию электроустановок напряжением выше 1000 В, обязанность по организации эксплуатации электроустановок, организации проведения всех видов работ в электроустановках возлагается на такое физическое лицо.
В случае если электроустановка потребителя - юридического лица включает в себя только вводное (вводно-распределительное) устройство, осветительную установку, переносное электрооборудование, имеющие номинальное напряжение не выше 0,4 кВ, либо электроустановки имеют суммарную максимальную мощность не более 150 кВт, номинальное напряжение до 1000 В и присоединены к одному источнику электроснабжения, ответственность за выполнение обязанностей по организации эксплуатации электроустановок, организации проведения всех видов работ в электроустановках такого потребителя в соответствии с настоящим пунктом Правил может быть возложена на единоличный исполнительный орган указанного потребителя - юридического лица.
9. На ответственного за электрохозяйство должны быть возложены полномочия по:
а) организации разработки и ведению документации по вопросам организации эксплуатации электроустановок и ее пересмотру (актуализации) в соответствии с главой III Правил;
б) организации и обеспечению проведения работы с персоналом в соответствии с главой IV Правил;
в) организации безопасного проведения всех видов работ в электроустановках, в том числе с участием работников организаций, выполняющих функции по оперативному и (или) техническому обслуживанию, ремонту, наладке, испытаниям электроустановок, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании потребителю, и не состоящих в его штате, в том числе осуществлению контроля правильности допуска персонала строительно-монтажных и специализированных организаций к работам в действующих электроустановках и в охранных зонах объектов электросетевого хозяйства;
г) обеспечению выполнения ремонта и технического обслуживания электроустановок;
д) контролю наличия
средств защиты в электроустановках и инструмента, необходимых для эксплуатации электроустановок, проведения проверок и испытаний таких средств защиты и инструмента в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими требования надежности и безопасности в сфере электроэнергетики, а также Правилами;
е) обеспечению ввода ЛЭП, оборудования, устройств, входящих в состав электроустановок, в работу в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими требования надежности и безопасности в сфере электроэнергетики, а также Правилами;
ж) организации оперативного обслуживания электроустановок и ликвидации технологических нарушений в электроустановках;
з) обеспечению проверок соответствия исполнительных технологических схем (чертежей), представляющих собой графическое представление последовательности основных стадий (операций) технологического процесса, и схем электрических соединений фактическим эксплуатационным схемам и пересмотру (актуализации) указанных схем в соответствии с пунктами 30 и 31 Правил;
и) обеспечению не реже одного раза в 2 года контроля значений показателей качества электрической энергии, обусловленных работой электроустановок, в том числе путем проведения замеров таких показателей;
к) обеспечению контроля соблюдения и поддержания режима работы электроустановок и режима потребления электрической энергии, в том числе режимов потребления реактивной мощности, заданных потребителю в соответствии с договором оказания услуг по передаче электрической энергии, договором купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) или договором энергоснабжения;
л) обеспечению поддержания автономных резервных источников питания, установленных в соответствии с техническими условиями на технологическое присоединение к электрическим сетям, пунктами 16, 16.1, 29 и 37 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 <12>, пунктом 31.6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 <13>, в состоянии готовности к использованию при возникновении внерегламентных отключений, введении аварийных ограничений режима потребления электрической энергии или использовании противоаварийной автоматики.
--------------------
<12> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 23, ст. 3008; 2017, N 23, ст. 3323; 2018, N 39, ст. 5970.
<13> Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5525; 2012, N 23, ст. 3008; 2018, N 34, ст. 5483; 2022, N 27, ст. 4863.
10. Назначение ответственного за электрохозяйство и его заместителя осуществляется после проверки знаний в соответствии с главой IV Правил и присвоения им следующей группы по электробезопасности:
V - в электроустановках напряжением выше 1000 В;
IV - в электроустановках напряжением до 1000 В.
11. Необходимость назначения ответственных за электрохозяйство структурных подразделений потребителя определяется руководителем потребителя самостоятельно с учетом организационной структуры управления, количества и состава электроустановок потребителя, их территориального расположения, наличия у потребителя филиалов.
Возложение на указанных лиц выполнения обязанностей осуществляется с учетом положений пункта 8 Правил.
12. Потребителем должны быть определены работники:
а) имеющие право выполнения переключений в электроустановках, ведения оперативных переговоров;
б) имеющие право подачи и согласования диспетчерских и оперативных заявок на изменение технологического режима работы или эксплуатационного состояния ЛЭП, оборудования и устройств в составе электроустановок;
в) имеющие право единоличного осмотра электроустановок;
г) имеющие право отдавать распоряжения, выдавать наряды-допуски, выдавать разрешения на подготовку рабочего места и допуск к производству работ в электроустановках, выполнять обязанности допускающего, ответственного руководителя работ, производителя работ, наблюдающего в соответствии с Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденными приказом Минтруда России от 15 декабря 2020 г. N 903н <14> (далее - Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок и приказ Минтруда России N 903н соответственно);
--------------------
<14> Зарегистрирован Минюстом России 30 декабря 2020 г., регистрационный N 61957, с изменениями, внесенными приказом Минтруда России от 29 апреля 2022 г. N 279н (зарегистрирован Минюстом России 1 июня 2022 г., регистрационный N 68657). В соответствии с пунктом 3 приказа Минтруда России N 903н данный акт действует до 31 декабря 2025 г.
д) допущенные к проверке подземных сооружений на загазованность (при наличии у потребителя таких сооружений);
е) имеющие право производства специальных работ в электроустановках (при определенной потребителем необходимости выполнения таких работ).
13. Списки работников, указанных в пункте 12 Правил, должны быть в наличии у ответственного за электрохозяйство, а также на рабочих местах персонала в соответствии с пунктами 29 и 36 Правил.
Потребитель должен ежегодно до 1 января предоставлять списки работников, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 12 Правил, а также информацию об ответственном за электрохозяйство и его заместителях (при наличии) в обслуживающую его сетевую (энергоснабжающую) организацию и не позднее чем за 1 рабочий день до ввода в действие изменений в указанных списках или информации (до допуска работников к самостоятельной работе) уведомлять сетевую (энергоснабжающую) организацию о таких изменениях.
14>14>13>12>13>12>11>10>9>11>10>9>8>8>7>6>5>7>6>5>
14. Потребитель должен организовать и осуществлять контроль технических параметров и состояния его электроустановок, основанный на показаниях контрольно-измерительной аппаратуры, результатах осмотров, испытаний, измерений и расчетов. Выявленные по результатам контроля дефекты ЛЭП, оборудования, устройств электроустановок должны фиксироваться в журнале дефектов с определением ответственных за устранение лиц и сроков устранения дефектов.
15. Потребитель должен организовать и осуществлять анализ работы электроустановок для оценки состояния и технологических режимов работы отдельных элементов и системы электроснабжения потребителя в целом. В случае если по результатам указанного анализа выявлены недостатки, влияющие на возможность и условия дальнейшей эксплуатации электроустановок потребителя, и (или) ненадлежащее техническое состояние отдельных элементов или системы электроснабжения в целом, и (или) риски нарушения электроснабжения, потребителем должны разрабатываться и в установленные потребителем с учетом вышеуказанных обстоятельств сроки выполняться мероприятия по повышению надежности и безопасности электроснабжения энергопринимающих установок потребителя.
16. Потребитель должен организовать оперативно-технологическое управление в отношении принадлежащих ему электроустановок в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими требования надежности и безопасности в сфере электроэнергетики, в том числе Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2018 г. N 937 <15> (далее - Правила технологического функционирования электроэнергетических систем), и обеспечить осуществление такого оперативно-технологического управления в течение периода эксплуатации электроустановок.
--------------------
<15> Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 34, ст. 5483; 2021, N 6, ст. 985.
Для организации и осуществления оперативно-технологического управления принадлежащими потребителю объектами электросетевого хозяйства и энергопринимающими установками потребителем - юридическим лицом могут создаваться структурные подразделения, оперативный персонал которых должен выполнять функции технологического управления (ведения) в отношении ЛЭП, оборудования и устройств, находящихся в зоне эксплуатационного обслуживания такого потребителя, либо оперативно-технологическое управление ЛЭП, оборудованием и устройствами объектов электросетевого хозяйства потребителя может быть возложено на сетевую организацию.