Файл: Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 24 задания. Часть 1 содержит 17 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОГЭ. ИСТОРИЯ. 9 класс

Вариант №0000002

/7

ОГЭ. ИСТОРИЯ. 9 класс

Вариант №0000002

/7





Основной государственный экзамен

по ИСТОРИИ
Вариант №0000002
Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 24 задания. Часть 1 содержит 17 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом.

На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа (180 минут).

Ответы к заданиям 1–17 записываются в виде цифры, последовательности цифр или слова (словосочетания). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

К заданиям 18–24 следует дать развёрнутый ответ. Задания 18–20 предусматривают анализ исторического источника. Задания 21–24 предусматривают разные виды работы с историческим материалом: установление причинно-следственных связей (21), анализ исторического текста, поиск и исправление в нём ошибок (22), сравнение исторических событий и явлений (23), анализ исторической ситуации, связанной с деятельностью исторической личности (24). Задания 18–24 выполняются на бланке ответов № 2.

Все бланки заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.
Желаем успеха!

Часть 1


Ответами к заданиям 1–17 являются цифра, последовательность цифр или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой).




1

Установите соответствие между императорами и принятыми в годы их правления государственными актами, направленными на решение крестьянского вопроса: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ИМПЕРАТОРЫ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ АКТЫ

А) Александр I

Б) Александр III

В) Николай II

1) указ об отмене выкупных платежей

2) Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости

3) указ «о вольных хлебопашцах»

4) закон об обязательном выкупе наделов временнообязанных крестьян


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


А

Б

В












Ответ:



2

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу
1) начало Северной войны

2) избрание царём Михаила Романова

3) гибель царевича Дмитрия в Угличе

4) начало церковной реформы патриарха Никона












Ответ:

3

Запишите термин, о котором идёт речь.
Выборный суд, появившийся в ходе судебной реформы 1864 г. для рассмотрения малозначительных дел и мелких гражданских исков.
Ответ: __________________________.


4

Кто из перечисленных исторических деятелей был московским князем? Найдите в приведённом списке двух московских князей и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Владимир Святославич

2) Ярослав Мудрый

3) Александр Невский

4) Иван Калита

5) Дмитрий Донской






Ответ:


5

Ниже приведён перечень географических названий. Все они, за исключением одного, отражают процесс расширения территории Российского государства в XVI–XVII вв.

\

1) Средняя Азия; 2) Восточная Украина; 3) Нижнее Поволжье; 4) Восточная Сибирь; 5) Западная Сибирь.
Найдите и запишите порядковый номер названия, «выпадающего» из данного ряда.







Ответ:

6

Прочитайте четыре предложения. Два из них являются тезисами (положениями, которые требуется аргументировать). Другие два содержат факты, которые могут послужить для аргументации этих тезисов. Подберите для каждого из тезисов соответствующий ему факт. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу.
1) В период правления Алексея Михайловича России удалось добиться значительных успехов во внешней политике на западном направлении.

2) В состав Российского государства вошли земли Левобережной Украины, отвоёванной у Речи Посполитой.

3) Долгое время России не удавалось полностью преодолеть негативные последствия потрясений Смутного времени.

4) Россия к концу XVII в. не имела выхода к Балтийскому морю.





Номер предложения, содержащего

тезис 1

факт 1




тезис 2

факт 2

Ответ:















7

Используя данные таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.
Выкупные платежи крестьян и рыночная стоимость их наделов


Губернии

Западные

Чернозёмные

Нечернозёмные

Рыночная стоимость крестьянских наделов (в млн руб.)


184


284


180


Сумма выкупных платежей (в млн руб.)


183


342


342





НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ

ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ

А) Практически по рыночной стоимости выкупили свои земельные наделы крестьяне в

Б) Сумма выкупных платежей почти вдвое превысила их рыночную стоимость в

В) Выкупные платежи в чернозёмных и нечернозёмных губерниях были


1) наименьшими

2) западных губерниях

3) одинаковыми

4) чернозёмных губерниях

5) нечернозёмных губерниях



Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


А

Б

В












Ответ:


Рассмотрите схему и выполните задания 8-10





8

Укажите век, когда произошли события, отражённые на схеме. Ответ запишите словом.
Ответ: __________________________.


9

Укажите название государства, дважды обозначенного на схеме буквой «А».
Ответ: __________________________.



10

Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите цифру, обозначающую на схеме населённый пункт, название которого дважды пропущено в данном отрывке.
«Русская армия переправилась за Дунай. В один день, 9(20) июня, были одержаны две победы: Салтыков разбил 15-тысячный отряд турок у Туртукая, а Суворов наголову разгромил 40-тысячную армию великого визиря у Козлуджи. Затем русские войска подошли к Шумле, где была ставка великого визиря. Турки запросили мира. Румянцев, ставка которого расположилась в деревне, недалеко от Силистрии, умело воспользовался трудным положением турецкой армии. Прибывшим в его лагерь в ________________ турецким уполномоченным он заявил, что согласен вести переговоры, но с непременным условием, чтобы они были закончены в пять дней. Турки приняли условия, поставленные Румянцевым. 10(21) июля в ставке при _______________ мирный договор был подписан

и 15(26) июля ратифицирован Румянцевым и визирем».



11

Рассмотрите изображение и ответьте на вопрос.


В годы правления кого из монархов произошли события, связанные с появлением этой медали?
1) Екатерины II

2) Павла I

3) Александра I

4) Николая I







Ответ:

12

Запишите слово, пропущенное в схеме.

Ответ: __________________________.


Ознакомьтесь с перечнем и изображениями памятников культуры и выполните задания 13 и 14.


1) «Остромирово Евангелие»;

2) «Калязинская челобитная»;

3) «Чтение о Борисе и Глебе»

4)



5)



13

Какие из приведённых памятников культуры были созданы в XVI I в.? Выберите два памятника культуры и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.






Ответ:


14

Создателем какого из приведённых памятников культуры является Симон Ушаков? Укажите порядковый номер этого памятника культуры.







Ответ:


Прочитайте перечень событий, процессов из истории зарубежных стран и выполните задания 15-17.




1) возникновение Римской империи

2) Столетняя война

3) Английская революция в XVII в.

4) война за независимость США




15

Участником какого из перечисленных событий, процессов был Оливер Кромвель? Укажите порядковый номер этого события или процесса.







Ответ:


16

В ходе какого из перечисленных событий, процессов состоялась коронация в Реймсе? Укажите порядковый номер этого события или процесса.







Ответ:


17

К какому событию или процессу имеет непосредственное отношение данный исторический источник? Укажите порядковый номер этого события, процесса.
«В шестое и седьмое консульство, после того как я потушил гражданские войны, пользуясь по всеобщему согласию высшей властью, я передал государство из своей власти в распоряжение сената и народа. За эту мою заслугу постановлением сената я был назван Августом, и двери дома моего публично были украшены лаврами, гражданская корона была пригвождена над моей дверью, и в курии Юлия был поставлен золотой щит, подаренный мне, как об этом гласит надпись на нём, сенатом и народом за мужество, милосердие, справедливость и благочестие».







Ответ:





Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов №1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания



Часть 2


Для записи ответов на задания этой части (18-24) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ №2. Запишите сначала номер задания (18, 19 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.




Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 18-20. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.


«Известно стало, что Божиим попущением за грехи наши ордынский князь Мамай собрал силу великую, всю орду… и идёт на Русскую землю; и были все люди страхом великим охвачены. Князем же великим, скипетр Русской земли державшим, был прославленный и непобедимый великий ___________. Он пришёл к святому Сергию, потому что великую веру имел в старца, и спросил его, прикажет ли святой ему против врагов выступить, ведь он знал, что Сергий – муж добродетельный и даром пророческим обладает. Святой же, когда услышал об этом от великого князя, благословил его, молитвой вооружил и сказал: "Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против врагов, и, если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в своё отечество с великой честью вернёшься". Великий же князь… получив благословение, ушёл из монастыря и быстро отправился в путь.

Собрав всех воинов своих, выступил он против … [врагов]; увидев же войско (ордынское) весьма многочисленное, они остановились в сомнении, страхом многие из них охвачены были, размышляя, что же делать. И вот внезапно в это время появился гонец с посланием от святого, гласящим: "Без всякого сомнения, господин, смело вступай в бой со свирепостью их, нисколько не устрашаясь, – обязательно поможет тебе Бог". Тогда князь великий и всё войско его, от этого послания великой решимости исполнившись, пошли против … [врагов]».


18

Укажите век, когда произошли описываемые события. Укажите имя князя, пропущенное в отрывке.


19

За ответом на какой вопрос, по словам автора, явился упомянутый в отрывке князь к святому? Какой ответ он получил?


20

Укажите итог сражения, о подготовке к которому идёт речь в отрывке. Под каким названием вошёл в историю монастырь, упомянутый в отрывке?


21

Что из перечисленного было одной из причин (предпосылок) издания цензурного «Чугунного устава»?
– оформление славянофильского направления общественной мысли;

– поражение России в Крымской войне;

– разгром кружка петрашевцев;

– восстание на Сенатской площади.
Объясните, как выбранное Вами положение связано с изданием цензурного «Чугунного устава».


22

Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки.

В эпоху дворцовых переворотов позиции дворянского сословия окрепли. При Анне Иоанновне был отменён указ Петра I о престолонаследии (дворянам было предоставлено право по своему усмотрению завещать поместья). Новых привилегий дворянство добилось в царствование Елизаветы Петровны. Дворяне были освобождены от наказаний розгами и кнутом. Венцом внутренней политики этих лет стало издание Петром III в 1762 г. жалованной грамоты дворянству. Теперь дворяне были освобождены от обязательной службы государству. Завершилось формирование дворянства как особого, самого привилегированного сословия.

Найдите фактические ошибки и исправьте их. Ответ оформите следующим образом (обязательно заполните обе колонки таблицы).

Положение текста, в котором допущена ошибка

Исправленное положение текста

1)




2)







23

Существует точка зрения, что в управлении Российским государством при Иване III и Иване IV были общие черты. Приведите не менее двух общих черт.


24

Известие о смерти монарха одной из европейских стран потрясло русское придворное общество. Императрица «слегла в постель и больна и печальна», двор оделся в траур. Россия порвала с этой страной дипломатические и торговые отношения. Подданные этой страны, признавшие установившиеся в ней новые порядки, должны были в трёхнедельный срок покинуть Россию. При ввозе книг из Европы в Россию была установлена строжайшая цензура.
1. Назовите европейскую страну, о которой идёт речь.

2. Назовите упоминаемую в тексте российскую императрицу.

3. Что, кроме смерти монарха, стало причиной описанных в тексте мер, предпринятых российским правительством?

Проверьте, чтобы каждый ответ был записан рядом с правильным номером задания