Файл: Ордынское нашествие иго и дискуссия о его роли в становлении Русского государства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 891

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ИНФАРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
РЕФЕРАТ

Дисциплина: История

Тема: «Ордынское нашествие; иго и дискуссия о его роли в становлении Русского государства»

Выполнил Иванченко Константин Валерьевич

Группа: ГМН-118(1)

Адрес:

Проверил:_________________________

Оценка:___________________________

Дата: 07.05.2018г.


Омск 2018

Содержание


Введение 3

1. Нашествие Батыя на Русь 4

2. Роль татаро - монгольского ига в становлении российского государства 11

3. Дискуссия о степени влияния монгольского (ордынского) ига на развитие, судьбу России 13

Заключение 22

Список использованной литературы 24





Введение


Татаро-монгольские завоеватели были наиболее разрушительны для Руси. Цель - покорить эти территории. Нанося большие уроны, экономическое развитие на Руси пришло в упадок, были разрушены многие города, сельское хозяйство, число населения сократилось, многие были убиты или уведены в рабство, жестоко убиты и сожжены. Понятие «татаро-монгольское иго», укоренившееся в отечественной историографии для обозначения периода зависимости Руси от Орды, явилось ключевой идеей для создания соответствующей исторической концепции, со временем став архетипом общественного сознания и социальной памяти. При этом формирование и развитие концепции «иго» на разных этапах исторического дискурса было обусловлено существенным влиянием ряда факторов идеологического и политического характера. Период монгольского нашествия и золотоордынского владычества -- один из значимых периодов, повлекших за собой структурные изменения в российском социуме. Проблема ордынского влияния на процесс становления российской государственное и обозначилась еще на рубеже ХIIIЇХIХ вв. и с тех пор не выпадала из поля зрения исследователей, хотя и оставалась нежеланной темой. Либерализация общественной жизни начала 1990-х годов, отказ от жестких методологических схем обострили интерес к теме и породили к жизни новые суждения и трактовки о влиянии Орды на политическую систему Руси. Исследование проблемы выявило целый ряд аспектов, которые нуждаются в систематизации, анализе и дальнейшем осмыслении. В данной теме рассматривается татаро-монгольское иго и его роль в становлении российского государства.


Целью данной работы является исследование дискуссии о роли ордынского нашествия в становлении Русского государства.

1. Нашествие Батыя на Русь


В благодарной народной памяти сохранился рассказ о подвиге рязанского богатыря Евпатия Коловрата, вступившего в неравную битву с захватчиками и заслужившего за доблесть и мужество уважение самого Батыя [1, c. 48].

Разорив рязанскую землю в январе 1238 года, монгольские захватчики разгромили под Коломной великокняжеский сторожевой полк Владимиро-Суздальской земли во главе с сыном великого князя Всеволодом Юрьевичем. Собственно это было всё владимирское войско. Этот разгром предопределил судьбу Северо-Восточной Руси. При сражении за Коломну был убит последний сын Чингисхана Кюлькан. Чингизиды, по обыкновению, непосредственного участия в бою не принимали. Поэтому гибель Кюлькана под Коломной говорит о том, что русским; вероятно, удалось нанести в каком-либо месте сильный удар по монгольским тылам.

Двигаясь затем по замёрзшим рекам (Ока и др.), монголы захватили Москву, где сильное сопротивление в течение 5 дней оказывало всё её население под руководством воеводы Филиппа Нянка. Москва была полностью сожжена, а все её жители перебиты.

4 февраля 1238 года Батый осадил Владимир. Великий князь Юрий Всеволодович покинул Владимир заранее, чтобы организовать отпор непрошенным гостям в северных лесах на реке Сить. Он взял с собой двух племянников, а великую княгиню и двух сыновей оставил в городе.

К штурму Владимира монголы готовились по всем правилам военной науки, усвоенной ими ещё в Китае. У стен города они построили осадные башни, чтобы быть на одном уровне с осаждёнными и в нужный момент перекинуть через стены «переметы», установили « пороки» - стенобитные и метательные машины. Ночью вокруг города был воздвигнут «тын» - внешнее укрепление для защиты от вылазок осаждённых и для того, чтобы отрезать им все пути к отступлению.

Перед штурмом города у Золотых ворот на глазах осаждённых Владимирцев монголы убили младшего княжича Владимира Юрьевича, недавно оборонявшего Москву. Мстислав Юрьевич вскоре погиб на оборонительном рубеже. Последний сын великого князя, Всеволод, сражавшийся с ордой в Коломне, во время штурма Владимира решил вступить в переговоры с Батыем. С малой дружиной и большими дарами он вышел из осаждённого города, но хан не захотел разговаривать с княжичем и « яко свирепый зверь не пощади юности его, веле перед собою зарезати»

[5, c. 75].

  После этого орда бросилась на последний штурм. Великая княгиня, епископ Митрофан, другие княжеские жёны, бояре и часть простых людей, последних защитников Владимира укрылась в Успенском соборе. 7 февраля 1238 года захватчики ворвались в город через проломы в крепостной стене и подожгли его. От огня и удушья погибло множество людей, не исключая укрывшихся в соборе. В огне и развалинах погибли ценнейшие памятники литературы, искусства и архитектуры.

После захвата и опустошения Владимира орда расползлась по всему Владимиро-Суздальскому княжеству, разоряя и сжигая города, сёла и деревни. В течение февраля в междуречье Клязьмы и Волги было разграблено 14 городов: Ростов, Суздаль, Ярославль, Кострома, Галич, Дмитров, Тверь, Переяславль-Залесский, Юрьев и другие.

4 марта 1238 года за Волгой на реке Сити произошла битва между основными силами Северо-Восточной Руси во главе с великим князем владимирским Юрием Всеволодовичем и монгольскими захватчиками. 49-летний Юрий Всеволодович был смелым бойцом и достаточно опытным военачальником. За ним были победы над немцами, литовцами, мордвой, камскими болгарами и теми русскими князьями, кто претендовал на его великокняжеский престол. Однако в организации и подготовке русских войск к сражению на реке Сити, он допустил ряд серьёзных просчётов: проявил беспечность в обороне своего военного лагеря, не уделил должного внимания разведке, позволил своим воеводам рассредоточить войско по нескольким деревням и не установил между разрозненными отрядами надёжной связи. И когда крупное монгольское соединение под командованием Барендея совершенно неожиданно появилось в русском стане, результат боя был очевиден. Летописи и раскопки археологов на Сити свидетельствуют, что русские были разбиты по частям, обратились в бегство, а орда секла людей как траву. Сам Юрий Всеволодович тоже  погиб в этом неравном бою. Обстоятельства его смерти остались неизвестными. До нас дошло только следующее свидетельство о князе новгородского современника того печального события: « Бог весть, како же скончался, много бо глаголют о нём иные» [5, c. 72].

С этого времени на Руси началось монгольское иго: Русь стала обязана платить дань монголам, а князья должны были получать титул Великого князя из рук хана [8, c. 49]. Сам термин «иго» в значении угнетения впервые употреблён  в 1275 году митрополитом Кириллом
[3, c. 82].

Монгольские орды двинулись на северо-запад Руси. Всюду они встречали упорное сопротивление русских. Две недели, например, оборонялся пригород Новгорода Торжок. Однако приближение весенней распутицы и значительные людские потери заставили монголов, не дойдя до Великого Новгорода около 100 вёрст, от каменного Игнач-креста повернуть на юг, в половецкие степи. Отход носил характер «облавы». Разделившись на отдельные отряды, захватчики с севера на юг «прочёсывали» русские города. Смоленску удалось отбиться. Курск был разгромлен, как и другие центры. Наибольшее сопротивление монголам оказал небольшой город Козельск, державшийся семь(!) недель. Городок стоял на круче, омываемой двумя речками—Жиздрой и Дручусной. Кроме этих естественных преград его надёжно прикрывали деревянные крепостные стены с башнями и ров глубиной около 25 метров. Перед приходом орды козельцы успели наморозить слой льда на напольной стене и входных воротах, что значительно усложнило для  неприятеля штурм города. Жители городка   своей кровью вписали героическую страницу в русскую историю. Да не зря его монголы назвали « злым городом». Монголы штурмовали Рязань шесть дней, Москву—пять дней, Владимир—немного дольше, Торжок—четырнадцать дней, а маленький Козельск пал на 50-й день, вероятно, только потому, что монголы—уже в который раз!— применили свою излюбленную хитрость—после очередного неудачного штурма имитировали паническое бегство. Осаждённые козельцы, чтобы завершить свою победу, сделали всеобщую вылазку, но были окружены превосходящими силами противника и все перебиты. Ордынцы, наконец, ворвались в город и утопили в крови оставшихся там жителей, включая 4-летнего князя Козельска [5, c. 85].

Опустошив Северо-Восточную Русь, хан Батый и Субедей-багатур отвели свои войска в придонские степи на отдых. Здесь орда провела всё лето 1238 года. Осенью отряды Батыя повторили набеги на Рязань и другие русские города и посёлки, уцелевшие пока от разорения. Были разгромлены Муром, Гороховец, Ярополч (современные  Вязники), Нижний Новгород.

А в 1239 году полчища Батыя вторглись в пределы Южной Руси. Они взяли и сожгли Переяславль, Чернигов и другие населённые пункты.

5 сентября 1240 года войска Батыя, Субедея и Барендея форсировали Днепр и окружили со всех сторон Киев. В то время Киев по богатству и многочисленности населения сравнивали с Царьградом (Константинополем). Численность населения города приближалась к 50 тысячам человек. Незадолго до прихода орды киевским престолом завладел Галицкий князь Даниил Романович. При её появлении он ушёл на
запад на защиту своих исконных владений, а оборону Киева поручил тысяцкому Дмитрию.

Город защищали ремесленники, пригородные крестьяне, торговцы. Профессиональных воинов было мало. Поэтому оборону Киева, как и Козельска, можно с полным правом считать народной.

Киев был хорошо укреплён. Толщина его земляных валов достигала у основания 20-ти метров. Стены были дубовые, с земляной засыпкой. В стенах стояли каменные оборонительные башни с воротными проёмами. Вдоль валов тянулся наполненный водой ров шириной 18-ти  метров.

Субедей, разумеется, хорошо представлял себе трудности предстоящего штурма. Поэтому он сначала направил в Киев своих послов с требованием немедленной и полной его капитуляции. Но киевляне не пошли на переговоры и убили послов, а мы знаем, что это означало для монголов. Тогда началась планомерная осада самого древнего города на Руси.

Русский средневековый летописец описал её так: «…пришёл царь Батый к городу Киеву со множеством воинов и окружил город… и невозможно было никому из города выйти, ни в город войти. И нельзя было слышать друг друга в городе от скрипа телег, рёва верблюдов, от звуков труб…от ржания стад конских и от криков и вопля бесчисленного множества людей... Много пороков било (в стены) непрестанно, день и ночь, а горожане крепко боролись, и было много мёртвых…татары пробили городские стены и вошли в город, а горожане устремились навстречу им. И можно было видеть и слышать страшный треск копий и стук щитов; стрелы омрачали свет, так что не видно было неба за стрелами, но была тьма от множества стрел татарских, и всюду лежали мёртвые, и всюду текла кровь как вода…и были побеждены горожане, и татары взошли на стены, но от сильного утомления засели на стенах города. И наступила ночь. Горожане в эту ночь создали другой город, около церкви Святой Богородицы. Наутро же пришли на них татары, и была злая сеча. И стали изнемогать люди, и вбежали со своими пожитками в церковные своды и от тяжести повалились стены церковные, и взяли татары город Киев месяца декабря 6-й день…» [9, c. 53]

В произведениях дореволюционных лет приводится такой факт [6, c. 82], что мужественного организатора защиты Киева Димитра монголы схватили и привели к Батыю.

« Сей грозный завоеватель, не имея понятия о добродетелях человеколюбия, умел ценить храбрость необыкновенную и с видом гордого удовольствия сказал воеводе российскому: « Дарую тебе жизнь!» Димитрий принял дар, ибо ещё мог быть полезен для отечества и оставлен был при Батые».