Файл: Развитие социального аспекта в воспитании в xviii xix вв.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание № 1.

Тема: Развитие социального аспекта в воспитании в XVIII – XIX вв.

  1. Предпосылки для формирования социальной педагогики как науки.

Первые предпосылки возникновения социальной педагогики возникли в Европе во второй половине XIXв., когда немецкий философ П. Наторп выдвинул идею интеграции воспитательных сил общества с целью распространения культуры и просвещения в народе.

Экономические и социокультурные изменения, происходящие в это время в большинстве стран, отразились и на системе общественного воспитания. В таких условиях и зарождается отдельная область педагогической теории и практике- социальная педагогика.

  1. Социально-педагогическая деятельность в XVIIIXIX вв.

По своей временной протяженности второй этап развития социальной педагогики значительно короче первого. Что значат 200 лет (XVIII-XIX вв.) в сравнении со многими тысячелетиями первого периода? Но для социальной педагогики, как впрочем и для других наук и даже для общества в целом, эти века стали поистине переломными. В XVIII-XIX вв. оформляются ведущие направления в социальной педагогике и происходит становление ее самой как науки. Обратим внимание на два обстоятельства. Во-первых, истоки направлений социальной педагогики следует искать в предыдущем периоде (до XVII-XVIII вв.). И, во-вторых, 200 лет - тоже для истории немалый отрезок времени, особенно если он приходится на столь динамичные по развитию и богатые на судьбоносные события века. Поэтому и сами направления по своему содержанию за эти два века претерпели существенные изменения.

Что же повлияло на оформление этих направлений? Прежде всего - серьезнейшие социальные изменения, накопившиеся ко второй половине XVIII в.

Их «прорыв» привел к революциям, реформам, а в конечном счете - к смене общественного строя. В передовых странах мира утвердился капитализм с его рыночными отношениями и новым буржуазным правом. В XIX в. социальные преобразования ускоряют экономическое развитие, появляются новые техника и технологии. Для этого периода характерна большая потребность в специалистах. Таким образом наукам, образованию и в частности социальной педагогике становится «легче дышать». XVIII в. вошел в историю как век «Просвещения». Происходит развитие философии как материалистической, так и идеалистической, ее взаимодействие с обществом, влияние на социальную жизнь, в частности - на различные науки. «Просвещенные» философией и ее «властителями дум», познав экономические и политические потребности общества, передовые социальные слои пытаются их реализовать через революции и реформы.


  1. Социально-педагогические взгляды Дж. Локка.

Дж. Локк (1632-1704) является первым ученым педагогом нового времени. В своем философском труде «Опыт о человеческом разуме» он доказывал, что в сознании человека нет «врожденных идей» и представлений, душа ребенка подобна «чистой доске». Из этого вытекала высокая оценка роли воспитания в развитии человека. Локк считал, что знания и идеи происходят прежде всего из чувственного опыта. Представления входят в сознание человека через ощущения, органы чувств. Это, по мнению Локка, важнейшее средство познания мира. Но, по его мнению, кроме внешнего опыта существует внутренний, являющийся собственной деятельностью рассудка. Исходя из этих положений, он указывает на особое значение разума, который оценивает и определяет то, что доставляет человеку счастье и пользу. Отсюда вытекает важность воспитания разума.

Джентльмен должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание, но не в школе, где по мнению Локка, собрана «пестрая толпа дурно воспитанных, порочных мальчиков всякого состояния».

Особое внимание он придавал физическому воспитанию. «Здоровье необходимо нам, - писал Дж. Локк, - для наших дел и нашего благополучия. Поэтому, с раннего детства необходимо закаливать тело ребенка, добиваться выносливости, умения преодолевать усталость, невзгоды, перемены». Он рекомендует легко одевать и обувать детей, кормить простой пищей и заниматься с ними физическими упражнениями, которые способствуют выработке мужества и настойчивости.

Главные воспитательные средства - пример, среда, окружение ребенка, а не рассуждения. Особенно важно с раннего детства сформировать у ребенка устойчивые положительные привычки. Нельзя добиться положительных результатов грубостью и насилием. Только ласковые слова, кроткое, как бы случайное внушение, сделанное в форме напоминания, могут принести результат. При этом не следует одновременно формировать несколько привычек.

Эффективность воспитательному процессу придаст изучение индивидуальных особенностей ребенка, которое ведется посредством наблюдения различных его качеств и поведения.

«Рабская дисциплина создает и рабский характер» - писал Локк, выступая противником телесных наказаний. Но, в то же время, считал возможным их применение в случаях упорства и открытого неповиновения.



Так же своеобразно он относился и к религиозному воспитанию, считая, что главное - не приучение детей к обрядам, а воспитание любви и почтения к Богу, как к высшему существу.

Необходимость трудового воспитания объяснялась тем, что труд на свежем воздухе полезен для здоровья, а знания ремесел может принести пользу в предпринимательской деятельности.


  1. Свободное воспитание по Ж.-Ж.Руссо.

Жан-Жак Руссо(1712-1778) – выдающийся мыслитель и педагог XVIII столетия. Основу педагогических взглядов Ж.-Ж. Руссо составляет теория естественного воспитания, в которой он исходил из того, что первой стадией человечества было «состояние естественное», когда люди жили свободно и в согласии с природой.

Естественное воспитание – это свободное воспитание. Оно должно было осуществляться на основе предложенной Ж.-Ж. Руссо возрастной периодизации - четырех возрастных периодов в жизни ребенка.

  1. Первый период – от рождения до 2 лет, до появления речи. В этот период поведением ребенка движут инстинкты, он зависит от окружающих людей, ему необходимы их помощь и забота. Преимущественное внимание в этот период он считал необходимым уделять физическому воспитанию ребенка. При этом утверждал, что главное в младенчестве – это свобода. Человек рождается свободным, но повсюду он в оковах. Дайте свободу ребенку, никакого режима, никаких привычек, так как привычка — это тоже насилие.

  2. Второй период – от 2 до 12 лет. Ж.-Ж. Руссо образно называет «сном разума». Полагая, что в этот период ребенок еще не способен к отвлеченному мышлению, он предлагал главным образом развивать его внешние чувства. В этом возрасте ребенок начинает осознавать себя как личность, он физически крепок, относительно самостоятелен и в состоянии осмысленно познавать окружающий его мир. Желательно, чтобы воспитаннику не преподносились знания, а он сам учился их добывать. Воспитателю важно обеспечить, чтобы воспитанник мог собрать как можно больше сведений путем наблюдения за природой и из своего личного опыта.

  3. Третий период – от 12 до 15 лет. Основное внимание нужно уделять умственному и трудовому воспитанию. Это, по мнению Ж.-Ж. Руссо, лучшее время для обучения, так как у воспитанника появляется излишек сил, которые следует направить на приобретение ими знаний.

  4. Четвертый период – от 15 лет до совершеннолетия, по терминологии Ж.-Ж. Руссо, «период бурь и страстей». В это время на первый план должно быть выдвинуто нравственное воспитание юноши. Он выдвигал три основные задачи нравственного воспитания: выработку добрых чувств, добрых суждений и доброй воли. Средствами воспитания, по его мнению, служат не нравоучения, а непосредственное соприкосновение с человеческим горем и несчастьем, и хорошие примеры.


Педагогические идеи Ж.-Ж. Руссо имели исторически прогрессивное значение и оказали большое влияние на последующее развитие педагогической мысли. Он призывал с любовью относиться к ребенку, внимательно изучать его возрастные и индивидуальные особенности, считаться с его потребностями.

  1. Факторы формирования человека по К.Гельвецию, Д.Дидро. И.Г.Песталоцци – виднейший теоретик и практик социальной педагогики.

В своих трудах К.Гельвеций впервые в истории педагогики довольно полно раскрыл факторы, формирующие человека. Он утверждал, что все представления и понятия у человека образуются на основе чувственных восприятий, и сводил мышление к способности ощущать.

Важнейшим фактором формирования человека он считал влияние среды. Человек — продукт обстоятельств (общественной среды) и воспитания, утверждал Гельвеций.

Денни Дидро отмечал значение для формирования человека его физической организации, его анатомо-физиологических особенностей. Он также не соглашался с положением Гельвеция о том, что мышление может быть сведено к способности ощущать. Умственные операции зависят, по мнению Дидро, от определенного состояния и организации мозга. Люди имеют, говорил он, разные природные задатки и особенности; природная организация, физиологические особенности людей предрасполагают их природные задатки к развитию, но их проявление целиком зависит от общественных причин, в том числе и от воспитания. Дидро справедливо полагал, что воспитатель сможет достигнуть больших результатов, если он будет стремиться развить присущие ребенку от природы положительные задатки и заглушить дурные. Призыв Дидро учитывать природные особенности ребенка, развивать его индивидуальность заслуживает положительной оценки.

Иоганн Генрих Песталоцци идея природосообразности в понимании Песталоцци - это развитие "сил и задатков человеческого сердца, человеческого ума и человеческих умений". Сама человеческая природа определяет естественный ход развития. Каждая из природных сил развивается благодаря упражнению "внешних чувств", органов тела, актов мышления. Потребность в упражнениях заложена в самом человеке.

Моральные, умственные и практические силы человека "должны воспитываться внутри его". Так, вера укрепляется благодаря собственному убеждению, а не благодаря размышлениям о ней, любовь опирается на поступки, исполненные любви, а не на высокие слова о ней, мысль - на собственное мышление, а не на усвоение чужих мыслей. Началом развития каждой из сторон
личности выступает самопроизвольное желание индивидуумом деятельности.

  1. Социально-педагогические эксперименты Р.Оуэна.

Социальный эксперимент в Нью-Ланарке «Новый институт для формирования характера».С 1815 г. Оуэн стал добиваться издания закона, который запрещал бы труд детей до десяти лет и ограничивал труд подростков до двенадцатилетнего возраста шестью часами в день, а для молодых рабочих в возрасте от двенадцати до восемнадцати лет вводил бы двенадцатичасовой рабочий день, включая полтора часа на обед и ужин. В 1819 г. после длительного сопротивления предпринимателей закон о детском труде был принят английским парламентом в значительно урезанном виде. Благодаря этому дети на бумагопрядильной фабрике, где Оуэн был во главе, могли получать начальное образование: с 1 до 5 лет — в доступной и простой форме учителя рассказывали о природе и окружающих их предметах и явлениях, с 6-10 (12) лет — начальное образование, оно было намного шире того, которое давалось в обычных школах и включалось: письмо, чтение, география, история, арифметика, физическая культура, ритмика и эстетика, с 10 (12)-17 лет — вечерняя школа для подростков, которые уже работают, далее лекции, беседы и культурные развлечения для взрослых.

Колонии «Новая Гармония» в Америке и «Гармони-холл» в Англии.

Свои теоретические положения Оуэн стремился претворить в жизнь в колонии “Новая Гармония”. В созданные там школы ему удалось привлечь квалифицированных учителей; среди них были последователи Песталоцци. Школы колонии, в которых к середине 1826 г. обучалось около четырехсот учащихся, составляли единую систему из трех ступеней: школы для маленьких детей в возрасте от двух до пяти лет, дневной школы для детей от пяти до двенадцати лет и школы для подростков и взрослых. 

В 1839 г. он предпринял новую попытку создания коммунистической общины, на этот раз в Англии. Колония была названа “Гармони-холл”. Здесь для детей колонистов были организованы начальные и “индустриальные школы, где они жили, питались и обеспечивались одеждой за общественный счет. В 1845 г. колония прекратила свое существование.

  1. Теория и практика социальной педагогики по Ф.А.Дистервегу.