Файл: Научноисследовательская работа вина как обязательный признак субъективной стороны преступления. Понимание вины в современном обществе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 243

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение города Бузулука

«Средняя общеобразовательная школа №10 имени Героя Советского Союза

Фёдора Константиновича Асеева» Оренбургской области

(МОАУ «СОШ №10»)

Научно-практическая конференция «Мой первый шаг в науку»

Секция «Обществознание»

Научно-исследовательская работа

ВИНА КАК ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК СУБЪЕКТИВНОЙ СТОРОНЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ.

ПОНИМАНИЕ ВИНЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.

Авторы – Шакенова Альбина Азаматовна,

Сахарова Алина Олеговна,

Оприкова Екатерина Дмитриевна,

Муххибиева Альбина Юнусовна

обучающиеся 8 «Г» класса

МОАУ «СОШ №10»

Научный руководитель-

Колосова Яна Александровна,

учитель истории

МОАУ «СОШ №10»

Бузулук, 2023 г.

Оглавление



Введение……………………………………………………………….

3

Глава I. Теоретические аспекты понятия преступления и его состав. Субъективная сторона преступления.




    1. Понятие преступления и его состав. Формы вины…………..

6

1.2 Признаки преступления. Классификация преступлений…….................................................................................


9

Глава 2. Профилактика правонарушений обучающихся в школе.




2.1. Анкетирование. Результаты анкетирования. Подбор методов для профилактики правонарушений обучающихся…………………………………………………………..



12

2.2. Пути решения проблем правовой неграмотности подростков……………………………………………………………..


14

Заключение……………………………………………………………

16

Список используемой литературы………………………………...

17

Приложения……………………………………………………………

18


Введение

Как же часто дети думают «Как хорошо быть взрослым. Ведь им дозволено делать много того, что детям делать не разрешено». Да, это так. С возрастом свобод и возможностей становиться больше. Но вместе с ними растет и ответственность.


В наше время существует много установленных законов, как для полностью дееспособных граждан, так и для не полностью дееспособных граждан, не достигших восемнадцатилетнего возраста.

Включая новости, мы заметили в последнее время, что очень часто наблюдается нарушение закона несовершеннолетними гражданами. А большинство этих правонарушений происходит от незнания закона, но незнание закона не освобождает от ответственности. Поэтому мы взялись за эту проблему и сейчас мы хотим рассказать сверстникам о самых серьезных правонарушениях – уголовных.

Возникает противоречие между представлением взрослого человека и его вседозволенности подростками.

Проблема исследования заключается в частом совершении преступлений несовершеннолетними гражданами, потому что они не знают закона. Проблема вины является центральной проблемой уголовного права, поскольку лишь при условии четкого установления формы, содержания и степени вины возможно правильное назначение наказания.

Объект исследования – Обучающиеся 7-11 классов в возрасте 13-18 лет.

Предмет исследования – Способы профилактики правонарушений среди лиц не достигших 18 лет
Гипотеза – низкий уровень правосознания подростков связан с недостаточностью профилактических мероприятий в образовательном учреждении.
Цели исследовательской работы:

  • Рассмотреть понятие вины в философии и юриспруденции.

  • Разобрать психологическое отношение субъекта к совершенному деянию.

  • Довести до сведения подростков об ответственности за совершаемые деяния в несовершеннолетнем возрасте, тем самым снизить риски возникновения новых правонарушений.


Задачи:

  • Рассмотреть понятие «вины» в философии и юриспруденции; представление вины как обязательного признака субъективной стороны преступления; структуру преступления и его состава; определить формы вины.

  • На основе статистических данных выделить основные причины совершаемых подростками преступлений

  • Разработать макет для школьного уголка по профилактике правонарушений, с целью повышения правовой культуры, законопослушного поведения и гражданской ответственности подростков в школе; школьное мероприятие по тематике прав и обязанностей подростка.


Методы исследования:

1. Использование и анализ нормативно-правовых актов:

Уголовный Кодекс Российской Федерации; Кодекс об Административных правонарушениях; Конституция РФ



2. Опросный метод - анкетирование; беседа

3. Обработка статистических материалов.

Результат проекта (продукт) ­ ­– Проект (формат А1) варианта школьного уголка по профилактике правонарушений; школьное мероприятие, посвященное правам и обязанностям подростков; план профилактической работы по правонарушениям в МОАУ «СОШ №10».
Реализация проекта – проведение школьного мероприятия среди 7-11 классов, оформить усилиями школьников информационный уголок и реализация плана профилактической работы по данной проблеме в нашей школе.

Глава I. Теоретические аспекты понятия преступления и его состав. Субъективная сторона преступления.

    1. Понятие преступления и его состав. Формы вины.

Вспомним, что преступление - это крайняя форма неуважения к общественным установкам, когда человек переступает черту, положенную законом. Преступление показывает, что лицо, его совершившее, далеко отошло от границ допустимого. Но мгновенного падения в моральные пропасти не бывает. А Бестужев в одном из своих писем писал: «В беду попадают как в пропасть, вдруг, в преступление сходят по ступеням…» Поэтому важно выяснить причины, приведшие подростка к правонарушению или преступлению. Рассмотрим некоторые из них.

Преступление – это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания.

У преступления есть состав. Состав преступления – это совокупность объективных и субъективных элементов, которые в соответствие с определенной статьей УК РФ характеризуют деяние в качестве преступления. Без составляющих состава преступление, оно им не является. Структура состава преступления представлена в схеме 1. (см.Приложение 1)

Рассмотрим субъективную сторону преступления.

Субъективную сторону преступления образуют следующие признаки: вина, мотив, цель и эмоциональное состояние лица. Вина является обязательным признаком субъективной стороны преступления. Ее можно рассмотреть с философской стороны, а так же со стороны уголовного права.

Вина в философии – это состояние человека, обусловленное нарушением им долга, требования авторитета, обязанностей, накладываемых законом (договоренностью) или самим собой. Согласно религиозной этике, виновностью сопровождается грех, и чувство вины выражает осознание человеком собственной греховности; это чувство неизбывно вследствие первородного греха человека.


Вина в уголовном праве – это психическое отношение лица к совершаемому общественно-опасному действию или бездействию и его последствиям, выражающееся в форме умысла и неосторожности.

Уголовное законодательство предусматривает две формы вины:

  • Умысел (прямой и косвенный);

  • Неосторожность (легкомыслие и небрежность).

Умысел трактуется как один из видов вины и прямо противоположен по своему смыслу термину «неосторожность». Эта форма предполагает понимание лицом своих поступков и того, как они влияют на окружающих. И в нормативно-правовых актах, и в реальной жизни это самый популярный вид вины.

Прямой умысел – лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно-опасных последствий и желало их наступления.

Желание наступления – это стремление личности достичь поставленной преступной цели, которая противоречит нормам морали, а также положениям закона.

Все преступления и покушение на их совершение или простое приготовление к этому могут иметь место с этим видом умысла.

Примером преступления с прямым умыслом может послужить следующий: вор запланировал проникнуть в чужое жилище с целью похищения чужих объектов имущества. Тут налицо прямой умысел, так как лицо не только осознавало преступность своих действий, но и хотело их наступления, несмотря на это.

Косвенный умысел – лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно-опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично.

Некоторые исследователи даже называют такие преступления «с побочным эффектом», так как иногда человек может отдавать себе отчет в своих поступках, но не желать их реализации в полной или частичной мерах.

Он просто, что называется, полагается на случай или судьбу, при этом ничего не предпринимает для предотвращения опасных последствий своих действий и не желает их наступления.

Иногда такое деяние может служить какой-то главной, но тоже противоправной цели. Тогда речь может идти о назначении наказаний за два правонарушения с обеими формами вины.

С косвенным умыслом все сложнее, рассмотрим некоторые примеры.

Допустим, муж постоянно пил дома при жене и ребенке. Во время пьянства он угрожал поджогом их дома. Однажды, находясь снова в нетрезвом виде, он вылил бензин рядом с горящей плитой. Дом сгорел, а его близкие скончались в больнице от полученных ожогов.


Здесь классический пример косвенного умысла: гражданин не хотел убивать свою семью, но не мог не понимать последствия своего поступка. При этом виде умысла план преступления может быть и не внезапно возникшим, а заранее обдуманным, а также иметь явно опасный характер для окружающих.

Для четкой и максимально объективной классификации преступлений различают разные виды умыслов.

Их коренное отличие друг от друга заключается в волевой составляющей деяний:

  • При первой форме вины человек знает и хочет наступления злодеяния, хотя и знает о его противоправной природе;

  • При второй – не хочет, но допускает и понимает противозаконность своих действий.


1.2. Признаки преступления. Классификация преступлений.

Статья 14 УК РФ содержит определение преступления, раскрывая признаки преступного деяния.

Под классификацией преступлений понимается деление всех преступлений на различные категории (группы) по различным основаниям. В зависимости от характера и степени общественной опасности все преступления подразделяются на четыре категории (ст. 15).

В УК РФ существуют следующие виды преступлений:

  1. по характеру и степени общественной опасности: преступления небольшой и средней тяжести; тяжкие и особо тяжкие преступления

  2. по объекту посягательств, предусмотренных в разделах и главах Особенной части УК РФ: родовой и видовой объект

  3. по степени общественной опасности состава: простой, квалифицированный и привилегированный состав преступления

  4. по субъекту посягательства: в зависимости от пола, возраста и специфических признаков субъекта

  5. по форме вины: умышленные и неосторожные преступления

  6. по объективной стороне (форме деяния): путем действия и бездействия

  7. по объективной стороне: 1) единое простое преступление; 2) единое сложное преступление (продолжаемое преступление; длящееся преступление; составное преступление; преступление с альтернативными действиями (бездействием); преступление с альтернативными последствиями; преступление с двойной формой вины

Все эти признаки обязательно должны быть присущи деянию, признаваемому преступлением.

В УК РФ, так же нужно обратить внимание о том, что существуют преступления по неосторожности ­–признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности.