Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 445
Скачиваний: 20
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Отметим, что данный норматив на момент 1 января 2020 года составил 232,77 %, что также превышает норматив ЦБ, который предписывает поддержание текущей ликвидности на уровне не менее 50 %. Возможным объяснением данной политики руководства банка можно считать фактор, который был упомянут выше при рассмотрении норматива H2: так, в период с 1 января 2016 по 1 октября 2021 он вырос почти в 4 раза, и с тех пор поддерживается на том же уровне. Наконец, рассмотрим показатель, с помощью которого оценивается долгосрочная ликвидность банка – H4, который «регулирует (ограничивает) риск потери банком ликвидности в результате размещения средств в долгосрочные активы и определяет максимально допустимое отношение кредитных требований банка с оставшимся сроком до даты погашения свыше 365 или 366 календарных дней, к собственным средствам (капиталу) банка и обязательствам (пассивам) с оставшимся сроком до даты погашения свыше или 366 календарных дней, скорректированным на величину минимального совокупного остатка средств по счетам со сроком исполнения обязательств до 365 календарных дней и счетам до востребования физических и юридических лиц (кроме банков-клиентов). Несоблюдение Н4 говорит о том, что банк злоупотребляет размещением в долгосрочные активы краткосрочных пассивов (например банк выдает ипотеку сроком на 25 лет, при этом деньги на эти кредиты он заимствует у банков-контрагентов на 30 дней)».
Для ПАО «Сбербанк» данный показатель на тот же момент времени составлял 64 %, что также соответствует нормативам, установленным ЦБ – не более 120 %. После расчета коэффициентов ликвидности необходимо уделить внимание еще одной не менее важной группе показателей, которые строго регламентирует Центральный Банк – показатели достаточности капитала: H1, H1.1, H1.2. Данная группа показателей является характерной для банковского сектора по причине специфики их деятельности. Разберем их более подробно. Для начала стоит вспомнить, что собственный капитал банка – финансовая основа его функционирования и развития. Он занимает относительно небольшую долю в структуре пассивов хозяйствующего субъекта, в отличие от прочих видов предпринимательской деятельности, что характеризует специфику банковского бизнеса. Как известно, собственный капитал играет роль защитного механизма для вкладчиков и других кредиторов банка. Однако, необходимо различать два уровня капитала, которые имеют особенности, оказывающие влияние на способность организации купировать непредвиденные расходы: капитал первого уровня – основной, базовый капитал; капитал второго уровня – дополнительный капитал.
Таким образом, основной капитал отличается от базового на величину добавочного капитала. К добавочному капиталу относятся привилегированные акции и эмиссионный доход от их размещения, а также бессрочные субординированные кредиты. Методика расчета всех нормативов имеет крайне схожую модель и подразумевает отношение соответствующего типа банковского капитала (совокупного, базового или основного) к сумме активов банка, взвешенных с учетом рыночного, кредитного и операционного рисков. Так, Н1.0 определяется как отношение размера собственных средств (капитала) банка к сумме его активов (за вычетом сформированных резервов на возможные потери и резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности, взвешенных по уровню риска. Для ПАО «Сбербанк» данный норматив составляет 14,9 % при нормативе ЦБ не менее 8 %. Что касается показателя H1.1 и H1.2, то они представляет собой достаточность базового капитала банка и достаточность основного капитала банка, которые составляют 11,1 %. При этом допустимые нормативы ЦБ по данным показателям равны не менее 4,5 % и 6 % соответственно.
В качестве заключения финансового анализа банка следует проанализировать в разрезе трех лет ключевые финансовые метрики, которые характеризуют доходность активов, капитала и др. (см. таблицу 4).
Таблица 4 – Сводные финансовые метрики для ПАО «Сбербанк»
Коэффициенты рентабельности | 2020г. | 2021г. | 209г. |
Рентабельность капитала (ROE) | 19,2% | 20,8% | 21,6% |
Рентабельность активов (ROA) | 2,1% | 2,6% | 2,7% |
Оборачиваемость активов (выручка/активы) | 12,2% | 11,0% | 10,4% |
CIR (Cost-to-income ratio) | 39,9% | 35,3% | 34,2% |
Коэффициент финансовой независимости | 11,1% | 12,7% | 12,4% |
Чистая процентная маржа | 5,7% | 6,0% | 5,7% |
После анализа данных показателей можно сделать следующие выводы. Банк стабильно и уверенно увеличивает доходность капитала и активов, что является крайне важным индикатором качественной работы топ-менеджмента. Еще одним принципиальным аспектом можно назвать постепенное снижение отношения
операционных расходов к операционным доходам, что также указывает на эффективность решений, которые принимает управленческое звено. Наконец, необходимо отметить стабильность чистой процентной маржи, которая, несмотря на планомерное снижение ставки рефинансирования, остается примерно на уровне 2016 года.
Итак, подводя итог проведения краткого финансового анализа следует сделать несколько важных выводов относительно финансового положения банка:
Валюта баланса банка растет темпами намного быстрее уровня среднерыночных, что, учитывая текущий размер крупнейшей кредитной организации страны, является феноменальным результатом функционирования компании.
Российский госбанк уверенно движется в направлении цели в 1 трлн. рублей чистой прибыли по МСФО, что подчеркивает непоколебимость менеджмента несмотря на все «встречные ветры» в виде санкций, замедления мировой и отечественной экономики, снижения процентных доходов и других негативных факторов.
Банк строго выполняет все нормативы, установленные Центральным Банком, включая нормативы ликвидности и достаточности капитала, причем, как правило, имеет колоссальный запас прочности в отношении данных коэффициентов. 4 ПАО «Сбербанк» является одним из самых прибыльных в отрасли – это подтверждают полученные коэффициенты рентабельности капитала и активов. Также, отмечается высокий уровень эффективности, который подкрепляется низкими значениями CIR-ratio и стабильным уровнем процентной маржи.
2 Анализ маркетинговой среды ПАО «Сбербанк»
2.1 Анализ макросреды коммерческого банка
Анализ внешней среды проведен с использованием методологии PESTанализа, предназначенного для выявления экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) факторов внешней среды, которые влияют на устойчивость бизнеса компании в соответствующей отрасли промышленности. Факторы были выбраны на основании данных, представленных исследуемым предприятием. Приоритет отдавался факторам, которые могут оказать влияние на продажи и прибыль компании.
Экономические факторы: Официальная статистика, ежемесячно публикуемая Федеральной Службой Государственной Статистики России (Росстат) отмечает рост уровня инфляции, ведущий за собой увеличение цен на ресурсы, а как следствие на продукцию предприятия. Данные факторы также влияют на ценообразование компании, а также на финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия.
Социальные факторы: финансовый кризис влияет на платежеспособность населения. Федеральная Служба Государственной Статистики России зафиксировала падение реальных зарплат, это влечет за собой снижение покупательских способностей физических лиц и возможное снижение спроса. По данным исследований института социологии РАН отношение к труду и отдыху в обществе в последние годы изменилось. Для 70% россиян работа стоит на первом месте, что способствует уделению внимания созданию оптимальных условий труда, для привлечения человеческого капитала. Использование бензина отрицательно влияет на состояние окружающей среды, что может привести к отказу потребителей от данного вида топлива, поэтому сохранение окружающей среды в обществе является весомым фактором. Вместе с тем, наличие автомобиля давно уже не роскошь, а необходимость, поэтому наблюдается стабильный рост количества владельцев автотранспорта.
Технологические факторы: торговля нефтепродуктами является одним из высокодоходных бизнесов. Технологическое развитие может неоднозначно повлиять на компанию. Таким образом, такое влияние будет зависеть от типа изменения технологий. PEST-матрица представлена в таблице 4.
Таблица 4 – PEST-анализ ПАО «Сбербанк»
Факторы | Возможности | Угрозы |
(P) Политические факторы | Уменьшение количества банков из-за принятия более строгого законодательства, касающегося рынка банковских услуг. | Слияние небольших банков крупные, которые предлагают те же самые услуги, что и ПАО «Сбербанк» Банки ВТБ24 и ТрансКредитБанк объявили об интеграции и такое слияние может негативно повлиять на долю Сбербанка в банковской сфере. |
Постепенная стабилизация политической системы в стране приводит к стабилизации экономики страны | Повышение значения иностранных банков в экономике страны Внедрение зарубежных банков в экономику страны всегда небезопасно, так как делает банк слишком «открытым» для них. | |
(Е) Экономические факторы | Учетная ставка Банка России | Возможность рисков при проведении всех внешних операций |
Частные предприниматели, выдавая кредиты на покупку товаров, не обременяются налогом на прибыль | Инфляция с каждым годом становится все выше и выше. Скачет процент ставок на кредиты, существует риск потерь инвестиций, происходит обесценивание активов. | |
| На рынке значительное количество фирм, сотрудники которых работают без оформления трудового договора | |
(S) Социальные факторы | Уровень жизни в целом по России растет, как и доверие граждан к одному из самых крупных банков в стране | Население не имеет образования, позволяющего разбираться в банковских услугах, предоставляемых им |
Практически каждый имеет возможность взять кредит на тот или иной товар или услугу | Сезонность предоставления услуг | |
(T) Технологические факторы | Сбербанк может увеличивать свою долю рынка, произведя технологическое перевооружение | Новые технологии всегда требуют больших затрат, но могут быть не всегда оправданными. |
| Конкуренты, уже имеющие в своем расположении какие-либо новые технологии, могут привести к уменьшению доли Сбербанка на рынке банковских услуг. |
Сравнение показателей состояния банка на данный момент, состояния рынка и его потенциала, анализ внешней и внутренней среды исследуемого банка удобно проводить с помощью анализа SWOT-анализа.
Маркетологи любых организаций, особенно банковских структур, должны проводить анализ ежедневно, для того чтобы строить маркетинговую стратегию в верном направлении.
Преимущество SWOT-анализа, как метода исследования среды, состоит в том, что он позволяет сформировать набор элементов внутренней среды в зависимости от поставленной цели, а также предполагает раскрытие и внешних факторов, что позволяет более полно рассмотреть организацию со всех сторон. Итогом SWOT- анализа является прогнозный план действий, рекомендации к внедрению в текущую банковскую стратегию. В таблице 5 представлены данные SWOT-анализа.
Таблица 5 – SWOT-анализ
| Возможности «О» – Opportunities | Угрозы «Т» – Threats |
| 1) Экономический рост в России означает возможность повышения доходов юридических и физических лиц, что повышает их платеже- и кредитоспособность, т.е. растет спрос на услуги банка; 2) Возможный рост рынка кредитования населения, также вырастет потребительский и ипотечный рынок; 3) Повышение спроса на услуги кредитования; 4) Бесперебойная деятельность инфраструктуры дает возможность успешной деятельности как самой компании, так и обслуживающих систем (транспорт, связь, логистика); 5) При повышении реальных доходов населения одновременно будут расти сбережения, в том числе вклады в Сбербанк; 6) Возможность сохранения лидерства на рынке кредитования населения, в связи с низкими ставками по кредитам по сравнению конкурентами и резким спросом на кредитование; 7) Укрепление курса рубля (это позитивный фактор для Сбербанка, как крупнейшего инвестора в рублевые гособлигации); 8) Привлечение новых и удержание уже имеющихся клиентов. | 1) Падение темпов развития банковской отрасли; 2) Кризис в сфере экономики; 3) Упадок экономической активности клиентов; 4) Рост количества банков-конкурентов за счет слияния приведет к захвату большой доли рынка и к усилению конкуренции; 5) Потеря клиентов из-за ухудшения сервисного обслуживания или имиджа банка; 6) Нестабильность хозяйственного, налогового и других законодательств в России влечет дополнительные трудности для функционирования финансовых структур; 7) Вероятность экономического кризиса за рубежом, его негативное влияние на российскую экономику; 8) Организационная структура продолжает расти, что постепенно приводит к усложнению внутреннего взаимодействия; 9) Выход на рынок новых конкурентов. |
Силы «S» – Strength | Сила и возможности «СиВ» | Сила и угрозы «СиУ» |
1) Накопленный многолетний опыт успешной работы на рынке; 2) Широкая клиентская база во всех регионах России; 3) Устойчивая структура доходов банка; 4) Большой ресурс доверия потребителей банку со стороны различных категорий клиентов; 5) Наличие необходимой инфраструктуры (филиалы, отделения и др. структурные единицы); 6) Поддержка государства; 7) Низкие процентные ставки по кредитам, Сбербанк стал лидером перспективного рынка кредитования (доля рынке потребительского кредита – 40,1%, ипотечного – 54,6%); 8) Репутация универсального банка, обслуживающего крупных корпоративных клиентов и при этом активно развивающего розничный бизнес; 9) Стабильный финансовых показателей; 10) Широкий ассортимент предлагаемых расчетно-кассовых услуг; 11) Крупный масштаб банковских операций. | 1) Повышение спроса на продукцию путем применения маркетинговых мероприятий и рекламы → будет способствовать стабилизации спроса и его увеличению; 2) Расширение доли банка на рынке ипотечного кредитования; 3) Дальнейшее развитие филиальной сети за рубеж; 4) Увеличение кредитования предприятий малого и среднего бизнеса; 5) Ввод нового рублевого продукта для регионов; 6) Использовать опыт современных успешных банков с целью совершенствования процесса продвижения банковских услуг и продуктов; 7) Увеличение сбережений и вкладов населения за счет роста его доходов и благосостояния. | 1) Предоставление оптимальных, взаимовыгодных и гибких условий при заключении сделок с постоянными корпоративными клиентами; 2) Поддержание долгосрочных стабильных отношений с крупными клиентами; 3) Акцент предоставление широкого спектра услуг; 4) Репутация банка на рынке и длительный срок работы удерживает розничных клиентов, несмотря усиление конкуренции помимо непосредственной продажи продукции. |
| Слабость и возможности «СЛВ» | Слабость и угрозы «СЛУ» |
| 1) Привлечение и заключение договоров с новыми деловыми партнерами → активный поиск потенциальных и заинтересованных в продукции клиентов; труда 2) Поиск новых путей продвижения продукции → более предметная и плотная работа с персоналом, ориентация его на достижение целей компании позволит увеличить количество потенциальных сделок Создание проработанной системы мотивации для обеспечения наиболее эффективной работы сотрудников, отвечающих за непосредственный сбыт и продвижение продукции → позволит более эффективно структурировать работу, распределить обязанности, снизит текучесть кадров, будет способствовать формированию корпоративной культуры. | 1) Риски, связанные с правовой системой и операционной средой России; 2) Рост межбанковской конкуренции в приоритетных направлениях бизнеса банка; 3) Следить за действиями конкурентов и опережать изменения продуктового ряда; 4) Снижение маржи как результат обострения конкуренции в бизнесе. |