Файл: 3. Опишите виды соединений позвонков в позвоночном столбе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Соединения соседних ребер представлены синдесмозами: наружной межреберной мембраной (membrana intercostalis externa) — между реберными хрящами; внутренней межреберной мембраной (membrana intercostalis interna) — между задними концами ребер.

Грудная клетка образована 12 парами ребер, грудиной и грудными позвонками, связанными между собой различными видами соединений.

Вгрудной клетке располагаются: трахея, бронхи, легкие, сердце и крупные сосуды, пищевод, лимфатические сосуды и узлы, нервы, вилочковая железа.

В грудной клетке различают:

1) верхнюю апертуру грудной клетки (apertura thoracis superior), ограниченное яремной вырезкой грудины, первой парой ребер, первым грудным позвонком;

2) нижнюю апертуру грудной клетки (apertura thoracis inferior), ограниченное телом XII грудного позвонка, XII парой ребер, передними концами IX и X пар ребер, краем хрящевой реберной дуги, краем мечевидного отростка;

3) реберную дугу (arcus costalis);

4) подгрудинный угол (angulus infrasternalis);

5) межреберья (spatia intercostalia);

6) легочные борозды (sulci pulmonales), расположенные по бокам от тел грудных позвонков.

Существует 3 формы грудной клетки: коническая (инспираторная); плоская (экспираторная); цилиндрическая — промежуточная между плоской и конической формами [10, с. 28].

4. Опишите методы анатомического исследования
Объектом изучения анатомической дисциплины является как живой человек, так и обучение на трупах и анатомических препаратах. В этом плане совершенно справедливым является латинское выражение «MORTEI DOCENT VIVAS», т.е. «мертвые учат живых», которое является девизом герба кафедры нормальной анатомии человека КГМУ и которое определяет главную задачу анатомии.

Основными принципами изучения анатомии являются: описательный, системно-структурный, функциональный, казуальный, возрастной, сравнительный.

Методы анатомического исследования:

1. Классические (традиционные):

– препарирование – осмотр тела и вскрытие, изучение отдельного органа или группы органов;

– инъекция сосудов, полых органов красящими массами или застывающими наполнителями с последующим расплавлением тканей органа (коррозионный метод изготовления препаратов); метод инъекции часто сочетается с рентгенографией, если инъекционная масса задерживает рентгеновские лучи; с просветлением, когда объект после специальной обработки, делается прозрачным;


– пироговские срезы (по Н.И. Пирогову) – на распилах замороженного тела исследуют расположение какого-либо органа (сосуда) по отношению к другим анатомическим образованиям.

– макро- и микроскопические методы (по В.П. Воробьеву) – макроскопический метод (от греч. makros – большой) изучает строение тела, органов, их частей при помощи оптических приборов, дающих небольшое увеличение; микроскопический метод (от греч. mikros – малый) изучает строение органов, специально приготовленных, тонких окрашенных срезов тканей органов при помощи микроскопа.

2. Научные современные методы:

– рентгенография – позволяет изучать рентгеновское изображение мягких тканей – кожа, суставы, связки, хрящи, паренхиматозные органы и др.;

– компьютерная томография, дающая возможность видеть на телевизионном экране изображение, синтезированное из большого числа томографических изображений [11, с. 48];

– ультразвуковое исследование (УЗИ) – основано на принципе эхолокации, где ультразвуковой преобразователь выпускает волны в виде лучей;

Для изучения внешних форм и пропорций тела человека пользуются антропометрическими методами.

История анатомии является частью медицины и ее можно разделить на два периода:

-Период древней (донаучной) анатомии.

-Период научной анатомии.

Каждый из этих периодов делится на отдельные этапы.

I. Древний период (XX в. До н.Э. – XV в. Н.Э.).

1. Этап древней анатомии (анатомия в Древнем Китае, Индии, Египте – XX в. до н.э. – III-V в. н.э.).

2. Этап примитивной описательной анатомии (Древняя Греция и Древний Рим – V-III в. до н.э.).

3. Этап схоластической анатомии (Италия, Франция, Восток – II-XV в. н.э.).

II. Период научной анатомии (начинается со времен Андрея Везалия – XVI в. Н.Э. И продолжается до настоящего времени).

1. Этап макроскопической (описательной) анатомии – эпоха Возрождения (XVI-XVII вв.).

2. Этап микроскопической (эволюционно-функциональной) анатомии (XVII-XX вв.)

3. Этап ультрамикроскопической (молекулярной) анатомии (60-е гг. ХХ века – до настоящего времени).

Древняя анатомия. История развития анатомии уходит в доисторическое время. Именно тогда зарождались элементарные представления о строении организма. Подтверждением этому служат найденные пещерные и наскальные рисунки в Испании и Китае (1400-2600 лет до н.э.).

В четвертом – втором тысячелетии до н.э. при бальзамировании трупов человека и животных начинается накопление первоначальных сведений об органах, сосудах, устройствах сердца, костей, мозга.



Начиная с VIII века до н.э., в Древней Индии был отменен строгий запрет на вскрытие трупов людей. В священных книгах индусов стали появляться первые сведения по анатомии человека. В частности, считалось, что человек состоит из оболочек, 300 костей, 107 суставов, 400 сосудов, 900 связок, 90 жил, 9 органов и 3 жидкостей. Описаны методы мацерации и примитивные представления о некоторых функциях организма. Упоминания о сердце, печени, легких и других органах тела человека содержатся в древней китайской книге «Нейцзин» (XI-VII вв. до н.э.), индийской книге «Аюрведа» («Знание жизни», IX-III вв. до н.э.) имеются сведения о мышцах, нервах.

Сведения о целенаправленном (осознанном) изучении строения тела человека относятся к V-IV векам до н.э., связаны с историей Древней Греции.

Анатомия Древней Греции и Древнего Рима. Первым греческим анатомом считают врача и философа Алкмеона Кротонского, найденные записи которого свидетельствуют о прекрасной технике препарирования. В конце VI – начала V века до н.э. им был написан трактат о строении тела животного, в котором впервые описал отдельные нервы и уяснил их значение для функции органов чувств.

Выдающимися представителями медицины античного мира были Гиппократ, Аристотель, Герофил, Эразистрат и др.

Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) – один из величайших древнегреческих врачей и анатомов, которого по праву называют отцом медицины, сформулировал учение о четырех основных типах телосложения и темперамента, описал некоторые кости крыши черепа, позвонки, ребра, внутренние органы, глаз, суставы, мышцы, крупные сосуды [12, с. 74].

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – создатель огромного труда «История животных». Различал у животных, которых он вскрывал, сухожилия и нервы, кости и хрящи. Ему принадлежит термин «аорта».

Герофил (родился в 340 г до н.э.) – был первым врачом Древней Греции, который начал вскрывать трупы. Описал некоторые из черепных нервов, их выход из головного мозга, оболочки мозга, двенадцатиперстную кишку, лимфатические сосуды брыжейки тонкой кишки. Книга Герофила «Anatomica» послужила стимулом для рождения целой науки.

Эразистрат (350-300 гг до н.э.) – был выдающимся хирургом, вскрывал трупы, он пришел к мысли, что не «душа», а мозг руководит движениями человека. Он разделил нервы на двигательные и чувствительные.

Таким образом, работы древнегреческих ученых стали у истоков анатомических исследований. Эти исследования были очень разрозненны, часто содержали ошибочные представления и нуждались в уточнении.



Список использованных источников

1 Абрахамс П. Анатомия человека / П. Абрахамс. — М.: АСТ, 2019. — 256 c.

2 Анатомия человека. Тело. Как это работает / Под ред. Абрахамса П.. — М.: АСТ, 2018. — 320 c.

3 Афонькин С.Ю. Анатомия человека: Школьный путеводитель / С.Ю. Афонькин; Ил. Т.В. Канивец… — СПб.: БКК, 2022. — 96 c.

4 Билич Г.Л. Анатомия человека: Медицинский атлас / Г.Л. Билич, В.А. Крыжановский. — М.: Эксмо, 2022. — 224 c.

5 Билич Г.Л. Анатомия человека: Русско-латинский атлас / Г.Л. Билич, Е.Ю. Зигалова. — М.: Эксмо, 2018. — 448 c.

6 Билич Г.Л. Атлас: анатомия и физиология человека / Г.Л. Билич, Е.Ю. Зигалова. — М.: Эксмо, 2022. — 320 c.

7 Билич Г.Л. Атлас. Анатомия и физиология человека: полное практическое пособие / Г.Л. Билич, Е.Ю. Зигалова. — М.: Эксмо, 2021. — 80 c.

8 Боянович Ю.В. Анатомия человека: Атлас / Ю.В. Боянович, Н.П. Балакирев. — Рн/Д: Феникс, 2021. — 736 c.

9 Боянович Ю.В. Анатомия человека: компактный атлас-раскраска / Ю.В. Боянович. — М.: Эксмо, 2018. — 184 c.

10 Боянович Ю.В. Анатомия человека: полный компактный атлас (карман. формат) / Ю.В. Боянович. — М.: Эксмо, 2021. — 384 c.

11 Брин В. Б. Анатомия и физиология человека. Практические занятия. Учебное пособие для СПО, 1-е изд. — М: Лань, 2020. — 492 c.

12 Брусникина О.А. Анатомия и физиология человека. Рабочая тетрадь: Учебное пособие / О.А. Брусникина. — СПб.: Лань, 2018. — 144 c.

13 Буссальи М. Тело человека. Анатомия и символика / М. Буссальи; Пер. с ит. А.Г. Кавтаскин. — М.: Омега, 2022. — 384 c.

14 Гайворонский И. В., Ничипорук Г. И., Гайворонский А. И. Анатомия человека. Учебник. В 2 томах. Том 2. Нервная система. Сосудистая система. — М: ГЭОТАР-Медиа, 2018. — 480 c.

15 Гайворонский И.В. Анатомия зубов человека: Учебное пособие / И.В. Гайворонский, Т.Б. Петрова. — СПб.: Элби, 2022. — 56 c.