Файл: Контрольная работа по дисциплине Основы интеллектуального труда и управление временем Вариант 9.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Сибирский государственный индустриальный университет»

Кафедра менеджмента качества и инноваций
контрольная работа

по дисциплине:
«Основы интеллектуального труда и управление временем»

Вариант 9
Выполнил:

обучающийся гр. (номер группы)

(фамилия, инициалы)

Проверил:

старший преподаватель

кафедры МКиИ

Модзелевская О.Г.
Новокузнецк

2023 г.
Содержание

1 Специфика учебной деятельности обучающихся на аудиторных занятиях (лекциях, семинарах, практических и лабораторных работах) .............................

3


2 Конспектирование текста разными методами и приёмами ….……...................

12


3 Основные этапы подготовки презентации ……………………………...............

14


4 Приемы повышения эффективности и продуктивности интеллектуальной деятельности обучающихся путем применения приемов управления
временем ………....................…………………….....................................................

21


Список использованной литературы .......................................................................

22



1 Специфика учебной деятельности обучающихся на аудиторных занятиях (лекциях, семинарах, практических и лабораторных работах)

Цель: овладение знаниями об основных видах и формах учебной деятельности.

Задание: на основе материалов, изученных в рамках самостоятельной работы, заполнить таблицу 1 «Анализ форм аудиторных занятий» (внесите формы аудиторной работы, их характеристику, цели, задачи, результаты).

Таблица 1 – Анализ форм аудиторных занятий

Наименование аудиторного занятия

Характеристика

Цель

Задачи

Результат

  1. Лекции

1.1 Вводная лекция

На этой лекции выделяются методические и организационные особенности работы в рамках курса, а также дается анализ учебно-методической литературы, уточняются сроки и формы отчетности

Она знакомит студентов с целью и назначе­нием курса, его ролью и местом в системе дисциплин.

В такой лекции ставятся научные проблемы, выдвигаются гипотезы, намечаются перспективы развития науки и ее вклада в практику.

дает первые целостные представления о предмете и ориентирует студентов в работе по данному курсу

1.2 Обзорная лекция

содержит краткую, обобщенную информацию о нескольких близких по содержанию программных вопросах

обеспечение надлежащего взаимосвязи и преемственности между теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками студентов.

большое число ассоциативных связей в процессе осмысления информации, излагаемой при раскрытии внутрепредметной и межпредметной связей, исключая детализацию и конкретизацию

систематизация научных знаний на высоком уровне

1.3 Установочная лекция

включает обзор основного теоретического материала изучаемой дисциплины

ознакомление с дисциплинами и получение задания

обобщает современные представления об изучаемом объекте, акцентирует внимание студентов на имеющихся проблемах, высказывает собственную точку зрения, дает научный прогноз относительно дальнейшего развития изучаемой отрасли знаний

даёт общие, а по отдельным темам – конкретные установки на самостоятельное изучение тех или иных правовых вопросов, поставленных проблем

1.4 Лекция-беседа

Эта лекция предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Преимущество лекции-беседы состоит в том, что она позволяет привлекать внимание слушателей к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей обучаемых.

Сообщить слушателям полезную информацию и убедить их в необходимости сделать ее для себя руководством к действию

привлечь внимание слушателей к наиболее важным вопросам темы, определить содержание, методы и темп изложения учебного материала с учетом особенностей аудитории

Сообщить слушателям полезную информацию и убедить их в необходимости сделать ее для себя руководством к действию

1.5 Проблемная лекция

Преподаватель в начале и по ходу изложения учебного материала создает проблемные ситуации и вовлекает слушателей в их анализ. Разрешая противоречия, заложенные в проблемных ситуациях, обучаемые самостоятельно могут прийти к тем выводам, которые преподаватель должен сообщить в качестве новых знаний. При этом преподаватель, используя определенные методические приемы включения слушателей в общение, как бы вынуждает, “подталкивает” их к поиску правильного решения проблемы.

создание проблемных ситуаций, использование проблемных вопросов.

Основная задача лектора состоит не столько в передаче информации, сколько в приобщении обучаемых к объективным противоречиям развития научного знания и способам их преодоления.

процесс познания происходит в научном поиске, диалоге и сотрудничестве с преподавателем в процессе анализа и сопоставления разных точек зрения.

1.6 Лекция-визуализация

Лекция-визуализация возникла как ре­зультат поиска новых возможностей реализации принципа на­глядности. Психолого-педагогические исследования показывают, что наглядность не только способствует более успешному вос­приятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет проникнуть глубже в существо познаваемых явлений. Это проис­ходит за счет работы обоих полушарий, а не одного левого, логи­ческого, привычно работающего при освоении точных наук. Пра­вое полушарие, отвечающее за образно-эмоциональное воспри­ятие предъявляемой информации, начинает активно работать именно при ее визуализации.

изменить, переконструировать учебную информацию по теме лекционного занятия в визуальную форму для представления студентам посредстовм технических средств обучения

Визуализованная лекция представляет собой устную инфор­мацию, преобразованную в визуальную форму. Чтение такой лекции сводится к сводному, развернутому комментированию подготовленных визуальных материалов, которые должны:

  • обеспечить систематизацию имеющихся знаний;

  • усвоение новой информации;

  • создание и разрешение проблемных ситуаций;

  • демонстрировать разные способы визуализации.




Лекция - визуализация учит студентов преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, что формирует профессиональное мышление за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания.

1.7 Лекция-дискуссия

Преподаватель при изложении лекционного материала активизирует аудиторию, не только использует ответы слушателей на его вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами.

Преподаватель старается активизировать участие в обсуждении отдельными вопросами, обращенными к отдельным обучаемым, представляет различные мнения, чтобы развить дискуссию, стремясь направить ее в нужное направление.

объяснение нового материала, прослеживаются связи с изученными ранее вопросами, характеризуются источники, содержание изучаемого материала, и дается задание на следующее занятие.

 Это оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность аудитории и, что очень важно, позволяет преподавателю управлять коллективным мнением группы, использовать его в целях убеждения, преодоления негативных установок и ошибочных мнений некоторых обучаемых. 

  1. Семинарские занятия

    1. 2.1 Семинар-дискуссия

процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических проблем, теоретико-практического мышления будущего специалиста.


В такой работе студент получает возможность для целеобразования и целеосуществления, т. е. построения собственной деятельности, что и обусловливает высокий уровень его интеллектуальной и личностной активности, включенности в процесс учебного познания.

Обучаемый должен научиться точно выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументированно возражать, опровергать ошибочную позицию сокурсника.


В такой работе студент получает возможность для целеобразования и целеосуществления, т. е. построения собственной деятельности, что и обусловливает высокий уровень его интеллектуальной и личностной активности, включенности в процесс учебного познания.

    1. 2.2 Семинар-исследование

Семинар-исследование — форма учебного занятия, сущность которого заключается в приобретении и частичной реализации правовых знаний с привлечением в этот процесс компонентов научного исследования.

изучение важнейших тем и разделов с тем, чтобы попытаться осуществить научный прогноз развивающейся теории и практики.

1. обменяться мнениями,

2. провести дискуссию,

3. «доисследовать» проблему

подобного рода семинар должен завершать изучение важнейших тем и разделов с тем, чтобы попытаться осуществить научный прогноз развивающейся теории и практики.

    1. 2.3 Семинар-практикум

Семинар-практикум предполагает ознакомление преподавателей с конкретными образовательными технологиями с последующей их апробацией в ходе выполнения различных заданий: разработка фрагментов учебных занятий с использованием рассмотренной образовательной технологии, подготовка заданий для учащихся, анализ педагогических ситуаций (текстовых и видеофрагментов).

предназначен для обсуждения различных вариантов решения практических ситуационных задач.

  1. Создание условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается педагогический опыт по конкретным направлениям образовательной деятельности: применение в процессе преподавания образовательных технологий, трансляция опыта работы, повышение качества образования и профессиональной подготовки.

  2. Формирование у преподавателей интереса к внедрению педагогических новшеств в образовательный процесс, совершенствование профессионально-педагогической культуры.

  3. Мотивация педагогов к самообразованию.




Позволяет глубоко и систематично изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов работы.

    1. 2.4 Спецсеминары

курс, изучаемый студентами на старших курсах в рамках узкой специализации и предусматривает овладение специальными средствами профессиональной деятельности в выбранной для специализации отрасли науки или практики.

студенты под руководством преподавателя расширяют и углубляют свои знания по определенной научной проблемы, учатся делать научные доклады, выступать с рецензиями.

Важной задачей спецсеминара является выработка у студентов умения объективно анализировать доклады и рецензии своих товарищей, индивидуально и коллективно обсуждать материал, дискутировать.

развивает у студентов мышление и творческие способности

  1. Практические занятия

3.1 Семинар

одна из форм интерактивного группового обучения в вузах, при которой студенты под руководством преподавателя обсуждают ключевые темы курса, имеющие первостепенное значение в профподготовке, или наиболее трудные для понимания теоретические вопросы.



углубить и закрепить полученные знания, привить студентам навыки поиска, обобщения и изложения учебного материала. 

Семинары проводятся с целью более полного раскрытия материала, изложенного в лекциях, решения примеров, проведения в режиме собеседования со студентами отдельных вопросов, аналогичных разбираемым на лекции и т.п. Семинары способствуют практическому усвоению материала, теоретические основы которого были получены студентами на лекции.

В ходе семинара студенты получают новые знания по исследуемой теме и учатся анализировать различную информацию, теорию и концепции

3.2 Самостоятельная или контрольная работа

разные виды индивидуальной и коллективной деятельности обучающихся на аудиторных и внеаудиторных занятиях или дома по заданиям без непосредственного участия преподавателя.

− систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов; − углубления и расширения теоретических знаний; − формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу; − развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; − формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; − развития исследовательских умений.

− изучить рекомендуемые литературные источники; − изучить основные понятия, представленные в глоссарии; − ответить на контрольные вопросы; − решить предложенные задачи, кейсы, ситуации; − выполнить контрольные и курсовые работы.

закрепление знаний, полученных студентами в процессе лекционных и практических занятий; формирование навыков работы с периодической, научно-технической литературой и технической документаций.


3.3 Проектная деятельность

уникальная деятельность, направленная на достижение заранее определенного результата, создание определенного уникального продукта или услуги.



Решение интересной проблемы, когда результат этой деятельности носит практический характер, имеет важное прикладное значение и интересен и значим для самих открывателей.

- анализ проблемы;

- постановка цели;

- выбор средств ее достижения;

- поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;

- оценка полученных результатов и выводов.


Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

  1. Лабораторные работы

4.1 Наблюдательная

учащиеся воспроизводят опыты качественного характера или измерение физических величин по описанию или по указаниям преподавателя, объясняющим действие приборов и определяющим путь работы от начала до конца. 

производится ознакомление учащихся с новым и неизвестными для них физическими явлениями или же учащиеся привлекаются к решению посильных для них вопросов той или иной физической проблемы. 

а) создание более правильного, полного и глубокого представления о характерных сторонах явлений, так или иначе уже знакомых учащимся;

б) вооружение навыками по применению приборов;

в) подготовку к лабораторным работам более сложного характера, т. е. к наблюдательным количественным и исследовательским.

способствует закреплению полученных ранее теоретических знаний.

4.2 Исследовательская

долгие наблюдения за каким-либо объектом (рост растения, развитие животного, распад металла под воздействием определенных факторов). В таких работах применяются достаточно простые опыты

определение и толкование ожидаемого конечного результата проведения исследования

- устанавливают закономерности, которые до начала выполнения были неизвестны;

- постановка студента на место исследователя;

- обучение студентов методике эксперимента в получении новых знаний.


длительные наблюдения учащихся за отдельными явлениями, освоение методик проведения экспериментов

4.3 Фронтальная

работы, проводимые всеми студентами одновременно. Каждый самостоятельно проводит опыты

При выполнении лабораторных занятий у учащихся формируются экспериментальные умения, которые включают в себя как интеллектуальные умения, так и практические

при выполнении лабораторного эксперимента у учащихся вырабатываются такие важные личностные качества: организованность, настойчивость в получении результата, формируется определенная культура умственного и физического труда

Каждый студент может достичь результата, применяя свой способ исследования независимо от действий основной группы.

4.4 Коллективная работа

учебная группа делится на несколько звеньев, которые выполняют одинаковые или различ­ные задания.



В ходе такой работы максимально используются обсуждение результатов, взаимные консультации при выполнении сложных измерений или расчетов.

решение задач, выполнение упражнений, лабораторных и прак­тических работ, изучение нового материала



знание особенностей поведения людей, закономерностей групповой совместной деятельности, а также умение анализировать свою деятельность как совокупность конкретных проблемных ситуаций, осуществлять межличностное взаимодействие.



Вывод: в результате выполнения работы я овладел знаниями об основных видах и формах учебной деятельности.

2 Конспектирование текста разными методами и приёмами

Цель: овладение знаниями, позволяющими определить место конспектирования в процессе обучении.

Задание: На основе материалов, изученных при подготовке к практической работе, подготовьте сравнительную таблицу видов конспектов (таблица 2).

Таблица 2 – Сравнительный анализ видов конспектирования

Вид конспектов

Характеристика

Цель

Отличительные особенности

Плановый конспект

краток, прост, быстро составляется и запоминается; учит выбирать главное, четко и логично излагать мысли, дает возможность усвоить материал еще в процессе его изучения.

помогает лучше усвоить материал еще в процессе его изучения.

строится на основе плана, информация в конспекте раскрывает каждый его пункт. Такой конспект краток, прост и ясен по своей форме. Это делает его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления.

Конспект-схема

конспект на основе плана, составленного из пунктов в виде вопросов, на которые нужно дать ответ

помогает за счёт схем сформировать логические связи

разновидность конспекта выглядит так: все пункты плана представлены в виде вопросительных предложений, на которые нужно дать ответ. Изучая материал, вы вносите короткие пометки (2–3 предложения) под каждый пункт вопроса

Текстуальный конспект

Текстуальные выписки могут быть связаны между собой цепью логических переходов, могут быть снабжены планом и включать отдельные тезисы в изложении конспектирующего или автора.

Обычно он делается на основе плана, иногда вопросного, который дополняется точными фрагментами из текста.


Это прекрасный источник дословных высказываний автора и приводимых им фактов. Текстуальный конспект используется длительное время

Свободный конспект

Свободный конспект представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов, часть его текста может быть снабжена планом. Это наиболее полноценный вид конспекта.

развитие способности к логическому мышлению

Своеобразие свободного конспекта заключается в том, сто он представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов; часть его текста может быть снабжена планом.

Тематический конспект

С помощью указанного конспекта вы сможете глубоко изучить заданную тему и понять вопросы с разных сторон. Однако для формирования тематического конспекта вам понадобится переработать массу литературных источников.

Задача этого варианта изложения – раскрыть какой-либо вопрос, при этом применяется сразу несколько источников. 

раскрывает определённую тему, например, отражает хронологию событий



Вывод: в результате выполнения работы я овладел знаниями, позволяющими определить место конспектирования в процессе обучении.

3 Основные этапы подготовки презентации

Цель: овладение знаниями, позволяющими определить место и выявить основные этапы подготовки реферата, доклада, презентации.

Задание: на основе материалов, изученных в рамках самостоятельной работы разработать презентацию на тему «Реферат как форма самостоятельной работы обучающихся»

Вариант №9



Вывод: в результате выполнения работы я овладел знаниями, позволяющими определить место и выявить основные этапы подготовки реферата, доклада, презентации.
4 Приемы повышения эффективности и продуктивности интеллектуальной деятельности обучающихся путем применения приемов управления временем


Цель: овладение знаниями, позволяющими познакомиться с основными принципами эффективной и продуктивной интеллектуальной деятельности путем применения приемов управления временем.

Задание: на основе материалов, изученных в рамках самостоятельной работы, составьте матрицу Эйзенхаура (таблица 3).

Таблица 3 – Матрица Эйзенхаура




Срочно

Не срочно

Важно

- отвезти ноутбук в сервис

- раздать зарплаты рабочим

- составить план работ

- поменять шины на машине

- перенести колеса в гараж


Не важно

- порезать коробки и унести на мусорку

- почистить клавиатуру

- посмотреть фильмы

- дочитать интересную книгу



Вывод: в результате выполнения работы я овладел знаниями, позволяющими познакомиться с основными принципами эффективной и продуктивной интеллектуальной деятельности путем применения приемов управления временем.

Список использованной литературы
1 Дрещинский, В. А. Методология научных исследований : учебник для вузов. – 2-е изд., пер. и доп. – Москва : Юрайт, 2020. – 274 с.

2 Савина, Н. В. Тайм-менеджмент в образовании : учебное пособие для вузов / Н.В. Савина, Е.В. Лопанова. – Москва : Юрайт, 2020. – 162 с.

3 Современные образовательные технологии : учебное пособие для вузов / Л.Л. Рыбцова, М.Н. Дудина, Т.И. Гречухина [и др.]. – Москва : Юрайт, 2021. – 92 с.

4 Архангельский, Г. А. Тайм-менеджмент. Полный курс : учебное пособие / Г.А. Архангельский, М.А. Лукашенко, Т.В. Телегина, Бехтерев С. ; ред. Г.А. Архангельский. – 3-е изд. – Москва : Альпина Паблишер, 2016. – 311 с.

5 Байбородова, Л. В. Методология и методы научного исследования : учебное пособие для вузов / Л.В. Байбородова, А.П. Чернявская. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2020. – 221 с.

6 Попова, С. Ю. Современные образовательные технологии. Кейс-стади : учебное пособие для вузов / С.Ю. Попова, Е.В. Пронина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2020. – 126 с.