Файл: Контрольная работа по дисциплине Основы интеллектуального труда и управление временем Вариант 9.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Сибирский государственный индустриальный университет»
Кафедра менеджмента качества и инноваций
контрольная работа
по дисциплине:
«Основы интеллектуального труда и управление временем»
Вариант 9
Выполнил:
обучающийся гр. (номер группы)
(фамилия, инициалы)
Проверил:
старший преподаватель
кафедры МКиИ
Модзелевская О.Г.
Новокузнецк
2023 г.
Содержание
1 Специфика учебной деятельности обучающихся на аудиторных занятиях (лекциях, семинарах, практических и лабораторных работах) ............................. | 3 |
2 Конспектирование текста разными методами и приёмами ….……................... | 12 |
3 Основные этапы подготовки презентации ……………………………............... | 14 |
4 Приемы повышения эффективности и продуктивности интеллектуальной деятельности обучающихся путем применения приемов управления временем ………....................……………………..................................................... | 21 |
Список использованной литературы ....................................................................... | 22 |
1 Специфика учебной деятельности обучающихся на аудиторных занятиях (лекциях, семинарах, практических и лабораторных работах)
Цель: овладение знаниями об основных видах и формах учебной деятельности.
Задание: на основе материалов, изученных в рамках самостоятельной работы, заполнить таблицу 1 «Анализ форм аудиторных занятий» (внесите формы аудиторной работы, их характеристику, цели, задачи, результаты).
Таблица 1 – Анализ форм аудиторных занятий
Наименование аудиторного занятия | Характеристика | Цель | Задачи | Результат |
| ||||
1.1 Вводная лекция | На этой лекции выделяются методические и организационные особенности работы в рамках курса, а также дается анализ учебно-методической литературы, уточняются сроки и формы отчетности | Она знакомит студентов с целью и назначением курса, его ролью и местом в системе дисциплин. | В такой лекции ставятся научные проблемы, выдвигаются гипотезы, намечаются перспективы развития науки и ее вклада в практику. | дает первые целостные представления о предмете и ориентирует студентов в работе по данному курсу |
1.2 Обзорная лекция | содержит краткую, обобщенную информацию о нескольких близких по содержанию программных вопросах | обеспечение надлежащего взаимосвязи и преемственности между теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками студентов. | большое число ассоциативных связей в процессе осмысления информации, излагаемой при раскрытии внутрепредметной и межпредметной связей, исключая детализацию и конкретизацию | систематизация научных знаний на высоком уровне |
1.3 Установочная лекция | включает обзор основного теоретического материала изучаемой дисциплины | ознакомление с дисциплинами и получение задания | обобщает современные представления об изучаемом объекте, акцентирует внимание студентов на имеющихся проблемах, высказывает собственную точку зрения, дает научный прогноз относительно дальнейшего развития изучаемой отрасли знаний | даёт общие, а по отдельным темам – конкретные установки на самостоятельное изучение тех или иных правовых вопросов, поставленных проблем |
1.4 Лекция-беседа | Эта лекция предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Преимущество лекции-беседы состоит в том, что она позволяет привлекать внимание слушателей к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей обучаемых. | Сообщить слушателям полезную информацию и убедить их в необходимости сделать ее для себя руководством к действию | привлечь внимание слушателей к наиболее важным вопросам темы, определить содержание, методы и темп изложения учебного материала с учетом особенностей аудитории | Сообщить слушателям полезную информацию и убедить их в необходимости сделать ее для себя руководством к действию |
1.5 Проблемная лекция | Преподаватель в начале и по ходу изложения учебного материала создает проблемные ситуации и вовлекает слушателей в их анализ. Разрешая противоречия, заложенные в проблемных ситуациях, обучаемые самостоятельно могут прийти к тем выводам, которые преподаватель должен сообщить в качестве новых знаний. При этом преподаватель, используя определенные методические приемы включения слушателей в общение, как бы вынуждает, “подталкивает” их к поиску правильного решения проблемы. | создание проблемных ситуаций, использование проблемных вопросов. | Основная задача лектора состоит не столько в передаче информации, сколько в приобщении обучаемых к объективным противоречиям развития научного знания и способам их преодоления. | процесс познания происходит в научном поиске, диалоге и сотрудничестве с преподавателем в процессе анализа и сопоставления разных точек зрения. |
1.6 Лекция-визуализация | Лекция-визуализация возникла как результат поиска новых возможностей реализации принципа наглядности. Психолого-педагогические исследования показывают, что наглядность не только способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет проникнуть глубже в существо познаваемых явлений. Это происходит за счет работы обоих полушарий, а не одного левого, логического, привычно работающего при освоении точных наук. Правое полушарие, отвечающее за образно-эмоциональное восприятие предъявляемой информации, начинает активно работать именно при ее визуализации. | изменить, переконструировать учебную информацию по теме лекционного занятия в визуальную форму для представления студентам посредстовм технических средств обучения | Визуализованная лекция представляет собой устную информацию, преобразованную в визуальную форму. Чтение такой лекции сводится к сводному, развернутому комментированию подготовленных визуальных материалов, которые должны:
| Лекция - визуализация учит студентов преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, что формирует профессиональное мышление за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания. |
1.7 Лекция-дискуссия | Преподаватель при изложении лекционного материала активизирует аудиторию, не только использует ответы слушателей на его вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами. | Преподаватель старается активизировать участие в обсуждении отдельными вопросами, обращенными к отдельным обучаемым, представляет различные мнения, чтобы развить дискуссию, стремясь направить ее в нужное направление. | объяснение нового материала, прослеживаются связи с изученными ранее вопросами, характеризуются источники, содержание изучаемого материала, и дается задание на следующее занятие. | Это оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность аудитории и, что очень важно, позволяет преподавателю управлять коллективным мнением группы, использовать его в целях убеждения, преодоления негативных установок и ошибочных мнений некоторых обучаемых. |
| ||||
| процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических проблем, теоретико-практического мышления будущего специалиста. | В такой работе студент получает возможность для целеобразования и целеосуществления, т. е. построения собственной деятельности, что и обусловливает высокий уровень его интеллектуальной и личностной активности, включенности в процесс учебного познания. | Обучаемый должен научиться точно выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументированно возражать, опровергать ошибочную позицию сокурсника. | В такой работе студент получает возможность для целеобразования и целеосуществления, т. е. построения собственной деятельности, что и обусловливает высокий уровень его интеллектуальной и личностной активности, включенности в процесс учебного познания. |
| Семинар-исследование — форма учебного занятия, сущность которого заключается в приобретении и частичной реализации правовых знаний с привлечением в этот процесс компонентов научного исследования. | изучение важнейших тем и разделов с тем, чтобы попытаться осуществить научный прогноз развивающейся теории и практики. | 1. обменяться мнениями, 2. провести дискуссию, 3. «доисследовать» проблему | подобного рода семинар должен завершать изучение важнейших тем и разделов с тем, чтобы попытаться осуществить научный прогноз развивающейся теории и практики. |
| Семинар-практикум предполагает ознакомление преподавателей с конкретными образовательными технологиями с последующей их апробацией в ходе выполнения различных заданий: разработка фрагментов учебных занятий с использованием рассмотренной образовательной технологии, подготовка заданий для учащихся, анализ педагогических ситуаций (текстовых и видеофрагментов). | предназначен для обсуждения различных вариантов решения практических ситуационных задач. |
| Позволяет глубоко и систематично изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов работы. |
| курс, изучаемый студентами на старших курсах в рамках узкой специализации и предусматривает овладение специальными средствами профессиональной деятельности в выбранной для специализации отрасли науки или практики. | студенты под руководством преподавателя расширяют и углубляют свои знания по определенной научной проблемы, учатся делать научные доклады, выступать с рецензиями. | Важной задачей спецсеминара является выработка у студентов умения объективно анализировать доклады и рецензии своих товарищей, индивидуально и коллективно обсуждать материал, дискутировать. | развивает у студентов мышление и творческие способности |
| ||||
3.1 Семинар | одна из форм интерактивного группового обучения в вузах, при которой студенты под руководством преподавателя обсуждают ключевые темы курса, имеющие первостепенное значение в профподготовке, или наиболее трудные для понимания теоретические вопросы. | углубить и закрепить полученные знания, привить студентам навыки поиска, обобщения и изложения учебного материала. | Семинары проводятся с целью более полного раскрытия материала, изложенного в лекциях, решения примеров, проведения в режиме собеседования со студентами отдельных вопросов, аналогичных разбираемым на лекции и т.п. Семинары способствуют практическому усвоению материала, теоретические основы которого были получены студентами на лекции. | В ходе семинара студенты получают новые знания по исследуемой теме и учатся анализировать различную информацию, теорию и концепции |
3.2 Самостоятельная или контрольная работа | разные виды индивидуальной и коллективной деятельности обучающихся на аудиторных и внеаудиторных занятиях или дома по заданиям без непосредственного участия преподавателя. | − систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов; − углубления и расширения теоретических знаний; − формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу; − развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; − формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; − развития исследовательских умений. | − изучить рекомендуемые литературные источники; − изучить основные понятия, представленные в глоссарии; − ответить на контрольные вопросы; − решить предложенные задачи, кейсы, ситуации; − выполнить контрольные и курсовые работы. | закрепление знаний, полученных студентами в процессе лекционных и практических занятий; формирование навыков работы с периодической, научно-технической литературой и технической документаций. |
3.3 Проектная деятельность | уникальная деятельность, направленная на достижение заранее определенного результата, создание определенного уникального продукта или услуги. | Решение интересной проблемы, когда результат этой деятельности носит практический характер, имеет важное прикладное значение и интересен и значим для самих открывателей. | - анализ проблемы; - постановка цели; - выбор средств ее достижения; - поиск и обработка информации, ее анализ и синтез; - оценка полученных результатов и выводов. | Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. |
| ||||
4.1 Наблюдательная | учащиеся воспроизводят опыты качественного характера или измерение физических величин по описанию или по указаниям преподавателя, объясняющим действие приборов и определяющим путь работы от начала до конца. | производится ознакомление учащихся с новым и неизвестными для них физическими явлениями или же учащиеся привлекаются к решению посильных для них вопросов той или иной физической проблемы. | а) создание более правильного, полного и глубокого представления о характерных сторонах явлений, так или иначе уже знакомых учащимся; б) вооружение навыками по применению приборов; в) подготовку к лабораторным работам более сложного характера, т. е. к наблюдательным количественным и исследовательским. | способствует закреплению полученных ранее теоретических знаний. |
4.2 Исследовательская | долгие наблюдения за каким-либо объектом (рост растения, развитие животного, распад металла под воздействием определенных факторов). В таких работах применяются достаточно простые опыты | определение и толкование ожидаемого конечного результата проведения исследования | - устанавливают закономерности, которые до начала выполнения были неизвестны; - постановка студента на место исследователя; - обучение студентов методике эксперимента в получении новых знаний. | длительные наблюдения учащихся за отдельными явлениями, освоение методик проведения экспериментов |
4.3 Фронтальная | работы, проводимые всеми студентами одновременно. Каждый самостоятельно проводит опыты | При выполнении лабораторных занятий у учащихся формируются экспериментальные умения, которые включают в себя как интеллектуальные умения, так и практические | при выполнении лабораторного эксперимента у учащихся вырабатываются такие важные личностные качества: организованность, настойчивость в получении результата, формируется определенная культура умственного и физического труда | Каждый студент может достичь результата, применяя свой способ исследования независимо от действий основной группы. |
4.4 Коллективная работа | учебная группа делится на несколько звеньев, которые выполняют одинаковые или различные задания. | В ходе такой работы максимально используются обсуждение результатов, взаимные консультации при выполнении сложных измерений или расчетов. | решение задач, выполнение упражнений, лабораторных и практических работ, изучение нового материала | знание особенностей поведения людей, закономерностей групповой совместной деятельности, а также умение анализировать свою деятельность как совокупность конкретных проблемных ситуаций, осуществлять межличностное взаимодействие. |
Вывод: в результате выполнения работы я овладел знаниями об основных видах и формах учебной деятельности.
2 Конспектирование текста разными методами и приёмами
Цель: овладение знаниями, позволяющими определить место конспектирования в процессе обучении.
Задание: На основе материалов, изученных при подготовке к практической работе, подготовьте сравнительную таблицу видов конспектов (таблица 2).
Таблица 2 – Сравнительный анализ видов конспектирования
Вид конспектов | Характеристика | Цель | Отличительные особенности |
Плановый конспект | краток, прост, быстро составляется и запоминается; учит выбирать главное, четко и логично излагать мысли, дает возможность усвоить материал еще в процессе его изучения. | помогает лучше усвоить материал еще в процессе его изучения. | строится на основе плана, информация в конспекте раскрывает каждый его пункт. Такой конспект краток, прост и ясен по своей форме. Это делает его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления. |
Конспект-схема | конспект на основе плана, составленного из пунктов в виде вопросов, на которые нужно дать ответ | помогает за счёт схем сформировать логические связи | разновидность конспекта выглядит так: все пункты плана представлены в виде вопросительных предложений, на которые нужно дать ответ. Изучая материал, вы вносите короткие пометки (2–3 предложения) под каждый пункт вопроса |
Текстуальный конспект | Текстуальные выписки могут быть связаны между собой цепью логических переходов, могут быть снабжены планом и включать отдельные тезисы в изложении конспектирующего или автора. | Обычно он делается на основе плана, иногда вопросного, который дополняется точными фрагментами из текста. | Это прекрасный источник дословных высказываний автора и приводимых им фактов. Текстуальный конспект используется длительное время |
Свободный конспект | Свободный конспект представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов, часть его текста может быть снабжена планом. Это наиболее полноценный вид конспекта. | развитие способности к логическому мышлению | Своеобразие свободного конспекта заключается в том, сто он представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов; часть его текста может быть снабжена планом. |
Тематический конспект | С помощью указанного конспекта вы сможете глубоко изучить заданную тему и понять вопросы с разных сторон. Однако для формирования тематического конспекта вам понадобится переработать массу литературных источников. | Задача этого варианта изложения – раскрыть какой-либо вопрос, при этом применяется сразу несколько источников. | раскрывает определённую тему, например, отражает хронологию событий |
Вывод: в результате выполнения работы я овладел знаниями, позволяющими определить место конспектирования в процессе обучении.
3 Основные этапы подготовки презентации
Цель: овладение знаниями, позволяющими определить место и выявить основные этапы подготовки реферата, доклада, презентации.
Задание: на основе материалов, изученных в рамках самостоятельной работы разработать презентацию на тему «Реферат как форма самостоятельной работы обучающихся»
Вариант №9
Вывод: в результате выполнения работы я овладел знаниями, позволяющими определить место и выявить основные этапы подготовки реферата, доклада, презентации.
4 Приемы повышения эффективности и продуктивности интеллектуальной деятельности обучающихся путем применения приемов управления временем
Цель: овладение знаниями, позволяющими познакомиться с основными принципами эффективной и продуктивной интеллектуальной деятельности путем применения приемов управления временем.
Задание: на основе материалов, изученных в рамках самостоятельной работы, составьте матрицу Эйзенхаура (таблица 3).
Таблица 3 – Матрица Эйзенхаура
| Срочно | Не срочно |
Важно | - отвезти ноутбук в сервис - раздать зарплаты рабочим - составить план работ | - поменять шины на машине - перенести колеса в гараж |
Не важно | - порезать коробки и унести на мусорку - почистить клавиатуру | - посмотреть фильмы - дочитать интересную книгу |
Вывод: в результате выполнения работы я овладел знаниями, позволяющими познакомиться с основными принципами эффективной и продуктивной интеллектуальной деятельности путем применения приемов управления временем.
Список использованной литературы
1 Дрещинский, В. А. Методология научных исследований : учебник для вузов. – 2-е изд., пер. и доп. – Москва : Юрайт, 2020. – 274 с.
2 Савина, Н. В. Тайм-менеджмент в образовании : учебное пособие для вузов / Н.В. Савина, Е.В. Лопанова. – Москва : Юрайт, 2020. – 162 с.
3 Современные образовательные технологии : учебное пособие для вузов / Л.Л. Рыбцова, М.Н. Дудина, Т.И. Гречухина [и др.]. – Москва : Юрайт, 2021. – 92 с.
4 Архангельский, Г. А. Тайм-менеджмент. Полный курс : учебное пособие / Г.А. Архангельский, М.А. Лукашенко, Т.В. Телегина, Бехтерев С. ; ред. Г.А. Архангельский. – 3-е изд. – Москва : Альпина Паблишер, 2016. – 311 с.
5 Байбородова, Л. В. Методология и методы научного исследования : учебное пособие для вузов / Л.В. Байбородова, А.П. Чернявская. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2020. – 221 с.
6 Попова, С. Ю. Современные образовательные технологии. Кейс-стади : учебное пособие для вузов / С.Ю. Попова, Е.В. Пронина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2020. – 126 с.