Файл: 1 Теоретические основы оценки конкурентоспособности предприятия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Введение ................................................................................................................. 3
1 Теоретические основы оценки конкурентоспособности предприятия ......... 5
1.1. Понятия и сущности рыночной конкуренции и
конкурентоспособности предприятия ................................................................. 5
1 2 Источники конкурентоспособности предприятия ..................................... 15
1.3. Обзор существующих методов оценки конкурентоспособности
предприятия ......................................................................................................... 24
2 Оценка и анализ конкурентоспособности предприятия ............................... 56
2.1 Краткая характеристика исследуемого предприятия ..................................56
2.2. Оценка конкурентоспособности предприятия в сопоставлении с
основным конкурентом ....................................................................................... 59
2.3. Оценка конкурентоспособности предприятия в сопоставлении с
отраслевыми показателями ................................................................................. 63
3 Пути повышения конкурентоспособности предприятия .............................. 68
3.1. Анализ повышения путей конкурентоспособности предприятия . ……..68
3.2. Перекрестная оценка конкурентоспособности предприятий,
входящих в состав Холдинговой компании «А-групп» ...................................72
Заключение ........................................................................................................... 76
Список использованной литературы
Введение
Основы конкурентоспособности предприятия являются сегодня одним из ключевых элементов компетенций специалиста любого профиля и руководителя любого уровня. Так же проблема конкурентоспособности промышленного производства занимает важное место в экономической политике страны. Создание конкурентных преимуществ в области национальной экономики становится стратегическим направлением деятельности государства. При этом повышение конкурентоспособности касается различных уровней промышленного производства: продукции, предприятия, отрасли, региона и страны в целом, но крайнюю важность приобретает конкурентоспособность предприятия как звена экономики.
Промышленная политика Правительства Российской федерации: внедряемые программы и законодательные акты, процедуры государственного регулирования и мероприятия государственной поддержки должны иметь приоритетную цель - создание условий для обеспечения конкурентоспособности российских предприятий, а, следовательно, конкурентоспособности экономики РФ в целом.
Результаты повышения конкурентоспособности промышленности страны: рост ВВП и развитие внутреннего рынка, рост товарного экспорта, а,
следовательно, и поступлений в иностранной валюте (независимо от состояния сырьевых рынков); стабильные налоговые бюджетные сборы; глубокая переработка сырья, а, следовательно, рациональное использование природных ресурсов; развитие научно-технического потенциала страны; занятость населения; политическая и социальная стабильность.
Конкурентоспособность на мировых рынках необходимое условие
безопасности страны.
Вследствие важности поставленных задач, необходим всесторонний
анализ проблем, связанных с повышением конкурентоспособности, как
целых отраслей, так и отдельных предприятий. Вот почему развитие теории и
практики обеспечения конкурентоспособности приобретает огромное не
только теоретическое, но и практическое значение.
Цель данной работы для раскрытия сущности понятия конкурентоспособности предприятия.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
• рассмотреть различные определения предприятия;
• рассмотреть факторы конкурентоспособности предприятий;
• провести сравнительный анализ конкурентоспособности;
• проанализировать конкурентное положение конкретного предприятия.
Объект исследования – конкурентное компании «А-ГРУПП» г. Екатеринбург.
Предмет исследования – методы оценки конкурентоспособности
предприятия.
Основной информационной базой настоящей работы являются учебные
пособия, а так же исследования, представленные в научных статьях.
Предполагается применение теоретической базы для решения практических
задач – определения конкурентоспособности конкретного хозяйствующего
объекта (дедуктивный метод исследования).
1 Теоретические основы оценки конкурентоспособности предприятия
-
Понятия и сущности рыночной конкуренции и конкурентоспособности предприятия
Этимологически слово «конкуренция» восходит к латинскому «concurrentia», означающему «столкновение», «состязание». Именно трактовка, основанная на поведении, изначально установилась в экономической литературе. Адам Смит, в частности, связывал конкуренцию с честным, без сговора соперничеством, ведущимся между субъектами рынка за наиболее выгодные условия продажи и покупки товаров. Основным методом конкурентной борьбы он считал изменение цен. При этом он замечал, что рыночная экономика следует строгим правилам поведения на рынке. В результате соперничества продавцов и покупателей устанавливается общая цена на однородные товары и конкретный вид кривых спроса и предложения. Конкуренция – та самая «невидимая рука», которая координирует деятельность участников рынка.
Наряду с поведенческой трактовкой конкуренции в XIX и особенно в
XX веке получила распространение трактовка структурная. Ее истоки восходят к работам Ф. Эджуорта, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлина и
других величайших ученых, заложивших фундамент современной западной
теории конкуренции.
Значительный вклад в теоретические модели олигополии и монополии
позднее внесли Ф.И. Эджуорт (математическое описание), А.Л. Лернер
(монопольная власть и ее оценка), К. Викселль (конкуренция и ценовая
дискриминация), Й. Шумпетер, Ф. Хайек и др.
К середине XX века сформировались общие представления о сущности
конкуренции и ее движущих силах. Было выдвинуто четыре классические
моделирыночной конкуренции: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и чистая монополия.
Третий подход к определению конкуренции можно определить как
функциональный. Й. Шумпетер, в частности, в рамках своей теории экономического развития определял конкуренцию как состязание старого с
новым. Нововведения скептически принимаются рынком, но если новатору удается их осуществить, механизм конкуренции вытесняет с рынка предприятия, использующие устаревшие технологии.
Ф. Хайек определял конкуренцию как «процедуру открытия». По его мнению, на рынке только благодаря конкуренции скрытое становится явным. Скажем, в условиях типичной для реального рынка нехватки информации
первоначально одинаково привлекательными могут казаться несколько возможных линий поведения предприятия. И только конкуренция «открывает», какая из них на самом деле верна, а какая ведет в тупик.
Если понятие конкретизировать с точки зрения рыночной экономики, то рыночная конкуренция есть борьба хозяйствующих субъектов за получение прибыли. Основным способом получения прибыли в условиях
рыночной экономики выступает реализация товаров и заложенной в нем
прибавочной стоимости. При этом деятельность хозяйствующих субъектов
осуществляется в условиях ограниченности как ресурсов, необходимых для
производства продукции, так и спроса на эту продукцию со стороны
потребителей.
Сущность конкуренции и ее движущие силы детально рассматриваются в трудах известного современного экономиста Майкла Портера. Результатом исследований Портера стала концепция пяти сил конкуренции, позволяющая определить детерминанты, оказывающие наибольшее влияние на хозяйствующие субъекты в условиях рыночной конкуренции. Согласно указанной концепции, состояние конкуренции на
определенном рынке можно охарактеризовать как результат взаимодействия
пяти конкурентных сил (приложение 1):
• угроза вторжения новых конкурентов;
• угроза появления продуктов-заменителей;
• экономический потенциал поставщиков;
• экономический потенциал покупателей;
• соперничество среди существующих конкурентов.
Указанные силы, в конечном счете, формируют условия, в которых
функционирует конкретный рынок и составляющие его единицы. Значение каждой из пяти сил определяется структурой отрасли, ее производственными, технологическими, экономическими и другими характеристиками.
Майкл Портер отмечает, что конкуренция – это динамичный и развивающийся процесс, непрерывно меняющийся ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные
процессы и новые рыночные сегменты. Условия на рынке изменяются, потому что в движении находятся силы, которые создают условия для перемен. Сам Портер выделяет не менее одиннадцати основных движущих сил, изменяющих условия и характер конкуренции.
Можно отметить, что степень влияния конкурентных сил определяет предельный потенциал прибыли отрасли. Цель предприятия – найти и занять позицию в отрасли, где оно будет лучше всего защищено от влияния этих сил или сможет со своей стороны оказывать влияние на них. Анализ отмеченных сил конкуренции обеспечивает прочную основу для стратегического плана действий. При этом, каждый хозяйствующий субъект находится в уникальной конкурентной ситуации, что обуславливает необходимость поиска разнообразных конкурентных решений.
Различия в подходах экономистов при определении сущности конкуренции находят свое отражение и при рассмотрении категории конкурентоспособности. Основная задача каждого исследователя, изучающего проблемы конкурентоспособности предприятия, состоит в определении критериев, а также нахождении источников и факторов конкурентоспособности. В экономической литературе можно встретить весьма разнородные определения конкурентоспособности предприятия.
• способность предприятия выпускать конкурентоспособную продукцию, а также конкурентоустойчивость предприятия и возможность его адаптации к изменяющимся условиям конкуренции (Адаева Т. Ю.);
• способность предприятия приносить прибыль на вложенный капитал в краткосрочном периоде не ниже заданной прибыльности (Забелин П. В.);
• способность предприятия производить пользующуюся просом продукцию при эффективном использовании производственного, кадрового и финансового потенциалов (Ершова И. В.);
Уровень конкурентоспособности предприятия множества факторов, которые условно можно сгруппировать в два блока: конкурентной среды и базирования. Сущность и характер влияния факторов конкурентной среды могут быть представлены в виде модели пяти сил
конкуренции, рассмотренной ранее (приложение 1.). Результатом воздействия указанного блока факторов является соответствующее позиционирование предприятия, степень адекватности сложившемуся конкурентному балансу находится в непосредственной связи с уровнем конкурентоспособности предприятия.
С другой стороны, помимо факторов конкурентной среды уровень
конкурентоспособности предприятия во многом зависит и от факторов его
базирования. Влияние данного блока факторов может быть представлено в
виде следующей системы детерминантов:
• условия факторов производства;
• условия спроса;
• родственные, поддерживающие и смежные предприятия;
• стратегия и структура предприятия.
-
Источники конкурентоспособности предприятия
По своей природе спрос всегда имеет точечное, локальное происхождение: у данного потребителя в связи с определенными обстоятельствами появилась надобность в определенной продукции. Совпадение в общих чертах запросов больших групп или отдельных слоев
потребителей в сочетании с наличием технической возможности поставить их удовлетворение на поток создают основу для массового или специализированного производства. Но условия эти выполняются далеко не всегда. И тогда на сцену выступают коммутанты.
Создаваемые каждый раз для каждого конкретного случая бесчисленные мелкие предприятия выполняют роль соединительной ткани экономики. Лишь коммутанты готовы использовать каждую возможность
для бизнеса, тогда как прочие фирмы очень строго придерживаются своего
производственного профиля.
Дело в том, что отсутствие крупных производственных мощностей, особых познаний в узкой области или научно-технических заделов – словом всего, чем сильны другие фирмы, – приводит к тому, что коммутантам почти все равно, чем заниматься. Им легко идти на столь резкие изменения сферы коммерческой деятельности, на которые другие предприятия не способны. В свою очередь, повышенная гибкость становится источником смысла коммутантов в конкурентной борьбе. Дух свободного предпринимательства с его постоянной нацеленностью на получение прибыли и готовностью прибегнуть ради нее к любым средствам проявляется в деятельности коммутантов в наиболее чистой и законченной форме.