Файл: Модуль Прикладные аспекты освоения и применения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Формирование социальных навыков через подражание предполагает взаимообучение детей: более компетентный в какой-то области ребенок становится примером для подражания другим детям. Обучение через подражание важно для любого ребенка, но особенно оно важно для обучения детей с задержкой психического развития, для детей с расстройствами аутистического спектра. Когда дети могут учиться, например, на физкультуре в одном темпе совершая одни и те же действия, у ребенка с РАС определенный навык сформируется быстрее. Считается, что обучение не в однородных, а в гетерогенных группах более эффективно.

Технологии психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образовательного процесса.

Коррекционно-развивающие технологии

Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Основные направления корекционно-развивающей работы, которые используются в обучении детей ОВЗ:

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

  • развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

  • развитие навыков каллиграфии;

  • развитие артикуляционной моторики;

2. Коррекция и развитие отдельных сторон психической деятельности:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;

  • развитие зрительной памяти и внимания;

  • формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина)

  • развитие пространственных представлений ориентации;

  • развитие слухового внимания и памяти;

  • развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа;

3. Коррекция и развитие основных мыслительных операций:

  • навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

  • умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

  • умение планировать деятельность;

4. Коррекция и развитие различных видов мышления:

  • развитие наглядно-образного мышления;

  • развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами и явлениями, событиями)


5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы

(релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям)

6. Развитие речи, овладение техникой речи.

7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащения словаря.

8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Одним из условий правильной организации учебно-воспитательного процесса в работе с детьми с ОВЗ является знание сложной структуры дефекта и понимание того, что отклонения в развитии поддаются исправлению, коррекции. Поэтому возникает необходимость глубокого изучения особенностей учащихся. Знание их позволяет выделить общепедагогические и коррекционные задачи обучения и воспитания, решаемые в органическом единстве. В этом состоит главная особенность обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Виды корекционно-развивающих технологий: сказкотерапия, цветотерапия, музыкальная терапия, рисуночная терапия, игротерапия.

Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора.

Дидактическая игра на уроках пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствовать самоутверждению ребёнка.

Согласно принципу систематичности и последовательности обучения, постепенно увеличиваю уровень сложности игры или задания, которые определяю строго индивидуально для каждого ребёнка.

При подборе игры или задания для коррекционных занятий учитываю интересы и склонности ребенка.

Здоровьесберегающие технологии, цель которых - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья. Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока. Фомами работы являются: физкультминутки, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, различные дыхательные упражнения, элементы самомассажа, динамическая гимнастика, релаксация.



Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, на уроках можно проводить физкультпаузы, эмоциональную разрядку, зарядку для глаз, минутки для шутки, рефлексию

Использование здоровьесберегающих технологий обучения в образовательном процессе позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса.

Информационно-коммуникационные технологии

Внедрение ИКТ в инклюзивных школах, прежде всего, даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ОВЗ.

ИКТ оживляют учебный процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внесения элементов игры. При использовании ИКТ, знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), а значит, лучше усваиваются и запоминаются на более долгий срок. Одним словом, проводя уроки с использованием данной технологии, мы пользуемся принципом: «Тебе скажут — ты забудешь. Тебе покажут — ты запомнишь. Ты сделаешь — ты поймёшь» - это утверждение лишний раз убеждает нас в необходимости использования информационных технологий в учебном процессе для детей с особыми образовательными потребностями.

Ученики с ограниченными возможностями интеллекта почти всегда пользуются непреднамеренным (непроизвольным) запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание и кажется интересным. Располагая на слайде минимальное количество объектов, выделяя, при этом, центральный, проговаривая все, что видим, обсуждая все незнакомые объекты, мы добиваемся концентрации внимания и более успешного запоминания ребенком материала.

Интересными для учителя и учащихся являются интерактивные игры и тренажеры по определённой теме.
Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.