Файл: С. В. Борисов Москва Издательство Флинта, 2016. 424 с. Электронное издание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Борисов С.В. Философия: учебное пособие/С.В. Борисов – Москва:
Издательство «Флинта», 2016.- 424 с. - Электронное издание.

Канке В. А. Философия: исторический и систематический курс: учебник/ В.А.
Канке. - Москва: Логос, 2014. - 375 с. - Электронное издание.

Миронов В.В. Философия: учебник/ В.В. Миронов. – Москва: Проспект. 2015.
-240 с. — Электронное издание.

Национальная философская энциклопедия [Электронный ресурс] Режим доступа: http://terme.ru.

Электронная библиотека по философии: http://filosof.historic.ru
Понятие бытия и его философский смысл
Бытие - одна из важнейших категорий философии. Она фиксирует и выражает проблему существования в её общем виде. Эта категория появилась только тогда, когда философия поставила перед собой проблему существования и стала её анализировать. В современной философской литературе указывается на два значения слова «бытие». В узком смысле слова - это объективный мир, существующий независимо от сознания; в широком - это всё существующее: не только материя, но и сознание, идеи, чувства и фантазии людей. Бытие как объективная реальность обозначается термином «материя». Бытие - это всё то, что существует. Предельно общим определением бытия является то, что оно есть - бытие. Бытие есть сущее, которым обозначаются свойства, отношения, явления. По
Соловьёву, внешняя явленность - бытие, внутренняя - сущее. Хайдеггер считал наоборот. Бытие имеет своё противоположное понятие - небытие.
Под
бытием понимается всеобщая характеристика всего сущего, которое заключается в том, что оно есть. Основой бытия является субстанция, его инвариантная основа. Уже древние философы разделяли бытие на бытие явлений и бытие сущностей. То бытие, которое воспринимается органами чувств, есть бытие явлений. Бытие - есть фундаментальная характеристика всего существующего.
В бытии выделяют следующие уровни:
1 уровень - объективная реальность. Это уровень материи, когда всё выводится из объективной реальности. Но если всё бытие свести к уровню материи, то тогда человек ( как материальный объект) вполне может быть объектом социальной инженерии, т.е. при этом не учитывается самоценность и самостоятельность человека, что он не только объект, но и субъект.
Человек не сводим к совокупности общественных отношений. Он - существо способное к выбору, творчеству, созданию смыслов.
2 уровень - субъективная

реальность, связанная с миром ценностей личности. Это не просто форма человеческого бытия, а свойство реальности вообще. У каждого человека есть своя необъективированная субъективная реальность. Другими словами, уровень объективной реальности представляет собой не что иное как уровень цивилизации, а уровень субъективной реальности - это мир культуры. Вместе с тем выделяется и
третий уровень бытия, который русский философ С.Л. Франк связывал с объективным нематериальным бытием - духом. В своей работе «Непостижимое» он ставит вопрос: что может быть более объемлющим и глубоким, чем бытие? С точки зрения идеализма, полнота предметного бытия укоренена в сознании, мышлении. Но ведь мышление, сознание тоже в каком-то смысле
есть - значит входит в состав бытия и ему подчинено. Бытие есть, согласно Франку, момент более глубокий и первичный, чем мышление и сознание. Глубина его измеряется состоянием духа, как наиболее существенного уровня в развитии бытия. Головокружительный, по Франку, вопрос: «что собственно подразумеваем мы под словом «есть», что это значит?" - этот вопрос разрешается сам собой через усмотрение, что выход за пределы всего постижимого и выразимого в понятии и есть существенный определяющий признак именно того, что мы разумеем под реальностью.
Уровни бытия по сути дела определяют его основные формы, или разрезы бытия по терминологии Николая Гартмана. Разрез - это некая незримая граница, разделяющая области или слои бытия, но, как всякая граница, не только разделяющая, но и связывающая эти области. Сам Гартман выделял три разреза: первый разрез проходит между физическим и психическим, между живой природой и духовным миром; второй разрез между неживой и живой природой; третий разрез проходит внутри сферы духовного. Он разделяет психическое и собственно духовное. Надо сказать, что общепринятыми формами бытия в литературе так и выделяются: неживая природа, живая природа и социальные формы, которые вполне объемлют психическое и собственно духовное бытие или реальность.
Конкретизация же понятия «бытие» осуществляется, в первую очередь, в понятии
«материя».
Движение и развитие как атрибуты бытия
Важнейшим положением философского материализма является признание органического единства материи и движения. Материи свойственна внутренняя активность, движение. Быть - значит пребывать, находиться в движении. Материя предстаёт бесконечной, как в своих проявлениях, свойствах, так и в своих изменениях, взаимопереходах от одного состояния к другому, взаимодействиях.
Такие переходы, а в общем движение, есть коренной способ существования материи, её сущностной атрибут. Движение несотворимо и неуничтожимо, как и сама материя. Ни одна частица материи, ни один эрг энергии не могут возникнуть из ничего и не могут исчезнуть бесследно. Проблемы неразрывности материи и движения всегда волновала учёных и философов. устойчивой оказалась концепция энергетизма, отрывающей движение от материи. Оствальд, в частности, заявлял, что в мире нет материи, а существует лишь энергия. В наши дни утверждается превращение материи в энергию, что в частности доказывает Гейзенберг, ссылаясь на известное уравнение Эйнштейна. Однако в действительности Эйнштейн указал

лишь на пропорциональное соотношение массы и энергии. Энергия - это мера движения материи. Переходить друг в друга они не могут. На самом деле происходит переход массы, связанной с веществом, в массу, связанную с полем. Энергия служит мерой этого перехода.
В то же время нельзя смешивать понятие “движение” с понятием “развитие”. Если движение есть всякое изменение, то развитие - направленное движение, изменение.
Развитие - это переход вещей из одних состояний в другие, в новые качественные состояния, из одних состояний в другие, в новые качественные состояния, с новыми свойствами.
Качественное своеобразие того или иного объекта, системы характеризуется и соответствующей формой движения материи. Сообразно структурным уровням материи существуют качественно разнообразные формы движения. В неорганической природе движение осуществляется в следующих формах: а) пространственные перемещения; б) движение и взаимопревращения элементарных частиц вещества и поля; в) движение и превращение атомов и молекул, включающие в себя химическую форму движения; г) теплота; д) звуковые колебания; е) геологические процессы; ж) изменения космических систем различных размеров
(звёзд, галактик). В живой природе движение выступает как совокупность жизненных процессов в организмах, обмен веществ, саморегуляция организмов. Общественные формы движения - это материальные общественные отношения, движение социальной материи.
Развитие является основным предметом изучения диалектики. Нацеленность на развитие является главным критерием диалектики. Развитие не развитие «вообще»,
«всего», «всей материи». Развитие связано только с конкретными материальными или духовными системами. Развивающейся системой может быть отдельный организм, Солнечная система, общество, теория и т.п. Вне конкретных систем нет никакого развития.
Развитие разнопланово, многоуровнево и многоэтапно. Но из развития должны быть исключены моменты возникновения и распада системы, её ликвидации, прекращения существования, т.к. например, возникновение системы хотя и связано с развитием, однако не есть ещё собственно развитие, оно представляет собой взаимодействие элементов, рождающих новую структуру.
Признаками развития принято считать следующие из них:
1. Неотрывность от движения, изменения. Но это не отдельные изменения, а множество изменений в структуре, т.е.
развитие связано с качественным
характером изменений.


2. Развитие характеризуется не разовым качественным преобразованием, а комплексом, связью ряда таких преобразований. В этом плане
развитие есть связь качественных преобразований системы. Для этой связи характерна
необратимость.
3. Развитие есть особого рода связь состояний. Развитие показывает наличие преемственности между качественными изменениями на уровне системы. Иначе говоря,
развитие соотносится с направленными преобразованиями.
Таким образом, развитие - это направленные, необратимые качественные
изменения системы, обусловленные противоречиями самой системы.
Основные концепции развития, выдвигаемые современной наукой и философией:
рационалистическая, логико-гносеологическая модель диалектики. К этому типу концепций относятся диалектические учения Канта, Шеллинга, Гегеля;
диалектико-материалистическая диалектика, составляющая основу марксистско-ленинского учения;
градуалистская модель развития, характерная для теории Г. Спенсера. Суть её сводится к следующему: сводимость высших форм движения материи к низшим, постепенный характер эволюции, признание внешнего источника развития материального мира и всех изменений;
концепция «творческой эволюции» или «эмерджентизма», для которой характерно утверждение того, что творческая эволюция строится на основе признанности факта возникновения нового качества, несводимого к исходному; новое качество выступает результатом внутренней творческой силы; высокие ступени не могут быть предсказаны исходя из начальных качеств, благодаря творческой эволюции в действительности образуется система уровней эволюции, сформировавшихся в итоге внезапных скачков. Таким образом, суть концепции
«творческой Эволюции» сводится к абсолютизации скачков в развитии;
натуралистская концепция, получившая широкое развитие в естественных науках и наглядно проявившая себя в эволюционистском учении Ч.Дарвина.
Таким образом, принцип развития представляет собой выражение объективных процессов, происходящих в материальных и духовных системах, сопровождающихся изменениями в данных системах.
Требования принципа составляют методологическую основу адекватной действительности практической и познавательной деятельности.
Пространство и время
Признание движения как формы существования материи логично предполагает, что материальные объекты, обладая размерами, определённым образом расположены друг относительно друга, образуют некоторые устойчивые конфигурации. Другими

словами, все вещи, тела, объекты имеют временные свойства и пространственные характеристики.
Пространство выражает протяжённость, структурность и сосуществование взаимодействующих материальных объектов. Время выражает объективную последовательность смены состояний объектов, их стадийность и чередование в развитии. Пространство и время представляют собой формы, выражающие определённые способы координации материальных объектов и их состояний.
Содержанием этих форм является движущаяся материя и её особенности определяют их основные свойства. Кроме того, наличие общего содержания - движущейся материи - указывает на взаимосвязь пространства и времени, на невозможность отдельного их существования. Философский смысл теории относительности состоит как раз в том, что она исключала из науки понятия абсолютного пространства и абсолютного времени, обнаружив тем самым несостоятельность субстанциальной точки зрения на пространство и время как независимых от материи форм бытия. Теория относительности показала вместе с тем зависимость пространства и времени от характера движения и взаимодействия материальных систем, она отвергла субъективистские, априорные трактовки пространства и время.
Общие свойства, характеризующие пространство и время, вытекают из их характеристик как основных, коренных форм существования материи. К свойствам пространства относятся: протяжённость, однородность, изотропность, трёхмерность.
Свойствами времени являются: длительность, одномерность, необратимость, однородность. Свойства однородности пространства, т.е. отсутствия в нём каких-либо выделенных точек, и времени, т.е. равноправность всех возможных направлений, теснейшим образом связаны с физическими законами, и в частности, законом сохранения.
Пространство и время как объективные формы бытия материи отличаются от тех естественнонаучных представлений о них, которые с прогрессом естествознания и науки в целом изменяются. В связи с этим, кроме реальных пространства и времени, различают перцептуальное (психологическое) и концептуальное пространство и время.
Под перцептуальным пространством и временем понимают формы чувственного созерцания, отражение реальных пространства и времени в чувственном восприятии субъекта, концептуальное пространство и время - это наши знания, представления, которые в итоге оказываются более или менее адекватным отображением реальных пространства и времени путем логического мышления.
Перцептуальное и концептуальное пространство и время являются формами отражения материальной действительности и вместе с тем формами дальнейшего познания внешнего мира.