Файл: С. В. Борисов Москва Издательство Флинта, 2016. 424 с. Электронное издание.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В истории философии и науки сложились две основных концепции пространства и времени:
1). Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые самостоятельные сущности, которые существуют наряду и независимо от материальных объектов. Пространство сводилось к бесконечной пустоте, вмещающей все тела, время - к «чистой» длительности. Эта идея, в общем виде сформулированная еще Демокритом, получила свое логическое завершение в концепции абсолютного пространства и времени Ньютона, который считал, что их свойства не зависят от характера протекающих в мире материальных процессов.
2). Реляционная концепция рассматривает пространство и время не как особые, не зависимые от материи сущности, а как формы существования вещей
(Аристотель, Лейбниц, Гегель, Энгельс). Релятивистская концепция пространства и времени продолжает развиваться. Идут поиски новых представлений об этих формах существования материи и предполагается, что придётся столкнуться с топологическими причудами пространства и время, что позволит расширить наши знания о материальном мире, в котором мы живём.
Субстанциальная и реляционная концепции не связаны однозначно с материалистическим или идеалистическим толкованием мира, обе развивались на той и другой основе. Так, если Кант считал пространство и время не свойствами самих вещей, а априорными (доопытными) формами человеческого созерцания, то Гегель подчеркивал, что лишь в движении духа (как «инобытия» материи) «пространство и время действительны». Диалектико-материалистическая концепция пространства и времени была сформулирована в рамках реляционного подхода.
Пространство и время как формы бытия материи имеют как общие для них свойства, так и характерные для каждой из этих форм. К их всеобщим свойствам
относятся: объективность и независимость от сознания человека, их неразрывная связь друг с другом и с движущейся материей, единство непрерывного и прерывного в ях структуре, количественная и качественная бесконечность, вечность.
Реальные пространство и время обладают метрическими и топологическими свойствами.
Первые выражают их протяженносгь, они связаны с измерением и характеризуют их количественный аспект. Метрическими свойствами пространства являются гомогенность, изотропность, трехмерность, кривизна; времени — однородность, одномерность.
Топологические свойства выражают пространственную и временную упорядоченность, качественный аспект пространства и времени (связность, симметричность и изотропность пространства, анизотропность, необратимость, ритм, темп).
Общие свойства пространства и времени специфически конкретизируются, преломляются на различных уровнях организации материи, например, в неживой природе, в мега-, макро-и микромире.
С возникновением живой природы возникают биологические пространство и время.
Считается, что существует множество биологических пространств (например, ареалы распространения тех или иных организмов или их популяций). Специфические особенности биологического времени находят свое выражение во временных ритмах, которые представляют собой циклические колебания интенсивности и характера биологических процессов я явлений. «Биологические часы» - способность живых организмов ориентироваться во времени. Они основаны на строгой периодичности физико-химических и физиологических процессов в клетках - биологических ритмах.
«Биологические часы» являются тем механизмом, благодаря которому осуществляется многоуровневое функционирование всех подсистем живого организма.
С возникновением общества возникают социальные пространство и время. Социальное пространство — это всеобщая норма существования различных социальных субъектов, начиная от отдельного человека и кончая обществом в целом. Социальное пространство
— это по существу «вторая природа», де люди организуют пространство в зависимости от условий всей жизнедеятельности. Так, современный город по своей пространственной планировке отличается от городов античности или средневековья.
Социальное время - это форма общественного бытия, которая характеризует становление человеческой деятельности и последовательность различных стадий в историческом развитии. В истории время может «ускорять свой бег», события текут быстрее, т. е. увеличивается интенсивность всех форм жизнедеятельности людей. Особым свойством социального времени является то, что исторические события хранятся в памяти человечества. Говоря о социальном времени, выделяют время индивида (жизненный путь конкретного человека), время поколения (длительность актуальной жизнедеятельности современников) и время истории - качественно высший уровень социального времени.
Детерминизм и индетерминизм
Детерминизм (лат. determine — определяю): это 1) система взглядов об объективной закономерной взаимосвязи; о всеобщей обусловленности всех явлений окружающего мира; 2) учение о всеобщей причинной обусловленности всех явлений (причинность — главное в детерминизме, ноона не исчерпывает данное понятие).
Сторонники индетерминизма либо не признают всеобщий и объективный характер взаимосвязи явлений, либо - в крайней ферме - вообще отвергают детерминизм как таковой
(а значит, и причинность). Они считают, что имеются состояния в события, для которых причина не существует или не может быть указана. Индетерминизм считает, в частности, что принцип причинности неприменим к объяснению человеческой деятельности,
рассуждает о «свободе води» электрона, о том, что процессы микромира управляются телеологическими силами и т.д. При этом одна из исторических форм детерминизма, а именно, механический детерминизм, отождествлялся с детерминизмом вообще.
Современный детерминизм включает в себя два основных, объективно существующих типа взаимообусловленных явлений, каждый из которых в свою очередь выражается в многообразных формах детерминации. Первый тип—причинная детерминация, выступающая решающейпо отношению к непричинной, все формы которой складываются вконечном счете на основе причинности - краеугольного камня детерминизма.
Сущность принципа причинности (каузальности) заключается в нахождении таких связей и взаимодействующих факторов, которые обусловливают генезис (возникновение) и развитие данного предмета, детерминируют вконечном итоге все другие его свойства, связи и отношения, его своеобразие.
Реализуя принцип причинности, познание проходит следующие основные ступени:
1) Вычленение предмета исследования как своеобразной целостной системы из многих других взаимодействующих с данной системой.
2) Анализ данной целостной системы в качестве определенного результата всего процесса развития, т. е. в качестве следствия.
3) Изучение механизма причинной детерминации в плане одностороннего порождающего воздействия одного объекта на другой (внешняя причинность). На данном этапе анализируются все факторы, предпосылки, условия и доводы, которые участвовали в порождении данной системы; выявляются многообразные формы причинной обусловленности, вычленяется главная причина.
4)
Исследование механизма причинного обусловливания как процесса самодетерминации данной системы, т. е. доведение анализа до понятия внутренней причины самодвижения (внутренняя причинность).
5) Изучение внешней и внутренней причинности в их единстве и взаимосвязи, но при приоритете последней. Особое внимание здесь должно быть проявлено к движущим силам, источнику развития — к противоречиям (прежде всего внутренним). Именно взаимодействие противоположностей, противоречие является в конечном счете самым глубоким источником, основной и коренной причиной взаимодействия
(самодетерминации), самодвижения и развития объектов, их перехода к высшим формам.
Второй тип детерминизма - отношение между взаимосвязанными явлениями, которые не имеют непосредственно причинного характера, ибо здесь отсутствует момент порождения одного события (процесса, явления и т.п.) другим. Можно выделить следующие основные формы непричинного обуславливания:
Современный детерминизм включает в себя два основных, объективно существующих типа взаимообусловленных явлений, каждый из которых в свою очередь выражается в многообразных формах детерминации. Первый тип—причинная детерминация, выступающая решающейпо отношению к непричинной, все формы которой складываются вконечном счете на основе причинности - краеугольного камня детерминизма.
Сущность принципа причинности (каузальности) заключается в нахождении таких связей и взаимодействующих факторов, которые обусловливают генезис (возникновение) и развитие данного предмета, детерминируют вконечном итоге все другие его свойства, связи и отношения, его своеобразие.
Реализуя принцип причинности, познание проходит следующие основные ступени:
1) Вычленение предмета исследования как своеобразной целостной системы из многих других взаимодействующих с данной системой.
2) Анализ данной целостной системы в качестве определенного результата всего процесса развития, т. е. в качестве следствия.
3) Изучение механизма причинной детерминации в плане одностороннего порождающего воздействия одного объекта на другой (внешняя причинность). На данном этапе анализируются все факторы, предпосылки, условия и доводы, которые участвовали в порождении данной системы; выявляются многообразные формы причинной обусловленности, вычленяется главная причина.
4)
Исследование механизма причинного обусловливания как процесса самодетерминации данной системы, т. е. доведение анализа до понятия внутренней причины самодвижения (внутренняя причинность).
5) Изучение внешней и внутренней причинности в их единстве и взаимосвязи, но при приоритете последней. Особое внимание здесь должно быть проявлено к движущим силам, источнику развития — к противоречиям (прежде всего внутренним). Именно взаимодействие противоположностей, противоречие является в конечном счете самым глубоким источником, основной и коренной причиной взаимодействия
(самодетерминации), самодвижения и развития объектов, их перехода к высшим формам.
Второй тип детерминизма - отношение между взаимосвязанными явлениями, которые не имеют непосредственно причинного характера, ибо здесь отсутствует момент порождения одного события (процесса, явления и т.п.) другим. Можно выделить следующие основные формы непричинного обуславливания:
1) Функциональные связи и зависимости между явлениями, когда они сосуществуют во времени, но не порождают одна другую.
2) Связь состояний, т. е. такое отношение разных состояний какого-либо объекта (атома, электрона и т.п.), при котором отсутствует генетический (порождающий) аспект.
3) Вероятностные соотношения, выражаемые в виде статистических законов.
4) Отношения симметрии, структурные, системные и иные взаимосвязи, пространственные и временные корреляции и другие рассматриваемые в рамках общенаучных подходов.
5) Взаимоотношения между определенными «парными» или любыми иными категориями материалистической диалектики, отражающими своеобразные «срезы» реальной действительности и самого процесса познания, кроме категорий причины и следствия
(как детерминизма особого типа).
В современной науке происходит переход к более глубокому осмыслению детерминизма - к пониманию неоднозначности будущего и с возможностью выхода на желаемое будущее. Это детерминизм, который усиливает роль человека.