Файл: Методические рекомендации по подготовке и защите курсовой работы по дисциплине Социальная педагогика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономное некоммерческое организация высшего образования
«УНИВЕРСИТЕТ БРИКС»
(ЮниБРИКС)
Департамент педагогики, психологии и развития личности
Замлелый А.Ю., Денисов Д.А, Шахтарина И.Л., Рычкова И.А.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ЗАЩИТЕ
КУРСОВОЙ РАБОТЫ
по дисциплине «Социальная педагогика»
Направление подготовки
44.03.01. Педагогическое образование
МОСКВА
2023

2
1.
Цель и задачи выполнения курсовой работы
Курсовая работа — самостоятельное, творческое исследование научно-практического характера, позволяющее судить о приобретенных студентом знаниях и умении применять их на практике. При ее выполнении студент должен проявить знания теоретического материала, специальной литературы, исследовательский и научный подход к рассматриваемой проблеме, умение проводить экспериментально-теоретическое исследование, четко и логично излагать материал, делать законченные самостоятельные обобщения, аргументировать выводы.
Курсовая работа должна базироваться на теоретических и методических положениях науки, содержать элементы новизны. В ней должна быть проведена хотя бы одна, пусть самая простая, но самостоятельная идея, а также предложения автора по более эффективному решению данного вопроса по сравнению с существующим положением.
Цель методических рекомендаций по написанию курсовой работы — оказать помощь обучающимся в написании данного вида работ. В методических рекомендациях определены общие требования к структуре, содержанию и оформлению курсовой работы.
Целью выполнения курсовой работы является формирование навыков исследования закрепление и систематизация полученных знаний, выработка навыков изучения научной литературы, использование полученных знаний при решении проблем, изучение современных научных тенденций и формирование умения анализировать полученные знания.
Задачами выполнения курсовой работы являются формирование у обучающихся следующих навыков:
• постановка конкретной исследовательской задачи с обоснованием актуальности и практической значимости;
• формулирование и обоснование цели решаемой задачи;
• самостоятельный поиск публикаций по теме исследования, литературы, сбор статистического, эмпирического и фактического материала;
• осмысление, структурирование и обработка полученной информации;
• умение ясно и логично излагать письменно свои мысли, представлять графический материал (таблицы, графики и т.п.);
• корректное применение теоретических знаний при изучении объекта исследования (исходное представление в системе научных понятий);
• презентация основных результатов исследования.
2. Тематика курсовой работы
Тематика курсовой работы должна соответствовать цели, задачам и содержанию дисциплин, направлению подготовки и способствовать формированию компетенций, необходимых обучающимся.
Конкретные темы курсовых работ разрабатываются и ежегодно обновляются профессорско-преподавательским составом департаментов.
Тема курсовой работы утверждается уполномоченным сотрудником Университета
(далее – уполномоченное лицо) и размещается в личных кабинетах обучающихся. Изменение или уточнение темы курсовой работы осуществляется по согласованию с уполномоченным лицом только в пределах утвержденной основной тематики. Изменение или уточнение темы курсовой работы возможно не позднее, чем за месяц до установленного срока защиты курсовой работы на основании личного заявления обучающегося на имя уполномоченного лица и утверждается уполномоченным лицом.
Примерная тематика курсовых работ (примерная формулировка тем курсовых работ):
1. Инфантилизм как социальное явление: факторы возникновения.
2. Социальная адаптация личности в социальной педагогике.
3. Социализация и индивидуализация как формы развития личности.
4. Особенности социального климата в женском и мужском трудовых коллективах.
5. Особенности социального климата различных профессиональных коллективов.


3 6. Педагогические характеристики совместной деятельности.
7. Общение как предмет социализации в педагогике.
8. Восприятие и понимание человека человеком в процессе общения.
9. Исследование невербальных средств коммуникации
10. Современные подходы к проблеме повышения эффективности делового общения.
11. Тренинг как способ повышения коммуникативной компетентности.
12. Проблема малой группы в социальной психологии.
13. Современные подходы к изучению феноменов лидерства и руководства.
14. История и современное состояние проблемы групповой сплоченности.
15. Социально-психологические аспекты исследования больших групп.
16. Социальные установки и их влияние на взаимодействие людей.
17. Социальные функции возрастного нормативного кризиса.
18. Личностная зрелость человека.
19. Человек как жертва социализации в современном мире.
20. Типология агрессивного поведения человека.
21. Основные этапы развития социальной роли.
22. Проблемы развития социальной группы.
23. Отношения между малыми группами и их влияние на внутригрупповые процессы.
24. Индивидуальные факторы эффективного управления группой.
25. Лидерство и руководство как субъективный и объективный феномены.
26. Имидж личности как воспринимаемый и передаваемый образ.
27. Типы трансакций и их влияние на межличностное общение.
28. Феномены межличностного влияния.
29. Теории агрессии и подражания.
30. Факторы возникновения агрессивных реакций.
31. Методы преодоления конфликта.
32. Методы преодоления стресса.
33. Народная педагогика
34. Влияние СМИ на социальное воспитание ребенка.
35. Общение и его роль в процессе развития личности.
36. Поведение человека в толпе.
37. Социум как фактор организации индивидуального поведения.
38. Особенности личностного развития и воспитания трудных детей.
39. Педагогические проблемы детско-родительских отношений.
40. Стиль лидерства и руководства как предмет экспериментального изучения в школе
«групповой динамики» К. Левина и в современной социальной психологии.
41. Межгрупповые отношения и проблема социальной справедливости.
42. Социализация ребенка как педагогическая проблема.
43. Поведение личности в ситуации группового давления: исследования «публичной» и
«личной» конформности.
44. Личность в организационных структурах: феномен подчинения авторитету.
45. Методы диагностики и коррекции положения личности в группе.
46. Принадлежность к группе как фактор поведения личности.
47. Невербальная коммуникация как показатель специфики внутригрупповых отношений и взаимодействий.
48. Система ценностей современной молодежи как педагогическая проблема.
49. Массовая коммуникация как социальный феномен.
50. Тревожность детей младшего школьного возраста в контексте межличностных и личностных особенностей
51. Массовая коммуникация как фактор регулирования массового поведения.
52. Особенности межличностного общения и массовая коммуникация.
53. Сочетание вербальной и невербальной коммуникации и как условие эффективности коммуникации.
54. Воспитательный климат семьи и его влияние на становление личности детей.
55. Профессионально значимые личностные качества социального педагога.
56. СМИ в системе социализации детей и подростков.
57. Гендерные различия в проявлении разных типов агрессии у подростков


4 58. Исследование профессионально важных качеств у педагогов.
59. Личностные детерминанты внутригрупповой конформности.
60. Личностные особенности интернет-пользователя.
61. Исследование сплоченности студенческой группы.
62. Флешмоб как социальное явление.
63. Гендерные различия в общении старшеклассников.
64. Структура семьи и уровень субъективного контроля старшеклассников.
65. Особенности формирования гендерной идентичности современных юношей и девушек.
66. Взаимосвязь социального интеллекта и адаптации личности.
67. Взаимосвязь стратегии поведения в конфликте и социально-психологического климата коллектива.
68. Специфика социальных установок личности зрелого возраста.
69. Половозрастные особенности социальных установок личности.
70. Роль установки в межличностном общении.
71. Взаимосвязь уровня эмпатии личности и стратегий поведения в конфликте.
72. Влияние уровня эмпатии членов коллектива на социально-психологический климат.
73. Взаимосвязь уровня эмпатии и конформности личности.
74. Особенности межличностных отношении со сверстниками в подростковом возрасте
75. Роль национальных традиций в семейных отношенийях.
76. Роль родителей в жизни ребенка.
77. Специфика трудовой мотивации при различных стилях руководства.
78. Влияние психологической совместимости на сплоченность группы.
79. Особенности взаимодействия в группах при императивном, манипулятивном, диалогическом общении.
80. Взаимосвязь степени конфликтности группы и уровня развития группы.
81. Мотивация учебной деятельности у подростков.
82.Особенности поведения у детей со школьной дезадаптацией.
83.Динамика ценностных ориентиров у школьников.
84.Компьютеризация и интернет зависимость.
85.Развитие здорового образа жизни у детей как социально-педагогическая проблема.
3. Требования к содержанию, объему и оформлению курсовой работы
Форма документа
Курсовая работа предоставляется студентом в Университет в форме электронного документа в формате файла .pdf, в котором:
- титульный лист содержит личную подпись обучающегося и является электронным образом документа, полученным посредством сканирования титульного листа, исполненного на бумажном носителе с оригиналом подписи студента;
- остальной текст представлен в форме обычного текстового документа формата .pdf, позволяющего осуществлять копирование и поиск текста.
Форма документа курсовой работы должна предоставлять возможность проверки ее на предмет ее оригинальности/наличие плагиата автоматизированными средствами. В случае, если форма документа не позволяет провести проверку работы на предмет ее оригинальности/наличие плагиата Университет может требовать представление работы в формате, позволяющем провести указанную проверку.
В тексте работы не допускается замена букв кириллицы на идентичные по написанию буквы латиницы или иные сходные символы и наоборот.
Оформление курсовой работы
Оформление курсового проекта по ГОСТу базируется на требованиях трех ГОСТов (или версий, их заместивших на момент ознакомления с настоящим текстом):


5
ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательной работе. Структура и правила оформления» — применим для всех типов научно-исследовательских трудов (курсовые, дипломы, рефераты, кандидатские/докторские диссертации и т.д);
ГОСТ 2.105 – 95 «Общие требования к текстовым документам» регламентирует параметры абзацных отступов, атрибуты шрифтов;
ГОСТ Р 7.05 – 2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления» устанавливает правила для оформления библиографического списка.
Объем работы –25–30 страниц машинописного текста (текста, исполненного посредством электронно-вычислительной техники), шрифт для курсовой работы по ГОСТу должен быть14пт (pt), Times New Roman. Межстрочный интервал - 1,5. Каждый новый абзац оформляется с красной строки. Отступ красной строки равный 1,25 см. Весь основной текст выравнивается по ширине: у левого ширина должна быть 3 см, у правого — 1 см, у верхнего и у нижнего— по 2 см.
Оформление Титульного листа осуществляется в соответствии с Приложением 1.
В работе обязательно должны быть следующие разделы: титульный лист; содержание; введение; главы с названиями; заключение; библиографический список и приложения (при необходимости). В оформлении содержания курсовой работы необходимо отразить все разделы и подразделы, кроме титульного листа. Заголовки по ГОСТу прописываются в центре страницы на первой строке, в конце заголовков точка не ставится. От заголовка главы или параграфа до текста должен следовать полуторный интервал.
При оформлении введения указывают следующие пункты:
• Актуальность выбранной темы.
• Степень освещённости и разработанности проблемы. Для этого необходимо проанализировать, насколько полно эту тему рассматривают учёные в своих трудах, научных журналах, учебной литературе и прочих изданиях.
• Методологическая основа работы.
• Цели работы, задачи, а также результаты проделанной студентом работы.
В курсовой работе предусматривается две-три главы, в которых обучающийся отвечает на поставленные цели и задачи, проводит анализ исследования, раскрывает научные и практические аспекты темы курсовой работы. Главы работы должны иметь нумерацию, состоящей из слова «Глава» и арабской цифрой с точкой. Наименование глав записывают обычным шрифтом без выделений и без подчеркивания строчными буквами (кроме первой заглавной) выравнивая по ширине с отступом 1,0 см. Заголовок, состоящий из двух и более строк, печатается полуторным междустрочным интервалом.
В заключении к курсовой необходимо перечислить предположения и выводы о проделанной работе.
Ссылки и сноски
В курсовых работах используются ссылки в форме подстрочных сносок. Подстрочные сноски оформляются внизу страницы, на которой расположен текст, например цитата. Для этого в конце текста или цитаты ставится цифра или звездочка, обозначающая порядковый номер сноски на данной странице. Например,
«В Российской педагогической энциклопедии есть статья, посвященная доступности обучения. Основной ее лейтмотив в том, что доступность обучения следует достигать различными искусными приемами, преодолевая ими те трудности, с которыми встречаются учащиеся. При этом правильно подчеркивается, что следует учитывать уровни развития учащихся, в том числе их возрастные особенности».
1


6
____________________
1. Канке, В. А. Теория обучения и воспитания : учебник и практикум / В. А. Канке. — Москва :
Издательство Юрайт, 2022. — 297 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01217-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489567
(дата обращения: 04.05.2022).
Нумерация подстрочных сносок может быть сквозной по всему тексту письменной работы.
Цитирование
При цитировании необходимо соблюдать следующие правила:
• текст цитаты заключается в кавычки, и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания;
• цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого фрагмента и без искажения смысла. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается, если не влечет искажение всего фрагмента, и обозначается многоточием, которое ставится на место пропуска;
• если цитата включается в текст, то первое слово пишется со строчной буквы;
• если цитата выделяется из основного текста, то ее пишут от левого поля страницы на расстоянии абзацного отступа, при этом каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник.
Библиографический список
После заключения, начиная с новой страницы, необходимо поместить библиографический список.
Библиографический список должен содержать подробную и достаточную информацию о каждом использованном источнике. Такая информация различна в зависимости от вида источника.
Основой оформления библиографического списка является библиографическое описание источников в соответствии с вышеперечисленными ГОСТами.
Список литературы по ГОСТу может составляться:
• в алфавитном порядке;
• в хронологическом порядке (в порядке опубликования книги или документов);
• в систематическом порядке (по научным направлениям);
• в порядке цитирования (упоминания в работе).
Независимо от выбранного способа группировки в начало списка, как правило, помещают официальные документы (законы, постановления, указы и т. д.), которые располагаются по юридической силе. Расположение внутри равных по юридической силе документов – по дате принятия, в обратной хронологии:
• Международные нормативные акты.
• Конституция Российской Федерации.
• Нормативно-правовые документы:
• Федеральные конституционные законы.
• Постановления конституционного суда.
• Кодексы
• Федеральные законы
• Законы
• Указы Президента РФ.
• Акты Правительства:
• Постановления.
• Распоряжения.
• Акты Верховного и Высшего Арбитражного Судов