Файл: Контрольная работа по биологии ( тест), предназначенная для проверки знаний.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Годовая контрольная работа по биологии ( тест), предназначенная для проверки знаний учащихся за курс  10 класса по программе  Пономаревой И. Н. 

Структура работы.

Контрольно-измерительные материалы предполагают выявление минимума уровня обученности учащихся.
Контрольная работа в двух вариантах включает задания различного уровня сложности. Материал разделен на три части (блока). Часть А – 20 вопросов с выбором одного правильного ответа. Часть В- включает 3вопроса, которые требуют краткого ответа. Часть В1 - задание контролирует умение устанавливать соответствие между объектами или процессами и описанием их свойств и признаков, часть В 2- 3 - задания контролируют полноту познаний учащихся, умения анализировать ответы и находить среди них верные.

В части С -1 задание, требующее развернутого ответа.

На выполнение работы отводится 20 минут.

Работа выполняется на отдельных проштампованных листах.

Рекомендации по оцениванию отдельных заданий и работы в целом.

Верное выполнение каждого задания части А - оценивается 1 баллом.

За верное выполнение заданий части В - выставляется 2 балла. Если в ответе содержится 1 ошибка, то ученик получает 1 балл. За неверный ответ или ответ, содержащий 2 ошибки, выставляется 0 баллов.

Часть С.

Элементы ответа

баллы

ответ включает все названные ниже элементы, не содержит биологических ошибок

3

ответ включает 2 из названных ниже элементов, не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных ниже элементов элемента, но содержит негрубые биологические ошибки.

2

ответ включает 1 из названных ниже элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2из названных ниже элемента, но содержит негрубые биологические ошибки.

1

ответ неправильный

0

максимальный балл

3


Оценка ученика за освоение курса биологии 10 класса определяется по 5- балльной шкале:

«5» - 85-100% 25 – 29 баллов
«4» - 70-84% 20 – 24 баллов
«3» - 55-69% 16 – 19 баллов
«2» - < 54% 15 баллов и менее
Итоговый тест по биологии для 10 класса


1 вариант

Часть А. Выберите один правильный ответ:

  1. Начальный уровень организации живой природы:

а) клеточный в) молекулярный

б) организменный г) биосферный

  1. Способность организмов избирательно реагировать на внешние воздействия специфическими реакциями:

а) саморегуляция в) изменчивость

б) раздражимость г) наследственность

  1. Важнейшую роль в эволюции биосферы сыграло появление в атмосфере:

а) азота

б) углекислого газа

в) паров воды

г) кислорода

  1. Биосфера, как и любая экосистема является:

а) закрытой системой

б) открытой системой

в) полностью автономной системой

г) полностью независимой системой

  1. В результате жизнедеятельности микроорганизмов на земле образовались залежи:

а) золота и серебра

б) известняка, фосфоритов

в) бокситов, алюминия

г) меди, цинка

  1. Наибольшая концентрация озона расположена в следующих пределах от:

а) 5 до 10 км в) 20 до 25 км

б) 10 до 20 км г) 25 до 40 км

  1. В.И. Вернадский выделял в биосфере вещества:

а) косное, некосное, вода, органическое

б) биокосное, живое, вода,биогенное

в) органическое, почва, вода, биогенное

г) косное, биокосное, живое, биогенное

  1. Организмы продуценты, консументы, редуценты – основные структурные компоненты:

а) биогеоценоза

б) вида

в) популяции

г) биосферы

  1. Биосфера – глобальная экосистема, структурными компонентами которой являются:

а) классы и отделы растений

б) популяции

в) биогеоценозы

г) классы и типы животных

  1. Против гипотезы самозарождения жизни первым выступил:

а) Л.Пастер б) Ф. Реди; в) С. Миллер; г) А.И. Опарин

  1. Согласно гипотезе А.И. Опарина и Дж. Холдейна жизнь:

а) занесена на нашу планету извне;

б) была создана сверхъестественным существом;

в) возникала неоднократно из неживого вещества;

г) появилась на Земле в результате процесса возникновения живого из неживого при наличии благоприятных условий.

  1. Назовите форму взаимоотношений между организмами разных видов, при которой особи разных видов, обладая схожими потребностями, соперничают между собой за жизненные ресурсы: воду и пищу, убежища, места кладки яиц т.д.

а) конкуренция

б) хищничество



в) паразитизм

в) симбиоз

  1. Группы особей (бактерии, грибы, растения, животные) связанные друг с другом отношением «пища – потребитель» называются :

а) информационная сеть, сеть информации

б) биологические ритмы, ритмы природные

в) трофическая цепь,пищевая цепь, цепь питания

14. Приспособление животных к паразитическому образу жизни, связанное с упрощением строения тела, является примером:
а) идиоадаптации; б) дегенерации; в) ароморфоза; г) биологического регресса.

15.Что является структурной единицей вида:
а) особь б) колония в) стая г) популяция

Часть В.

В1.Установите соответствие между характеристикой организма и его принадлежностью к функциональной группе:

Характеристика организмов Функциональные группы

1) синтезируют органические вещества из

неорганических; А) продуценты

2) используют готовые органические вещества; Б) консументы

3) используют неорганические вещества почвы;

4) растительноядные и плотоядные животные;

5) аккумулируют солнечную энергию;

6) в качестве источника энергии используют

животную и растительную пищу.

Выбрать три ответа из шести:

В2.Функциями живого вещества в биосфере являются:

1- регуляция вулканической деятельности,

2- поглощение и выделение газов;

3- регуляция солнечной активности

4- сохранение геологических пород в неизменном состоянии;

5- окислительно-восстановительная;

6- концентрационная.
Часть С. 1. Назовите и охарактеризуйте три основные группы организмов, образующих экосистему (биогеоценоз).
Итоговый тест по биологии для 10 класса

2 вариант

Часть А. Выберите один правильный ответ:

  1. Среди названных уровней организации уберите «лишнее»

а) клеточный в) атомарный

б) популяционно-видовой г) биосферный

  1. Отличительным признаком живого от неживого является:

а) изменение свойств объекта под воздействием среды

б) участие в круговороте веществ

в) воспроизведение себе подобных

г) изменение размеров объекта под воздействием среды

3.Химическую основу живого составляют элементы:


а) кислород, углерод, водород, азот

б) углерод, кальций, азот, водород

в) кальций, фосфор, азот, водород

г) кислород, углерод, водород, калий

4. Коацерваты являются прообразами живых систем, так как они :

а) могут увеличиваться в размерах – расти;

б) ограничены от водной среды прообразом мембраны;

в) способны поглощать одни вещества из внешней среды и выделять в нее другие;

г) отвечают всем указанным признакам.

5. Живым веществом земли В.И. Вернадский называл всю массу:

а) живых организмов всех видов без бактерий и грибов

б) живых организмов всех видов

в) растений и животных всех видов

г) наземных и почвенных животных

6.Верхние границы распространения жизни ограничены высотой в:

а) 5 км б) 10 км в) 20 км г) 40 км

7. В.И. Вернадский выделял несколько биохимических функций вещества в биосфере. Одна из них:

а) водная в) литосферная

б) газовая г) ферментативная

8. «Разумная оболочка» Земли, новый этап в развитии отношений человека и природы:

а) гидросфера в) ноосфера

б) литосфера г) биосфера

9. Жизнь на Земле невозможна без круговорота веществ, в котором главная роль растений:

а) разрушителей органических веществ;

б) источника минеральных веществ;

в) производителей органических веществ;

г) производителей минеральных веществ.

10. Нефть, торф, уголь – ископаемые залежи:

а) образованные в результате деятельности бактерий древних геологических эпох

б) образованные из остатков древних растительных организмов, накопивших солнечную энергию

в) неорганических веществ, образованных в прошлые геологические эпохи микроскопическими животными

г) являются продуктами вулканической деятельности

11. Прогрессивное уменьшение биомассы и энергии от продуцентов к консументам:

а) правило экологической пирамиды;

б) цепь питания;

в) закон превращения энергии;

г) круговорот веществ.

12.Выберите правильно составленную пищевую цепь:

а) гусеница – скворец – листья - ястреб;

б) ястреб- скворец- гусеница - листья;

в) листья - скворец- ястреб- гусеница;

г) листья – гусеница- скворец- ястреб.

13. Эволюционные изменения организмов (частные приспособления), которые способствуют приспособлению к определенным условиям среды, это:

а) ароморфозы;

б) естественный отбор;

в) идиоадаптации;


г) рудименты.

14. Один из типов видообразования:

а) биохимический;

б) физиологический;

в) аллопатрический;

г) палеонтологический.

15. Микроэволюция - это:
а) эволюция микроорганизмов; б) эволюция биоценозов

в) незначительные эволюционные изменения, не приводящие к видообразованию;
г) эволюционные процессы в популяциях, приводящие к видообразованию.

Часть В. В1.Найдите соответствие:

Компоненты биоценоза

Организмы


1 – Продуценты

2 – Консументы

3 – Редуценты


А – Рыба
Б – Водоросли

В – Личинки комара

Г – Гнилостные бактерии

Д – Двустворчатые моллюски

В2. Выбрать три ответа из шести:

К ароморфозам относятся следующие явления:

1) развитие корнеплода у свеклы;

2) возникновение процесса фотосинтеза;

3) возникновение плода у цветковых растений;

4) слабое развитие обоняния у птиц;

5) возникновение кровеносной системы;

6) способность к смене окраски у хамелеона

Часть С. Почему растения (продуцентов) считают начальным звеном круговорота веществ и превращений энергии в экосистеме

Ответы к итоговой контрольной работе по биологии за курс 10 класса:

1 вариант
Часть А.


1 – в







13- в

2 – б




9 - в

14- б

3 – г

6 – в

10 - б

15- г

4 – б

7 – г

11 - г




5 - б

8- а

12 – а





Часть В.

1. А, Б, А, Б, А, Б.

2. 2, 5, 6

2 вариант
Часть А.


1 – в

5 – б

10 – б

15-г

2 – в

6 – в

11 - а




3 – а

7 – б

12 - г




4 – г

8 – в

13 - в







9 – в

14 – в