Файл: Контрольная работа по биологии ( тест), предназначенная для проверки знаний.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Годовая контрольная работа по биологии ( тест), предназначенная для проверки знаний учащихся за курс 10 класса по программе Пономаревой И. Н.
Структура работы.
Контрольно-измерительные материалы предполагают выявление минимума уровня обученности учащихся.
Контрольная работа в двух вариантах включает задания различного уровня сложности. Материал разделен на три части (блока). Часть А – 20 вопросов с выбором одного правильного ответа. Часть В- включает 3вопроса, которые требуют краткого ответа. Часть В1 - задание контролирует умение устанавливать соответствие между объектами или процессами и описанием их свойств и признаков, часть В 2- 3 - задания контролируют полноту познаний учащихся, умения анализировать ответы и находить среди них верные.
В части С -1 задание, требующее развернутого ответа.
На выполнение работы отводится 20 минут.
Работа выполняется на отдельных проштампованных листах.
Рекомендации по оцениванию отдельных заданий и работы в целом.
Верное выполнение каждого задания части А - оценивается 1 баллом.
За верное выполнение заданий части В - выставляется 2 балла. Если в ответе содержится 1 ошибка, то ученик получает 1 балл. За неверный ответ или ответ, содержащий 2 ошибки, выставляется 0 баллов.
Часть С.
Элементы ответа | баллы |
ответ включает все названные ниже элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
ответ включает 2 из названных ниже элементов, не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных ниже элементов элемента, но содержит негрубые биологические ошибки. | 2 |
ответ включает 1 из названных ниже элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2из названных ниже элемента, но содержит негрубые биологические ошибки. | 1 |
ответ неправильный | 0 |
максимальный балл | 3 |
Оценка ученика за освоение курса биологии 10 класса определяется по 5- балльной шкале:
«5» - 85-100% 25 – 29 баллов
«4» - 70-84% 20 – 24 баллов
«3» - 55-69% 16 – 19 баллов
«2» - < 54% 15 баллов и менее
Итоговый тест по биологии для 10 класса
1 вариант
Часть А. Выберите один правильный ответ:
-
Начальный уровень организации живой природы:
а) клеточный в) молекулярный
б) организменный г) биосферный
-
Способность организмов избирательно реагировать на внешние воздействия специфическими реакциями:
а) саморегуляция в) изменчивость
б) раздражимость г) наследственность
-
Важнейшую роль в эволюции биосферы сыграло появление в атмосфере:
а) азота
б) углекислого газа
в) паров воды
г) кислорода
-
Биосфера, как и любая экосистема является:
а) закрытой системой
б) открытой системой
в) полностью автономной системой
г) полностью независимой системой
-
В результате жизнедеятельности микроорганизмов на земле образовались залежи:
а) золота и серебра
б) известняка, фосфоритов
в) бокситов, алюминия
г) меди, цинка
-
Наибольшая концентрация озона расположена в следующих пределах от:
а) 5 до 10 км в) 20 до 25 км
б) 10 до 20 км г) 25 до 40 км
-
В.И. Вернадский выделял в биосфере вещества:
а) косное, некосное, вода, органическое
б) биокосное, живое, вода,биогенное
в) органическое, почва, вода, биогенное
г) косное, биокосное, живое, биогенное
-
Организмы продуценты, консументы, редуценты – основные структурные компоненты:
а) биогеоценоза
б) вида
в) популяции
г) биосферы
-
Биосфера – глобальная экосистема, структурными компонентами которой являются:
а) классы и отделы растений
б) популяции
в) биогеоценозы
г) классы и типы животных
-
Против гипотезы самозарождения жизни первым выступил:
а) Л.Пастер б) Ф. Реди; в) С. Миллер; г) А.И. Опарин
-
Согласно гипотезе А.И. Опарина и Дж. Холдейна жизнь:
а) занесена на нашу планету извне;
б) была создана сверхъестественным существом;
в) возникала неоднократно из неживого вещества;
г) появилась на Земле в результате процесса возникновения живого из неживого при наличии благоприятных условий.
-
Назовите форму взаимоотношений между организмами разных видов, при которой особи разных видов, обладая схожими потребностями, соперничают между собой за жизненные ресурсы: воду и пищу, убежища, места кладки яиц т.д.
а) конкуренция
б) хищничество
в) паразитизм
в) симбиоз
-
Группы особей (бактерии, грибы, растения, животные) связанные друг с другом отношением «пища – потребитель» называются :
а) информационная сеть, сеть информации
б) биологические ритмы, ритмы природные
в) трофическая цепь,пищевая цепь, цепь питания
14. Приспособление животных к паразитическому образу жизни, связанное с упрощением строения тела, является примером:
а) идиоадаптации; б) дегенерации; в) ароморфоза; г) биологического регресса.
15.Что является структурной единицей вида:
а) особь б) колония в) стая г) популяция
Часть В.
В1.Установите соответствие между характеристикой организма и его принадлежностью к функциональной группе:
Характеристика организмов Функциональные группы
1) синтезируют органические вещества из
неорганических; А) продуценты
2) используют готовые органические вещества; Б) консументы
3) используют неорганические вещества почвы;
4) растительноядные и плотоядные животные;
5) аккумулируют солнечную энергию;
6) в качестве источника энергии используют
животную и растительную пищу.
Выбрать три ответа из шести:
В2.Функциями живого вещества в биосфере являются:
1- регуляция вулканической деятельности,
2- поглощение и выделение газов;
3- регуляция солнечной активности
4- сохранение геологических пород в неизменном состоянии;
5- окислительно-восстановительная;
6- концентрационная.
Часть С. 1. Назовите и охарактеризуйте три основные группы организмов, образующих экосистему (биогеоценоз).
Итоговый тест по биологии для 10 класса
2 вариант
Часть А. Выберите один правильный ответ:
-
Среди названных уровней организации уберите «лишнее»
а) клеточный в) атомарный
б) популяционно-видовой г) биосферный
-
Отличительным признаком живого от неживого является:
а) изменение свойств объекта под воздействием среды
б) участие в круговороте веществ
в) воспроизведение себе подобных
г) изменение размеров объекта под воздействием среды
3.Химическую основу живого составляют элементы:
а) кислород, углерод, водород, азот
б) углерод, кальций, азот, водород
в) кальций, фосфор, азот, водород
г) кислород, углерод, водород, калий
4. Коацерваты являются прообразами живых систем, так как они :
а) могут увеличиваться в размерах – расти;
б) ограничены от водной среды прообразом мембраны;
в) способны поглощать одни вещества из внешней среды и выделять в нее другие;
г) отвечают всем указанным признакам.
5. Живым веществом земли В.И. Вернадский называл всю массу:
а) живых организмов всех видов без бактерий и грибов
б) живых организмов всех видов
в) растений и животных всех видов
г) наземных и почвенных животных
6.Верхние границы распространения жизни ограничены высотой в:
а) 5 км б) 10 км в) 20 км г) 40 км
7. В.И. Вернадский выделял несколько биохимических функций вещества в биосфере. Одна из них:
а) водная в) литосферная
б) газовая г) ферментативная
8. «Разумная оболочка» Земли, новый этап в развитии отношений человека и природы:
а) гидросфера в) ноосфера
б) литосфера г) биосфера
9. Жизнь на Земле невозможна без круговорота веществ, в котором главная роль растений:
а) разрушителей органических веществ;
б) источника минеральных веществ;
в) производителей органических веществ;
г) производителей минеральных веществ.
10. Нефть, торф, уголь – ископаемые залежи:
а) образованные в результате деятельности бактерий древних геологических эпох
б) образованные из остатков древних растительных организмов, накопивших солнечную энергию
в) неорганических веществ, образованных в прошлые геологические эпохи микроскопическими животными
г) являются продуктами вулканической деятельности
11. Прогрессивное уменьшение биомассы и энергии от продуцентов к консументам:
а) правило экологической пирамиды;
б) цепь питания;
в) закон превращения энергии;
г) круговорот веществ.
12.Выберите правильно составленную пищевую цепь:
а) гусеница – скворец – листья - ястреб;
б) ястреб- скворец- гусеница - листья;
в) листья - скворец- ястреб- гусеница;
г) листья – гусеница- скворец- ястреб.
13. Эволюционные изменения организмов (частные приспособления), которые способствуют приспособлению к определенным условиям среды, это:
а) ароморфозы;
б) естественный отбор;
в) идиоадаптации;
г) рудименты.
14. Один из типов видообразования:
а) биохимический;
б) физиологический;
в) аллопатрический;
г) палеонтологический.
15. Микроэволюция - это:
а) эволюция микроорганизмов; б) эволюция биоценозов
в) незначительные эволюционные изменения, не приводящие к видообразованию;
г) эволюционные процессы в популяциях, приводящие к видообразованию.
Часть В. В1.Найдите соответствие:
Компоненты биоценоза | Организмы |
1 – Продуценты 2 – Консументы 3 – Редуценты | А – Рыба Б – Водоросли В – Личинки комара Г – Гнилостные бактерии Д – Двустворчатые моллюски |
В2. Выбрать три ответа из шести:
К ароморфозам относятся следующие явления:
1) развитие корнеплода у свеклы;
2) возникновение процесса фотосинтеза;
3) возникновение плода у цветковых растений;
4) слабое развитие обоняния у птиц;
5) возникновение кровеносной системы;
6) способность к смене окраски у хамелеона
Часть С. Почему растения (продуцентов) считают начальным звеном круговорота веществ и превращений энергии в экосистеме
Ответы к итоговой контрольной работе по биологии за курс 10 класса:
1 вариант
Часть А.
1 – в | | | 13- в |
2 – б | | 9 - в | 14- б |
3 – г | 6 – в | 10 - б | 15- г |
4 – б | 7 – г | 11 - г | |
5 - б | 8- а | 12 – а | |
Часть В.
1. А, Б, А, Б, А, Б.
2. 2, 5, 6
2 вариант
Часть А.
1 – в | 5 – б | 10 – б | 15-г |
2 – в | 6 – в | 11 - а | |
3 – а | 7 – б | 12 - г | |
4 – г | 8 – в | 13 - в | |
| 9 – в | 14 – в | |