Файл: Тема История и генезис теории управления. Научная теория управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 3. История и генезис теории управления.

Научная теория управления

  1. Управленческие революции. Возникновение научной теории управления.

  2. Классическая школа в управлении.


Развитие управления характеризует не только его история, но и генезис, предполагающий качественные преобразования управления в соответствии с изменениями потребностей общества, производства и человека.

Управленческие знания появились задолго до нашей эры и задолго до того, как управление оформилось в самостоятельную научную дисциплину и профессию. Возникновение вначале примитивных, а затем все более сложных организаций древнего мира и их развитие требовали постоянного совершенствования практики управления.

В процессе генезиса управления возник менеджмент как новый тип управления, в наибольшей мере отражающий, с одной стороны, специфику рыночной экономики, с другой – роль человека в научно-техническом процессе.

Этимология термина «менеджмент» свидетельствует, что в античной Греции буквального аналога слова «менеджмент» не существовало. Самое близкое по звучанию и значению слово master означало «ведущий поиски» и «умеющий разыскивать», но никак «умеющий руководить».

Искусство управления людьми по-гречески именовалось «демагогией». Переводится как «руководство народом», «управление страной» (demos –народ, ago-веду). Это специфическая форма управления - умение с помощью слова повести за собой массы, искусство убеждать, предводительствовать народом.

Немецкий историк И. Шайц (интерпретация термина «менеджмент»(итальян.)maneggiare –умение управлять лошадью.

Английское слово «manage» означает не просто управлять, но и ухитряться, не просто руководить, но и умудряться. Иными словами, не вкалывать в поте лица, а ловчить, ловить удачу, укрощать или усмирять других. Управление – это искусство, как раз и заключается в умении, хитрости так регулировать действия людей, чтобы они этого не замечали, чтобы они не чувствовали никакого давления или насилия.

В развитии управления можно выделить семь этапов, которые нередко называют управленческими революциями.

Первая управленческая революция произошла 4 – 5 тыс. лет назад, когда произошло формирование рабовладельческих государств на Древнем Востоке. Этот этап развития управленческой мысли характеризуют как «религиозно-коммерческую революцию».


Вторая управленческая революция – светско-административная – тесно связана с именем вавилонского правителя Хаммурапи (1792-1750 до н.э.), который для управления обширными территориями создал эффективную административную систему.

Третья управленческая революция известна как производственно-строительная и началась примерно через тысячу лет после правления Хаммурапи во времена правления Навуходоносора II (605- 562 до н.э.). В это время велось большое строительство, разрабатывались технически сложные проекты, в производстве и строительстве применялись различные системы и методы контроля качества продукции.

Предприниматель – частный собственник, владелец капитала. Когда масштабы предприятия расширяются, ему требуется профессиональный помощник.

В этот период также появилось значительное количество управленческих нововведений в Древнем Риме. Например, система территориального управления Диоклетиана (243-316 до н.э.) и административная иерархия Римской католической церкви, которую до настоящего времени считают наиболее совершенной формальной организацией западного мира.

Четвёртая управленческая революция происходила в средние века, ещё до наступления этапа развития капитализма. Концепции управления в раннем средневековье отражали доминирование профессиональных гильдий (цехов), отношения в которых строились на сотрудничестве.

Пятая управленческая революция произошла в период индустриальной революции XVIII-XIX вв. В этот период произошло осознание того, что управленческие функции не менее важны, чем финансовые или технические.

Шестая управленческая революция – бюрократическая (конец XIX – 70-е гг. ХХ в.) – происходила в период усиления роли профессиональных менеджеров в управлении государственным и частным сектором.

Седьмая управленческая революция – постиндустриальный этап управленческого развития (с 80-х гг. ХХ в.) связан с переходом к постиндустриальному этапу общественного развития, характерной чертой которого является ориентация управления на человеческий фактор.


2 вопрос

Школа научного менеджмента(1885—1920).

Возникновение современной науки управления относится к началу ХХ века.

Складывавшаяся теория управления испытывала влияние со стороны происходящих в мире перемен:

1. новых научно-технических достижений,

2. интенсивного технического перевооружения производства,

3. изменения отношения к бизнесу,

4. успехов в других, связанных с управлением, дисциплинах — таких, как социология, психология, экономика, инженерные науки и др.

5. переход от ремесленного производства 18 в. к машинному производству 19 в. сменило в 20 в. массовое поточное производство, конвейер.

6. центр развития теории и практики менеджмента в начале 20 в переместился из Англии в США. Главным фактором развития науки управления здесь явился не средний и мелкий, а большой бизнес – крупные и сверхкрупные корпорации на транспорте и в промышленности.

7. но развитие американского производства сдерживалось перегрузкой заводов лишним оборудованием, раздуванием штатов и расточением материалов, и военно-анархическим типом организации производства. (Мастер управлял производством, отвечал за себестоимость продукции, руководил персоналом, увольнял рабочих, распределял задания, устанавливал часы работы, нормы выработки, повышал или понижал в должности и т.д.)

Таким образом, Ф. Тейлор является представителем классической школы управления, которая, в свою очередь, имела два направления:

-школу научного менеджмента, основоположником которой является Ф. Тейлор, и

-школу административного управления, которую возглавил Анри Файоль. Научный менеджмент занимался проблемами повышения производительности труда отдельными рабочими. Административный менеджмент фокусировал внимание на управлении всей организацией как единого целого.

-Тейлор, например, скрупулёзно замерял количество железной руды и угля, которые человек может поднять на лопатах различного размера. Максимальное количество может быть переброшено, если пользоваться лопатой-совком емкостью около 8,6 кг.

-Ввел эффективную систему контроля за индивидуальным и коллективным трудом. (регламентация рабочего времени, обед, перерыв)

-Одной из важных проблем промышленного общества в США в конце 19 в. были разные формы выражения недовольства рабочих: открытые (забастовки, нарушение трудовой дисциплины,


Рестрикционизм (от англ. restriction — ограничение) — сознательное ограничение работниками своей производительности труда, использование не в полную силу своих физических и умственных способностей при выполнении служебных обязанностей.

Групповой эффект был открыт психологией в 20-е гг. ( ДЖ.Айзенк, Дж. Струп) :положительный эффект - группа дает больший результат (синергетический эффект), психологический настрой коллектива, радость от совместного творчества. Тейлор увидел отрицательное.

Через 50 лет американский социолог и психолог Э. Мэйо подтвердил отрытый Тейлором феномен РСП. И говорил о существовании каких-то несанкционированных администрацией норм производительности.

Работать с прохладцей могли и руководители. Причины: отсутствие индивидуальной ответственности, не обозначен круг обязанностей, дублирование функций, низкая оплата труда.

-Разработка и внедрение системы стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Цель нормирования - установление соответствия между трудовым вкладом и вознаграждением.

-Затем представители этой школы приходят к ключевому выводу о необходимости отделения управленческих функций координации, планирования, контроля от фактического исполнения работы; т.е. к выводу, что работа по управлению — это особая деятельность.

Задача: определение оптимальной системы управления предприятием в целом, которая обеспечивала бы наивысшие конечные результаты работы всей организации. Например, они существенно повысились, когда власть мастера была децентрализована, а вместо одного мастера в цехе стали работать восемь мастеров-супервайзеров.
Можно выделить основные положения его концепции:

1. Разделение производственных операций на составные элементы, исследование каждого из них. Разработка стандартных методов выполнения каждой операции и замена ими старых, сложившихся на практике методов работы.

2. Отбор рабочих для каждой операции с учетом необходимых способностей; обучение их новым методам работы для наилучшего выполнения операций.

3. Установление дифференцированной заработной платы в зависимости от выполнения установленных норм.

4. Сотрудничество между администрацией и рабочими в деле внедрения новой организации труда.


5. Равномерное и справедливое распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими.

Основной вклад Ф. Тейлора в науку управления заключается в следующем:

1. Он положил начало тщательному изучению трудового процесса, его отдельных операций и работ.

2. Подчеркивал важность отбора и подготовки персонала для выполнения конкретных операций.

3. Доказал важность справедливого вознаграждения за выполненную работу.

Главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, то есть необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление.

Слабыми сторонами его теории являются:

1. Ф. Тейлор видел в работнике только исполнителя простых операций и функций, средство достижения цели.

2. Он не принимал во внимание социальный и психологический контекст работы и более высокие потребности рабочих, кроме материальных.

3. Не признавал разногласий, противоречий, конфликтов между людьми.

4. Склонен был относиться к рабочим как несведущим, необразованным людям, игнорировал их идеи и предложения.

Итак, Ф. Тейлор занимался в основном вопросами управления производством в цехе, рационализацией труда отдельного рабочего.

Большой вклад в развитие научного менеджмента внесли супруги Френк и Лилиан Гилбрет. Они изобрели прибор и назвали его микрохронометром.
2 вопрос

Школа административного управления (1920—1950)

По его мнению, администрирование – это составная часть управления, которое охватывает более широкую деятельность предприятия и включает следующие функции:

1) техническую (производство, выделка и обработка);

2) коммерческую ( покупка, продажа и обмен);

3) финансовую ( привлечение средств и распоряжение ими);

4) страховую ( страхование и охрана имущества и лиц);

5) учетную (бухгалтерия, калькуляция, учет, статистика и т.д.);

6) административную.

Файоль дал следующие определения составляющим административных операций:

• предвидеть – учитывать грядущее и вырабатывать программу действия;

• организовывать – строить двойной – материальный и социальный – организм предприятия;

• распоряжаться – заставлять персонал надлежаще работать;

• координировать – связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия;