Файл: Тема История и генезис теории управления. Научная теория управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


• контролировать – заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям.

Программа действий, по его мнению, основана на:

1) ресурсах предприятия;

2) природе и важности текущих операций;

3) возможностях будущего, зависящих от технических, коммерческих, финансовых и иных условий, в свою очередь подверженных изменениям, важность и момент наступления которых нельзя определить наперед.

К условиям и качествам, необходимым персоналу для выработки хорошей программы действия Файоль относил:

1.

Искусство управлять людьми;

2. Большую активность;

3. Нравственное мужество;

4. Прочность служебного положения;

5. Профессиональную компетенцию;

6. Деловую опытность.

А. Файоль разработал принципы управления, которые считал универсальными, применимыми к любой административной деятельности. Однако на практике применение этих принципов должно носить гибкий характер, зависеть от ситуации, в которой осуществляется управление. Этими принципами являются:

1. Разделение труда. Целью разделения труда Файоль считал повышение количественной и качественной отдачи при одних и тех же усилиях. этого принципа является «специализация функций и разделение власти».

2. Власть – ответственность. Файоль связывал власть и ответственность, считая ответственность следствием власти. «Власть есть право отдавать распоряжения и сила, принуждающая им подчиняться».

3. Дисциплина – «это, по существу, повиновение, усердие, деятельность, манера держать себя, внешние знаки уважения, проявляемые соответственно установленному между предприятием и его служащими соглашению».

4. Единство распорядительства (единоначалие). По мнению Файоля, «служащему может давать два приказания относительно какого- либо действия только один начальник».

5. Единство руководства. Этот принцип Файоль выразил так: «один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель.

6. Подчинение частных интересов общим. Этот принцип гласит, что в предприятии интересы служащего или группы служащих не должны ставиться выше интересов предприятия…

7. Вознаграждение персонала – это «оплата исполненной работы.

8. Централизация.

9. Иерархия «есть ряд руководящих должностей, начиная с высших и кончая низшими.

10. Порядок. Данный принцип Файоль рассматривал с позиции материального и социального порядка.


11. Справедливость. Раскрывая содержание этого принципа, Файоль писал: «Для того, чтобы поощрять персонал к исполнению своих обязанностей с полным рвением и преданностью, надо относиться к нему благожелательно; справедливость есть результат сочетания благожелательности с правосудием».

12. Постоянство состава персонала. «Служащему нужно известное время, чтобы освоиться с новой функцией и научиться ее успешно выполнять, – если, конечно, он обладает необходимыми для этого качествами».

13. Инициатива - это «возможность создания и осуществления плана.

14. Единение персонала Файоль раскрыл содержание этого принципа девизом: «В единении – сила». «Гармония, единение персонала предприятия – большая сила в предприятии. Стало быть, надо стремиться ее установить.

Группировка принципов А. Файоля


Структурные принципы

Принципы процесса

Принципы конечного

результата

Разделение труда

Справедливость

Порядок

Единство руководства

Дисциплина

Единение персонала

Соотношение централиза-

ции и децентрализации

Вознагрждение персонала

Инициатива

Власть и ответственность

Подчинение главному

интересу

Постоянство состава

персонала

Иерархия

Единство

распорядительства





Дальнейшее развитие классической школы происходило в двух направлениях: рационализация производства и исследование общих проблем управления. Здесь можно выделить работы Гаррингтона Эмерсона, Линделла Урвика, Макса Вебера и Генри Форда.

Г. Эмерсон в работе «Двенадцать принципов производительности» (1912г.) рассматривает и формулирует принципы управления предприятиями. По мнению Эмерсона, такими принципами являются:

• точно сформулированные цели, к достижению которых стремится каждый руководитель и его подчиненные на всех уровнях управления.



• подход с позиций здравого смысла к анализу каждого нового процесса с учетом перспективных целей.

• компетентная консультация – необходимость специальных знаний и компетентных советов по всем вопросам, связанным с производством и управлением.

• дисциплина – подчинение всех членов коллектива установленным правилам и распорядку. В основе современной организации лежит точнейшее расписание времени.

• справедливое отношение к персоналу. Наилучшей основой для мирных и гармоничных отношений, для высокой производительности труда, является тщательный отбор персонала.

• быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет, обеспечивающий руководителя необходимыми сведениями. • диспетчирование, обеспечивающее четкое, оперативное управление деятельностью коллектива;

• нормы и расписания, позволяющие точно измерять все недостатки в организации и уменьшать вызванные ими потери;

• нормализация условий, обеспечивающая такое сочетание времени, усилий и себестоимости, при котором достигаются наилучшие результаты;

• нормирование операций, предполагающее установление времени и последовательности выполнения каждой операции;

• письменные стандартные инструкции, обеспечивающие четкое закрепление всех правил выполнения работ;

• вознаграждение за производительность, направленное на поощрение труда каждого работника.

Представитель классической школы Л. Урвик развил и углубил основные положения Файоля. Урвик так же, как и Файоль, сформулировал основные элементы административной деятельности, к которым относил планирование, организацию, укомплектование штата, руководство, координацию, отчетность и составление бюджета.

Основное внимание Урвик уделил разработке принципов построения формальной организации, не потерявших актуальности до настоящего времени:

• соответствие людей структуре. Подчеркивается, что вначале следует детально разработать структуру организации, а затем подобрать специалистов, в наибольшей степени соответствующих требованиям структуры;

• создание специального и «генерального» штаба. Учитывая возрастание сложности управления, Урвик понимал значение

«штабных» специалистов в организации. Он считал необходимым создание специальных штабов, основной функцией которых должна быть разработка рекомендаций для руководителя организации, одновременно полагая, что усложнение функции координации требует создания «генерального» штаба, основной задачей которого является подготовка и передача приказов руководителя, контроль текущей работы и оказание помощи руководителю в координации деятельности штабных специалистов;


• сопоставимость прав и ответственности. Недостаточно возлагать на линейных руководителей только ответственность за какую-либо деятельность, необходимо также делегировать им власть, соответствующую и равную ответственности;

• диапазон контроля – число лиц, непосредственно подчиненных руководителю;

• специализация. Возможны три типа специализации управленческих работников:

• определенность. Для каждой должности в организации должны быть письменно определены права, обязанности, ответственность, взаимоотношения и взаимосвязи с другими людьми. Только в этом случае можно добиться определенности в деятельности организации.

Следующим представителем классической школы является М. Вебер, уделивший основное внимание изучению проблемы лидерства и структуры власти в организации. Харизматический тип организации возникает тогда, когда руководитель обладает исключительными личными качествами.

Характеристики идеальной организации Вебера позволили акцентировать внимание на определенных параметрах организации, определить направления формализации ее деятельности и представить систему управления, основанную на обезличенном и рациональном поведении, которая называется бюрократией. Вебер не сомневался, что бюрократия является опорой для эффективного руководства вне зависимости от условий, в которых она оперирует. «Точность, скорость, отсутствие неопределенности, четкое делопроизводство, непрерывность, благоразумие, единство, строгая субординация, уменьшение трений между членами организаций и сокращение затрат труда и материалов – все это доведено до совершенства в чисто бюрократической организации, и особенно в той форме, где строго проводится единоначалие».

Логическим завершением и претворением в жизнь концепций классической школы стала империя Генри Форда. Итак, представители классической школы разработали принципы, рекомендации и правила принудительной системы работ, построенной на научных нормах. Эта система исключает влияние отдельных работников. Подобная механическая трактовка места человека в производстве не могла привести к единству интересов предпринимателей и рабочих. Как отмечал президент одной компании: «Каждый человек имеет тело, ум, и душу. Эту цель стремились достичь представители другой школы –
человеческих отношений.