Файл: Семинар 17. Проторенессансный характер Божественной Комедии Данте Цель семинара.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Данный период делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне (1337) и после. Первый из них яркий и жизнерадостный, второй – почти бесплодный, омраченный ужаснейшей эпидемией чумы (1347−1353), унесшей 24 млн европейцев (40% населения).
В 1320 г. в Париже появляется трактат музыканта и поэта Филиппа де Витри «Новое искусство». Название стало крылатым выражением, обозначающим искусство, пришедшее на смену средневековому.
2.2. Социально-экономические условия
В XIII в. по Европе катились коммунальные революции, в ходе которых города сбрасывали иго феодализма. Завоевав «хартию вольности» или ее аналог, горожане получали политические права и свободы, а также налоговые и торговые привилегии. Особо преуспевали итальянские городские республики, являвшиеся тогда самыми людными и богатыми на всем континенте. Уже в конце XIII в. Флоренция провозгласила «свобода есть неотъемлемое право, которое не может зависеть от произвола другого лица».1
С каждым десятилетием ремесло и торговля городов приобретали все большее значения. По мере упадка и уничтожения Византии центрами Средиземноморской экономики становились прибрежные города Италии.
Итальянские купцы и их работники много путешествовали. Восточная роскошь, развитая византийская и арабская культуры будили желания и дух конкуренции. Неустанная борьба с морями и пустынями, по которым шли основные торговые пути, развивала силы. А высокоприбыльная внешняя торговля и формирующееся внутреннее мануфактурное производство приносили городским властям и купцам огромные богатства.
Эти богачи щедро финансировали создание красивого, полезного и разумного, поощряли стремление к новым достижениям и открытиям. Конечно, они делали это чаще всего для собственной выгоды или славы. Но их имена большей частью забыты, а потраченные ими деньги обогатили великими творениями все человечество.
Важно отменить еще и то, что в 1250—1494 гг. Италия не знала вторжения иностранных завоевателей. А внутренние войны были короткими и почти бескровными. Это редчайший случай в истории человечества, весьма поспособствовавший развитию Возрождения.
2.3. Побудительные мотивы
Начиналось Возрождения очень скромно и незаметно. К тому же, весьма «локально» – раньше всего возникло и ярче всего проявилось в Италии. Его главными центрами были Флоренция, Сиена, Пиза. Затем – Падуя, Феррара, Генуя, Милан. И, наконец, Венеция и Рим.
Толчком, побудительным мотивом, поводом почти всегда являлись сохранившиеся произведения классической культуры Эллады и Рима, а также их подражательницы – Византии.
В Средние века люди тоже находили рукописи и скульптуры классической Древности, не придавая им особого значения и зачастую уничтожая их в угоду религиозным убеждениям. Следовательно, недостаточно найти следы прежней великой культуры. Необходимо возродиться душой, почувствовать внутреннюю потребность в возвышенном. Только тогда следы величия предков помогают потомкам развиться. Иначе они только мешают, только отвлекают от погони за «хлебом насущным» (желательно с «маслом»), скрашенной мечтами о бесконечном блаженстве в Царствии Небесном.
Например, во второй половине XIV в. в итальянском городе Сиена была найдена мраморная статуя, красота которой потрясла сиенцев. На её пьедестале было высечено имя скульптора «Яинси», изваявшего её восемнадцать столетий назад. Но вскоре Сиена потерпела поражения в войне с Флоренцией. Магистрат объявил статую древним идолом, приносящим несчастье. И великое творение было безжалостно разбито, а его обломки закопаны.
В этой маленькой истории, как в капле воды, отразилась ожесточенная борьба между старыми и новыми взглядами на мир, человека и искусство. В этой безжалостной борьбе столкнулись закостеневшие в своих предрассудках средневековые ретрограды и активные свободолюбивые горожане (новая знать, купцы, ремесленники, ученые и деятели искусства).
2.4. Данте — основоположник
Самым прославленным среди зачинателей Ренессанса считается поэт всех времен и народов Данте Алигьери (1265−1321). Он родился во Флоренции в семье родовитых феодалов, но стал провозвестником совершенно иной эпохи. Его по праву считают создателем итальянского литературного языка – одного из первых национальных (народных) языков, вытеснивших из литературы латынь, превращенную Средневековьем в мертвый язык богословов и схоластов.
Сегодня трудно представить, какими силой и мужеством, какими трудолюбием и энергией обладал Данте, сделавший грубое наречие простолюдинов слогом высокой поэзии и воспевший не любовь к Богу, а любовь к смертной девушке Беатриче. У него земная страсть заявила о своих правах в мощных и восхитительных сонетах.
Вершина творчества Данте – «Комедия», прозванная «Божественной» (1307−1321). В этом произведении все три части («Ад», «Чистилище», «Рай») только формально посвящены религиозной тематике. На самом деле, автор, путешествуя по загробному миру, очень тонко и точно описывает грешные и благородные поступки, совершавшиеся люди тогда и продолжающие совершаться сегодня. Все это дает право называть «Божественную комедию» –
«энциклопедией человеческой души».
Данте, как и все гении Ренессанса, был человеком многосторонним, он не только писал стихи, но и активно занимался политикой, проводил философские, исторические и филологические исследования. Его жизнь наполнена бескомпромиссной борьбой и скитаниями. «Следуй своей дорогой, — говорил он, — и пусть люди говорят что угодно!»2 Его дважды приговаривали к смертной казни, а умер он от нищеты и болезней.
Тем не менее, Данте никогда не сдавался и незадолго до смерти написал: «Самые жаркие уголки в аду оставлены для тех, кто во времена величайших нравственных переломов сохранял нейтралитет». Но только через 150 лет после его кончины эти слова, как и вся «Божественная комедия», были опубликованы.
Сегодня Данте, Петрарку и Боккаччо называют «тремя китами, на которых зиждется Ренессанс» или «тремя корнями, вспитавшими Возрождение».
7. Место Проторенессанса в истории поэтик. Эпоха рефлективного традиционализма (эйдетическая) и Проторенессанс.
8. Субъектная сфера «Комедии».
1) Рождение осознанного личного авторства как главное событие эйдетической поэтики. Авторское начало в «Комедии»; взаимоотношения с каноном, традицией.
2) Автор и герой в эйдетической поэтике. Формы воплощения времени героя.
3) Динамика взаимодействия «авторской» и «чужой» речи.
4) Своеобразие повествовательной ситуации в «Комедии».
5) Тип сюжетного построения.
«Божественная комедия», вершинное творение Данте, начала рождаться тогда, когда великий поэт только что пережил своё изгнание из Флоренции. «Ад» был задуман около 1307 года и создавался в течение трёх лет скитаний. Затем последовало сочинение «Чистилища», в котором особое место заняла Беатриче (ей посвящено и всё творение поэта). А в последние годы жизни творца, когда Данте жил в Вероне и Равенне, был написан «Рай».
Сюжетной основой поэмы-видения стало загробное странствие — излюбленный мотив средневековой литературы, под пером Данте получивший своё художественное преображение. Когда-то древнеримский поэт Вергилий изобразил сошествие мифологического Энея в подземное царство, и вот теперь Данте берёт автора прославленной «Энеиды» в свои проводники по аду и чистилищу. Поэма названа «комедией», и в отличие от трагедии она начинается тревожно и мрачно, но завершается счастливым финалом. В одной из песен «Рая» Данте назвал своё творение «священной поэмой», а после смерти её автора потомки присвоили ей наименование «Божественной комедии».
Мы не будем в этой статье излагать содержание поэмы, а остановимся на некоторых чертах её художественного своеобразия и поэтики.
Она написана терцинами, то есть трёхстрочными строфами, в которых первый стих рифмуется с третьим, а второй — с первой и третьей строкой следующей терцины. Поэт опирается на христианскую эсхатологию и учение об аде и рае, но своим творением существенно обогащает эти представления.
В содружестве с Вергилием Данте ступает за порог глубокой бездны, над вратами которой он читает зловещую надпись: «Оставь надежду, всяк сюда входящий». Но, несмотря на это мрачное предупреждение, спутники продолжают своё шествие. Их вскоре обступят толпы теней, которые будут для Данте особенно интересны, поскольку когда-то они были людьми. А для творца, рождённого новым временем, человек — наиболее увлекательный объект познания.
Переправившись в ладье Херона через адскую реку Ахерон, спутники попадают в Лимб, где тени великих языческих поэтов причисляют Данте к их кругу, объявляя шестым после Гомера, Вергилия, Горация, Овидия и Лукана.
Одной из замечательных примет поэтики великого творения является редкостное воссоздание художественного пространства, а в его пределах — поэтического пейзажа, того компонента, которого до Данте в европейской литературе не существовало. Под пером же создателя «Божественной комедии» оказались воссозданными и лес, и заболоченная степь, и ледяное озеро, и обрывистые скалы. Для дантевских пейзажей характерны, во-первых, яркая изобразительность, во-вторых, пронизанность светом, в-третьих, лирическая их окрашенность, в-четвёртых, естественная изменчивость.
Если мы сравним описание леса в «Аде» и «Чистилище», то увидим, как страшная, пугающая его картина в первых песнях сменяется изображением радостным, светлым, пронизанным зеленью деревьев и голубизной воздуха. Пейзаж в поэме предельно лаконичный: «День уходил, и неба воздух тёмный / Земные твари уводил ко сну». Он очень напоминает земные картины, чему способствуют развёрнутые сравнения:
Как селянин, на холме отдыхая, —
Когда сокроет ненадолго взгляд
Тот, кем страна озарена земная,
И комары, сменяя мух, кружат, —
Долину видит полной светляками
Там, где он жнёт, где режет виноград.
Пейзаж этот, как правило, населён людьми, тенями, животными или насекомыми, как в этом примере.
Другим значимым компонентом у Данте становится портрет. Благодаря портрету люди или их тени оказываются живыми, красочными, рельефно переданными, исполненными драматизма. Мы видим лица и фигуры гигантов, сидящих закованными в каменных колодцах, вглядываемся в мимику, жесты и движения бывших людей, пришедших в загробное царство из античного мира; созерцаем и мифологических персонажей,и современников Данте из его родной Флоренции.
Портреты, набросанные поэтом, отличаются пластичностью, а значит — осязательностью. Вот один из запоминающихся образов:
Он снёс меня к Миносу, тот, обвив
Хвост восемь раз вокруг спины могучей,
Его от злобы даже укусив,
Сказал...
Душевное движение, отражённое на автопортрете самого Данте, тоже отличается большой выразительностью и жизненной правдой:
Так я воспрянул, мужеством горя;
Решительно был в сердце страх раздавлен,
И я ответил, смело говоря...
Во внешнем облике Вергилия и Беатриче меньше драматизма и динамики, но зато исполнено экспрессии отношение к ним самого Данте, который им поклоняется и страстно их любит.
9. Основные направления современной отечественной дантологии («Божественная Комедия» в исследованиях и переводах).